Деловой стиль ообщения и его виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 01:57, реферат

Описание работы

Для обеспечения высокого уровня общения руководитель должен уметь пользоваться технологиями общения, основанными на психологических знаниях. Так, нужно обязательно учитывать, что в процессе общения между партнерами, коллегами может возникнуть напряженность и даже конфликтная ситуация, например, из-за неуважения к чувству собственного достоинства. Или, также, неумелое пользование словом может привести к значительным информационным потерям, а следовательно, к сбоям в выполнении служебных обязанностей.

Содержание

Введение……………………………………………………………..3
1.Глава 1.Общая характеристика официально - делового стиля:
1.1.Пути и причины возникновения деловой речи…………….....5
1.2.Понятия и сущность делового стиля общения………………..6
1.3. Специфические черты делового общения………. .................8
3.Глава 2 .Характер делового общения и этические принципы в деловой речи:
2.1. Принципы деловой речи……………………………………….10
2.2. Основные Тезисы делового общения и характеристики делового текста.……………………………………………………………..…11
3.Глава 3. Публичное выступление:
3.1.Подготовка и проведение выступления……………………..….14
3.2.Как завоевать аудиторию…………………………………….….15
3.3.Поза жест и мимика оратора…………………………………….19
Заключение…………………………………………………………...21
Список литературы…………………………………………………..23

Работа содержит 1 файл

деловой стиль общения реферат.docx

— 65.38 Кб (Скачать)

         В законодательном подстиле используется абстрактная лексика и практически отсутствует экспрессивно-эмоциональные языковые средства, оценочная лексика. Оценочные слова такого рода, как тунеядец, преступный приобретают в юридических текстах терминологическое значение. Здесь много антонимов, так как законодательная речь отражает противоположные интересы, противополагает и сопоставляет понятия: права и обязанности, труд и отдых, личный и общественный, истец и ответчик, преступление и наказание, регистрация брака и расторжение брака, усыновление ребенка и лишение родительских прав, добровольно и принудительно, удерживать и начислять.

            Язык законов оказал большое влияние на формирование всего официально-делового стиля, он исконно был основой деловой речи. Конечно, язык законов должен быть образцом для языка управленческой документации. Но управленческий подстиль, как и дипломатический, обладают своими нормами и языковым разнообразием, обусловленным содержанием и составом документов.

           Управленческий подстиль. Сфера применения управленческого подстиля - разнообразные административно - ведомственные, производственные отношения. Виды документов управленческого подстиля в наибольшей степени разнятся между собой в композиционном, стилистическом и языковом отношениях.

                        

                         1.3. Специфические черты делового общения.

     В зависимости от различных признаков деловое общение делится на:

  • устное - письменное (с точки зрения формы речи);
  • диалогическое - монологическое (с точки зрения однонаправленности/двунаправленности речи между говорящим и слушающим);
  • межличностное - публичное (с точки зрения количества участников);
  • непосредственное - опосредованное (с точки зрения отсутствия/наличия опосредующего аппарата);
  • контактное - дистантное (с точки зрения положения коммуникантов в пространстве

       Все перечисленные факторы делового общения формируют характерные особенности деловой речи.   

