Целеполагание

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 14:28, лекция

Описание работы

Работа содержит лекцию о том что такое целеполагание и как поставить правильно цели.

Работа содержит 1 файл

Целеполагание.doc

— 227.50 Кб (Скачать)
 
  1. Спрогнозированы   все   возможные   проблемы   и   препятствия   и   предварительно разработаны все необходимые меры по решению этих проблем и преодолению этих препятствий.
  2. Спрогнозированы все возможные дополнительные ресурсы и «плюсы», которые могут возникнуть, и спланированы максимально эффективные меры по их использованию.

    Цель  и мотивация

     Привлекательность  цели  часто  сталкивается с  непривлекательностью  средств для ее достижения:

  • если борьба мотивов заканчивается в пользу цели необходимо с помощью волевого усилия продолжить работу по достижению;
  • если непривлекательность перевешивает необходимо искать другую цель.

    Этим  термином обозначают один из способов формулировки ближайших целей.

    Так называемые умные цели (от англ. smart - умный) - это цели, которые удовлетворяют  нижеперечисленным требованиям.  

    Существует несколько вариантов расшифровки аббревиатуры SMART. Предлагаем вашему вниманию наиболее распространенные трактовки данной аббревиатуры: 

    S - specific, significant, stretching - конкретная, значительная.

    Это означает, что цель должна быть максимально конкретной и ясной. Степень ее «прозрачности» определяется однозначностью восприятия всеми.

    Поставленные  вами цели должны быть понятными и  точно выраженными. В процессе постановки целей нет места глобальным и  неопределенным подходам. Когда цели конкретны, то они говорят вам и вашему сотруднику о многом:

    что именно от него ждут;

    когда;

    сколько. 

    Конкретика  поможет вам легко определить отдельные успехи на пути к выполнению конечных целей. Хотя за каждой конечной целью, стоит следующая цель –  сверхзадача! В случае ее отсутствия, ближайшая цель недостижима. Она является дополнительным мотивом (М). 

    M - measurable, meaningful, motivational - измеримая, значимая, мотивирующая.

    Цель  должна быть измеримой, причем критерии измерения должны быть не только по конечному результату, но и по промежуточному.

    Что хорошего в цели, которую нельзя измерить или оценить? Если цель неизмерима, вы никогда не сможете узнать, достигли вы ее или нет! А персонал? Они  потеряют всякий интерес к работе, если не будут видеть вехи, определяющие их успех. В случае отсутствия соответствующих «измерений» вам будет очень тяжело сохранить должную мотивацию персонала. 

    A - attainable, agreed upon, achievable, acceptable, action-oriented - достижимая, согласованная, ориентированная  на конкретные действия.

    Необходимо  адекватно оценивать ситуацию и  понимать, что цель достижима с  точки зрения внешних и внутренних ресурсов, которыми располагает организация/подразделение.

    Цели  должны быть реалистичными и достижимыми  для любого обычного сотрудника и  компании целиком. Конечно, наилучшие цели требуют от людей некоторых усилий для их достижения, но они никогда не запредельны. Вот именно: недостижимым целям, как и тем, что находятся ниже обычного профессионального уровня сотрудников, не место в вашей организации. Чересчур высокие или низкие цели обычно теряют свое значение, и Вы и работники начинают их попросту игнорировать. 

    R - realistic, relevant, reasonable, rewarding, results-oriented - реалистичная, уместная, полезная и ориентированная  на конкретные результаты.

    Цель  должна быть реалистичной и уместной в данной ситуации, должна вписываться  в нее и не нарушать баланс с  другими целями и приоритетами.

    Обоснованные (relevant) цели должны быть важным инструментом в общей схеме достижения видения  и миссии вашей компании. Все знакомы с правилом Паретто, когда 80% полученных результатов происходят от 20% усилий или 20% товара дают 80% выручки.

    Можно только догадываться, что происходит внутри соотношения 20/80! Необходимо знать, где и что такое 20% товара вашей  компании. 

    T - time-based, timely, tangible, trackable - на определенный  период, своевременная, отслеживаемая.

    Срок  или точный период выполнения - одна из главных составляющих цели. Она  может иметь как фиксированную  дату, так и охватывать определенный период.

    Цели  как поезд, должны иметь время  отправления, время прибытия и четко  установленную продолжительность  движения, равно как и выполнения. Такое временное ограничение  помогает сосредоточиться на достижении цели в установленный срок или  даже раньше. Цели, не имеющие крайних сроков или временного графика, часто уязвимы для повседневных кризисов, возможных в любой компании. 

    Несколько прояснив картину с аббревиатурой SMART, необходимо отметить, что в 1996 году Эдвин Локк (E. Loche) из Мэрилендского  университета опубликовал результаты многолетнего исследования, посвященного взаимосвязи между постановкой цели с непосредственным выполнением задач. В этом исследовании приняли участие более 40 000 человек из 8 стран — от детей до ученых.

    «Вот  некоторые результаты данного исследования:

    Чем труднее поставленная цель, тем значительнее чувство достигнутого.

    Чем конкретнее цель, тем точнее регулируется деятельность.

    Цели, которые одновременно и конкретны, и трудны, обусловливают наилучшую  деятельность, направленную на их достижение.

