Депрессия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является:
Экспериментально – психологическое выявление личностных особенностей больных депрессией со сверхценными симптомокомплексами в рамках пубертатной динамики РЛ, расстройствами настроения, потерей способности контролировать свои аффекты и субъективным ощущение тяжелых страданий, а также совершенствование стимуляции, сочетающейся с ответной деятельностью , психотерапевтической интервенции патопсихологической диагностики личности для данного контингента, изучение распознавания эмоций и психофармакотерапии.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
I. Глава. «Теории и учения депрессии»……………………………....... 6
1.1. История изучения в Древней Греции………………………...………. 6
1.2. Учения в Средние века………………………………………………... 8
1.3. История лечения депрессии …………………………………………. ..10
II. Глава. «Исследования депрессии»…………………………………………. 13
2.1. Исследование эмоциональных и когнитивных функций при депрессии методом вызванного потенциала мозга…………………………………….. 13
2.2. Анатомо-физиологические основы патологии эмоций при депрессии........................................................................................................ 16
2.3. Новые исследования специалистов…………………………………… 26
III. Глава. «Как избавиться от депрессии самостоятельно»……………… 29
Заключение…………………………………………………………………. 32
Список использованной литературы…………

Работа содержит 1 файл

Курсовая по Психофизиологии.docx

— 104.38 Кб (Скачать)

  Большую роль в этой нормализации играет тот факт, что после длительной стимуляции у них исчезает «блокада» между передними и задними областями мозга левого полушария в интервале, соответствующем волне Р300, что, возможно, облегчает развитие взаимосвязи и обмена импульсацией между этими областями и улучшает качество деятельности. 

2.2. Изучения юношеских депрессий со сверхценными симптомокомплексами в рамках динамики расстройства личности (РЛ)

  Впервые было проведено специальное детальное изучение клинических и психопатологических особенностей депрессий со сверхценными симптомокомплексами в рамках пубертатной динамики РЛ, что позволило разработать оригинальную типологию этих состояний на основе различий в соотношении компонентов сверхценного симптомокомплекса, включающего идеаторные разработки,  аффективное их наполнение и компонент влечений. Исследование выполнено в НЦПЗ РАМН (директор – академик РАМН, проф. А.С. Тиганов) в группе психических расстройств юношеского возраста (руководитель – д.м.н., профессор М.Я.Цуцульковская) отдела по изучению эндогенных психических расстройств и аффективных состояний (руководитель –  академик РАМН, проф. А.С. Тиганов). 
Группы больных для  настоящего исследования были сформированы на основании следующих критериев:  
1.    Диагноз «Расстройство личности» 2.   Депрессия со сверхценными расстройствами; 3. Юношеский возраст больных на момент первичного обследования, к которому в соответствии с распространенной современной оценкой относят период от 16 до 24 лет. 
Проведенное исследование показало, что изученные депрессии отличались полиморфизмом и изменчивостью  аффекта, нестойкостью компонентов депрессивной триады и постепенным их замещением особыми идеаторными пессимистическими сверхценными построениями, чаще метафизического, дисморфофобического и ипохондрического содержания. Причем нередко отмечалось одновременное сосуществование всех этих видов с попеременным доминированием одного из них.  
Детальный клинико-психопатологический анализ изученных состояний позволил подтвердить их депрессивный генез, а также обнаружить  различия в структуре сверхценных симптомокомплексов, что и было положено в основу типологической систематики этих состояний.  В зависимости от степени выраженности каждой из трех составляющих сверхценных симптомокомплексов, в том числе идеаторных разработок, аффективного их наполнения и компонента влечений, были условно выделены следующие основные клинико-психопатологические  типологические разновидности депрессий со сверхценными расстройствами при пубертатной декомпенсации психопатии, обозначенные как «классическая», «обсессивная» и «с доминированием влечений». 
«Классическая»  разновидность депрессий со сверхценными расстройствами при пубертатной декомпенсации психопатии  характеризовалась равномерной выраженностью обозначенных компонентов сверхценного симптомокомплекса (37 человек, 38.5 %). Аффективно заряженные идеаторные пессимистические построения, чаще носящие по содержанию незрелый и наивный характер, тем не менее, были достаточно широко разработаны, а постулирующие их больные –  относительно продуктивны в реализации имеющихся убеждений. Преобладали метафизический и, с меньшей частотой, дисморфофобический виды содержания сверхценных расстройств. Тимический компонент депрессивной триады был представлен, как правило, апатическим и дисфорическим аффектами, идеаторный и моторный компоненты были выражены незначительно. При этой разновидности изученных состояний больные зачастую высказывали нестойкие идеи малоценности, несостоятельности или физической непривлекательности, при этом сохраняя убежденность в собственном духовном или интеллектуальном превосходстве над «серой массой». Суицидальные попытки в большинстве случаев мало зависели от психотравмирующей ситуации, являясь результатом рационального расчета, но при этом нередко приобретали демонстративный характер. [7]

