Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 20:36, реферат
Всякая наука должна иметь: теорию, методологию, историю, технологию и направления практического применения этого теоретического знания. Как наука юридическая психология должна охватывать всю совокупность достигнутых знаний по данному предмету, а также прогноз конкретных исследований, и ближайшие и отдаленные задачи познания проблем этого предмета на будущее.
Введение
1. Сущность познания в юридической психологии
2. Основные принципы методологии познания в юридической психологии
3. Методы научного познания в юридической психологии
Заключение
Деонтология юридической психологии»
Содержание
Введение
1. Сущность познания в юридической психологии
2. Основные принципы
методологии познания в
3. Методы научного
познания в юридической
Заключение
Введение
Всякая наука
должна иметь: теорию, методологию, историю,
технологию и направления практического
применения этого теоретического знания.
Как наука юридическая
Отражение лежит в основе всего процесса познания человеком объективного мира. Трансформация отражения в такую качественную особенность, как познание достигается благодаря сознанию.
1. Сущность познания в юридической психологии
Познание -- это активное целенаправленное отражение действительности в сознании определенного человека. Под сознанием понимают свойственную лишь человеку высшую форму отражения объективного мира, реализующуюся в совокупности психических процессов. Сознание человека имеет двойственную природу -- социальную и биологическую. С одной стороны, оно является функцией головного мозга как материального субстрата, а с другой -- оно является идеальным, связанным с общественным опытом, социальной средой, т. е. реализующимся в общественном сознании, складывающемся на основе бесконечной исторической цепи индивидуальных сознаний. Идеальным в сознании является мышление, в отличие от ощущений, восприятий, представлений, носящих материальный характер. Для социальной формы отражения характерно наряду с сознанием и самосознание, то есть осознание человеком самого себя как субъекта любой познавательной деятельности.
Познание, являясь специфической высшей формой отражения, в отличие от других форм отражения, способно выходить за границы наличного состояния вещей, отражать не только настоящее, но и будущее, не только действительное, но и возможное, быть не только активным, но и целенаправленным. Природу познания, его возможности и предпосылки, условия его достоверности и истинности изучает теория познания.
Специфика социального познания состоит в том, что познающий не всегда имеет возможность наблюдать познаваемое, иметь непосредственный контакт, а тем более экспериментировать с ним, что доступно при познании природы. Для социального познания характерно и то, что явление не только может не совпадать с сущностью, но и безусловно искажать ее. Как всегда, здесь требуется большая и сложная мыслительная деятельность, чтобы увидеть истинную сущность явлений. Это, конечно, имеет место и в юридической психологии, когда те или иные явления, лежащие на поверхности, например предметы, найденные на месте происшествия, искажают действительную сущность явлений.
В практической
деятельности сложились три вида
познания: обыденное, научное и философское.
Как правило, обыденное познание
в большинстве своем связано
с повседневной деятельностью и
стихийным приобретением
Научное познание - это процесс приобретения системы четко сформулированных и уже проверенных знаний о явлениях и их связях, установление на этой основе законов природы и общества. Научное познание -- это результат практической деятельности человечества, подчиненной целям развития общественной практики.
В практической деятельности научное познание непосредственно связано с обыденным, так как любые новые представления и понятия, возникающие в процессе научного познания, сначала проходят стадии обычного обыденного понимания, а затем выражаются в обыденном языке и сопоставляются с обыденными знаниями. Лишь после этого при помощи научных методов они формируются более строго в научных понятиях, на языке конкретной науки. В связи с такими взаимосвязями в научном познании выделяют, как обычно, два уровня: эмпирический и теоретический, которые диалектически всегда взаимосвязаны как две противоположности, присущие любому научному познанию. Если отвлечься от способов получения базисных знаний, то процесс эмпирического и теоретического познания прямо противоположны: эмпирическое состоит в переходе от частного к общему, то есть представляет собой обобщение частного научного знания, а теоретическое - в переходе от общего к частному, то есть является конкретизацией научного знания. Это противоречие, как правило, в конечном итоге ведет к получению нового знания.
Научное познание на эмпирическом уровне уходит корнями в обыденное, тогда как теоретический уровень научного познания смыкается с философским познанием.
