Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2011 в 18:23, реферат
Структура игры:
- роли
- игровые действия, носящие обобщенный и сокращенный хар-р
- игровое употребление предметов
- реал. отнош-я между играющими детьми
Луков: методика
двойного переименования предметов
в игре. Кол-во предметов, могущих
выполнять необходимые по ходу игры
роли взрослых или детей и замещать
предметы, специально ограничивалось
с целью вынудить детей использовать для
замещения подобранные экспер-ром предметы
(Н., сначала лошадка – это ребенок в дет.
саду, потом – повар). В 3 года дети легко
изменяют вслед за экспер-ром назначение
вещей в игре и их названия, но редко долго
сохраняют за вещью ее нов. игровое употр-е
и название, постоянно возвращаясь к первоначал.
доигровому сп-бу действия с предметом
и к прежнему названию. В 5 лет дети сами
активно ищут среди предложенных игрушек
необходимые для замены персонажей или
предметов, а если не находят, то соглашаются
с предложениями экспер-ра, хотя и с некот.
трудом. Изменив сп-б действия с предметом
и его название, ребенок прочно сохраняет
за предметом его новое назначение, даже
если оно не наход-ся в прямом соответствии
с ег первонач., доигровым употреблением.
Условием для того, чтобы одна игрушка
заменяла другую, явл-ся не внешнее сходство,
а возможность опред. образом действовать
с данной вещью (лошадь можно поставить,
уложить, как дитя, а шарик – нельзя). Для
старших детей игровой сп-б действия по
отн-ю к замещающим предметам тоже оч.
устойчив. По собств. инициативе дети никогда
не производят вторич. замены, поэтому
первоначальная поопытка экспер-ра разрушить
принятое игровое значение вещей наталкивается
на некот. сопротивление, но после нескольких
таких измен-й дети охотно идут на дальнейшие
вторичные переименования.
Зд. мы видим
отрыв сп-ба употребления предмета
от конкрет. вещи, за кот. этот сп-б первоначально
закреплен, а также отрыв слова от
предмета.
Эльконин. Первая
серия – игра в переименование
– перед ребенком ряд предметов,
он д/называть предметы др. именами, переименовывать.
Вторая серия: даны 4 предмета и их игровые
наименования, с ними надо произвести
ряд действий (Н., карандаш – это нож,
мяч – это яблоко: «отрежь кусочек яблока»).
Третья серия аналогична второй, но давали,
Н., нож в качестве карандаша и карандаш
в качестве ножа – игровое употребление
предмета в конфликтной ситуации, при
наличии реального предмета.
Рез-т. Первая серия.
Уже у детей 3 лет простое переименование
не вызывает затруднений. Но многие дети,
называя предметы новыми именами, делают
ошибки, называя предмет или его собственным
именем, или другим. Наиб. кол-во ошибок
падает на младш. возраст (3-4 года). Переименование
детьми предметов ограничено теми предметами,
кот-е по своим реал. св-вам позволяют произвести
требуемые новым наименованием действия.
На протяжении дошкол. возраста происходит
значит. расширение закрепленных за словом
действий с предметом и ег св-в, что и создает
возм-ти более свободного, но все же ограниченного
игрового переименования.
2 серия. Половина
трехлетних детей испыт-т
3 серия. Возрастает
кол-во детей, кот. не
В развитии игры
2 символизации:
перенос действия
с одного предмета на другой, при
переименовании предмета
взятие ребенком
на себя роли взрослого чел-ка, при этом
обобщенность и сокращенность действий
выступают как условие для моделирования
соц. отнош-й между людьми в ходе их деят-ти
и тем самым прояснение их человеч. смысла.
Развитие отношений
ребенка к правилам в игре. Подвижные
игры с правилами.
Чем моложе дети,
тем содержательнее и непосредственнее
д/б связь между правилами, которым
д/подчинять свои действия ребенок,
и ролью, кот-ую он берет на себя.
Игра в эстафету
– подчинение непосредственного
импульса бежать к экспериментатору
правилу бежать по сигналу. Только у самых
младших детей есть неподчинение правилу.
Дети или бегут до окончания команды, или
не бегут и после ее окончания; непосредственный
импульс бежать или побеждает, или тормозится;
между импульсом бежать и правилом еще
нет никакой борьбы. Уже в 4-летнем возрасте
иначе: из 11 проб в 9 случаях подчинение
правилу. Усложнение: игра в горелки, зд.
