Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2011 в 18:23, реферат
Структура игры:
- роли
- игровые действия, носящие обобщенный и сокращенный хар-р
- игровое употребление предметов
- реал. отнош-я между играющими детьми
Называние предметов:
дети называют предмет после того, как
взрослый назвал его и после того, как
с предметом произведено действие.
Дети уже выполняют
ряд действий, производимых взрослыми,
но еще не называют себя именем взрослых.
Лишь в самом конце раннего
детства, между 2,5 и 3 годами появл-ся первые
зачатки роли: появл-ся называние куклы
именем действующего лица и появл-ся разговор
ребенка от лица куклы. С куклами производят
действия, но это ряд ничем не связанных
между собой отдел. действий, нет логики
в их развертывании: сначала баюкает, потом
ходит, потом кормит, потом качает на качалке…
Нет логич. послед-ти, кот. есть в жизни,
действия м/повторяться по несколько раз.
Лишь к самому концу раннего детства начинают
появляться игры, представляющие собой
цепочку жизненных действий. Об. в центре
– кукла.
В ходе развития
предмет. игры ребенок не научается лучше
действовать с предметами – владеть гребешком,
ложкой… М/б, в игровых действиях не происходит
познания ребенком нов. физич. св-в предметов.
В предмет. игре усваиваются глав. образом
значения предметов, возникает ориентация
на их обществ. функцию, обществ. использование.
Происходит
обобщение действий и их
Ребенок производит
предмет. действия сначала на тех
предметах, на кот. они сформировались
при помощи взрослых; он переносит эти
действия на другие предметы, предлагаемые
сначала взрослым; называет предметы именами
замещаемых предметов только после действий
с ними и назывании их взрослыми игровыми
наименованиями; наз-т себя именем тех
людей, действия кот. воспроизводит по
предложению взрослых.
Игра возникает
не спонтанно, а при помощи взрослых.
Развитие игры
в дошкольном возрасте.
Возникая на
границе раннего детства и
дошкол. возраста, ролевая игра интенсивно
развивается и достигает во второй половине
дошкольного возраста своего высшего
уровня.
Аркин – 5 осн. линий
развития игры:
от малолюдных
группировок ко все более многолюдным
от неустойчивых
группировок ко все более устойчивым
от бессюжетных
игр к сюжетным
от ряда несвязанных
между собой эпизодов к планомерно
развертывающемуся сюжету
от отражения
личной жизни и ближайшего окружения
к событиям общественной жизни
Рудик указ-т
на ряд новых симптомов:
измен-е хар-ра
конфликтов у старших по сравнению
с младшими
переход, в кот.
кажд. ребенок играет по-своему, к
игре, в кот. действия детей согласованы
и взаимодействие детей организовано
на основе взятых на себя ролей
измен-е хар-ра
стимуляции игры, кот-я в младшем
возрасте возникает под влиянием
игрушек, а в старшем – под влиянием
замысла независимо от игрушек
измен-е хар-ра
роли, кот-ая сначала носит обобщенный
хар-р, а затем все больше наделяется
индивидуальными чертами и
Игры в младш.
возрасте носят процессуальный хар-р;
в сред. дошкол. возрасте роли имеют
главное значение, интерес игры для детей
заключ-ся в выполнении роли; в старшем
возрасте детей интересует не просто та
или др. роль, но и то, насколько хорошо
она выполняется.
Менджерицкая
– новые особ-ти дет. игры:
развитие исп-ния
детьми различ. предметов в игре, кот-ое
при замене реал. предмета игровым одет
от отдаленного сходства ко все большей
требовательности в отнош-и сходства
сглаживание с
возрастом противоречий между придумыванием
сюжета и возмож-тью его реализации
развитие сюжета
идет от изображения внеш. стороны явл-й
к передаче их смысла
появление в
старшем возрсте плана хотя схематичного
и неточного, но дающего перспективу
и уточняющего действия кажд. участника
игры
усиление и
одновременно изменение роли организаторов
игры к старшему возрасту
Наблюдения Славиной.
Характерные черты
игр старших детей. Дети об. договариваются
о ролях и затем развертывают
сюжет игры по опред. плану, воссоздавая
объектив. логику событий в опред.,
строгой последовательности. Кажд.
