Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2011 в 18:23, реферат
Структура игры:
- роли
- игровые действия, носящие обобщенный и сокращенный хар-р
- игровое употребление предметов
- реал. отнош-я между играющими детьми
Игра возник-т
на основе тех же мех-мов, кот-е лежат
в основе снов и неврозов взрослых.
Важная мысль:
игра детей наход-ся под влиянием
желания, доминирующего в этом возрасте
– стать взрослым и делать так,
как делают взрослые.
Адлер – чувство
слабости и несамостоятельности, болезненно
ощущаемое, ребенок пытается заглушить
в себе фикцией власти и господства
– играет в волшебника и фею. Игры – попытки
создать ситуацию, выявляющую те соц. отнош-я,
на кот. фиксирован аффект, т.е. ролевая
игра в кач-ве смыслового центра им. соц.
отнош-я между взрослыми и между взрослым
и ребенком.
Хартли. Наблюдение
за ролевой игрой – выяснение того, как
реб-к представляет себе взрослых, смысл
их деят-ти, взаимоотнош-я, а также в ролев.
игре ребенок вступает в реал. отнош-я
с др. играющими и проявляет присущие ему
кач-ва и некот. эмоционал. переживания.
Недостатки толкований
Фрейда:
биологизаторство,
не учит-т историю онтогенетич. развития
чел-ка, отождествляет осн. влечения
чел-ка и живот-го и сводит их к
сексуальным
переносит гипотетич.
мех-мы динамики психич. жизни с взрослых
больных на детей
представление
о взаимоотнош-х ребенка и общ-ва как антагонистических,
приводящих к травмам, а играт – форма
ухода ребенка из реал. действит-ти
игнорир-ся возник-е
игры в истории общ-ва и в развитии
отдел. индивида, не рассматр-ся знач-е
игры для психич. развития
Пиаже. Ребенок
ассимилирует окружающую его действительность
в соответствии с законами своего
мышления, сначала аутистического,
а затем эгоцентрического. Такая
ассимиляция создает особый мир,
в окт. ребенок живет и удовлетворяет
все свои желания. Этот мир грез для
ребенка наиболее важен, он и есть для
него настоящая реальность. Путь развития
с позиций Пиаже: сначала для ребенка существует
единый мир – субъектив. мир аутизма и
желаний, затем под влиянием давления
со стороны мира взрослых, мира реальности,
возникает два мира – мир игры и мир реальности,
причем первый имеет для ребенка более
важное значение. Этот мир игры есть нечто
вроде остатков чисто аутического мира.
Наконец, под давлением мира реальности
происходит вытеснение и этих остатков,
и тогда возникает как бы единый мир с
вытесненными желаниями, приобретающими
хар-р сновидений или грез.
Возражения. Неверны
предпосылки: что нужды ребенка
даны ему с самого начала в форме
психич. образований, в форме желаний
или потр-тей; что нужды ребенка
не удовлетворяются. Исслед-я Лисиной:
начальной потр-тью ребенка явл-ся потр-ть
общения со взрослым. Мир ребенка – это
прежде всего взрослый чел-к. Мир ребенка
– это всегда какая-то часть мира взрослых,
своеобразно преломленная, но часть объективного
мира. И к тому же, никакое удовлетворение
потр-тей в воображаемом мире невозможно.
К. Левин, схематично
взгляды:
Психич. среда
взрослого чел-ка дифференцируется
на слои с различ. степенью реальности.
Возможны переходы
из одного плана в другой.
Это есть и у
детей, но у них дифференциация различ.
степеней реальности не так отчетлива
и переходы от уровня реальности к уровню
ирреальности совершаются легче.
Осн. мех-мом
перехода от слоев различ. степени
реальности к ирреальным слоям явл-ся
замещение.
Осн. св-во игры:
она имеет дело я с явлениями, относящимися
к уровню реальности в том смысле, что
они доступны наблюдению посторонних
лиц, но значительно меньше связана законами
реальности, чем неигровое поведение.
Слиозберг (исследования).
В серьезной ситуации ребенок
об. отказ-ся от игрового замещения. В игре
он часто отвергает реал. вещи или реал.
действия, предложенные ему взамен игровых.
