Брендинг курортных территорий, психологические аспекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 00:43, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: психологические аспекты бренда
Предмет исследования: психологические аспекты брендов курортных территорий
Цель исследования: выявить психологические механизмы формирования брендов курортных территорий и определить их характерные особенности

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1 ГЛАВА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЯ БРЕНДА
1.1. Механизмы формирования бренда как социальной установки…………..5
1.2. Когнитивный компонент бренда……………………………………………8
1.3. Эмоциональный компонент бренда………………………………………..13
1.4. Поведенческий компонент бренда…………………………………………14
2 ГЛАВА СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ БРЕНДОВ ТУРЕЦКИХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КУРОРТОВ
2.1 Психологические особенности территориального брендинга……………16
2.2. Психологические аспекты брендов отечественных курортов…………...19
2.2.1. Геополитический образ Крыма…………………………………………..19
2.2.2.Исторический образ Крыма……………………………………………….21
2.2.3. Курортный образ Крыма…………………………………………………26
2.3. Психологические аспекты бренда Турции………………………………..28
2.3.1. Стратегия создания бренда Турции……………………………………..28
2.3.2. Туристический образ Турции……………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..35

Работа содержит 1 файл

курсовая РАБОТА.doc

— 212.00 Кб (Скачать)

     Крым  может иметь образ территории, связывающей и объединяющей государства  и культуры («крымский мост», «летняя  политическая столица Украины») или  разъединяющей их («ахиллесова пята России», «крымская карта», «крымский узел»).

     Реализованный в политике образ «крымской автономии» позволил снять многие противоречия и является адекватным ответом на большинство вызовов конца XX и  начала XXI века. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2.2.Исторический образ Крыма

     Образы  Крыма историчны. В них отражается судьба полуострова и народов  Причерноморья с момента появления  в этом регионе государственных  образований.

     Первые  греческие колонисты сформировали образ Понта Аксинского (негостеприимного моря),который, по мере расширения процесса колонизации, был заменен на образ Понта Эвксинского (гостеприимного моря).

     Образ обитателей полуострова — кровожадных  и свирепых тавров был довольно популярен в античной литературе и закрепился в ней настолько прочно, что встречается у византийских авторов вплоть до XII века н.э. Несмотря на достаточное знакомство греков с Северным Причерноморьем, ими были освоены преимущественно небольшие прибрежные пространства, поэтому для мира греческой цивилизации Таврида оставалась далекой периферией на границе с неизведанным миром полумифических варварских народов.

     В I веке до н.э. царь Понта — малоазийского  эллинистического государства —  Митридат VI Евпатор предпринял первую попытку создания циркумпонтийской державы, в которой Черное море приобретало характер «внутреннего озера», а Таврический полуостров занимал центральное положение. В тяжелой борьбе с Римом Митридат потерпел поражение, после чего бывшие греческие города-государства переходят под римское владение.

После нашествия готов и гуннов в III-IV веках н.э. наследница Рима — Византия устанавливает контроль над частью территорий в Крыму. В VIII веке земли крымских готов от Херсона до Боспора стали одним из убежищ иконопочитателей. Это позволило Константинопольскому патриарху Фотию определить их как «благочестивые» (eusebes) [7 с.189].

Крещение  киевского князя Владимира в  Корсуне (Херсоне) закрепило за Крымом мощный образ «родины Русского Православия».

     К концу I тысячелетия н.э. у обитателей Киевской Руси формируется образ Крыма как «корсуньской земли» — богатого и культурного региона. Тесные торговые и военные контакты жителей Древней Руси и Византии формируют образ Черного моря как «моря Русского» (скорее всего, название происходит от варягов-руси, контролировавших путь «из варяг в греки»).

     Венецианцы  и генуэзцы, осуществлявшие свою торговую экспансию в Причерноморье, пошли  по традиционному пути создания опорных  пунктов на побережье. В это время  у жителей Московского княжества  формируется образ «гостей-сурожан» — торговых людей из Крыма.

     После образования в середине XV века Крымского  ханства, захвата генуэзских колоний  и княжества Феодоро турками  в 1475 году Черное море на 300 лет превращается в «турецкое озеро», а у русских  и украинцев формируется устрашающий образ «татарской неволи».

