Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 20:36, реферат
Всякая наука должна иметь: теорию, методологию, историю, технологию и направления практического применения этого теоретического знания. Как наука юридическая психология должна охватывать всю совокупность достигнутых знаний по данному предмету, а также прогноз конкретных исследований, и ближайшие и отдаленные задачи познания проблем этого предмета на будущее.
Введение
1. Сущность познания в юридической психологии
2. Основные принципы методологии познания в юридической психологии
3. Методы научного познания в юридической психологии
Заключение
Модель совершенного преступления и личности преступника составляется психологом на базе информации, полученной с помощью указанных выше общенаучных и частнонаучных методов исследования. Обобщенная и проанализированная информация затем пропускается сквозь выработанную модель, изменяя ее саму. В результате количественного изменения модели (за счет поступления новой информации) происходит качественное изменение всего представления о совершенном преступлении.
Близок к математическому по своему содержанию и статистический метод. Он является конкретизацией диалектического метода и одной из сторон проявления парной статистической и динамической закономерности предмета познания. Динамические особенности предмета, как уже указывалось выше, познаются с помощью системного, системно-структурого и кибернетического методов. Статистические закономерности предмета юридической психологии отражают регулярные отношения зависимости между его состояниями и относительно самостоятельными объектами социальной действительности. С помощью статистического метода в массе происходящих психолого-правовых явлений можно отделить случайное от необходимого, раскрыть определенные закономерности, которые вызваны необходимыми связями психических явлений, состояний и процессов с государственно-правовой действительностью, выявить их случайные взаимодействия и иногда даже отклонения. Условиями применения статистического метода в юридической психологии являются:
- однородность
познавательных психолого-
- однопорядковость их элементов;
- достаточное
множество их и
В юридической
психологии статистический метод, в
частности, используется для определения
влияния психотравмирующей и
негативной обстановки мест лишения
свободы на личность различных категорий
осужденных, например несовершеннолетних,
или для определения судебно-
Следует отметить, однако, что статистический метод, как и математический, - это метод количественного, а не качественного исследования, поэтому информация, получаемая с его помощью часто страдает односторонностью. Лишь в системе с другими разнообразными методами он обеспечивает адекватное, объективное и полное отражение предмета познания.
Важное место
среди общенаучных методов
В психолого-правовом исследовании логический метод проявляется как анализ и синтез, выделение логических последствий из принятых посылок, абстрагирование, обобщение, идеализация, конструктивизация, дедукция, индукция и т. д. Важным общенаучным методом является исторический метод. История, являясь наукой, изучающей реальный процесс развития общества в целом, а также отдельных стран и народов или сторон общественной жизни, одновременно представляет собой теорию этого развития, поскольку не только констатирует исторические факты и процессы, но и вскрывает их глубокие закономерности, неизбежность и объективность. Будучи теорией, история всегда выступает одновременно и методом, ибо при ее помощи познается как исторический процесс в целом, так и отдельные его этапы или даже отдельные исторические факты.
Исторический метод неразрывно связан с системным, является его предпосылкой, он предусматривает:
- акцентирование
внимания на формальных
- рассмотрение
его как возникающего, развивающегося
и отмирающего во времени,
Историзм в широком смысле этого слова всегда становится частью системного подхода, когда предметом познания является определенная развивающая система.
В юридической
психологии специфика применения исторического
метода состоит в том, что с
его помощью прослеживается поэтапное
развитие личности правонарушителя
и преступника, индивидуального
и социального правосознания, правомерного
и противоправного поведения. Исторический
метод позволяет проследить развитие
понятий и категорий
Разновидностью исторического метода является сравнительно-исторический метод, который помогает исследовать психологию различных правонарушителей, живших в различные эпохи, выделять их особенности, схожие и отличительные черты. Несмотря на специфичность, исторический метод не является обособленным и оторванным от других. Он всегда является конкретизацией всеобщего диалектического метода и тесно связан с логическими и другими общенаучными методами.
