Деонтология юридической психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 20:36, реферат

Описание работы

Всякая наука должна иметь: теорию, методологию, историю, технологию и направления практического применения этого теоретического знания. Как наука юридическая психология должна охватывать всю совокупность достигнутых знаний по данному предмету, а также прогноз конкретных исследований, и ближайшие и отдаленные задачи познания проблем этого предмета на будущее.

Содержание

Введение
1. Сущность познания в юридической психологии
2. Основные принципы методологии познания в юридической психологии
3. Методы научного познания в юридической психологии
Заключение

Работа содержит 1 файл

Деонтология юридической психологии.docx

— 42.86 Кб (Скачать)

Модель совершенного преступления и личности преступника  составляется психологом на базе информации, полученной с помощью указанных  выше общенаучных и частнонаучных методов исследования. Обобщенная и проанализированная информация затем пропускается сквозь выработанную модель, изменяя ее саму. В результате количественного изменения модели (за счет поступления новой информации) происходит качественное изменение всего представления о совершенном преступлении.

Близок к математическому  по своему содержанию и статистический метод. Он является конкретизацией диалектического  метода и одной из сторон проявления парной статистической и динамической закономерности предмета познания. Динамические особенности предмета, как уже  указывалось выше, познаются с  помощью системного, системно-структурого и кибернетического методов. Статистические закономерности предмета юридической психологии отражают регулярные отношения зависимости между его состояниями и относительно самостоятельными объектами социальной действительности. С помощью статистического метода в массе происходящих психолого-правовых явлений можно отделить случайное от необходимого, раскрыть определенные закономерности, которые вызваны необходимыми связями психических явлений, состояний и процессов с государственно-правовой действительностью, выявить их случайные взаимодействия и иногда даже отклонения. Условиями применения статистического метода в юридической психологии являются:

- однородность  познавательных психолого-правовых  явлений;

- однопорядковость их элементов;

- достаточное  множество их и целенаправленный  выбор, а также дифференциация  групп лиц, подлежащих исследованию  в зависимости от профессионального  или процессуального статуса.

В юридической  психологии статистический метод, в  частности, используется для определения  влияния психотравмирующей и  негативной обстановки мест лишения  свободы на личность различных категорий  осужденных, например несовершеннолетних, или для определения судебно-психологической  экспертизы.

Следует отметить, однако, что статистический метод, как  и математический, - это метод  количественного, а не качественного  исследования, поэтому информация, получаемая с его помощью часто страдает односторонностью. Лишь в системе с другими разнообразными методами он обеспечивает адекватное, объективное и полное отражение предмета познания.

Важное место  среди общенаучных методов психолого-правового  исследования занимает логический метод, который достаточно тесно связан с историческим методом и находится  с ним в тесной диалектической связи. Задачей логического метода в психолого-правовых исследованиях  является раскрытие роли, которую  играет психологический элемент  в государственно-правовой системе, в частности, логический метод позволяет, опираясь на данные конкретного исследования, вскрыть те психологические закономерности государственно-правовых явлений и  процессов, которые не лежат на поверхности, а проявляются как их тенденция, сущность или содержание.

В психолого-правовом исследовании логический метод проявляется  как анализ и синтез, выделение  логических последствий из принятых посылок, абстрагирование, обобщение, идеализация, конструктивизация, дедукция, индукция и т. д. Важным общенаучным методом является исторический метод. История, являясь наукой, изучающей реальный процесс развития общества в целом, а также отдельных стран и народов или сторон общественной жизни, одновременно представляет собой теорию этого развития, поскольку не только констатирует исторические факты и процессы, но и вскрывает их глубокие закономерности, неизбежность и объективность. Будучи теорией, история всегда выступает одновременно и методом, ибо при ее помощи познается как исторический процесс в целом, так и отдельные его этапы или даже отдельные исторические факты.

Исторический  метод неразрывно связан с системным, является его предпосылкой, он предусматривает:

- акцентирование  внимания на формальных моментах  и проявлениях предмета познания (применительно к нам -- предмета юридической психологии);

- рассмотрение  его как возникающего, развивающегося  и отмирающего во времени, когда  каждое настоящее состояние обусловлено  предшествующим, а их органическое взаимодействие ведет в конечном итоге к образованию определенной целостности какой-то системы.

Историзм в  широком смысле этого слова всегда становится частью системного подхода, когда предметом познания является определенная развивающая система.

В юридической  психологии специфика применения исторического  метода состоит в том, что с  его помощью прослеживается поэтапное  развитие личности правонарушителя  и преступника, индивидуального  и социального правосознания, правомерного и противоправного поведения. Исторический метод позволяет проследить развитие понятий и категорий юридической  психологии, изменение содержания предмета этой науки в процессе ее длительного  развития.

Разновидностью  исторического метода является сравнительно-исторический метод, который помогает исследовать  психологию различных правонарушителей, живших в различные эпохи, выделять их особенности, схожие и отличительные  черты. Несмотря на специфичность, исторический метод не является обособленным и  оторванным от других. Он всегда является конкретизацией всеобщего диалектического  метода и тесно связан с логическими  и другими общенаучными методами.

В последнее  время в юридической психологии используется достаточно активно и  социологический метод. Его сущность состоит в применении социологической  теории для определения отношения  окружающих к исследуемой личности или ее самой к отдельным социальным ценностям, фактам, людям и т. д.