Монолог в деловом общении представляет собой продолжительное высказывание одного лица. Он относительно непрерывен, последователен и логичен, обладает относительной завершенностью, сложен по структуре. 
     Диалог предназначен для взаимодействия между двумя или несколькими собеседниками, причем в обмене информацией речевые партнеры могут меняться ролями. Диалог спонтанен (как правило, не может быть заранее спланирован), эллиптичен (фразы более свернутые, краткие, чем в монологе), экспрессивен. 
     Дистантное, опосредованное общение (телефонный разговор, почтовое и факсовое отправление, пейджинговая связь и т.п.) отличается от контактного, непосредственного повышенным вниманием к интонационному рисунку речи (устное общение), краткостью и регламентированностью, невозможностью использования жестикуляции и наглядных предметов в качестве носителей информации. 
     Деловое общение представляет собой широкий диапазон жанровых разновидностей письменного и устного общения. 
     Письменная деловая речь, в которой реализуются диалогические отношения, представлена всеми видами деловых писем, документами, фиксирующими социально-правовые отношения - контрактами (договорами), соглашениями и всеми типами сопутствующих документов
     Устная деловая речь, в которой реализуются диалогические отношения, представлена жанрами деловых переговоров, встреч, консультаций и т.п
     Совещания, собрания представляют собой особый тип протокольного общения, в котором по большей части представлена монологическая деловая речь, не только имеющая письменную природу, но и существующая сразу в двух формах - устной и письменной. 
     Реклама, светское общение. Сегодня рамки делового общения расширяются. Реклама, светское общение становятся неотъемлемой составляющей делового общения. Успех предприятия, дела сегодня во многом зависит от умения представить свои позиции в наиболее выгодном свете, заинтересовать потенциального партнера, создать благоприятное впечатление. Поэтому, помимо "читаемой" монологической речи, в практику делового общения все активнее входит подготовленная, но "нечитаемая" монологическая речь (презентационная речь, торжественная речь, вступительное слово на различных встречах) , поздравительные письма, этикетные тосты.

  Владение  всеми перечисленными жанрами делового общения входит в профессиональную компетенцию современного руководителя, менеджера.  
 
 

                               Глава 2 .Характер делового общения и этические принципы в деловой речи

                             2.1. Принципы деловой речи.

          Этику делового общения следует  учитывать в различных её проявлениях.

         В отношениях между предприятием  и социальной средой, между предприятиями, внутри одного предприятия – между руководителем и подчинённым, между подчинённым и руководителем, между людьми одного статуса. Между сторонами того или иного вида делового общения, существует своя специфика. Задача состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали любому виду делового общения, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей. Вместе с тем они должны служить надёжным инструментом координации деятельности людей, вовлеченных в деловое общение.

          Общий нравственный принцип человеческого  общения содержится в категорическом  императиве И.Канта2: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего законодательства».

           Применительно к деловому общению  основной этический принцип можно  сформулировать следующим образом:  в деловом общении при принятии  решения о том, какие ценности  следует предпочесть в данной  ситуации, поступай так что бы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию интересов всех сторон.

         Таким образом, в основе этики  делового общения должна быть  координация, а по возможности  и гармонизация, интересов. Естественно  если тем увеличивают количество  вариантов решений, порождают  комплекс моральных дилемм, поджигающих   деловых людей на каждом шагу  в процессе их деятельности  и общения.

         Несмотря на всю проблематичность и трудность выбора нравственной позиции, в общении имеется ряд таких положений , следуя которым можно в значительной степени облегчить деловое общение, повысить его эффективность, избежать промахов в процессе взаимодействия с другими в бизнесе.

        Необходимо  уяснить, что в морали нет  абсолютной истины и высшего  судьи среди людей. Когда идет  речь об этических промахах  других, не следует делать из  «моральных мух» «моральных слонов».  Когда речь идет о промахах  своих следует поступать наоборот.

         В морали следует хвалить других, а предъявлять претензии к  себе.

         Нравственное отношение окружающих  к нам зависит в конечном счете от нас самих. Когда речь идет о практическом утверждении норм морали, основной императив поведения – «начни с себя».

          Особое внимание следует обратить  на золотое правило этики общения: 

    «Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы  относились к вам». В отрицательной  форме в формулировке Конфуция3 оно гласит: «Чего не пожелаешь себе, того не делай другим». Это правило применимо и к деловому общению, но по отношению к отдельным его видам: «сверху – вниз» (руководитель – подчиненный), «снизу – вверх» (подчиненный – руководитель ),  «по горизонтали» (сотрудник - сотрудник),  требует конкретизации.

                    2.2. Основные Тезисы делового общения и характеристики делового текста.

          Публичное выступление – это  устное монологическое высказывание  с целью оказания воздействия  на аудиторию. В сфере делового  общения наиболее часто используются  такие жанры, как доклад, информационная, приветственная и торговая речь.