Другие  психопатологические проявления здесь  были представлены менее отчетливо, преимущественно, в виде конверсионных  расстройств. 
 «Обсессивная» разновидность юношеских депрессий со сверхценными симптомокомплексами в рамках динамики РЛ характеризовалась преобладанием в структуре сверхценных расстройств аффективного компонента (30 человек, 31.3%). Здесь пессимистические построения, оставаясь основой мировоззрения, приобретали неотвязный, повторяющийся, тягостный характер, достигая в отдельных случаях уровня депрессивных руминаций. При этой разновидности изученных депрессии чаще всего встречались ипохондрический и дисморфофобический виды содержания сверхценных построений. Тимический компонент депрессивной триады чаще был представлен тревожным или тоскливым аффектом с дисфорическим оттенком и выраженными соматовегетативными проявлениями депрессии. Имело место идеаторное и моторное торможение. Как правило, именно у таких больных идеи малоценности и самоуничижения приобретали наибольшую актуальность, они были склонны считать себя неполноценными в физическом отношении, «неудачниками», «не оправдавшими надежды» Суицидальные попытки больные с «обсессивной» разновидностью изученных депрессий чаще совершали на высоте аффекта с целью избавления от тягостных размышлений. Для этих состояний были характерны такие невротические расстройства, как панические атаки, социофобии, контрастные фобии, навязчивые сомнения и воспоминания, а также соматоформные расстройства, в том числе в форме «органных неврозов».[17] 
  При разновидности депрессий со сверхценными расстройствами «с доминированием влечений» при пубертатной декомпенсации психопатии (29 человек, 30.2 %) тенденция к доминированию в клинической картине  компонента влечений проявлялась в стойкой, носящей характер непреодолимости пессимистической фиксации интересов больных на воплощении собственных идей. Характерным для этих больных было преобладание конкретной деятельности над собственно идеаторными разработками и чувство «аффективной удовлетворенности», получаемое от реализации подобной «одержимости», и свидетельствует о доминировании влечений над сверхценностью. Содержание сверхценных построений здесь преимущественно составляли метафизические и дисморфофобические идеи. На первый план выходил дисфорический аффект по типу «unlust» с недовольством собой и/или окружающими, элементами «тревоги ожидания», чувства «внутреннего напряжения» в моменты бездействия.  Также было отмечено идеаторное и моторное торможение. Характерные для этих больных идеи малоценности, собственной несостоятельности не подвергались детальному анализу, а воспринимались ими скорее как данность. Здесь наиболее отчетливо, чем у больных с двумя другими разновидностями изученных состояний, были представлены идеи вины с направлением их вектора на родственников и социальное окружение. Пессимистическое мировоззрение этих больных отличалось примитивностью, нестойким и импульсивным характером логических построений и нередко сочеталось со склонностью к формированию аддиктивного поведения. Характер влечений при данном варианте приобретали и суицидальные тенденции, которые при психотравмирующих обстоятельствах развивались преимущественно импульсивно, чаще на фоне алкогольного или наркотического опьянения. Среди других психопатологических феноменов в этой группе больных наиболее часто встречались гебоидные проявления и контрастные навязчивости.  
В рамках настоящего исследования были установлены отчетливые корреляции между типом РЛ у изученных больных и выявленными у них  клинико – психопатологическими разновидностями сверхценных депрессий, что позволило сделать вывод о значительной роли характерологической аномалии в патогенезе этих состояний. Было установлено, что у больных из круга стеничных шизоидов достоверно чаще, по сравнению с двумя другими, развивалась «классическая» разновидность изученных депрессий; у сензитивных шизоидов чаще развивалась их «обсессивная» разновидность; у больных с истерическим РЛ  – «с доминированием влечений»; у больных с тревожным РЛ достоверно более часто развивалась «обсессивная» разновидность сверхценных депрессий; у больных с эмоционально-неустойчивым типом РЛ – «с доминированием влечений»; у истерошизоидов (нарциссическое РЛ) – «классическая» разновидность изученных депрессий; а у мозаичных шизоидов – «с доминированием влечений».   
Именно ведущая роль аномальных личностных особенностей в процессе предпочтительного формирования обнаруженных  психопатологических феноменов в наших случаях подтверждает справедливость отнесения изученных депрессий со сверхценными расстройствами к фазовым состояниям при пубертатной декомпенсации психопатии.  
Правомерность этой диагностической оценки обследованных больных подтверждают и анамнестические данные, полученные при их клинико-психопатологическом обследовании. Уже с детского возраста у изученных больных обращали на себя внимания утрированные конституциональные черты. Разнообразные патологические эпизоды в этот период, возникая в условиях неблагоприятного внешнего воздействия практически у всех изученных больных, отличались непродолжительностью и относительной легкостью клинических проявлений. 
