Деонтология юридической психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 20:36, реферат

Описание работы

Всякая наука должна иметь: теорию, методологию, историю, технологию и направления практического применения этого теоретического знания. Как наука юридическая психология должна охватывать всю совокупность достигнутых знаний по данному предмету, а также прогноз конкретных исследований, и ближайшие и отдаленные задачи познания проблем этого предмета на будущее.

Содержание

Введение
1. Сущность познания в юридической психологии
2. Основные принципы методологии познания в юридической психологии
3. Методы научного познания в юридической психологии
Заключение

Работа содержит 1 файл

Деонтология юридической психологии.docx

— 42.86 Кб (Скачать)

Деонтология юридической психологии»

Содержание

Введение

1. Сущность познания  в юридической психологии

2. Основные принципы  методологии познания в юридической  психологии

3. Методы научного  познания в юридической психологии

Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Всякая наука  должна иметь: теорию, методологию, историю, технологию и направления практического  применения этого теоретического знания. Как наука юридическая психология должна охватывать всю совокупность достигнутых знаний по данному предмету, а также прогноз конкретных исследований, и ближайшие и отдаленные задачи познания проблем этого предмета на будущее. Применительно к юридической  психологии сегодняшнего дня можно  считать, что в большей мере уже  разработаны теория, методология  и история науки, а также технология применения знания юридической психологии в деятельности дознания, предварительного расследования, судебного разбирательства, исправления осужденных.

Отражение лежит  в основе всего процесса познания человеком объективного мира. Трансформация  отражения в такую качественную особенность, как познание достигается  благодаря сознанию.

1. Сущность познания  в юридической  психологии

Познание -- это активное целенаправленное отражение действительности в сознании определенного человека. Под сознанием понимают свойственную лишь человеку высшую форму отражения объективного мира, реализующуюся в совокупности психических процессов. Сознание человека имеет двойственную природу -- социальную и биологическую. С одной стороны, оно является функцией головного мозга как материального субстрата, а с другой -- оно является идеальным, связанным с общественным опытом, социальной средой, т. е. реализующимся в общественном сознании, складывающемся на основе бесконечной исторической цепи индивидуальных сознаний. Идеальным в сознании является мышление, в отличие от ощущений, восприятий, представлений, носящих материальный характер. Для социальной формы отражения характерно наряду с сознанием и самосознание, то есть осознание человеком самого себя как субъекта любой познавательной деятельности.

Познание, являясь  специфической высшей формой отражения, в отличие от других форм отражения, способно выходить за границы наличного  состояния вещей, отражать не только настоящее, но и будущее, не только действительное, но и возможное, быть не только активным, но и целенаправленным. Природу познания, его возможности и предпосылки, условия его достоверности и  истинности изучает теория познания.

Специфика социального  познания состоит в том, что познающий  не всегда имеет возможность наблюдать  познаваемое, иметь непосредственный контакт, а тем более экспериментировать с ним, что доступно при познании природы. Для социального познания характерно и то, что явление не только может не совпадать с сущностью, но и безусловно искажать ее. Как всегда, здесь требуется большая и сложная мыслительная деятельность, чтобы увидеть истинную сущность явлений. Это, конечно, имеет место и в юридической психологии, когда те или иные явления, лежащие на поверхности, например предметы, найденные на месте происшествия, искажают действительную сущность явлений.

В практической деятельности сложились три вида познания: обыденное, научное и философское. Как правило, обыденное познание в большинстве своем связано  с повседневной деятельностью и  стихийным приобретением некоторых  знаний. В таком познании человек  приобретает жизненный опыт, который  выступает обобщением знаний, подтвержденных практикой отдельных людей. Несмотря на то, что обыденные знания в  основном поверхностны и субъективны, они все же в определенной степени правильно отражают существующую действительность. По мере расширения таких знаний создается предпосылка для их обобщения, систематизации, то есть для познания более высокого уровня - научного и философского.

