Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 14:28, лекция
Работа содержит лекцию о том что такое целеполагание и как поставить правильно цели.
Цель и мотивация
Привлекательность цели часто сталкивается с непривлекательностью средств для ее достижения:
Этим термином обозначают один из способов формулировки ближайших целей.
Так
называемые умные цели (от англ. smart
- умный) - это цели, которые удовлетворяют
нижеперечисленным требованиям.
Существует
несколько вариантов
расшифровки аббревиатуры SMART. Предлагаем
вашему вниманию наиболее распространенные
трактовки данной аббревиатуры:
S - specific, significant, stretching - конкретная, значительная.
Это означает, что цель должна быть максимально конкретной и ясной. Степень ее «прозрачности» определяется однозначностью восприятия всеми.
Поставленные вами цели должны быть понятными и точно выраженными. В процессе постановки целей нет места глобальным и неопределенным подходам. Когда цели конкретны, то они говорят вам и вашему сотруднику о многом:
что именно от него ждут;
когда;
сколько.
Конкретика
поможет вам легко определить
отдельные успехи на пути к выполнению
конечных целей. Хотя за каждой конечной
целью, стоит следующая цель –
сверхзадача! В случае ее отсутствия,
ближайшая цель недостижима. Она является
дополнительным мотивом (М).
M - measurable, meaningful, motivational - измеримая, значимая, мотивирующая.
Цель должна быть измеримой, причем критерии измерения должны быть не только по конечному результату, но и по промежуточному.
Что
хорошего в цели, которую нельзя
измерить или оценить? Если цель неизмерима,
вы никогда не сможете узнать, достигли
вы ее или нет! А персонал? Они
потеряют всякий интерес к работе,
если не будут видеть вехи, определяющие
их успех. В случае отсутствия соответствующих
«измерений» вам будет очень тяжело сохранить
должную мотивацию персонала.
A - attainable,
agreed upon, achievable, acceptable, action-oriented - достижимая,
согласованная,
Необходимо
адекватно оценивать ситуацию и
понимать, что цель достижима с
точки зрения внешних и внутренних
ресурсов, которыми располагает организация/
Цели
должны быть реалистичными и достижимыми
для любого обычного сотрудника и
компании целиком. Конечно, наилучшие
цели требуют от людей некоторых усилий
для их достижения, но они никогда не запредельны.
Вот именно: недостижимым целям, как и
тем, что находятся ниже обычного профессионального
уровня сотрудников, не место в вашей организации.
Чересчур высокие или низкие цели обычно
теряют свое значение, и Вы и работники
начинают их попросту игнорировать.
R - realistic, relevant, reasonable, rewarding, results-oriented - реалистичная, уместная, полезная и ориентированная на конкретные результаты.
Цель должна быть реалистичной и уместной в данной ситуации, должна вписываться в нее и не нарушать баланс с другими целями и приоритетами.
Обоснованные (relevant) цели должны быть важным инструментом в общей схеме достижения видения и миссии вашей компании. Все знакомы с правилом Паретто, когда 80% полученных результатов происходят от 20% усилий или 20% товара дают 80% выручки.
Можно
только догадываться, что происходит
внутри соотношения 20/80! Необходимо знать,
где и что такое 20% товара вашей
компании.
T - time-based, timely, tangible, trackable - на определенный период, своевременная, отслеживаемая.
Срок или точный период выполнения - одна из главных составляющих цели. Она может иметь как фиксированную дату, так и охватывать определенный период.
Цели
как поезд, должны иметь время
отправления, время прибытия и четко
установленную
Несколько прояснив картину с аббревиатурой SMART, необходимо отметить, что в 1996 году Эдвин Локк (E. Loche) из Мэрилендского университета опубликовал результаты многолетнего исследования, посвященного взаимосвязи между постановкой цели с непосредственным выполнением задач. В этом исследовании приняли участие более 40 000 человек из 8 стран — от детей до ученых.
«Вот некоторые результаты данного исследования:
Чем труднее поставленная цель, тем значительнее чувство достигнутого.
Чем конкретнее цель, тем точнее регулируется деятельность.
Цели, которые одновременно и конкретны, и трудны, обусловливают наилучшую деятельность, направленную на их достижение.
Согласие с целями наиболее значимо, когда человек убежден, что:
цель важна;
цель достижима (или, по крайней мере, к ней можно приблизиться).
Постановка цели приносит наибольшую пользу, когда присутствует обратная связь, указывающая на продвижение к цели.
Постановка цели опосредует воздействие опыта предыдущих действий на последующие.
Цели стимулируют планирование.
Люди испытывают больше трудностей при достижении целей, если:
у них нет опыта или тренировки;
они находятся под чрезмерным давлением, принуждающим действовать;
на них сильно давление времени.
Цели оказывают влияние на личность.
Цели
служат стандартами для чувства
удовлетворенности собой».
Следует заметить, что есть ряд авторов, критикующих SMART-подход. Они указывают, на то, что в области стратегического планирования важнее, чтобы сотрудники фирмы разделяли общие ценности. Тут можно только посочувствовать и порадоваться одновременно. Разделение общих целей компании – есть одна из задач, вписываемых в SMART-цели предприятия. Печально, что не все это могут это осознать. Обязательно пример!!!!
Чем отличается ЦЕЛЬ от ЗАДАЧИ?
Цель отвечает на вопрос - что улучшить в … процессе? и определяет желаемый результат.
Цель, начинается с только глагола совершнной формы: Увеличить, Сократить, Выполнить. (Правило Алексея Клочкова)
А задача отвечает на вопрос - что сделать? Это деятельность, направленная на это улучшение - на поставленную Цель!
Задача
- это временная работа, поэтому
у нее есть дата начала и
окончания. У целей есть
Хорошим
помощником могут являться
У Цели обязательно должен быть измеритель - KPI. Если вы не можете измерить цель, значит ваша цель - мечта!
Алгоритмизированный вопросник для составления стратегического плана
Для того чтобы оформить стратегический план, нужно обстоятельно и последовательно ответить на ряд вопросов:
8. Какие
пункты плана прямо помогут достичь цели,
а какие носят второстепенный
характер с точки зрения конечного результата?
На практику!!!!
Метод двух вопросов Рейнуотер
Метод «Санкальпа»
Санкальпа — техника йоги, практикуемая в состоянии релаксации или непосредственно перед сном.
4. Не
следует делать жесткого интеллектуального
анализа открывшихся, пришедших
решений.
Метод «Планирование жизни»
Подумайте и опишите свои представления по категориям:
1. Индивидуальные цели:
2. Межличностные цели:
3. Долгосрочные цели:
Психологический метод