команда явл-ся более длинной, поэтому
импульс бежать все время нарастает, и
сдержать его труднее. Дети 7 лет в отличие
от 5-летних сознают свой импульс и, =>,
уже сознательно подчиняются правилу.
Введение сюжета повышает у младших детей
возможность подчинения правилу (при игре
в паровоз лучше, чем в простой эстафете).
При введении сюжета происходит как бы
отчуждение своих действий, их объективация,
отсюда возможность их сравнения и оценки,
=>, большая управляемость. Уже в сред.
дошкол. возрасте становится возможным
подчинение игровому правилу, не облеченному
в ролевое содержание; в старшем дошкольном
возрасте игры с готовыми правилами занимают
значительное место; в школьном возрасте
отодвигаются на второй план сюжетные
ролевые игры.
Экспер-т –
игра в отгадки. Реб-к совместно
с педагогом в отсутствие экспер-ра
задумывал, какое действие д/совершить
экспер-р, педагог условливался с ребенком,
что они не скажут, что надо сделать, пусть
отгадчик сам догадается. Экспер-р выполнял
роль отгадчика, якобы не знающего, какое
действие задумано. Ребенок одновременно
имеет правило молчать и импульс подсказать,
они вступают в противоречие. Ребенок
(4,5 года) идет по линии желания, присутствие
педагога на данной ступени не содействует
выполнению правила. На второй ступени
(5-6 лет) повед-е меняется, смысл игры для
ребенка – не рассказать задуманное. Ребенок
руководствуется правилом, но с трудом
справляется с желанием подсказать. Дети
прямо не подсказывают, но смотрят в упор
на задуманное, дают наводящие указания,
рады, когда экспер-р угадывает. Присутствие
педагога или др. ребенка на этой стадии
помогает сдерживать желания. На третьей
стадии (6,5 – 7 лет) для детей смысл игры
– не рассказать задуманное, побеждает
правило, борьба не так видна. Правило
соблюдается, даже когда педагог отсутствует.
Развитие игры
идет от развернутой игровой ситуации
и скрытыми внутри нее правилами
к играм с открытыми правилами
и свернутой игровой ситуацией.
Игра «придумывание
правил игры» (дают игровое поле, солдат,
всадников, командира, 2 шарика, надо придумать
с ними игру). Ступени:
доигровая; правила
отсут-т, нет оформленного сюжета, действия
детей сводятся к манипулированию игрушками
появл-ся элементы
сюжета и ролей, выделяется командир,
игра в осн. сводится к построению
и маршировке, отдел. эпизоды игры
между собой не связаны, ясных
правил нет
выступает сюжет,
разыгрывается война, правила тесно
связаны с сюжетом, правила не обобщены,
но по ходу игры отдел. правила формируются
правила вычленяются
и формулируются до начала игры,
появл-ся и чисто условные правила,
независимые от сюжета и игровой
ситуации
Игра и психическое
развитие.
Игра и развитие
мотивационно-потребностной сферы.
Выготский на первый
план выдвигал проблему мотивов и
потр-тей как центральную для
понимания самого возникновения
ролевой игры (прав), указал на противоречия
между рождающимися новыми желаниями
и тенденцией к их немедленной
реализации, кот. не м/б осуществлена.
Леонтьев. Предмет.
мир, осознаваемый ребенком расширяется,
не со всеми предметами ребенок в
состоянии действовать. Для ребенка
еще не существует отвлеченной теоретич.
деят-ти, осознание выступает у
него прежде всего в форме действия.
Ребенок стремится вступить в действенное
отношение не только с доступными ему
вещами, он стремится действовать как
взрослый.
При переходе от
предмет. игры к ролевой непосредственно
в предметном окружении детей
существенного измен-я м/и не произойти.
Ребенок все так же моет куклу, укладывает
ее спать. Но все эти предметы и действия
с ними включены теперь в нов. систему
отнош-й ребенка к действит-ти, в нов. аффективно-привлекательную
деят-ть, благодаря этому они объективно
приобрели новый смысл. Превращение ребенка
в мать, а куклы в ребенка приводит к превращению
купания, кормления, приготовления пищи
в уход за ребенком. В этих действиях выражается
теперь отношение матери к ребенку – ее
любовь и ласка, а может быть, и наоборот;
это зависит от конкрет. усл-й жизни ребенка,
тех конкрет. отнош-й, кот-е его окружают.