Научное познание - это процесс приобретения системы  четко сформулированных и уже  проверенных знаний о явлениях и  их связях, установление на этой основе законов природы и общества. Научное  познание -- это результат практической деятельности человечества, подчиненной целям развития общественной практики.

В практической деятельности научное познание непосредственно  связано с обыденным, так как любые новые представления и понятия, возникающие в процессе научного познания, сначала проходят стадии обычного обыденного понимания, а затем выражаются в обыденном языке и сопоставляются с обыденными знаниями. Лишь после этого при помощи научных методов они формируются более строго в научных понятиях, на языке конкретной науки. В связи с такими взаимосвязями в научном познании выделяют, как обычно, два уровня: эмпирический и теоретический, которые диалектически всегда взаимосвязаны как две противоположности, присущие любому научному познанию. Если отвлечься от способов получения базисных знаний, то процесс эмпирического и теоретического познания прямо противоположны: эмпирическое состоит в переходе от частного к общему, то есть представляет собой обобщение частного научного знания, а теоретическое - в переходе от общего к частному, то есть является конкретизацией научного знания. Это противоречие, как правило, в конечном итоге ведет к получению нового знания.

Научное познание на эмпирическом уровне уходит корнями  в обыденное, тогда как теоретический  уровень научного познания смыкается  с философским познанием.

Сущностью и  результатом процесса познания является установление объективной истины, под  которой подразумевается адекватное отражение объекта познающим  субъектом, воспроизведение его  таким, какой он есть вне зависимости  от человека и его сознания. Основным тезисом диалектики в отношении  истины является признание ее объективной  природы.

Процедурой обычного установления истинности познания при  помощи определенных логических рассуждений и чувственного восприятия предметов и явлений является доказывание. Оно осуществляется с помощью умозаключений, связывающих в ряд посылок и следствий мысли различного содержания, а также логических выводов, опирающихся на словесную запись мыслей, имеющих целью свести до минимума внесознательные элементы вывода, то есть перевести абстрактный ход мысли на язык образов. Следовательно, доказывание в процессе познания (установления истины) связано прежде всего с формальной логикой. Разновидностью социального познания, состоящего из диалектического единства мыслительных и юридико-практических операций по воссозданию реальной рутины значимого по любому делу фрагмента действительности, определению его правовых свойств и последствий, удостоверению вытекающих отсюда выводов безусловно является доказывание в юридической психологии.

С учетом особенностей правосудия и правоохранительной деятельности А.В. Дулов выделяет в этой сфере шесть видов деятельности: познавательную, конструктивную, коммуникативную, воспитательную, организаторскую, удостоверительную.

В своих работах  выделяет не виды деятельности, а так  называемые им стороны или признаки судопроизводства и А.Р. Ратинов. Он указывает, например, что предварительное  расследование является познавательным и удостоверительным процессом.

2. Основные принципы  методологии познания  в юридической  психологии

Вопросы методологии  и деонтология юридической психологии следует рассматривать сквозь призму положения о единстве диалектики, логики и теории познания, в соответствии с которым логика как система  определенных категорий, содержательный аспект познания, процесс возникновения  и развития знания является одновременно и диалектикой - учением об универсальных  законах движения и развития природы, общества, мышления и теорией познания - учением об исходных и общих  условиях любого познания.

Конкретизация этого научного положения на уровне отраслевых наук позволяет определить нам единство теории и метода, которые, будучи относительно самостоятельными формами освоения человеком окружающей его объективной действительности, все же представляет собой целостность. Теория есть система идеальных понятий, отражающих сущность исследуемого объекта, его внутренние связи, законы функционирования и развития Метод же выполняет  результативную функцию, указывает, как  должен вести себя субъект по отношению  к познаваемому предмету, какие познавательные и практические операции должен совершить, чтобы достичь поставленной цели.

