Деонтология юридической психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 20:36, реферат

Описание работы

Всякая наука должна иметь: теорию, методологию, историю, технологию и направления практического применения этого теоретического знания. Как наука юридическая психология должна охватывать всю совокупность достигнутых знаний по данному предмету, а также прогноз конкретных исследований, и ближайшие и отдаленные задачи познания проблем этого предмета на будущее.

Содержание

Введение
1. Сущность познания в юридической психологии
2. Основные принципы методологии познания в юридической психологии
3. Методы научного познания в юридической психологии
Заключение

Работа содержит 1 файл

Деонтология юридической психологии.docx

— 42.86 Кб (Скачать)

В психологии и  юриспруденции применяются различные  критерии классификации методов  исследования. Если принять за системообразующий фактор в целом структуру научного знания, то в психолого-правовом исследовании можно выделить следующие виды методов:

- всеобщий метод  диалектики;

- общенаучные  методы:

- анализ и  синтез;

- индукция и  дедукция;

- аналогия, сравнение;

- системный метод;

- восхождение  от конкретного к абстрактному;

- статистический, математический, кибернетический, психологический,  грамматический, исторический, логический  и др.;

- частнонаучные методы, в том числе беседы, наблюдения, эксперименты, опросы и др.

По нашему мнению, оптимальной представляется система  методов трех уровней: общего, особенного, частного, которым соответствуют  диалектический метод как всеобщий и общенаучные и частнонаучные методы.

Независимо от того, в какой области юридической  психологии ведется исследование, к  научным методам предъявляются  следующие требования.

Во-первых, изучаемое  явление должно быть исследовано  в своем развитии и в связи  с окружающей средой, во взаимосвязи  с другими системами.

Во-вторых, научное  исследование должно быть объективно, это означает, что исследователь  ничего не должен в ходе исследования привносить от себя как в процессе наблюдения, так и в формулировании конечных выводов.

В качестве постулатов в юридической психологии (как  и в иных науках, в том числе  и психологии вообще) используются как общие философские положения, так и теоретические выводы, полученные как в самой юридической психологии, так и в других областях научного знания в том числе и психологического.

Важнейшей характеристикой  теории юридической психологии является ее прогностическая ценность, определяемая тем, насколько теория способна предсказывать  развитие тех или иных явлений. Известно, что такое предсказание возможно лишь на основе законов. При этом важна  не только формулировка самого закона, но также определение условий  и сферы его действия. Важным требованием  к теории является ее проверяемость. Хорошо сформулированной является только та теория, которую можно проверить при помощи эксперимента (и практики) или даже путем расчетов и анализа логических следствий, которые из нее вытекают.

Одни из них  характеризуют относительно элементарные зависимости, другие - раскрывают динамику психических процессов во времени, третьи - это законы, характеризующие  структуру психических явлений, четвертые - это законы, относящиеся  к процессу психического развития человека. Наконец, теория должна соответствовать  фактам.

Неменьшую опасность представляет и прагматизм, который часто пытается решать практические задачи по принципу прямого переноса тех или иных научных результатов, например, полученных в лабораторном эксперименте (пусть даже проведенном весьма тщательно), без глубокого анализа их оснований и детерминант в практику. Между тем такой прямой перенос далеко не всегда (а точнее очень редко) возможен. Попытки решать практические задачи в юриспруденции, если они опираются на отдельные изолированно взятые экспериментальные данные без их теоретического осмысления, могут привести к результату, прямо противоположному тому, ради которого они предпринимаются. Но даже если в решении практических задач применяется определенная сложившаяся теория, то нельзя использовать ее подобно универсальному шаблону, приложение которого к реальности будто бы может тотчас же дать ответ на вопрос о том, что надо делать. Шаблонами могут быть только бессодержательные теории. На реальную жизнедеятельность человека (и его поведение) оказывает влияние огромное количество разнообразных факторов, причинно-следственные связи (вообще детерминизация) в той сфере явлений, которые относятся к юридической психологии, столь сложны и динамичны, что проникновение в законы оказывается делом весьма нелегким. Это требует большого исследовательского труда: достаточно кропотливого анализа фактов реальности жизни, их глубокого теоретического осмысления и тщательной экспериментальной проверки гипотез, выдвигаемых в ходе такого анализа и осмысления.