В подростковом возрасте становились более отчетливыми  аффективные расстройства с доминированием сниженного настроения и патологические эпизоды в виде соматовегетативной лабильности, истероформных реакции, невротических  проявлений. [15] 
 Наступление юношеского периода сопровождалось у изученных больных не только характерными для этого этапа изменением направленности интересов, усилением  рефлексии, сензитивности, повышенным вниманием к собственной внешности, физиологическим функциям, но и появлением утрированной склонности к однонаправленной деятельности. Эмоционально значимые увлечения постепенно выходили у них на первый план среди ценностных категорий, что приводило к формированию специфического жизненного уклада, оказывало влияние на круг знакомств и сопровождалось постепенным развитием учебной дезадаптации. Все описанное охватывало у них весь юношеский период, приобретая черты клинически очерченного состояния, сходного с «эндореактивной дистимией», «депрессиями фона» «характерологической дистимией», что позволяет расценивать последнее как пубертатную декомпенсацию психопатии, особо четко формирующуюся к возрасту 16 – 17 лет. [16] 
Приведенные данные позволили заключить, что специфические особенности изученных депрессий при наличии определенной патологической конституционально – личностной структуры больных, были обусловлены патопластическим и патогенетическим влиянием возрастного фактора, который находит свое отражение как в возникновении этих состояний лишь в юношеском возрасте, так и в оформлении их клинической картины.  
Для определения критериев прогностической оценки характера постпубертатной динамики психопатии у  больных, перенесших в юности депрессии со сверхценными расстройствами, в настоящем исследовании был проведен анализ имеющегося у нас катамнестического материала. 
Проведенное исследование показало, что на протяжении всего катамнестического наблюдения пубертатный период оставался наиболее сложным этапом для изученных больных не только в отношении клинических проявлений, но и в сфере социально-трудовой адаптации.  
 Что касается психопатологической симптоматики, то по данным клинико-катамнестического наблюдения было установлено, что по окончании юношеского периода у изученных больных утрированные и патологические пубертатные проявления и аффективные расстройства в значительной степени редуцировались, и одновременно постепенно более отчетливо оформлялись  специфические для того или иного типа РЛ патохарактерологические личностные проявления. Доминирующие сверхценные построения постепенно изменяли тематику, утрачивая оттенок пессимизма, однако склонность больных к их формированию, одностороннему направлению мышления и деятельности нередко сохранялась на протяжении всей жизни. В то же время, и по миновании  юношеского возраста у всех изученных больных сохранялась сниженная резистентность к воздействию неблагоприятных внешних факторов, на фоне которых возникали психопатические реакции «в пределах ресурсов личности» как в форме «бурных аффективных  разрядов», так и стертых астено-депрессивных проявлений. У 31.5 % больных из катамнестической группы возникали повторные клинически очерченные депрессивные состояния. Суицидальные попытки,  одна из которых завершилась самоубийством, за катамнестический период были выявлены у 7 (12.3 %) больных, что свидетельствует о сохранении у них опасности в отношении развития суицидальных действий. [1] 
В рамках настоящего исследования на основе данных клинико-катамнестического изучения был также рассмотрен вопрос об особенностях динамики и качестве компенсации психопатии в постпубертатном периоде у изученных больных в зависимости от типологических разновидностей перенесенных ими в юности сверхценных депрессий.   
 Как оказалось, по миновании юношеского возраста у больных, перенесших «классическую» разновидность» изученных состояний, чаще, чем при двух других разновидностях, сверхценные интересы находили место в профессиональной области, связанной с научной, творческой, преподавательской деятельностью. Компенсация состояния у больных, перенесших «обсессивную» разновидность, достигалась, как правило, за счет формирования специфического охранительного жизненного стереотипа, носящего ригидный характер. Наименее устойчивой оказалась компенсация состояния на момент катамнеза у больных депрессиями «с доминированием  влечений», у  многих из которых с течением времени имело место формирование стойких аддикций, в том числе патологических.    
Таким образом, было установлено, что выделенные типологические  разновидности депрессий со сверхценными расстройствами при пубертатной декомпенсации психопатии являются надежными критериями определения прогноза возможности и качества компенсации состояния у больных РЛ в зрелом возрасте. Наряду с клинико-психопатологическим подходом, экспериментально-психологических и психодиагностических методик позволило выявить патопсихологические особенности  данного контингента больных и подтвердить отличия степени выраженности у них основных патопсихологических параметров от соответствующих нормативных величин, а также проследить варианты динамики этих показателей после выхода больных из депрессивного состояния. Кроме того, использование этих методик способствовало выявлению важного для понимания генеза изученных