Оч. важным фактором принятия замещения
явл-ся степень интенсивности потр-ти.
Чем сильнее потр-ть, тем меньшей становится
ценность замещающего действия.
Левин и Слиозберг:
игра – это особый слой реальности,
но действия в игре по своей динамике
близки действиям в ирреальных слоях.
Пиаже. Ребенок
использует свое тело и отдел. движения
для своеобраз. моделирования положения,
движения и св-в некот. предметов (указывал
и Запорожец). Исследование подражания
приводит Пиаже к мысли, что рождающийся
мыслит. образ есть интериоризированное
подражание. Т.о., по Пиаже, подражание
есть выделившаяся из нерасчлененных
сенсомотор. движений чистая аккомодация
к визуальным или акустическим моделям.
А игра – это прежде всего простая ассимиляция,
функциональная или воспроизводящая.
Психич. ассимиляция есть включение объектов
в схемы повед-я, кот-е сами явл-ся не чем
иным, как канвой действий, обладающих
способностью активно воспроизводиться.
Один из критериев
игры по Пиаже – освобождение от
конфликтов.
3 осн. структуры
игры по Пиаже:
игры-упражнения
символические
игры
игры с правилами
Все они явл-ся
формами повед-я, в кот-х преобладает
ассимиляция, но их различие в том, что
на кажд. этапе действительность ассимилируется
разными схемами. Какова структура мысли
ребенка на данном этапе развития, такова
и его игра, ибо игра – ассимиляция действительности
в соответствии со структурой мысли.
Символическая
игра есть эгоцентрическая мысль в чистом
виде. Осн. функция игры – защита «я» ребенка
от вынужденных аккомодаций к реальности.
Символ, будучи личным, индивидуальным,
аффективным языком ребенка, и явл-ся основным
средством такой эгоцентрической ассимиляции.
Игра – такая эгоцентрич.
ассимиляция, в кот. исп-ся особый язык
символов, создающий возможность ее наиболее
полной реализации.
Представления
Пиаже об игре как выражении бессознат.
конфликтов и сближение символизма
игры с символизмом сновидений –
близость его понимания игры психоаналитическому.
Возражения: игра
явл-ся не консервативной силой, а, наоборот,
деят-тью, производящей подлинную революцию
в отнош-и ребенка к миру, в
том числе и в переходе от центрированного
мышления к децентрированному, играет
прогрессирующую роль в развитии ребенка.
Символич. игра не есть эгоцентрич. мысль
в чистом виде, как думает Пиаже, а, наоборот,
ее преодоление. В игре ребенок действует
со своими переживаниями, он выносит их
вовне, воссоздавая материально условия
их возникновения, переводит их в новую
форму, гностическую (девочка, пораженная
видом ощипанной утки, валяется на диване
и приглушенным голосом говорит: «Я –
мертвая утка»).
Пиаже считает,
что в игре любая вещь м/служить
фиктивным заместителем для чего
угодно. Но это не так. Выготский: одни
предметы легко заменяют другие, зд. неважно
сходство, а важно функциональное употребление,
возможность выполнить с заместителем
изображающий жест.
Нельзя согласиться
с Пиаже в сближении символизма
игры с символизмом сновидений.
Заслуга Пиаже:
поставил проблему игры в связь с переходом
от сенсомоторного интеллекта к мышлению
в представлениях.
Шато. Наслаждение,
кот. ребенок получает в игре –
это моральное наслаждение. Оно
связано с тем, чт в каждой игре
есть опред. план и более или менее
строгие правила. Выполнение этого плана
и правил создает особое моральное удовлетворение.
У ребенка нет др. сп-бов самоутверждения,
кроме игры. Самоутверждение у Шато –
это выражение стремления к совершенствованию
и преодолению трудностей, к новым достижениям.
Советская Ψ. Ушинский
подчеркивал значение игры для общего
развития души (для развития личности
и ее моральной стороны), Сикорский
– роль игры в умств. развитии.
Виноградов –
принимая в осн. теорию Грооса, считает,
что тот недостаточной учитывал
«человеческие факторы»: воображение,
подражание, эмоциональные моменты.
Басов: игра им.
структурные особенности, наиб. характерным
явл-ся отсут-е у ребенка каких-л.