Сущностью и
результатом процесса познания является
установление объективной истины, под
которой подразумевается
Процедурой обычного установления истинности познания при помощи определенных логических рассуждений и чувственного восприятия предметов и явлений является доказывание. Оно осуществляется с помощью умозаключений, связывающих в ряд посылок и следствий мысли различного содержания, а также логических выводов, опирающихся на словесную запись мыслей, имеющих целью свести до минимума внесознательные элементы вывода, то есть перевести абстрактный ход мысли на язык образов. Следовательно, доказывание в процессе познания (установления истины) связано прежде всего с формальной логикой. Разновидностью социального познания, состоящего из диалектического единства мыслительных и юридико-практических операций по воссозданию реальной рутины значимого по любому делу фрагмента действительности, определению его правовых свойств и последствий, удостоверению вытекающих отсюда выводов безусловно является доказывание в юридической психологии.
С учетом особенностей правосудия и правоохранительной деятельности А.В. Дулов выделяет в этой сфере шесть видов деятельности: познавательную, конструктивную, коммуникативную, воспитательную, организаторскую, удостоверительную.
В своих работах выделяет не виды деятельности, а так называемые им стороны или признаки судопроизводства и А.Р. Ратинов. Он указывает, например, что предварительное расследование является познавательным и удостоверительным процессом.
2. Основные принципы методологии познания в юридической психологии
Вопросы методологии
и деонтология юридической
Конкретизация
этого научного положения на уровне
отраслевых наук позволяет определить
нам единство теории и метода, которые,
будучи относительно самостоятельными
формами освоения человеком окружающей
его объективной
Если теория
описывает предмет и
Под теоретически верной и научно обоснованной методикой исследования подразумевается система правил, регулирующих последовательность совершения соответствующих операций и применение при этом определенных методов и приемов. Метод трансформирует, как правило, логико-гносеологическую функцию теории и конкретную форму практического и теоретического освоения действительности, направленную на овладение ею.
Методология юридической психологии находится во взаимосвязи с методологией юриспруденции и психологии. Под методологией следует понимать систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, учение о методах познания и преобразования действительности.
Следует отметить, что методика включает, кроме методов, еще и формы исследования. Если метод есть способ движения для получения новых психологических знаний, то формы познания выражают этапы движения психолого-правового знания, его конкретную логическую структуру. Научные проблемы, факты, гипотезы, теории -- все это важнейшие формы психолого-правового познания и исследования. Элементарные формы познания, а именно понятия, суждения, умозаключения, присутствуют, как правило, на уровне созерцания и связанного с ним обыденного сознания. Эмпирический уровень познания в юридической психологии может быть совершенно по-разному связан с теоретическим: в частности, предшествовать теоретическому, выступать для него проверочным и следовать за ним, проявляться одновременно, когда результаты одного уровня являются пусковым механизмом развития другого и т. д.
В юридической
психологии, также как и в любых
общетеоретических науках имеет
место смешивание методов познания
как целенаправленного
Эмпирический
и теоретический уровень
Сущностью системы методов является конкретизация диалектического метода на общенаучном и частнонаучном уровнях. Являясь одновременно и теорией, и способом познания, диалектический метод в практике всегда конкретзируется в общенаучных методах (логическом, историческом, психологическом и др.), которые также являются одновременно методами и теориями. На уровне конкретной науки, то есть частнонаучного исследования, общенаучный метод, являющейся знанием определенной отрасли науки, применяется в форме частных методов.
Частнонаучные методы, применяемые в рамках юридической психологии связаны с ее конкретными исследованиями, целями, задачами, предметом, служат для их достижения и раскрытия, для развития юридической психологии в целом и поэтому они включаются в ее арсенал и становятся как бы ее собственными. Например, метод индукции-дедукции применим в любой науке, но методом юридической психологии он становится только тогда, когда используется для получения знания о психологических проявлениях применения права, когда он работает на науку юридическую психологию.
Рассматривая
вопрос о системе и видах методов,
используемых в юридической психологии,
следует исходить из того, что речь
идет не только о применении методов
психологической науки для