3. Методы научного  познания в юридической  психологии

Развитие юридической  психологии находится в прямой зависимости  от тех методов познания, которые  в ней используются. Только правильно  выбранная система методов способна обеспечить полноту и глубину  исследования, вскрытие изучаемых закономерностей  группы явлений объективного мира. Юридическая психология может успешно  развиваться лишь в том случае, если при изучении явлений все  ее методы полностью основываются на теории познания. Только знание диалектического  метода познания дает нам возможность  правильно вскрывать закономерности и познавать сущность психических  явлений. Правильная методологическая основа при разработке всех методов  и конкретных методик исследования является непременным условием развития юридической психологии. Чтобы понять специфику отдельных видов методов  познания и каждого конкретного  метода в частности, необходимо их рассмотреть  в отдельности, что мы и сделаем  в данной работе.

Диалектический  метод.

Важнейшей стороной познания любых психолого-правовых явлений выступает диалектическая взаимосвязь теории - метода и практики. Практика всегда является основой познания. Метод опосредует отношение между  теорией и практикой, исходя конечно  из практики, конкретизируясь в форме  экспериментально-наблюдательных эмпирических процедур, он всегда сохраняет и  свою связь с нею. В исследовании, писал И.П. Павлов, метод - это самая  первая основная вещь; от метода, способа  действия всегда зависит серьезность  исследования. При хорошем методе и не очень талантливый человек  может сделать много, при плохом методе и гений будет трудиться  впустую.

Диалектический  метод всегда синтезирует в себе получение нового знания, проверку его и применение на практике. Поэтому  он безусловно выступает как метод и познания, и практической деятельности. Являясь всеобщим научным методом, он позволяет нам всегда познать наиболее общие закономерности развития природы, общества, государства и права. Он предполагает овладение диалектикой и познанием государственно-правовых явлений. Диалектика, как теория познания и логика, вооружает юридическую психологию общими принципами познания, оценки и толкования психолого-правовых явлений. Применение диалектического метода позволяет понять и наиболее общие психологические закономерности развития государства и права, личности в действительности, урегулированной правом, однако не содержит и не может содержать принципов познания психологии конкретных государственно-правовых явлений. В диалектическом методе проявляются всегда основные черты специальных и частнонаучных методов. Использование этого диалектического метода в исследовании психолого-правовых явлений и фактов отличается от использования общих и частнонаучных методов, являющихся конкретизацией его общих принципов. Иными словами, диалектический метод в движении -- это всегда диалектическая логика, которая в отличие от формальной оперирует очень гибкими, текучими, подвижными, внутренне противоречивыми формами мысли, которые отражают психологическую сущность государства и права в движении, развитии, изменении и т. д.

Диалектическая  логика в большинстве случаев  позволяет выделить систему методов, с помощью которых можно полно  и правильно уяснить психологический  смысл правовой нормы, ее направленность и внутреннее содержание. Она является сущностной стороной методов психолого-правового  исследования, способствует правильному  определению основных направлений  и предметов разработки данных методов, в целом решению вопроса о  месте методов познания юридической  психологии, а также во всей системе  научных методов.

Следует отметить, что важной функцией диалектического  метода является то, что он не дублирует  общенаучные и частнонаучные методы и неразрабатывает непосредственно специфические принципы познания закономерностей исследуемого предмета. Его назначение в объединении всех методов исследования в единую систему, в определении места каждого конкретного метода в этой системе, в установлении пределов их использования в психолого-правовом исследовании.