состояний определенного  «набора» специфических черт, входящих в состав патопсихологического синдрома у больных сверхценными депрессиями при динамике РЛ. Имеющиеся у них, снижение уровня социальной регуляции и критичности создавало наиболее благоприятные условия для  возникновения умозрительных построений и концепций, в том числе сверхценных, чему также  во многом способствовал и присущий им высокий уровень мотивации в сферах умственной деятельности, связанных с их увлечениями. Такие  установленные у этих больных мировоззренческие особенности, как отсутствие способности позитивного ощущения смысла жизни, повышенное влечение к смерти, тенденция к минимализации социальной направленности деятельности и перфекционизм, являлись предрасполагающими факторами для возникновения депрессивных состояний и значительного риска развития суицидальных тенденций. 
Как следует из приведенного, выявленные основные психодиагностические показатели не только не противоречат данным клинического исследования, но во многом дополняя последние и подтверждая легитимность предложенной типологической дифференциации, диктуют необходимость их сочетанного использования в качестве вспомогательных диагностических критериев оценки изученных нами юношеских депрессий со сверхценными симптомокомплексами при РЛ, а также применения их при построении терапевтической программы. На этапе купирующей терапии в связи с затяжным характером  изученных состояний, высокой   суицидальной опасностью и низкой комплаентностью этих больных предпочтительным было стационарное лечение, при котором ведущее место отводилось психофармакотерапии. При разработке терапевтической программы наиболее оправданным оказалось назначение антидепрессантов из групп СИОЗС и СИОЗСиН, как обладающих у больных юношеского возраста наиболее благоприятным профилем эффективности и переносимости, но преимущественно тех из них, которые характеризуются сбалансированным действием (пароксетин, сертралин, флувоксамин, миланципран). Ввиду наличия у больных в клинической картине сверхценных расстройств  обязательным являлось включение в схему терапии низких доз нейролептиков, положительно влияющих на идеаторные нарушения (трифлуоперазин, флюпентиксол, кветиапин). Причем, если у больных с «классической» разновидностью изученных состояний именно повышение дозировок этих препаратов способствовало скорейшей дезактуализации доминирующих построений, то у больных с «обсессивной» разновидностью этот эффект достигался чаще за счет введения в основную схему терапии  транквилизаторов, а в группе «с доминированием влечений» - так называемых «корректоров поведения» (неулептил, сонапакс). Для предотвращения инверсии фазы и коррекции эмоциональной лабильности, которые чаще наблюдались в группах у больных с «доминированием влечений» и с «классической» разновидностью, оказалось эффективным дополнительное назначение стабилизаторов настроения (карбамазепина, ламотриджина, вальпроата натрия).  Назначение транквилизаторов находило свое применение лишь для купирования тревожной и фобической симптоматики, при условии полного исключения их в группе  с разновидностью «с доминированием влечений», в связи со склонностью этих больных к формированию зависимости от психоактивных веществ. При наличии астенических проявлений с повышенной утомляемостью, интеллектуальной истощаемостью, которые чаще встречались у больных с «обсессивной» разновидностью, эффективным являлось дополнительное назначение ноотропных препаратов (церебролизина, ноотропила, аминоянтарной кислоты). В ряде случаев, в частности при депрессиях тяжелой степени оказалось эффективным сочетанное применение традиционных антидепрессантов преимущественно седативного действия (амитриптилин) и церебролизина путем внутривенного их вливания. При такой комбинации, с одной стороны, отмечалась более быстрая редукция  депрессивной симптоматики, в том числе суицидальной активности, а также  меньшая частота побочных эффектов, что, по-видимому, связано с дополнительным активирующим психотропным влиянием церебролизина и его одновременно нейропротекторным свойством, уменьшающим нежелательные  действия антидепрессанта.  
По мере стабилизации психического состояния у изученных больных возрастала их потребность в психотерапевтических мероприятиях, особенно семейных и групповых, которые на этапе последующей реабилитации больных занимали ведущее место наряду с длительным сохранением поддерживающей психофармакотерапии.  
Таким образом, наиболее эффективной формой психотерапевтической интервенции при лечении больных депрессиями со сверхценными симптомокомплексами при пубертатной динамике РЛ является проведение групповых занятий. Установлена необходимость дифференцированного выбора предпочтительного метода психотерапии в зависимости от установленных у больных показателей их патопсихологического и психодиагностического обследования, а также клинической разновидности изученных депрессий. Для больных с «классической» разновидностью  наиболее эффективными являются методики когнитивной и личностно ориентированной психодинамической терапии, для больных с «обсессивной» разновидностью – арт-терапии и тренинги ассертивности, а для больных с клинической разновидностью «с доминированием влечений» –бихевиоральные. [2]