          Деловая речь преобладает в  деятельности государственных служащих  министерств, муниципалитетов и  департаментов.

            Эти категории людей тяготеют  к информационным аспектам речи, теории и практике речевой  коммуникации, на первый план  выдвигаются следующие тезисы.

    1. Интересы дела, логика, юридическая обоснованность, корректность, полное отсутствие сантиментов.
    2. Слушающий партнёр в деловых отношениях, - это объект речи (устной, письменной), от которого зависит успех дела, и он должен ощущать удовлетворение.
    3. Говорящий как инициатор общения должен держать нить разговора в своих руках, не уступать её партнеру.
    4. Если слушателей несколько, говорящий должен знать позиции каждого и свою речь направлять не только всем, но и каждому.
    5. Говорящий не должен забывать, что в паре « говорящий – слушающий» он находится в невыгодном положении, «самораскрываясь»  перед слушающим.  Говорящий вынужден идти на риск  в своём « самораскрытии» , а слушающий имеет возможность взвесить своё дальнейшее поведение.
    6. В тоже время слушающий, анализируя речь говорящего, должен решит такие задачи:

      а) чему можно  верить, чему – нельзя;

      б) есть ли в  речи говорящего второй план смысла, если есть – в чем он состоит;

      в)какие  из предложенных условий ему выгодны  или хотя бы приемлемы для него, как инициатор переговоров, т.е. говорящий, к нему относится.

          7.  Оба  участника переговоров  должны успеть четко выделить  информацию в речи друг друга,  оценить её с точки зрения  новизны, достоверности, перспектив  использования, вероятной эффективности  этого использования. Причём все  перечисленные задачи (а также  другие) должны быть решены

быть решены в условиях острого дефицита времени  и в сопровождении вежливых улыбок и этикетных речений.

     Всё  это требует знания психологии  человека, менеджмента, маркетинга, рекламы, теории управления, аналитических умений и прогнозирования. Неслучайно в деловом мире находят себе место специалисты – аналитики, референты, диагностики, адвокаты, статистики и даже детективы.

     Обычно  в деловом общении могут быть  выделены этапы – предварительный,  ориентировочный, аналитический,  конструктивный, прогностический, юридический,  этап итогового взвешивания и,  наконец, принятия решения, подписания  акта  ( контракта, договора ). Все  эти условия, естественно, находят  отражение  и в языке.

    Устные  деловые переговоры, как правило,  стенографируются или записываются  на магнитофонную ленту.

     Характеристики  делового текста:

а) четкая целевая  установка;

б) четкое определение  предмета обсуждения;

в) указание участников делового контакта, даты, часа и места;

г) соблюдение юридических  норм; точнее знание законов, их соотнесенности, непротиворечивости;

д) однозначность  терминов и формулировок;

е) отказ от аллегорий, метафор, изобразительных средств, которые могут привести к неточному  пониманию текстов, соблюдение норм литературного языка, официально –  делового стиля.

       Как  видим, провозглашаемое  ныне информационное общество,  возможно, наиболее полно отражается  в этой области речевого мастерства. И компьютер как важнейший  инструмент информационного мира  находит в деловой риторике  самое широкое применение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                   Глава 3. Публичное  выступление

                 3.1.Подготовка и проведение выступления.

