Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2011 в 18:23, реферат
Структура игры:
- роли
- игровые действия, носящие обобщенный и сокращенный хар-р
- игровое употребление предметов
- реал. отнош-я между играющими детьми
Реферат: "Д.Б. Эльконин. Психология игры"
Раздел: Краткое содержание произведений
Д.Б. Эльконин. Психология
игры.
Шиллер: игра –
наслаждение, связанное со свободным
от внеш. потр-ти проявлением избытка
жизненных сил.
Спенсер: игра –
искусственное упражнение сил; в игре
находят выражение низшие спос-ти, а в
эстетич. деят-ти – высшие.
Вундт: Игра –
дитя труда, в игре все имеет прототип
в форме серьезного труда, всегда
предшествующего ей и по времени
и по самому существу.
Эльконин: человеч.
игра – деят-ть, в кот. воссоздаются
соц. отнош-я между людьми вне условий
непосредственно утилитарной деят-ти.
При описании детской
игры психологи особо выделяли работу
воображения, фантазии.
Дж. Селли: сущность
детской игры заключ-ся в выполнении какой-нибудь
роли.
Эльконин: именно
роль и связанные с ней действия
и составляют единицу игры.
Структура игры:
- роли
- игровые действия,
носящие обобщенный и сокращенный хар-р
- игровое употребление
предметов
- реал. отнош-я между
играющими детьми
Чем обобщеннее
и сокращеннее игровые действия, тем глубже
отражен в игре смысл, задача и система
отнош-й воссоздаваемой деят-ти взрослых;
чем конкретнее и развернутее игровые
действия, тем больше выступает конкретно-предметное
содержание воссоздаваемой деят-ти.
На сюжеты игры
решающее влияние оказывают окружающая
ребенка действительность, социальные
условия жизни.
Игра особенно
чувствительна к сфере
Об историческом
возникновении ролевой игры.
Плеханов:
в истории человеческого
общества труд старше игры
игра возник-т
в ответ на потр-ти общ-ва, в кот.
живут дети и актив. членами кот.
они должны стать
Аркин:
поразит. устойчивость
дет. игрушки (одинак. у разн. народов)
игрушки первобыт.
общ-в и недавнего историч. прошлого
по сути одни и те же à игрушка
отвечает каким-то неизмен. природ. особ-тям
ребенка и не наход-ся в связи
с жизнью общества (противоречит Плеханову);
но Аркин говорит не о всех, а лишь изначальных
игрушках: звуковые (погремушки), двигательные
(мяч, змей, волчок), оружие (лук, стрелы,
бумеранги), образные (изображ-я живот-х,
куклы), веревочка (из нее делают фигуры).
Эльконин: эти
игрушки не изначальны, а тоже возникли
на опред. ступенях развития общ-ва, им
предшествовало изобретение чел-ком опред.
орудий труда (Н., добывание огня трением,
трение обеспеч-ся вращением, отсюда вращательные
игрушки, кубари и т.д.)
Алт (пункты далее
– не только его):
Исходное единство
трудовой деят-ти и воспитания. Воспитание
в примитив. общ-вах:
одинаковое воспитание
всех детей
ребенок должен
уметь делать все, что делают взрослые
кратковременность
периода воспитания
непосредств. участие
детей в жизни взрослых
раннее включение
в труд (!!!)
там, где ребенок
м/работать со взрослыми сразу, игры
нет, а там, где нужна предварит.
подготовка – есть.
не существует
резкой грани между взрослыми
и детьми
дети рано становятся
действительно самостоятельными
дети играют
мало, игры – не ролевые (!!!)
если данный
труд важен, но еще недоступен для
ребенка, для овладения орудиями
труда используются уменьшенные
орудия, с кот. дети упражняются в
усл-х, приближенных к реальным, но не
тождественных им (Крайний Север
– важен нож, обращению с ним учат
с раннего детства; набрасывать веревку
на пенек, затем на собаку, затем на зверя);
зд. есть элемент игровой ситуации (условность
ситуации: пенек – это не олень; действуя
с уменьшенным предметом, ребенок действует
как отец, т.е. элемент ролевой игры)
тождественность
игр детей и взрослых – спортивные
подвижные игры
есть подражательные
игры (подражание венчанию и т.п.), но
нет подражание труду взрослых, а
есть игры, в кот. воспроизвод-ся ситуации
быта, кот. еще недоступны для детей
Усложнение орудий
труда – ребенок не м/освоить уменьшенные
формы (уменьшишь ружье – оно уже не стреляет)
– появл-ся игрушка, как предмет, лишь
изображающий орудия труда.
Ролевая игра появл-ся
в ходе истор. развития в рез-те измен-я
места ребенка в системе
Теории игры.
Теория упражнений
Грооса:
Кажд. живое существо
обладает унаследованными
У высш. живых существ
прирожденные реакции явл-ся недостаточными
для выполнения слож. жизен. задач.
В жизни кажд.
высш. существа есть детство, т.е. период
развития и роста, родительского
ухода.
Цель детства
– приобретение приспособлений, необход-х
для жизни, но не развивающихся непосредственно
из прирожденных реакций.
Стремление к
подражанию старшим.
Там, где индивид
из внутр. побуждения и без внеш.
цели проявляет, укрепляет и развивает
свои наклонности, мы имеем дело с
изначальными явлениями игры.
Т.е. мы играем не
потому, что являемся детьми, а нам дается
детство для того, чтобы мы могли играть.
Гроос не создал
теорию игры как деят-ти, типичной для
периода детства, а только указал,
что эта деят-ть им. опред. биологич.
важную функцию.
