Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 20:36, реферат
Всякая наука должна иметь: теорию, методологию, историю, технологию и направления практического применения этого теоретического знания. Как наука юридическая психология должна охватывать всю совокупность достигнутых знаний по данному предмету, а также прогноз конкретных исследований, и ближайшие и отдаленные задачи познания проблем этого предмета на будущее.
Введение
1. Сущность познания в юридической психологии
2. Основные принципы методологии познания в юридической психологии
3. Методы научного познания в юридической психологии
Заключение
Методологические
особенности системного метода таковы,
что с его помощью в
Познаваемые с помощью системного метода явления могут рассматриваться нами с одной стороны, как подсистема психологических явлений, с другой -- как система, в которую в качестве структурных элементов входят факт преступления, личность обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, их познавательные и эмоционально-волевые особенности. Как правило, личность в юридической психологии изучается всегда в динамике правонарушения, в процессе его реконструкции и конечно по материалам следственного и судебного дела. Это дает возможность познания целого ряда психических закономерностей, наблюдать и исследовать которые в иных условиях невозможно или крайне затруднительно.
Следует уяснить, что системный метод не аналог диалектического, он его не подменяет, хотя и содержит общие принципы познания связей, структуры уголовно-правовых и процессуальных явлений. Системный метод - это, как правило, развитие, детализация диалектического метода применительно к конкретному объекту. В то же время благодаря развитию системного метода в диалектическом методе открываются новые качества, такие как всесторонность и др.
Одна из основных задач юридической психологии - выделение внутренних личностных предпосылок, которые во взаимодействии с определенными внешними факторами могут создать для данной личности криминогенную ситуацию, то есть выделение криминогенных личностных качеств и предпосылок. В этой связи особую ценность приобретает развитие ведущей в отечественной науке общепсихологической теории - теории деятельности, которая является одной из основных психологических категорий. Человеческая деятельность или, что является синонимом, сознательная деятельность, отмечает К.К. Платонов, - это такая форма взаимосвязи со средой, в которой человек осуществляет сознательно поставленную цель. Структура любой деятельности может быть уложена в такую общую схему: цель - мотив -- способности -- результат.
Для исследования профессиональной (в том числе юридической) деятельности могут применяться и рекомендации В.Д. Шадрикова. Они четко основаны на методологии и теории системного подхода и состоят в анализе деятельности на нескольких уровнях:
- личностно-мотивационном, предполагающем изучение системы потребностей и возможностей их удовлетворения в конкретной профессии;
- компонентно-целевом, вскрывающем цель и значение каждого действия, операции в общей структуре трудовой деятельности;
- структурно-функциональном, изучающем принципы организации и механизмы взаимосвязи отдельных действий в целостной структуре деятельности. При этом вскрываются связи между подструктурами деятельности, а также значимость установленных связей и вес структурных компонентов деятельности;
- информационном, где выявляются признаки, ориентируясь на которые работник выполняет трудовые действия, дается характеристика этих признаков со стороны прагматической значимости и динамики проявления,
устанавливаются способы получения информации, организации всего информационного потока;
- психофизиологическом, означающем изучение физиологических систем, опосредствующих деятельность.
При этом придается большое значение анализу активационных и информационно-энергетических процессов;
индивидуально-психологическом, предполагающем изучение субъекта деятельности, личности работника во всем многообразии ее свойств и качеств.
В результате сочетания перечисленных уровней описания деятельность предстает перед нами в виде многоуровнего полиструктурного образования. Системный анализ позволяет здесь рассмотреть профессиональную деятельность в развитии, а следовательно, изучить процесс овладения ею, становление профессионального мастерства, дефекты в деятельности, вызванные психологическими особенностями человека.
Сходным с системным и рассматриваемым иногда в единстве с ним является структурный метод. Он выступает своеобразной конкретизацией предыдущего метода, обладая при этом, в целом, определенной самостоятельностью. Если системный метод позволяет познать предмет прежде всего во внешних его связях, то системно-структурный дает нам возможность познать внутренние связи и закономерности предмета, проследить их динамику и взаимодействие. С его помощью всегда можно исследовать в качестве структурного элемента психологическую сторону права, правосознания, правомерного и противоправного поведения, деятельности преступной группы и т. д. Системно-структурные связи в предмете познания существуют объективно и присущи всем областям социальной действительности, в том числе и изучаемым юридической психологией. Структурный метод, ко всему, применяется в юридической психологии для установления специальных и профессиональных способностей участников по делам о преступлениях, связанных с нарушением безопасности труда, на транспорте и т. д.