 
2.3. Новые исследования специалистов

  Депрессия заставит видеть мир в сером цвете. 23.07.2010 года.   

 

Говорить  о том, что когда на душе тяжело, то все видится в черном цвете, оказалось не просто метафорой. Согласно данным нового исследования специалистов Университета Фрибурга (Германия), опубликованным в журнале «Biological Psychiatry», пациенты с депрессией имеют меньшую способность  к контрастному видению. Причина  этого – нарушения работы клеток сетчатки глаза. Именно поэтому мир  такие больные видят буквально  в сером  цвете. Сетчатка глаза содержит в себе фоточувствительные клетки, которые воспринимают свет и цвет и преобразуют эти сигналы в электрические импульсы, отправляя их потом в зрительные центры мозга. В ходе эксперимента у 40 человек с депрессией измерялись эти электрические импульсы, характеризующие активность клеток сетчатки.  Оказалось, что депрессия стирает контраст между черным и белым, и мир для депрессивных больных становится серым. В ходе этой работы было выяснено, что чем тяжелее депрессия, тем меньше этот контраст. У наиболее тяжелых пациентов электрические сигналы сетчатки глаза оказались самыми слабыми. Эта научная работа, как и всякая другая в медицине, позволяющая измерить работу мозга объективными методами, чрезвычайно важна. В конечном счете эти знания когда-нибудь начнут использоваться для проведения точной диагностики и оценки эффективности антидепрессивной терапии. [28]

  Медитация помогает бороться с признаками депрессии 15.12.2008   

Групповая медитация также эффективна, как  и медикаментозное лечение при  лечении депрессии, считают британские исследователи. Ученые полагают, что  метод групповой медитации более  доступен и не менее эффективен, чем медикаментозное лечение. В  эксперименте приняли участие 123 человека, часть из которых проходили медикаментозное  лечение, а часть - групповую терапию. Впервые в лечении депрессии медики использовали медитацию. Сравнив результаты лечения в двух группах, специалисты были удивлены, так как разницы в результатах лечения практически не было.  
Вместе с тем, еще рано вводить такой метод лечения как альтернативу, так как необходимо провести дополнительные исследования, считают ученые. Однако, если польза такого метода подтвердится, то это значительно сократит расходы на лечение депрессии, а лечение будет более доступно всем желающим, подчеркнули эксперты. [9]  

Дети + много Интернета = депрессия?! 22.01.2007   

 