Социологический метод, как показывает практика, может  конкретизироваться в виде интервью, опроса, наблюдения, анкетирования  и др. Имеет место такая же взаимосвязь, как и в случае с логическим методом, который сам проявляется  в ряде относительно самостоятельных  методов.

Рассмотрев общенаучные  методы, перейдем к частнонаучным.

Частнонаучные методы являются конкретизацией диалектического и общенаучных методов применительно к предмету познания или отдельных его элементов в юридической психологии. В частности, мы уже отмечали, что общенаучный логический метод может конкретизироваться как ряд частнонаучных методов, таких как анализ и синтез, конкретизация и классификация, восхождение от конкретного к абстрактному и т. д.

Анализ - это  выделение в познаваемом предмете отдельных сторон, свойств, элементов, расчленение его на определенные составляющие компоненты. При психолого-правовом анализе устанавливаются причинные  связи с внешними и внутренними  факторами и преступным поведением, а также поведением потерпевшего в криминогенной ситуации и т. д. Как правило, анализ и синтез проявляются в различных умственных операциях, имеющих более частный характер, например, в сравнении. Здесь, на начальном этапе незнания многие психологические моменты выявляются путем обычного сопоставления, сравнения с типичными, выработанными психологической наукой и известными психологу общими и частными психологическими закономерностями.

Более сложным  методом, хотя и производным от сравнения, является классификация. На основе выделения  основных и второстепенных психологических  признаков в ходе классификации  определяется состояние психики  правонарушителя в криминогенной ситуации, устанавливается характер психического развития несовершеннолетнего, его соответствие определенной возрастной группе и т. д.

К классификации  очень близок и метод систематизации, состоящий в группировке психологических  особенностей и проявлений не только по основным, но и по дополнительным, зачастую даже по второстепенным признакам.

Используется  в юридической психологии и метод  обобщения -- это объединение, казалось бы, случайных разнородных фактов, характеризующих психику участников процесса и на этой основе выделения главных из этих признаков.

Обозначим мы и  метод абстрагирования, который  состоит в мысленном отвлечении от второстепенных показателей, а иногда и основных, в целях четкого  выделения главных признаков, характеризующих  психику личности, представшей перед  судебно-психологической экспертизой  и т. д.

Применяется в  юридической психологии и конкретизация -- как метод, представляющий собой применение обобщенного психологического знания к отдельному частному случаю, выделение в нем таких признаков, которые поддаются определенным правилам, использование теории акцентуации характера к конкретному, например, несовершеннолетнему подэкспертному, выделение на этой основе у него наиболее характерных признаков акцентуации конкретного типа.

В юридической  психологии используется и такой  частнонаучный метод, как восхождение от конкретного к абстрактному. Этот метод позволяет переходить от изучения отдельных явлений к познанию их общих закономерностей и процессов. В то же время этот метод является средством образования новых понятий и категорий науки юридической психологии.

Противоположным по своему характеру является общенаучный  метод восхождения от абстрактного к конкретному. Этот метод дает положительные результаты тогда, когда в науке и на практике уже сложилась достаточно развитая система абстракции, когда вычленены элементы, которые составляют объект назначения, изучены свойства и особенности этих элементов.

При привлечении  специального психологического знания в юрисдикционный процесс, а также в практике судебно-психологической экспертизы процесс применения метода восхождения от абстрактного к конкретному позволяет на базе ранее установленных психологических категорий, понятий и закономерностей техники определить индивидуальные психологические особенности и проявления человека в конкретной ситуации.

Следует отметить, что вопросам теории и методологии  в юридической психологии уделено  мало внимания. В какой-то степени  мы постарались восполнить эти пробелы.

Заключение

Вопросы методологии  юридической психологии следует  рассматривать сквозь призму положения  о единстве диалектики, логики и  теории познания, в соответствии с  которым логика как система определенных категорий, содержательный аспект познания, процесс возникновения и развития знания является одновременно и диалектикой - учением об универсальных законах  движения и развития природы, общества, мышления и теорией познания - учением  об исходных и общих условиях любого познания.

Конкретизация этого научного положения на уровне отраслевых наук позволяет определить нам единство теории и метода, которые, будучи относительно самостоятельными формами освоения человеком окружающей его объективной действительности, все же представляет собой целостность. Если теория описывает предмет и  показывает, что он собой представляет в настоящее время, то метод, как  правило, предписывает осуществление  определенных действий в отношении  этого предмета. Обладая определенной самостоятельностью, теория и метод  в то же время тесно взаимозависимы и взаимосвязаны. Наличие теории является предпосылкой научности и правильности применения метода, в то же время теория может быть научной и объективной лишь тогда, когда развивается на основе информации, полученной с помощью системы научных методов. В юридической науке это нашло свою интерпретацию в известном положении о единстве предмета и метода юриспруденции вообще и предмета и метода отраслевых юридических наук в частности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Баранов П.П., В.И. Курбатов Юридическая психология. Ростов - на - Дону, «Феникс», 2007.

2. Бондаренко  Т.А. Юридическая психология для  следователей. М., 2007.

3. Волков В.Н., С.И. Янаев Юридическая психология. М., 2005.

4. Васильев В.Л.  «Юридическая психология»: Учебник  - СПб., 2006.

5. Еникеев М.И. Юридическая психология. М., 2006.

6. Психологические  приемы в работе юриста. Столяренко  О.М. М., 2006.

7. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М., 2006.

Информация о работе Деонтология юридической психологии