Структурный метод иногда может выступать одной из предпосылок применения системного метода в исследовании профессиональной деятельности, и том числе и работников юридического труда.
Важен для нас
в настоящее время и
В юридической
психологии использование кибернетического
метода позволяет проводить
Отметим, что
кибернетический метод
К кибернетическому методу близко стоит математический метод, который достаточно успешно используется в социологии, экономике, технологии и ряде других наук. Его применение, как показывает практика, возможно и в юридической психологии. Математический метод прежде всего количественный. Он позволяет нам психологические проявления или психолого-правовые явления выразить количественно. С помощью этого метода психические процессы и явления можно изобразить математическими символами и, оперируя ими по правилам математики, прослеживать их корреляционную связь, определять тенденции и направления их развития, моделировать конкретные психолого-правовые явления или их группы. Учет количественных особенностей психологической стороны правовых явлений имеет важное значение при составлении планов социального и экономического развития, определенных криминологических программ специальной профилактики преступлений и правонарушений и т. д.
Математический
метод позволяет
- теория рефлексивных
игр и рефлексивного
Не только теория рефлективных игр и рефлексивного управления, но и математическая статистика, теория вероятностей, теория экспертных оценок и др. находят все большее применение в юридической психологии.
К описанным выше общенаучным методам близко стоит метод моделирования. Растущий интерес юридических психологов к проблеме моделирования связан прежде всего с тем, что метод моделирования убедительно показал свою эффективность в различных отраслях научного знания; есть все основания полагать, что этот метод окажется действенным и в сфере конкретных психолого-правовых исследований. Широкое распространение он приобрел относительно недавно, хотя и используется в научной литературе уже свыше 120 лет. По генезису своему термин «модель» восходит к итальянскому слову, означающему «образец», «то, с чем сравнивают». Модель - это именно то, с чем сравнивают. Метод моделирования проявляется как опосредованное исследование предмета, непосредственное изучение которого затруднено или вообще невозможно. Моделирование позволяет познавать психические явления, состояния и процессы с помощью моделей -- материальных, знаковых или идеальных (воображаемых) систем, воспроизводящих, отражающих или имитирующих принципы внутренней организации, функционирования особенностей конкретного предмета познания. Моделирование, как правило, базируется на способности субъекта познания абстрагировать признаки или свойства различных предметов, явлений, устанавливать их связи и соотношения. Как полагает В.А. Штофф, «модель... выступает как единство противоположных сторон - абстрактного и конкретного, логического и чувственного, ненаглядного и наглядного. В то время как в теоретическом мышлении преимущественно выступает одна сторона, в чувственных восприятиях и наблюдениях - другая, в модели они связаны воедино, и в этой связи -- специфика модели и одна из ее важнейших гносеологических функций».
Следует отметить, что модель -- это не классическая схема, как иногда полагают (подобную интерпретацию можно обнаружить и в весьма популярном словаре). Модель способствует соотнесению явлений по признаку «причина -- следствие», модель служит действенным средством предвидения социально значимых правовых явлений (возможность предсказать результаты некоторой экспериментальной процедуры имеет конечной целью предвидение в значительно более широком социальном масштабе).
Практика показывает,
что в юридической психологии
в большей мере применимы идеальные
модели, чем материальные. Они строятся
в сознании исследователя, и их можно
в большинстве случаев считать
определенной формой познающего мышления,
с помощью которого чувственно-наглядные
представления строго логически
связываются в целостный образ.
Создав модель, можно познавать психолого-
На практике
модель психологических особенностей
совершенного преступления, личности
преступника, как правило, вырабатывается
уже на первых стадиях уголовного
процесса: при возбуждении уголовного
дела, на стадии дознания или предварительного
расследования, то есть когда других
данных о субъективной стороне и
субъекте может и не быть, когда
еще личность конкретного преступника
не установлена. Подобные модели, носящие
вероятностный характер и вырабатываемые
с помощью специалиста-