Если теория описывает предмет и показывает, что он собой представляет в настоящее  время, то метод, как правило, предписывает осуществление определенных действий в отношении этого предмета. Обладая  определенной самостоятельностью, теория и метод в то же время тесно  взаимозависимы и взаимосвязаны. Наличие теории является предпосылкой научности и правильности применения метода, в то же время теория может быть научной и объективной лишь тогда, когда развивается на основе информации, полученной с помощью системы научных методов. В юридической науке это нашло свою интерпретацию в известном положении о единстве предмета и метода юриспруденции вообще и предмета и метода отраслевых юридических наук в частности.

Под теоретически верной и научно обоснованной методикой  исследования подразумевается система  правил, регулирующих последовательность совершения соответствующих операций и применение при этом определенных методов и приемов. Метод трансформирует, как правило, логико-гносеологическую функцию теории и конкретную форму  практического и теоретического освоения действительности, направленную на овладение ею.

Методология юридической  психологии находится во взаимосвязи  с методологией юриспруденции и  психологии. Под методологией следует  понимать систему принципов и  способов организации и построения теоретической и практической деятельности, учение о методах познания и преобразования действительности.

Следует отметить, что методика включает, кроме методов, еще и формы исследования. Если метод есть способ движения для получения  новых психологических знаний, то формы познания выражают этапы движения психолого-правового знания, его  конкретную логическую структуру. Научные  проблемы, факты, гипотезы, теории -- все это важнейшие формы психолого-правового познания и исследования. Элементарные формы познания, а именно понятия, суждения, умозаключения, присутствуют, как правило, на уровне созерцания и связанного с ним обыденного сознания. Эмпирический уровень познания в юридической психологии может быть совершенно по-разному связан с теоретическим: в частности, предшествовать теоретическому, выступать для него проверочным и следовать за ним, проявляться одновременно, когда результаты одного уровня являются пусковым механизмом развития другого и т. д.

В юридической  психологии, также как и в любых  общетеоретических науках имеет  место смешивание методов познания как целенаправленного отражения  объективного мира в сознании людей  с методами научного исследования как  активной и наиболее передовой формы  познания. Вместе с вескими формами  познания (понятия, суждения, умозаключения) заимствуются и методы их осуществления: индукция и конечно дедукция, анализ и синтез, абстрагирование и обобщение. Отмечено, что эти методы на практике могут проявляться и на эмпирическом, и на теоретическом уровне познания и исследования. По нашему мнению, они  становятся методами научного исследования в юридической психологии тогда, когда специально выделяются в качестве инструмента овладения психолого-правовой материей.

Эмпирический  и теоретический уровень исследования, а также его стадии (исследование единичного факта, научное обобщение, выделение закономерностей), конечно, находятся в неразрывной связи  и осуществляются с помощью системы  конкретных методов применительно  к названным выше уровням.

Сущностью системы  методов является конкретизация  диалектического метода на общенаучном и частнонаучном уровнях. Являясь одновременно и теорией, и способом познания, диалектический метод в практике всегда конкретзируется в общенаучных методах (логическом, историческом, психологическом и др.), которые также являются одновременно методами и теориями. На уровне конкретной науки, то есть частнонаучного исследования, общенаучный метод, являющейся знанием определенной отрасли науки, применяется в форме частных методов.

Частнонаучные методы, применяемые в рамках юридической психологии связаны с ее конкретными исследованиями, целями, задачами, предметом, служат для их достижения и раскрытия, для развития юридической психологии в целом и поэтому они включаются в ее арсенал и становятся как бы ее собственными. Например, метод индукции-дедукции применим в любой науке, но методом юридической психологии он становится только тогда, когда используется для получения знания о психологических проявлениях применения права, когда он работает на науку юридическую психологию.

Рассматривая  вопрос о системе и видах методов, используемых в юридической психологии, следует исходить из того, что речь идет не только о применении методов  психологической науки для решения  задач юридической психологии, или  методов психологической и юридической  наук совместно, а о том, что методы, хотя и применяемые в других науках, при включении их в систему  методов юридической психологии образуют новое качество -- методологию этой конкретной науки - юридической психологии.

Информация о работе Деонтология юридической психологии