Как показывает практика, в психолого-правовом исследовании не могут быть использованы готовые  философские, общеметодологические выводы, входящие в диалектику. Они служат теоретической базой решения  задач психолого-правового исследования и должны быть проверены, обоснованы и развиты применительно к  потребностям исследования, его предмету, но только с помощью общенаучных  и частнонаучных методов.

Общенаучные методы.

Их специфика  состоит в том, что они применимы  во всех или в подавляющем большинстве  наук, в том числе, конечно, и в  юридической психологии. С их помощью, как правило, обеспечивается самопознание науки, познание объекта исследования в самых главных чертах. Общенаучные  методы позволяют увидеть нам  юридическую психологию во взаимосвязях с другими науками, определить внутренние и внешние тенденции ее развития.

В комплексе  общенаучных методов изучения психолого-правовых явлений очень важным является системный  метод, сущность которого заключается  в рассмотрении психологии государственных  и правовых образований как совокупностей  элементов, каждый из которых прямо  или косвенно зависит от других, влияет на них, порождает вместе с  ними относительно самостоятельное  государственное или правовое установление более высокого порядка.

Для юридической  психологии практически продуктивно  применение одного из принципов системного метода - иерархии систем, суть которого заключается в том, что любая  система рассматривается как  соответствующая часть другой, более  широкой системы, а ее элементы - как самостоятельные системы. Этот принцип позволяет нам, с одной  стороны, акцентировать внимание на многоуровневой организации изучаемой  действительности, а с другой стороны, представляет возможность сосредоточить исследование на определенном качественно своеобразном явлении или процессе.

Функция и назначение отдельных частей здесь могут  быть поняты только в свете целостного представления. Психология пошла преимущественно по пути дифференциации целого, анализа частей и их связей друг с другом.

Системное изучение позволяет нам представить юридическую  психологию как систему, входящую в  системы более высокого ранга - в  правоведение и психологию, или как  дробящуюся на подсистемы, являющиеся также относительно самостоятельными, но уже низкого уровня:

- правовую, криминальную, предварительного расследования,  судебную, пенитенциарную психологию  и др.

Подобная конструкция  применима и к предмету конкретного  психолого-правового исследования, в частности, к психологии юриста, его деятельности и т. д.

Системный подход требует рассматривать явления  в их развитии. Он необходимым образом  основывается на принципе развития. Многоплановость  исследования психических явлений, их многомерность и многоуровневый характер, сочетание свойств различного порядка, сложное строение детерминации могут быть раскрыты только тогда, когда  система рассматривается в развитии. Само существование системы состоит  в ее развитии.

Ни целостность ни дифференцированность системы не могут быть поняты вне анализа ее развития. Целостность (и особенности ее дифференцированности) и формируется и разрушается в ходе развития.

Для юридической  психологии принцип развития имеет  особенно большое значение, поскольку  изучаемые ею явления отличаются исключительно высокой динамичностью. Психическое возникает, существует и изменяется в процессе реального  развития той системы, свойством  которой оно является. Этот принцип  давно уже утвердился в отечественной  психологии как важнейший.

Объектом изучения юридической психологии является человек  как субъект правоохранительной деятельности и участник правоотношений. В этом аспекте человека изучает  юриспруденция, психология и конечно  ряд других наук.

Задача юридической  психологии -- в первую очередь исследовать и вывести психологические закономерности деятельности и личности человека в области правового регулирования, а также разработать практические рекомендации по повышению эффективности правоохранительной деятельности. Системный метод в юридической психологии позволяет нам установить механизм детерминирующего влияния социальной системы на правомерное или противоправное поведение человека и социальных групп. С помощью системного метода можно в большинстве случаев познать качественный характер, целостность объекта и предмета познания юридической психологии, психологии отдельной личности (юриста, правонарушителя и т. д.).

Информация о работе Деонтология юридической психологии