В последнее время в юридической психологии используется достаточно активно и социологический метод. Его сущность состоит в применении социологической теории для определения отношения окружающих к исследуемой личности или ее самой к отдельным социальным ценностям, фактам, людям и т. д.
Социологический метод, как показывает практика, может конкретизироваться в виде интервью, опроса, наблюдения, анкетирования и др. Имеет место такая же взаимосвязь, как и в случае с логическим методом, который сам проявляется в ряде относительно самостоятельных методов.
Рассмотрев общенаучные методы, перейдем к частнонаучным.
Частнонаучные методы являются конкретизацией диалектического и общенаучных методов применительно к предмету познания или отдельных его элементов в юридической психологии. В частности, мы уже отмечали, что общенаучный логический метод может конкретизироваться как ряд частнонаучных методов, таких как анализ и синтез, конкретизация и классификация, восхождение от конкретного к абстрактному и т. д.
Анализ - это
выделение в познаваемом
Более сложным
методом, хотя и производным от сравнения,
является классификация. На основе выделения
основных и второстепенных психологических
признаков в ходе классификации
определяется состояние психики
правонарушителя в
К классификации
очень близок и метод систематизации,
состоящий в группировке
Используется в юридической психологии и метод обобщения -- это объединение, казалось бы, случайных разнородных фактов, характеризующих психику участников процесса и на этой основе выделения главных из этих признаков.
Обозначим мы и
метод абстрагирования, который
состоит в мысленном отвлечении
от второстепенных показателей, а иногда
и основных, в целях четкого
выделения главных признаков, характеризующих
психику личности, представшей перед
судебно-психологической
Применяется в юридической психологии и конкретизация -- как метод, представляющий собой применение обобщенного психологического знания к отдельному частному случаю, выделение в нем таких признаков, которые поддаются определенным правилам, использование теории акцентуации характера к конкретному, например, несовершеннолетнему подэкспертному, выделение на этой основе у него наиболее характерных признаков акцентуации конкретного типа.
В юридической психологии используется и такой частнонаучный метод, как восхождение от конкретного к абстрактному. Этот метод позволяет переходить от изучения отдельных явлений к познанию их общих закономерностей и процессов. В то же время этот метод является средством образования новых понятий и категорий науки юридической психологии.
Противоположным по своему характеру является общенаучный метод восхождения от абстрактного к конкретному. Этот метод дает положительные результаты тогда, когда в науке и на практике уже сложилась достаточно развитая система абстракции, когда вычленены элементы, которые составляют объект назначения, изучены свойства и особенности этих элементов.
При привлечении специального психологического знания в юрисдикционный процесс, а также в практике судебно-психологической экспертизы процесс применения метода восхождения от абстрактного к конкретному позволяет на базе ранее установленных психологических категорий, понятий и закономерностей техники определить индивидуальные психологические особенности и проявления человека в конкретной ситуации.
Следует отметить, что вопросам теории и методологии в юридической психологии уделено мало внимания. В какой-то степени мы постарались восполнить эти пробелы.
Заключение
Вопросы методологии
юридической психологии следует
рассматривать сквозь призму положения
о единстве диалектики, логики и
теории познания, в соответствии с
которым логика как система определенных
категорий, содержательный аспект познания,
процесс возникновения и
Конкретизация
этого научного положения на уровне
отраслевых наук позволяет определить
нам единство теории и метода, которые,
будучи относительно самостоятельными
формами освоения человеком окружающей
его объективной
Список литературы
1. Баранов П.П.,
В.И. Курбатов Юридическая
2. Бондаренко
Т.А. Юридическая психология
3. Волков В.Н., С.И. Янаев Юридическая психология. М., 2005.
4. Васильев В.Л.
«Юридическая психология»:
5. Еникеев М.И. Юридическая психология. М., 2006.
6. Психологические приемы в работе юриста. Столяренко О.М. М., 2006.
7. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М., 2006.