Крымские  татары формируют свой образ полуострова  — «адо Крым» или «остров Крым». На русских лубочных картах XVII века можно увидеть в центре изображение Черного моря, «отекающего остров Крым» [2 , с. 162, 163].

     С усилением российского государства и возникновением российской империи Причерноморье и Крым вовлекаются в геополитические процессы. Азовские и Прутский походы Петра I, походы Миниха и Ласси не приносят желаемого результата — России не удается укрепиться в Причерноморье.  Только после русско-турецкой войны 1768-1773 годов у нее появляется такая возможность. Короткое время независимости Крымского ханства от Турции заканчивается присоединением Крыма к России в 1783 году и триумфальным путешествием Екатерины II в Крым. Тогда и возникает образ «лучшей жемчужины в короне империи».

     Присоединение Крыма позволило России развернуть экспансию на Кавказ и Балканы, вступить в борьбу за «турецкое наследство», что в дальнейшем приведет ее к  столкновению с интересами ведущих  европейских держав и, прежде всего, Англии. Между Россией и Англией во всем регионе Причерноморья развернется геополитическое соперничество — своеобразная «Малая Игра» как важная составная часть «Большой Игры» — противоборства двух крупнейших империй за глобальное политическое доминирование.

     С первых же лет включения Крыма  в состав России начинается его интенсивное  культурное освоение. Если Петр I, прорубив «окно в Европу», вывел Россию «к передовой границе социально-исторического  и технического развития континента», то Екатерина II, «распахнув дверь» в Черное море, открыла России «вход в древнейшее лоно Европы, в ее внутренние, утробные воды, на берегах которых зачиналась античная цивилизация» [11, с. 165].

     Таврида стала духовной «пуповиной», соединившей Россию с европейской прародиной, сделала ее обладательницей собственных памятников классической древности, которых так не хватало «Третьему Риму» для самоутверждения как империи. Усилиями путешественников, исследователей, писателей и художников формируется тот образ Крыма, который Пушкин запечатлел в своих бессмертных строках: «волшебный край, очей отрада».

     Новый образ Крыма возникает в годы Восточной войны 1853-1856 годов, известной так же, как Крымская война. Эта война была крупнейшим международным конфликтом с 1815 по 1914 год и велась по чисто геополитическим основаниям. После войны в Европе сложилась так называемая «Крымская система» — дипломатический союз государств, направленный против России, которой потребовалось более двадцати лет для преодоления ее негативных последствий.

     В начале XX века зарождается образ Крыма как курорта — «Русской Ривьеры»,просуществовавший совсем недолго.

В годы гражданской войны сформировались образы «белого» и «красного» Крыма, а террор и голод породили образ Крыма как «всероссийского кладбища». После окончания гражданской войны и с началом мирного строительства Крым провозглашается «всесоюзной здравницей», в это же время складываются образы «индустриального Крыма», «всероссийской житницы» и т.п.

     Годы  Отечественной войны родили образы героической обороны Севастополя, «крымской катастрофы 1942 года», депортаций по национальному признаку. Конференция глав держав антигитлеровской коалиции в феврале 1945 года прочно привязала Крым к образу «Ялтинской системы мироустройства».

     В 1950-80-е годы Крымский полуостров имел образ развивающегося региона, привлекательного курорта и «рая для пенсионеров». Угроза распада страны привела в  движение население полуострова, возникла идея автономии, которая и была реализована через референдум. Бурные события начала 1990-х годов породили массу образов Крыма от «русской автономии» и «мятежной республики» до «украинской Сицилии».

     В 1991— 1994 годах на непродолжительное  время Крым приобретает черты геополитической субъектности. Руководство автономии в чрезвычайно сложный период распада СССР сумело удержать ситуацию на полуострове у опасной черты и заложило основу той стабильности, которая до сих пор не позволяет перерасти системе противоречий существующих вокруг и внутри Крыма в открытый конфликт.