опред. обязательств, эта свобода
во взаимоотношениях со средой приводит
к особому виду поведения, главной
движущей силой и особенностью кот. явл-ся
процессуальность. Чел-к – активный деятель,
отказ от чисто натуралистич. теорий игры,
видевших ее источники внутри личности,
а не в системе взаимоотношений ребенка
с окружающей его действит-тью.
Блонский. Игры:
мнимые игры
(манипуляции)
строительные
игры
подражательные
драматизации
подвижные
интеллектуальные
То, что мы называем
игрой, есть, в сущности, строительное
и драматическое искусство
Выготский.
В играх детей
примитив. чел-ка происход. их подготовка
к будущей деят-ти. Игра человеч.
ребенка тоже направлена на будущую
деят-ть, но глав. образом на деят-ть
социал. хар-ра.
Игра – исполнение
желаний, но не единичных, а обобщенных
аффектов. Центральным и характерным для
игровой ситуации явл-ся создание мнимой
ситуации, заключающейся в принятии ребенком
на себя роли взрослого, и осуществление
ее в создаваемой самим ребенком игровой
обстановке. Правила в игре есть правила
ребенка для самого себя, правила внутр.
самоограничения и самоопределения. В
игре все внутр. процессы даны во внеш.
действии. Игра непрерывно создает такие
ситуации, кот-е требуют от ребенка действий
не по непосредственному импульсу, а по
линии наибольшего сопротивления. Игра
явл-ся хотя и не преобладающим, но ведущим
типом деят-ти в дошкольном возрасте. Игра
содержит в себе все тенденции развития,
она источник развития и создает зоны
ближайшего развития, за игрой стоят изменения
потр-тей и измен-я сознания общего хар-ра.
Рубинштейн. Исход.
особ-ть игры – особ-ти ее мотивов. Мотивы
игры заключ-ся не в утилитарном
эффекте и вещном рез-те, кот. об.
дает данное действие в практич. неигровом
плане, но и не в самой деят-ти
безотносительно к ее рез-ту, а в
многообразных переживаниях, значимых
для ребенка сторон действит-ти. В игре
действия явл-ся скорее выразительными
и семантическими актами, чем оперативными
приемами.
Возникновение
игры в онтогенезе.
Вся первая половина
первого года жизни проходит при
опережающем формировании сенсорных систем.
Важное значение для последующего развития
акта хватания имеют ощупывающие движения
руки. Сначала руки случайно наталкиваются
на прдмет, образ-ся последующее направление
рук к объекту, когда он наход-ся на опред.
расстоянии от глаза, приведение в опред.
положение кисти и пальцев при виде предмета
под опред. углом зрения. В ходе формир-я
акта хватания связь между зрит. восприятием
и движением устанавливается мгновенно.
В процессе хватания, ощупывания формир-ся
связи между сетчаточным образом предмета
и его действит. формой, величиной, удаленностью,
закладываются основы пространственного
предметного восприятия.
Развитие повтор.
движений начин-ся с похлопывания по
предмету, потом они становятся более
разнообразными. В вызове и поддержании
повторных и цепных действий с предметами
большая роль принадлежит ориентировочно-
Возникновение
ролевой игры генетически связано с
формированием под руководством взрослых
предметных действий в раннем детстве.
Предмет. действия – исторически сложившиеся,
закрепленные за опред. предметами общественные
сп-бы их употребления. Носителями предмет.
действий явл-ся взрослые. Развитие предмет.
действий – процесс усвоения, происходящий
под непосредственным руководством взрослых.
В ходе форми-я предмет. действий ребенок
прежде усваивает общ. схему действия
с предметом, связанную с его обществ.
назначением, и лишь затем происходит
прилаживание отдел. операций к физич.
форме предмета и условиям осуществления
действий с ним. Усвоение путем наблюдения
за действиями взрослых. 2 типа переноса:
перенос действия с предметом в другие
условия и осуществление того же действия,
но уже с предметом-заместителем. Впервые
замещение одного предмета другим возникает
при необходимости дополнить привычную
ситуацию действия недостающим предметом.
Порезать что-то ножом – используют палочку,
т.к. ею можно производить внешне те же
действия.