действие ребенка им. логическое продолжение
в другом, сменяющем его действии. Вещи,
игрушки, обстановка получают опред. игровые
значения, кот. сохраняются на протяжении
всей игры. Дети играют вместе, их действия
взаимосвязаны. Действия подчинены сюжету
и роли. Их выполнение не явл-ся само по
себе целью, они всегда им. служеб. значение,
лишь реализуя роль, носят обобщенный,
сокращенный, цельный хар-р.
Игра младш. детей
носит иной хар-р. Малыши рассматр-т
игрушки, выбирают наиб. привлекательные
и начинают индивидуально манипулировать
с ними, длительно совершая однообразно
повторяющиеся действия, не проявляя интереса
к тому, с какими игрушками и как играет
др. ребенок. Но детям важно, чтобы в игре
присутствовала роль и воображаемая ситуация,
хотя фактически они почти не обыгрываются.
2 мотивационных плана в игре: 1) непосредств.
побуждение действовать с игрушками, 2)
взятие на себя опред. роли, придающей
смысл действиям, производимым с предметами.
Михайленко ставила
эксперименты. В предварит. сериях выяснялась
возмож-ть осуществления детьми элементар.
форм игров. деят-ти по задаваемым взрослым
образцам. Дети от 1,5 до 3 лет. Сюжет задавался
различ. сп-бами. Первая серия – в словесной
форме – зд. из 55 детей только 10 старше
2-х лет начали играть. Вторая серия – экспериментатор
не только рассказывал сюжет, но и разыгрывал
его перед детьми. Из 45 детей, кот. не приняли
сюжет в 1-ой серии, 32 ребенка приняли. Потом
специальная серия – чтобы перевести
усвоенные элементар. действия с сюжет.
игрушками в игровые – предлагали детям
воспроизвести действия не с тем предметом,
на кот. они были усвоены, а с предметами-заместителями.
Часть приняла по словесному предложению.
а часть только после показа.
В ходе обобщения
и сокращения действия изменялся
его смысл: действие с ложкой превращалось
в кормление куклы. Но хотя действия становились
игровыми по форме, они не являлись еще
ролевыми. Михайленко предположила, что
переход к выполнению роли связан с 2-мя
усл-ми: с отнесением ряда действий к одному
и тому же персонажу (доктор – выслушивает,
дает лекарство, делает укол…) и с принятием
роли персонажа, кот. задан в сюжете, на
себя.
Развитие роли
в игре. Экспер-т. Первая серия: игры
в самих себя, во взрослых и в
товарищей. Вторая серия: игры с нарушением
последовательности действий при выполнении
ребенком роли. Третья серия: игры с нарушением
смысла роли.
Младшие дети отказ-ся
играть в самих себя, не мотивируя
отказа. У сред. дошкол. от же отказ,
но он всегда заменяется предложением
др. игры. Старшие деьти предлагают
какое-л. из об. занятий в кач-ве содержания
игры или предлагают повторить весь распорядок
жизни дет. сада. Реализуя это содержание,
дети воспринимают отнош-я с экспер-ром
не как игровые, а как серьезные. Игра возможна
только при наличии роли!
Роль воспитательницы
берут охотно, а роли детей старшие
не хотят брать. Роль ребенка не м/служить
реализацией мотива игры (мотив игры –
роль), а отнош-я с воспитательницей для
них уже не представл-ся существенными
в содержании их жизни.
Предложение взять
на себя роли товарищей у младш. детей
встречает такое же отнош-е, как игра в
самих себя. А старш. дети, беря на себя
роль др. ребенка, вычленяют типичные для
него действия, занятия, характерные черты
поведения. Наверное, младшие не могу это
вычленить, потому и не берут такие роли.
Суть игры –
воссоздание соц. отнош-й между людьми.
Смысл игры для детей разн. возраст. групп
меняется. Для младших он в действиях того
лица, роли кот. выполняет ребенок. Для
средних – в отнош-х этого лица к другим.
Для старших – в типичных отношениях лица,
роль кот. выполняется ребенком. За кажд.
ролью скрываются известные правила действования
или обществ. повед-я.
Уровни развития
игры:
Первый уровень.