         Подготовка к любому ораторскому  монологу начинается с определения  его темы и цели. Тему определяет  либо сам автор, либо те, кто  приглашает его произнести речь. Название выступления должно  быть ясным, четким, по возможности  кратким. Оно должно отражать  содержание речи и привлекать  внимание слушателей. При разработке  повестки для совещаний необходимо  особое внимание обращать на  формулировку тем докладов и  сообщений. Темы должны ориентировать  людей на участие в обсуждении  конкретных проблем. Некоторые  речи не имеют названий: приветственная, митинговая и другие. 
       Приступая к разработке текста, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, какой реакции он добивается. Основные цели публичного монолога - сообщение и воздействие. Оратор может поставить задачу информировать слушателей, дать определенные сведения. Или он рассчитывает взволновать аудиторию, сформировать у людей убеждения, представления, которые станут мотивами их поведения, то есть призывает к каким - либо действиям. Часто эти цели перекрещиваются, совмещаются в одном выступлении. Свои цели и задачи следует сообщить слушателям. 
       Важно оценить состав будущей аудитории, заранее настроиться на своих слушателей, учитывая такие факторы: образовательный уровень, направление образования (гуманитарное, техническое  и т. д.), познавательные интересы, пол, возраст, отношение к теме и к оратору. 
       Всегда легче говорить, обращаясь к однородному (гомогенному) составу (дилетанты, специалисты, коллеги, студенты, люди одинаковых политических взглядов и т. д.). Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция на выступление. 
       Обращаясь к молодежи, нельзя заигрывать, льстить, поучать, упрекать в незнании, некомпетентности, подчеркивать свое превосходство, уклоняться от острых проблем и вопросов. 
       Перед слушателями с высоким уровнем профессиональной или научной подготовки нельзя выступать, если нет новых взглядов, подходов к решению проблемы, нельзя допускать повторы, тривиальные суждения, демонстрировать свое превосходство, злоупотреблять цифрами, цитатами, уклоняться от существа проблемы. 
       В неоднородной (гетерогенной) аудитории произносить речь труднее. Если публика различна по составу, надо, по возможности, адресовать какой - то фрагмент каждой группе. Следует заранее подумать о том, что сказать отдельным, особо авторитетным, важным персонам, если вы знаете, что они придут. 
       Необходимо также выяснить численность аудитории. Большим количеством слушателей сложнее управлять. В огромной массе человек легковерен, склонен к обезличиванию, не способен к критике, видит все в черно - белых красках, реагирует на эмоции. Чем больше аудитория, тем проще, нагляднее, образнее следует говорить. 
       Знание своих слушателей, «прицельная» подготовка речи приобретают особое значение при обсуждении какого - то трудного вопроса в узком кругу специалистов, деловых людей. 
       Следует узнать, в какой обстановке будет проходить выступление - в зале, в кабинете, есть ли там кафедра, стол, микрофон . 
       Кафедра помогает сконцентрировать внимание на ораторе, за ней надо располагаться свободно, непринужденно, установив и стараясь сохранять постоянно расстояние в 20 - 30 сантиметров между ртом и микрофоном. 
       Важное значение имеет и размещение слушателей в аудитории.  
       Надо выяснить также после каких других речей планируется ваше выступление. Ведь каждая последующая речь должна быть интереснее по содержанию и форме, чем предыдущая. 
 
       Следует помнить, что «живой» опыт всегда хорошо воспринимается слушателями, он убедителен и ему верят. 
       Материал публичного выступления может быть теоретическим и фактическим. 
       Насыщенность речи тем или другим типом материала зависит от жанра. Так, в отчетном докладе требуется приводить множество фактов, чтобы доказать положения и убедить слушателей. Материал выступления должен быть достоверным. Предварительно проверяют точность информации, цифр, дат, цитат, имен. 
       Систематизируя материал, оратор создает план, продумывает композицию, логику изложения, составляет и редактирует текст. 
       Подготовка письменного текста имеет много преимуществ. Написанную речь можно проверять, исправлять; она легче запоминается и дольше удерживается в памяти. Писать следует на отдельных листах, на одной стороне. Опытный оратор может ограничиться составлением тезисов, конспекта или развернутого плана выступления. 
       Репетиция представляет собой произнесение текста мысленно либо вслух, лучше перед зеркалом. Надо найти такую позу, в которой вы чувствуете себя легко и удобно, и постараться ее запомнить; изучить лицо - расправить нахмуренные брови, мимические морщины, набегающие на лоб; продумать жесты, приемы установления контакта. Опыт показывает, что на каждую минуту выступления приходится 20 - 25 минут подготовки. Если выступление тщательно разработано, то в момент встречи со слушателями говорящий будет держаться уверенно.

Информация о работе Деловой стиль ообщения и его виды