    Согласие  с целями наиболее значимо, когда  человек убежден, что:

    цель  важна;

    цель  достижима (или, по крайней мере, к  ней можно приблизиться).

    Постановка  цели приносит наибольшую пользу, когда  присутствует обратная связь, указывающая  на продвижение к цели.

    Постановка  цели опосредует воздействие опыта  предыдущих действий на последующие.

    Цели  стимулируют планирование.

    Люди  испытывают больше трудностей при достижении целей, если:

    у них  нет опыта или тренировки;

    они находятся под чрезмерным давлением, принуждающим действовать;

    на  них сильно давление времени.

    Цели  оказывают влияние на личность.

    Цели  служат стандартами для чувства  удовлетворенности собой». 
     

    Следует заметить, что есть ряд авторов, критикующих SMART-подход. Они указывают, на то, что  в области стратегического планирования важнее, чтобы сотрудники фирмы разделяли общие ценности. Тут можно только посочувствовать и порадоваться одновременно. Разделение общих целей компании – есть одна из задач, вписываемых в SMART-цели предприятия. Печально, что не все это могут это осознать. Обязательно пример!!!!

    Чем отличается ЦЕЛЬ от ЗАДАЧИ?

    Цель  отвечает на вопрос - что улучшить в  … процессе? и определяет желаемый результат.

     Цель, начинается с только глагола  совершнной формы: Увеличить,  Сократить, Выполнить. (Правило Алексея Клочкова)

     А  задача отвечает на вопрос - что  сделать? Это деятельность, направленная  на это улучшение - на поставленную  Цель!

     Задача - это временная работа, поэтому  у нее есть дата начала и  окончания. У целей есть период  только постановки и измерения.

     Хорошим  помощником могут являться правила  SMART. Если одно из критериев  не соблюдается следует насторожится  является ли это вообще целью. 

     У  Цели обязательно должен быть  измеритель - KPI. Если вы не можете  измерить цель, значит ваша цель - мечта!

    Алгоритмизированный вопросник для  составления стратегического  плана

     Для того чтобы оформить стратегический план, нужно обстоятельно и последовательно  ответить на ряд вопросов:

  1. Зачем и почему я (мы) это делаю?
  2. Чего я (мы) хочу добиться в конечном счете? Чьи интересы я (мы) при этом затрагиваю? На кого (что) окажет влияние конечный результат?
 
    
  1. Каковы  условия (что? кто? как?), влияющие на процесс  реализации цели? Какие препятствия? Какие возможности?
  2. Что я (мы) делаю хорошо (каковы способности) и что я (мы) делаю плохо (каковы слабости)?
  3. Что я (мы) должен сделать немедленно, прежде всего?
  4. Что я (мы) должен делать в перспективе?
  5. Какие компоненты цели самые срочные, важные, перспективные, выгодные?

    8. Какие пункты плана прямо помогут достичь цели, а какие носят второстепенный 
характер с точки зрения конечного результата?

  1. Какие конкретные действия могут свести к минимуму негативные влияния и последствия, а какие усиливают позитив? Кто конкретно несет ответственность за каждое действие? Когда, где и как эти действия должны быть выполнены? Что (какие ресурсы) для этого необходимо?
  2. Есть ли компоненты цели, которые заведомо невыполнимы? Нужно ли ставить новые цели? Не будет ли новый план действий более реальным и целенаправленным?

    На  практику!!!!

    Метод двух вопросов Рейнуотер

  1. Приготовьте карандаш, блокнот или диктофон.
  2. Начните с короткой релаксации.
  3. Задайте себе вопрос: «Что происходит со мной в настоящий момент (о чем я думаю, чем занимаюсь, что чувствую, как дышу)?»
  4. Не принуждайте себя, не будьте настойчивы.
  5. Фиксируйте приходящие мысли, если это не мешает.
  6. Задайте себе следующий вопрос: «Чего я хочу в настоящий момент?»

    Метод «Санкальпа»

     Санкальпа — техника йоги, практикуемая в  состоянии релаксации или непосредственно  перед сном.

  1. Четко, кратко и, главное, позитивно сформулируйте вопрос, на который хотели бы получить ответ.
  2. Повторите эту фразу-формулировку многократно и возвращайтесь к ней при каждой возможности во время релаксации.
  3. Не закладывайте в формулировку вопроса конкретных сроков.

     4. Не следует делать жесткого интеллектуального анализа открывшихся, пришедших 
решений.

    Метод «Планирование жизни»

Подумайте и опишите свои представления  по категориям:

     1. Индивидуальные цели:

  • стиль, образ жизни, желаемый имидж;
  • духовная, религиозная или философская позиция;
  • экономическая деятельность;
  • самообразование;
  • решения, касающиеся основной работы;
  • уровень физической активности;
  • свободное время, хобби, отдых.

    2. Межличностные цели:

  • семья;
  • друзья;
  • личная жизнь;
  • группы, коллективы;
  • степень собственного лидерства.

    3. Долгосрочные цели:

  • выбранные цели, которых хотелось бы достичь через 10, 20, 30 лет;
  • то, что из имеющегося сейчас будет вспоминаться с удовольствием через 10, 20, 30 лет;
  • важнейшее из самого важного — цели, определяющие смысл вашей жизни.

    Психологический метод

Информация о работе Целеполагание