Ученые  Амстердамского университета установили, что частые прогулки по Интернету могут стать причиной депрессии. Специалисты вели наблюдение за 512 подростками в возрасте от 13 до 15 лет и пришли к выводу, что так называемое «чрезмерное использование Интернета» приводит к ухудшению настроения и проблемам с учебой.  Исследователи выяснили, что интернет-фанаты проводят у монитора компьютера в среднем 26 часов в неделю. По мнению специалистов, именно родители должны запрещать своим детям так много гулять по Сети, если они видят, что проблемы не за горами. «Если у подростков четко ограничено время, проводимое за компьютером, это дает ощутимые результаты», – считают ученые. [20]

  Таким образом, исследования и эксперименты депрессии развиваются с большим темпом, результаты исследований помогают выяснить и устранить очень тяжелую и опасную, в наше время, болезнь.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава III. «Как избавиться от депрессии самостоятельно»

     Депрессия может проявляться  несколькими способами, путями.

Это может  быть конкретная реакция человека на текущие события, людей, погоду.  Чувствительные люди могут, попадая  в пространство других людей воспринимать их депрессию и думать, что это  их собственная.

Человек, обученный действию на психическом  плане может возбудить депрессию  в другом человеке. Также он может  родить и опрокинуть свою депрессию  на другого человека.

  Человек может поддерживать депрессию у другого человека при помощи различных действий, манипуляций даже не осознавая этого.

Специалисты могут возбудить депрессию через  СМИ, телевидение и иные носители информации. Особенно хороши для этого  песни, увлекательные рассказы, фильмы и шокирующая информация.

  Она может проявиться при чрезмерном употреблении лекарств, определенных видов пищи, напитков и косметики.

  Одежда человека, который жил в депрессии может перевести в подобное состояние другого человека, если он ее использует. Это же можно сказать про место жительства и местность. Живете или взаимодействуете с депрессивными, значит, имеете большую вероятность проявления депрессий.

Прерывание  интереса может явиться причиной депрессии. Отсутствие интереса к жизни  рождает депрессию. [10]

   В результате проявления одной  из причин, перечисленных выше  или иной другой, психика человека  перекидывается в состояние депрессии.  Это состояние захватывает сознание  как значимое и может существовать  долго, пока не заменится другим, значимым для сознания событием. Для выхода из депрессии существует  несколько принципиальных способов.

  1. Изучить и использовать законы управления сознанием; 2) изменить устойчивые структуры (реакции) психики; 3) научиться управлять своим вниманием; 4) интуитивно подбирать травы, пищу, напитки, которые помогут сбросить эффект депрессии за счет своей энергетики и состава; 5) использовать внимательность, изучить депрессию, как явление и научиться ей управлять как процессом психики; 6) использовать дополнительные возможности для регулирования психики; 7) биосенсорное регулирование энергоинформационных потоков; 8) найти интересное дело. [18]

  Лечение как способ нейтрализации депрессий имеет свои плюсы и минусы. Плюс в том, что когда человек идет к врачу, он получает лечение бесплатно. Второе положительное в том, что он воспользуется всем опытом медицины, полученным поколениями ученых. Ему не хватит времени и возможностей на проведение подобных исследований самостоятельно. Минус в том, что медицина в принципе настроена на устранение симптоматики и вывода человека в режим социального функционирования. Это приводит к тому, что болезнь устраняется временно и принимает характер хронической. Второй минус в том, что если человек нестандартен в настройке психики, то он может не поддаться лечению. В таком случае медицина делает бесполезные попытки и в конце разводит руками. В любом случае человек остается заложником внешних сил и вынужден уповать на помощь извне. [28]

Лечение депрессии светотерапией.

Осенью  и зимой люди все чаще становятся жертвами такого недуга, как сезонная депрессия или, в медицинской терминологии, сезонное аффективное расстройство (САР). Упадок сил, вялость, нервозность, нежелание чем-либо заниматься, плохое настроение – все это верные признаки снижения уровня допамина и серотонина в мозге, гормонов, которые отвечают за устойчивость психики и волю. Естественно, что лечение депрессии, вызванной недостатком солнечного света, – это, прежде всего, светотерапия. Недостаток солнца компенсируется 30-минутным воздействием яркой лампы, которая обеспечивает освещенность в 10 000 люкс на уровне глаз. Однако утренняя получасовая прогулка даже под облачным небом – это лучшая профилактика плохого настроения. Светотерапия – это лучший способ наслаждаться жизнью и дождливой осенью, и хмурой зимой. [27]

Информация о работе Депрессия