Д.Б. Эльконин. Психология игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2011 в 18:23, реферат

Описание работы

Структура игры:
- роли
- игровые действия, носящие обобщенный и сокращенный хар-р
- игровое употребление предметов
- реал. отнош-я между играющими детьми

Работа содержит 1 файл

психология игры.doc

— 146.50 Кб (Скачать)
 

Реферат: "Д.Б. Эльконин. Психология игры"

Раздел: Краткое  содержание произведений

Д.Б. Эльконин. Психология игры. 

Шиллер: игра –  наслаждение, связанное со свободным  от внеш. потр-ти проявлением избытка  жизненных сил. 

Спенсер: игра –  искусственное упражнение сил; в игре находят выражение низшие спос-ти, а в эстетич. деят-ти – высшие. 

Вундт: Игра –  дитя труда, в игре все имеет прототип в форме серьезного труда, всегда предшествующего ей и по времени  и по самому существу. 

Эльконин: человеч. игра – деят-ть, в кот. воссоздаются соц. отнош-я между людьми вне условий непосредственно утилитарной деят-ти. 

При описании детской игры психологи особо выделяли работу воображения, фантазии. 

Дж. Селли: сущность детской игры заключ-ся в выполнении какой-нибудь роли. 

Эльконин: именно роль и связанные с ней действия и составляют единицу игры. 

Структура игры: 

- роли 

- игровые действия, носящие обобщенный и сокращенный хар-р 

- игровое употребление предметов 

- реал. отнош-я между играющими детьми 

  Чем обобщеннее и сокращеннее игровые действия, тем глубже отражен в игре смысл, задача и система отнош-й воссоздаваемой деят-ти взрослых; чем конкретнее и развернутее игровые действия, тем больше выступает конкретно-предметное содержание воссоздаваемой деят-ти. 

На сюжеты игры решающее влияние оказывают окружающая ребенка действительность, социальные условия жизни. 

Игра особенно чувствительна к сфере человеческой деятельности, труда и отношений между людьми (железная дорога – играли лишь после того, как им показали конкретные взаимоотнашения, действия). 

Об историческом возникновении ролевой игры. 

Плеханов: 

в истории человеческого общества труд старше игры 

игра возник-т  в ответ на потр-ти общ-ва, в кот. живут дети и актив. членами кот. они должны стать 

Аркин: 

поразит. устойчивость дет. игрушки (одинак. у разн. народов) 

игрушки первобыт. общ-в и недавнего историч. прошлого по сути одни и те же à игрушка  отвечает каким-то неизмен. природ. особ-тям  ребенка и не наход-ся в связи  с жизнью общества (противоречит Плеханову); но Аркин говорит не о всех, а лишь изначальных игрушках: звуковые (погремушки), двигательные (мяч, змей, волчок), оружие (лук, стрелы, бумеранги), образные (изображ-я живот-х, куклы), веревочка (из нее делают фигуры). 

Эльконин: эти  игрушки не изначальны, а тоже возникли на опред. ступенях развития общ-ва, им предшествовало изобретение чел-ком опред. орудий труда (Н., добывание огня трением, трение обеспеч-ся вращением, отсюда вращательные игрушки, кубари и т.д.) 

Алт (пункты далее  – не только его): 

Исходное единство трудовой деят-ти и воспитания. Воспитание в примитив. общ-вах: 

одинаковое воспитание всех детей 

ребенок должен уметь делать все, что делают взрослые 

кратковременность периода воспитания 

непосредств. участие  детей в жизни взрослых 

раннее включение в труд   (!!!) 

там, где ребенок  м/работать со взрослыми сразу, игры нет, а там, где нужна предварит. подготовка – есть. 

не существует резкой грани между взрослыми  и детьми 

дети рано становятся действительно самостоятельными 

дети играют мало, игры – не ролевые (!!!) 