     Потенциал этого конфликта по-прежнему довольно высок (достаточно вспомнить «проблему  Тузлы» или «маяковую войну»), поэтому  еще длительное время Крым будет  представлять интерес для геополитики, так как это единственный регион Украины, конфликт в котором может перерасти региональные рамки и иметь глобальные политические последствия.

     По  нашему мнению, одной из причин перманентного управленческого кризиса на Украине и в Крыму является географический нигилизм властной элиты, нежелание и неумение использовать во внутренней и внешней политике широкий спектр устойчивых и складывающихся геополитических и политико-географических образов, формирующихся в пределах украинской государственной территории.

     Унитарная модель украинского государства, игнорирование региональных различий страны политической элитой приводит к возникновению многих внутриполитических проблем, одной из которых традиционно является и так называемая крымская проблема.

     Крымчане  достаточно остро реагируют на постоянное игнорирование своих интересов центром, на ограничение прав крымской автономии, попытки снивелировать культурно-исторические отличия населения полуострова от остальной части территории Украины. Тема крымского регионализма, крымского регионального сообщества, самоидентификации и самосознания крымчан достаточно хорошо освещена в литературе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2.3. Курортный образ Крыма

     Принимая  решение о том, куда поехать отдыхать потенциальный курортник полагается  не только на культурные, экономические  и социальные факторы, но и  на свой личном предшествующий опыт или на опыт своих родственников, друзей, знакомых. Данный опыт является набором устоявшихся мнений и стереотипов. И часто эти стереотипы очень влияют на решение человека посещать данный курорт  или нет.

     В сознании приезжих отдыхающих практически каждый город имеет свой, индивидуальный набор стереотипов и символов, что определяет «лицо» города, узнаваемое его посетителями.

     Так, Евпатория выделяется в сознании курортников своим удобным пляжем и воспринимается как детский курорт, Саки запоминаются своими лечебными грязями с минеральной водой и ассоциируются со здравницами женского профиля, символом Бахчисарая может служить Фонтан слез в Ханском дворце, а в Феодосии такую функцию выполняет галерея Айвазовского, в Ялте – Ботанический сад, в Судаке – Генуэзская крепость.

     Однако, некоторые из городов лишены той яркой символики, которая служит своеобразным ориентиром при выборе места отдыха. Например, в стереотипах представления об Алуште на первых местах стоит море и солнце, что свойственно очень многим городам Крыма, что, естественно, не может претендовать на создание яркого образа курорта. В связи с этим, в подобных городах необходимо обратить пристальное внимание на поиск и разработку собственной рекламной стратегии, позволяющей выделить наиболее примечательные черты и символы этих курортов. Очень ярко иллюстрирует данный тезис то, что у многих туристов, которые никогда не бывали в городе Судак, существует мысленный образ этого города в виде огромной рыбы. Исходя из этого, можно говорить об устойчивой связи между фантазией приезжих отдыхающих и названием реального курорта. Это значит, что если создавать рекламу этого города, ориентированную на ближнее зарубежье, есть смысл в обыгрывании сложившегося образа. Именно этот вариант может стать наиболее запоминающимся, так как он основан на уже существующих в сознании туристов ассоциативных связях.

     Некоторые курортные города в представлении отдыхающих похожи, так как имеют общие стереотипы. Например, Севастополь и Керчь имеют общие ассоциации, такие как военнизированность и принадлежность к крупным морским портам.

     Время пребывания отдыхающих в Крыму также различно - предпочтительное время пребывания, для большего количества  туристов – не более 2-х  недель.

       
 

              

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 2.3. Психологические аспекты бренда Турции

     2.3.1. Стратегия создания бренда Турции

     Турция на протяжении многих лет является практически национальным курортом россиян, для многих привычнее отдыхать именно в этой теплой стране, а не на черноморском побережье или в Украине. На это очень повлиял стратегический план развития Турции принятый в 2007 году. В данном плане прописаны эффективные меры, благодаря реализации которых происходит постоянный прирост количества туристов и развитие туристического направления страны. Этот план был разработан частным сектором экономики, государством и гражданским активом. Основной стратегией данного плана являются выполнение коллективных действий для достижения общих результатов.

Информация о работе Брендинг курортных территорий, психологические аспекты