централ. содержание
игры – действие с предметами
роли есть, но
они опред-ся хар-ром действий, а
не определяют действие
действия однообразны
и сост-т из ряда повтор-ся операций
логика действий
легко нарушается без протестов
со стороны детей
Второй уровень.
осн. содержание
игры – действие с предметом, но
на первый план выдвигается соответствие
игрового действия реальному
рели называются
детьми, намечается разделение функций,
выполнение роли сводится к реализации
действий, связанных с данной ролью
логика действий
опред-ся их последовательностью в
реал. действит-ти
нарушение последоват-ти
действий не принимается фактически,
но не опротестовывается, неприятие ничем
не мотивируется
Третий уровень.
осн. содержание
– выполнение роли и вытекающих
из нее действий, среди кот. начинают
выделяться специал. действия, передающие
хар-р отнош-й к др. участникам
игры
роли ясно очерчены
и выделены, дети называют свои роли до
начала игры, роли опред-т и направляют
поведение ребенка
логика и хар-р
действий опред-ся взятой на себя ролью,
действия становятся разнообразными,
появл-ся специфическая ролевая
речь, обращенная к товарищу по игре
в соответствии со своей ролью и ролью,
выполняемой товарищем
нарушение логики
действий опротестовывается ссылкой
на реал. жизнь
Четвертый уровень.
осн. содержание
игры – выполнение действий, связанных
с отношением к др. людям, роли кот-х
выполняют другие дети (роль воспитательницы:
«Пока не скушаешь суп, не получишь пирог»)
роли ясно очерчены
и выделены, на протяжении всей игры
ребенок ясно ведет одну линию
поведения, ролевые функции детей
взаимосвязаны, речь носит явно ролевой
хар-р
действия развертываются
в четкой последовательности, строго воссоздающей
реал. логику, они разнообразны, ясно вычленены
правила, ссылающиеся на реальную жизнь
нарушение логики
действий и правил отвергается не
просто ссылкой на реал. жизнь, но и
указанием на рациональность правил
Нарушение смысла
роли (в экспер-те роль ставилась
в противоречие с действиями, кот-е
д/б производить ребенок). Просили
так играть, что вагоновожатый
раздает билеты, а кондуктор ведет
поезд. Вторая игры – мыши ловят
кота. Дети 3-х лет, первая игра –
вывести ребенка из роли невозможно, т.р.
роль слита для ребенка с предметами, с
кот-ми он действует, поэтому смена предметов
есть смена роли. На следующем уровне –
иначе. Ребенок принимает новые функции
вожатого, называясь кондуктором, но, начав
действовать как вожатый, входит в роль
и называет себя в единстве со сп-бом своих
действий. На последнем уровне (самые старшие
дошкольники) дети принимают со смехом
предложение экспер-ра, м/действовать
не в соответствии с ролью и называть себя
не в соответствии с содержанием своих
игровых действий.
Вопрос об устойчивости
в подчинении правилу. Ставили в
ситуацию, в кот. ради выполнения роли
ребенок д/отдать привлекательный
для себя предмет или отказаться
от выполнения действия. 4 стадии в подчинении
правилу в ролевой игре:
правила отсут-т,
т.к. фактически нет и роли, побеждает
непосредственный импульс
явно правило
еще не выступает, но в случаях
конфликта оно уже побеждает
непосредственное желание действовать
с предметом.
правило явно выступает
в роли, но еще полностью не опред-т
повед-я и нарушается при возникновении
желание произвести др. привлекат. действие.
При указаниях на нарушение ошибка в выполнении
роли сразу же исправляется
повед-е опред-ся
взятыми на себя ролями, внутри кот.
явно выступает правило повед-я, в борьбе
между правилом и желанием побеждает правило
Символизм в
ролевой игре. Соврем. ребенок живет
не только в мире предметов, посредством
кот. удовлетвор-ся его потр-ти. но и
в мире изображений и даже знаков
(картинки в книжках и т.д.). Процесс
превращения предмета в игрушку и есть
процесс дифференциации означаемого и
означающего предмета рождения символа.
Изучив разн. формы символич. функции (рисование,
конструирование, игра, употр-е знаков),
Гетцер заключила, что уже в 3-хлетнем возрасте
дети м/овладеть произвольным соединением
знака и значения à м/начинать учить читать
раньше, чем это делают обычно.