если данный труд важен, но еще недоступен для  ребенка, для овладения орудиями труда используются уменьшенные  орудия, с кот. дети упражняются в  усл-х, приближенных к реальным, но не тождественных им (Крайний Север  – важен нож, обращению с ним учат с раннего детства; набрасывать веревку на пенек, затем на собаку, затем на зверя); зд. есть элемент игровой ситуации (условность ситуации: пенек – это не олень; действуя с уменьшенным предметом, ребенок действует как отец, т.е. элемент ролевой игры) 

тождественность игр детей и взрослых – спортивные подвижные игры 

есть подражательные игры (подражание венчанию и т.п.), но нет подражание труду взрослых, а  есть игры, в кот. воспроизвод-ся ситуации быта, кот. еще недоступны для детей 

Усложнение орудий труда – ребенок не м/освоить уменьшенные формы (уменьшишь ружье – оно уже не стреляет) – появл-ся игрушка, как предмет, лишь изображающий орудия труда. 

Ролевая игра появл-ся в ходе истор. развития в рез-те измен-я  места ребенка в системе обществ. отнош-й, социальна по происхождению. 

Теории игры. 

Теория упражнений Грооса: 

Кажд. живое существо обладает унаследованными предрасположениями, кот-е придают целесообразность его повед-ю (у высш. живот-х –  это импульсив. стремление к деят-ти). 

У высш. живых существ прирожденные реакции явл-ся недостаточными для выполнения слож. жизен. задач. 

В жизни кажд. высш. существа есть детство, т.е. период развития и роста, родительского  ухода. 

Цель детства  – приобретение приспособлений, необход-х  для жизни, но не развивающихся непосредственно из прирожденных реакций. 

Стремление к  подражанию старшим. 

Там, где индивид  из внутр. побуждения и без внеш. цели проявляет, укрепляет и развивает  свои наклонности, мы имеем дело с  изначальными явлениями игры. 

Т.е. мы играем не потому, что являемся детьми, а нам дается детство для того, чтобы мы могли играть. 

Гроос не создал теорию игры как деят-ти, типичной для  периода детства, а только указал, что эта деят-ть им. опред. биологич. важную функцию. 

Возражения: 

считает, что  индивидуал. опыт возник-т на основе наследственного, но противопоставляет их 

странно, чтобы  в игре живот-х, не связанной с  борьбой за существование и, следовательно, происход-й в др. усл-х, не сходных  с теми, в кот. будет происходить, Н., охота, возникали реальные приспособления, т.к. отсут-т реальное подкрепление. 

переносит без  оговорок биологич. смысл игры с  животных на чел-ка 

Штерн. Разделял взгляды Грооса, но дополнил: 

представление о преждевременности созревания способностей 

признание игры особым инстинктом 

необход-ть для  подготовки созревающих способ-тей  интимного соприкосновения их с  впечатлениями внеш. мира 

Гроос, в отличие  от Штерна, не ставит вопроса о роли внеш. условий в игре, т.к. явл-ся противником  положения Спенсера о подражании как основе игры. 

Бюлер. Для объяснения игры вводит понятие функционального  удовольствия. Это понятие отграничивается  от удовольствия-наслаждения и от радости, связанной с предвосхищением  рез-та деят-ти. Далее говорил, что  для отбора форм повед-я необходим  из излишек, богатство деятельностей, движений тела, особенно у молодых животных. А также управляет игрой принцип формы, или стремление к совершенной форме. 

Критика Бюлера: функционал. удовольствие есть двигатель  всяких проб, в том числе и ошибочных, оно д/бы приводить к повторению и закреплению любых деят-тей и движений. 

Бойтендайк. Спорит с Гроосом: 

инстинктивные формы деят-ти, как и нерв. мех-мы,, лежащие в их основе, созревают  независимо от упражнения 

отделяет упражнение от игры 

не игра объясняет  значение детства, а наоборот: существо играет потому, что оно молодо 

Основные черты  поведения в детстве: 

ненаправленность  движений 

двигательная  импульсивность (молод. живот-е наход-ся в постоян. движении) 

«патическое»  отношение к действительности –  противоположно гностическому, непосредственно аффективная связь с окруж. миром, возникающая как реакция на новизну 

робость, боязливость, застенчивость (не страх, а амбивалентное  отношение, заключающееся в движении к вещи и от нее) 

Все это приводит животное и ребенка к игре. 