Обобщенность и сокращенность игровых
действий явл-ся симптомом того, что такое
выдел-е человеч. отнош-й происходит и
что этот выделившийся смысл эмоционально
переживается.
Знач-е игры не
ограничивается тем, что у ребенка возник-т
новые по своему содержанию мотивы деят-ти
и связанные с ними задачи. Существенно
важным явл-ся то, что в игре возникает
нов. психологич. форма мотивов. Гипотетически
м/представить себе, что именно в игре
происходит переход от мотивов, имеющих
форму досознательных аффективно окрашенных
непосредственных желаний, к мотивам,
имеющим форму обобщенных намерений, стоящих
на грани сознательности.
Игра и преодоление
«познавательного эгоцентризма».Ж. Пиаже
характеризует осн. кач-во мышления
детей дошкол. возраста, отт кот. зависят
все остальные, как познавательный эгоцентризм
– недостаточное отграничение своей точки
зрения от др. возможных, а отсюда и ее
фактическое господство. Ролевая игра
приводит к изменению позиции ребенка
– со своей индивидуальной и специфически
детской – на новую позицию взрослого.
Игра явл-ся деят-тью, в окт. происход. осн.
процессы, связанные с преодолением познават.
эгоцентризма.
Задача Вине
о трех братьях. Правильно указывая,
сколько у него братьев, ребенок
не м/правильно указать, сколько братьев
у кого-л. из его братьев, т.е. встать на
их точку зрения. Экспер-т Недоспасовой:
задача от трех братьях предлагалась не
по отношению к своей семье, а по отнош-ю
к чужой или условной семье, зд. эгоцентрич.
позиция и вовсе не проявлялась или проявлялась
в значительно меньшей степени. Т.о. в условиях
экспериментал. игры удалось преодолеть
феномен познават. эгоцентризма.
Игра и развитие
умственных действий. Гальперин установил
осн. этапы формир-я умственных действий.
Если исключить этап предварит. ориентировки
в задаии, то формир-е умств. действий и
понятий с заранее заданными св-вами прооходит
закономерно след. этапы:
этап формир-я
действий на материал. предметах или
их материальных моделях-заместителях
этап формир-я того
же действия в плане громкой речи
этап формир-я
собственно умственного действия (иногда
еще есть и промежут. этапы, Н. формирование
действия в плане развернутой
речи, но про себя и т.п.)
В игре ребенок
уже действует со значениями предметов,
но еще опирается при этом на их материальные
заместители – игрушки. Опора на предметы-заместители
и действия с ними все более и более сокращается.
Т.о., игровые действия носят промежуточный
хар-р, приобретая постепенно хар-р умственных
действий со значениями предметов, совершающихся
в плане громкой речи и еще чуть-чуть опирающихся
на внеш. действие, но приобретшее уже
хар-р обобщенного жеста-указания. В игре
формир-ся предпосылки к переходу умств.
действий на этап умств. действий с опорой
на речь.
Дж. Брунер: роль
предварит. манипуляций с материалом (элементами
орудий) для последующего реш-я интеллектуал.
задач. Он высоко оценивает знач-е игры
для интеллектуал. развития, т.к. в ходе
игры м/возникать такие комбинации материала
и такая ориентация в его св-вах, кот-е
м/приводить к последующему использованию
этого материала в кач-ве орудий при реш-и
задач.
Игра и развитие
произвольного повед-я. В игре ежеминутно
происходит отказ ребенка от мимолетных
желаний в пользу выполнения взятой
на себя роли. В игре происходит существенная
перестройка повед-я ребенка – оно становится
произвольным, т.е. осуществляется в соответствии
с образцом и контролируется путем сопоставления
с этим образцом как эталоном.
Во всех возрастных группах длительность сохранения позы неподвижности (Н., часовой) в ситуации выполнения роли превышает показатели сохранения той же позы в условиях прямого задания. Большое значение им. мотивация деят-ти. Выполнение роли, будучи эмоционально привлекательным, стимулирует выполнение действий, в кот-х роль находит воплощение. В присутствии группы поза неподвижности выполнялась длительнее и более строго, чем в ситуации одиночества. Присутствие других как бы усиливало контроль за своим поведением. Ребенок в игре выполняет 2 функции: выполняет свою роль и контролирует свое поведение, т.е. имеется рефлексия, поэтому игру м/считать школой произвольного поведения.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://flogiston.ru/