Возражения:
считает, что
индивидуал. опыт возник-т на основе наследственного,
но противопоставляет их
странно, чтобы
в игре живот-х, не связанной с
борьбой за существование и, следовательно,
происход-й в др. усл-х, не сходных
с теми, в кот. будет происходить,
Н., охота, возникали реальные приспособления,
т.к. отсут-т реальное подкрепление.
переносит без
оговорок биологич. смысл игры с
животных на чел-ка
Штерн. Разделял
взгляды Грооса, но дополнил:
представление
о преждевременности созревания
способностей
признание игры
особым инстинктом
необход-ть для
подготовки созревающих способ-тей
интимного соприкосновения их с
впечатлениями внеш. мира
Гроос, в отличие
от Штерна, не ставит вопроса о роли
внеш. условий в игре, т.к. явл-ся противником
положения Спенсера о подражании
как основе игры.
Бюлер. Для объяснения
игры вводит понятие функционального
удовольствия. Это понятие отграничивается
от удовольствия-наслаждения и от
радости, связанной с предвосхищением
рез-та деят-ти. Далее говорил, что
для отбора форм повед-я необходим
из излишек, богатство деятельностей,
движений тела, особенно у молодых животных.
А также управляет игрой принцип формы,
или стремление к совершенной форме.
Критика Бюлера:
функционал. удовольствие есть двигатель
всяких проб, в том числе и ошибочных,
оно д/бы приводить к повторению и закреплению
любых деят-тей и движений.
Бойтендайк. Спорит
с Гроосом:
инстинктивные
формы деят-ти, как и нерв. мех-мы,,
лежащие в их основе, созревают
независимо от упражнения
отделяет упражнение
от игры
не игра объясняет
значение детства, а наоборот: существо
играет потому, что оно молодо
Основные черты
поведения в детстве:
ненаправленность
движений
двигательная
импульсивность (молод. живот-е наход-ся
в постоян. движении)
«патическое»
отношение к действительности –
противоположно гностическому, непосредственно
аффективная связь с окруж. миром, возникающая
как реакция на новизну
робость, боязливость,
застенчивость (не страх, а амбивалентное
отношение, заключающееся в движении
к вещи и от нее)
Все это приводит
животное и ребенка к игре.
Ограничение игры
от др. деят-тей: игра это всегда игра
с чем-либо – двигат. игры животных
– это не игры.
В основе игры –
не отдел. инстинкты, а более общие
влечения. Вслед за Фрейдом: 3 исход.
влечения, приводящие к игре:
влечение к
освобождению, снятию исходящих от среды
препятствий, сковывающих свободу
влечение к
слиянию, к общности с окружающим
тенденция к
повторению
Игровой предмет
д/б частично знакомым и вместе с
тем обладать неизвестными возможностями.
Игра в своей
исход. форме – это проявление
ориентировочной деят-ти.
Клапаред возражал:
особенности динамики
молод. организма не м/б основанием
игры, т.к.:
они свойственны
детенышам и тех живот-х, кот-е
не играют
динамика проявл-ся
не толкьо в играх, но и в др. формах
повед-я
игры есть и у
взрослых
наиб. открыто
эти особ-ти проявл-ся в таких
деят-тях как забавы, бездельничанье
и игры совсем маленьких, кот. по Бойтендайку
не явл-ся играми
Бойтендайк ограничивает
понятие игры: хороводы, кувыркания
не относятся у него к играм, хотя
как раз им характерны указываемые черты
дет. динамики
Минусы всех
этих теорий:
феноменологич.
подход к выдел-ю игры из др. видов
поведения
отождествление
хода психич. развития ребенка и
животного и их игр
Эльконин: игра
возник-т на опред. стадии эволюции
живот. мира и связана с возникновением
детства; игра явл-ся не отправлением организма,
а формой повед-я, т.е. деят-тью с вещами,
причем обладающими элементами новизны.
Игра молод. живот-х – упражнение не отдел.
двигат. системы или отдел. инстинкта и
вида повед-я, а упражнение в быстром и
точном управлением двигат. поведенем
в любых его формах, на основе образов
индивидуал. усл-й, в кот. наход-ся предмет,
т.е. упражнение в ориентировочной деят-ти.
Дж. Селли –
особен-ти ролевой игры:
преобразование
ребенком себя и окруж-х предметов и переход
в воображаемый мир
глубокая поглощенность
созданием этого вымысла и
жизнью в нем
Штерн. Теснота
мира, в кот. живет ребенок, и переживаемое
им чувство давления – причина
тенденции к отходу от этого мира,
причина возникновения игры, а фантазия
– мех-м ее осуществления. Но Штерн противоречит
себе: сам говорил, что ребенок вводит
в свою игру деят-ть взрослых людей и связанные
с нею предметы, т.к. мир взрослых явл-ся
для него привлекательным.
З. Фрейд. Два
первичных влечения: к смерти (с ним
связана тенденция к навязчивому воспроизведению)
и к жизни, к самосохранению, к власти,
к самоутверждению. Это осн. динамические
силы. психич. жизни, неизменные у младенца
и взрослого. Детская игра, как и культура,
наука, искусство – формы обхода барьеров,
кот. ставит общ-во изначальным влечениям,
ищущим себе выхода. При анализе игры маленького
ребенка с забрасыванием вещей и с «появлением
– исчезновением» катушки с ниткой Фрейд
предполагает символизацию в этой игре
травмирующей ребенка ситуации ухода
матери.
Возражение: сомнителен
факт столь ранней символизации.
Период детства
по Фрейду – это период непрерывного
травмирования ребенка, а тенденция
к навязчивому повторению приводит
к играм, игра как единственное средство
овладения путем повторения теми
невыносимыми переживаниями, кот-е несут
с собой эти травмы. Т.е. чел-к с детства
явл-ся потенциальным невротиком, а игра
– естественное терапевтическое средство.