Ограничение игры от др. деят-тей: игра это всегда игра с чем-либо – двигат. игры животных – это не игры. 

В основе игры –  не отдел. инстинкты, а более общие  влечения. Вслед за Фрейдом: 3 исход. влечения, приводящие к игре: 

влечение к  освобождению, снятию исходящих от среды препятствий, сковывающих свободу 

влечение к  слиянию, к общности с окружающим 

тенденция к  повторению 

Игровой предмет  д/б частично знакомым и вместе с  тем обладать неизвестными возможностями. 

Игра в своей  исход. форме – это проявление ориентировочной деят-ти. 

Клапаред возражал: 

особенности динамики молод. организма не м/б основанием игры, т.к.: 

они свойственны  детенышам и тех живот-х, кот-е  не играют 

динамика проявл-ся не толкьо в играх, но и в др. формах повед-я 

игры есть и у взрослых 

наиб. открыто  эти особ-ти проявл-ся в таких  деят-тях как забавы, бездельничанье и игры совсем маленьких, кот. по Бойтендайку  не явл-ся играми 

Бойтендайк ограничивает понятие игры: хороводы, кувыркания не относятся у него к играм, хотя как раз им характерны указываемые черты дет. динамики 

Минусы всех этих теорий: 

феноменологич. подход к выдел-ю игры из др. видов  поведения 

отождествление  хода психич. развития ребенка и  животного и их игр 

Эльконин: игра возник-т на опред. стадии эволюции живот. мира и связана с возникновением детства; игра явл-ся не отправлением организма, а формой повед-я, т.е. деят-тью с вещами, причем обладающими элементами новизны. Игра молод. живот-х – упражнение не отдел. двигат. системы или отдел. инстинкта и вида повед-я, а упражнение в быстром и точном управлением двигат. поведенем в любых его формах, на основе образов индивидуал. усл-й, в кот. наход-ся предмет, т.е. упражнение в ориентировочной деят-ти. 

Дж. Селли –  особен-ти ролевой игры: 

преобразование  ребенком себя и окруж-х предметов и переход в воображаемый мир 

глубокая поглощенность  созданием этого вымысла и  жизнью в нем 

Штерн. Теснота  мира, в кот. живет ребенок, и переживаемое им чувство давления – причина  тенденции к отходу от этого мира, причина возникновения игры, а фантазия – мех-м ее осуществления. Но Штерн противоречит себе: сам говорил, что ребенок вводит в свою игру деят-ть взрослых людей и связанные с нею предметы, т.к. мир взрослых явл-ся для него привлекательным. 

З. Фрейд. Два  первичных влечения: к смерти (с ним связана тенденция к навязчивому воспроизведению) и к жизни, к самосохранению, к власти, к самоутверждению. Это осн. динамические силы. психич. жизни, неизменные у младенца и взрослого. Детская игра, как и культура, наука, искусство – формы обхода барьеров, кот. ставит общ-во изначальным влечениям, ищущим себе выхода. При анализе игры маленького ребенка с забрасыванием вещей и с «появлением – исчезновением» катушки с ниткой Фрейд предполагает символизацию в этой игре травмирующей ребенка ситуации ухода матери. 

Возражение: сомнителен факт столь ранней символизации. 

Период детства  по Фрейду – это период непрерывного травмирования ребенка, а тенденция  к навязчивому повторению приводит к играм, игра как единственное средство овладения путем повторения теми невыносимыми переживаниями, кот-е несут с собой эти травмы. Т.е. чел-к с детства явл-ся потенциальным невротиком, а игра – естественное терапевтическое средство. 

Информация о работе Д.Б. Эльконин. Психология игры