Барьеры в общении

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 21:47, реферат

Описание работы

Общение — обмен сведениями с помощью языка или жестов, а также иных способов контакта. Это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп, сложнейший, многоуровневый процесс установления и развития отношений между людьми, который представляет собой обмен информацией, выработку единой стратегии, восприятие и понимание человеком другого человека.

Содержание

1)Введение…………………………………………………… 3

2)Барьеры в общении…………………………………………5

3) Барьеры, связанные с коммуникативными особенностями участников общения………………………………………………………..8

4)Правила эффективных коммуникаций……………………15

5)Вывод………………………………………………………..21

6)Список литературы………………………………………....22

Работа содержит 1 файл

Общение.docx

— 49.41 Кб (Скачать)
 

 

Содержание

1)Введение…………………………………………………… 3

2)Барьеры в  общении…………………………………………5

3) Барьеры, связанные с коммуникативными особенностями участников общения………………………………………………………..8

4)Правила эффективных  коммуникаций……………………15

5)Вывод………………………………………………………..21

6)Список литературы………………………………………....22 

 

ВВЕДЕНИЕ

    Общение — обмен сведениями с помощью языка или жестов, а также иных способов контакта. Это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп, сложнейший, многоуровневый процесс установления и развития отношений между людьми, который представляет собой обмен информацией, выработку единой стратегии, восприятие и понимание человеком другого человека. Для общения необходимы по крайней мере два человека, каждый из которых выступает именно как субъект. Итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга.

    Общение имеет три стороны  своего проявления: коммуникативную,  интерактивную и перцептивную. Коммуникативная  сторона проявляется через действия  личности, сознательно ориентированные  на смысловое их восприятие другими людьми. Интерактивная сторона представляет собой взаимодействие людей друг с другом в процессе межличностных отношений. А перцептивная проявляется через восприятие и оценку людьми социальных объектов.

   Общение свойственно всем высшим  живым существам, но на уровне  человека оно приобретает самые  совершенные формы, становится  осознанным и опосредствованным  речью. В жизни человека нет  даже самого непродолжительного  периода, когда бы он находился  вне общения, вне взаимодействия  с другими субъектами. Оно занимает важное место в социализации личности. В общении выделяются: содержание, цель, средства, функции, формы, стороны, виды, барьеры.

   Формы межличностного общения разнообразны. К ним можно отнести и мимолетный разговор накоротке, и обстоятельную беседу «по душам» и разъяснение своих требований, и с пор по ряду вопросов, и попытку добиться согласия по какой-либо проблеме.

     Однако  в процессе общения нередко возникают  затруднения, непонимания. Причиной их могут быть коммуникативные барьеры, возникающие в процессе управленческого  общения.

    Проблема проведения беседы неоднозначна, поэтому в наше время изучение психологии общения весьма актуально. За последние годы психология общения стала предметом изучения многих наук. Ею занимаются и философы, и социологи, и экономисты, и юристы, и педагоги.

    

           

                                 

                                             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Барьеры в общении

    Иногда у нас складывается впечатление, что собеседник защищается от нас, наших слов и переживаний, что он возводит какие-то преграды, защитные сооружения, заборы на пути к общению – барьеры, именно это приводит к трудностям в общении.

   Барьер - это психологическое препятствие, мешающее оптимальному протеканию процессов адаптации личности к новым факторам внешней среды, вызванное либо особенностями ситуации, либо особенностями личности.

   Трудности общения - это жестко блокирующие межличностную коммуникацию психологические барьеры, возникающие при выпадении из общей структуры коммуникативного процесса того или иного структурного элемента.  
  Барьеры общения могут быть связаны с характерами людей, их стремлениями, взглядами, речевыми особенностями, с манерами общения. И причины многих конфликтов, взаимных разногласий и недовольства людей                              как в личной, так и в профессиональной сферах не в последнюю очередь  кроются именно в непонимании приемов эффективного общения, в неумении   ими пользоваться.

 Во  многих случаях барьеры непонимания  могут сослужить человеку                                                плохую службу, когда ничего угрожающего или опасного в воздействии нет.                                 Понятно, что информация, грозящая перестройкой представления о мире, встречает сопротивление. Ее можно либо "выбросить", либо придать ей другое значение.  

  Основными причинами неэффективности любого реального общения являются склонности и привычки человека прибегать при взаимодействии с собеседником к принижающе-уступчивой и защитно-агрессивной формам поведения как неадекватным заместителям понимающего и директивного общения.  
    Расшифруем некоторые понятия:

* Понимающее  общение - это целенаправленное  взаимодействие, ориентированное на  понимание собеседника и проявление  уважения к его личности в  форме неоценочных реакций на  его высказывания и эмоциональные состояния. Приемы понимающего общения способствуют установлению и развитию контакта, положительных взаимоотношений, изучению личностных особенностей собеседника, выяснению его точки зрения по обсуждаемой проблеме и т.д. Эти приемы часто называют общением, ориентированным на собеседника, диагностическим общением или техникой рефлексивного общения. Понимающее реагирование не означает нашего согласия с тем, что говорит и чувствует партнер, а есть проявление желания непредвзято понять его позицию, жизненную ситуацию без оценок в его адрес. Такое реагирование требует от нас умения на время как бы уйти от собственной системы оценок и попытаться понять переживания собеседника, состояния его внутреннего мира. Если он ощутит, что его мысли поняты и приняты правильно, он начнет нам доверять и будет готов дальше обсуждать волнующие его вопросы, раскрывая свои внутренние состояния.

* Принижающе-уступчивое общение - это целенаправленное взаимодействие, ориентированное на понимание собеседника, но содержащее реакции неуместного принижения своих чувств, стремлений и целей, а также неоправданные уступки собеседнику.

* Защитно-агрессивное общение - это целенаправленное взаимодействие, ориентированное на оказание прямого психологического воздействия на собеседника для достижения своих целей, но осуществляемое в такой форме, которая может унизить его чувство собственного достоинства, игнорируя потребности и интересы партнера.

  Открытое общение с человеком, которого мы хотим понять и изучить, будет происходить лишь в случае, когда мы способны создать доверительные взаимоотношения (климат, атмосферу, психологический контакт). Чувство доверия существенно для самораскрытия партнера без опасения, что его оценят необъективно, а его откровенность будет использована в ущерб ему же.

  В реальной жизни люди очень редко бывают верно "услышаны" другими. Это связано с тем, что в культурах многих народов прививаются такие, социально одобряемые качества личности как: целеустремленность, настойчивость в достижении своих целей; конкурентоспособность, способность к лидерству. Однако такие формы отстаивания своих интересов очень часто препятствует, а не способствует их реализации и приводит к возникновению психологических барьеров, конфликтов и других отрицательных последствий. И происходит это потому, что, исходя из конкретных условий своей жизни, многие люди быстрее приобретают навыки и привычки защитно-агрессивного поведения, как неэффективного заместителя директивного общения. Закрепляясь, они становятся достаточно устойчивыми чертами личности человека и типичными особенностями его коммуникативных качеств.  Эти качества мало дополняются развитием других качеств, необходимых для эффективного взаимодействия с другими людьми, таких как способность и умение слушать и понимать другого человека. Поэтому в реальной жизни большинство из нас испытывает хронический дефицит искреннего слушания со стороны других людей.

  Итак, эффективное общение должно включать в себя понимающие и директивные приемы реагирования и по возможности исключать агрессивные и принижающе-уступчивые реакции при взаимодействии с другими людьми.  
 
 
 

Барьеры связанные с коммуникативными особенностями участников общения

   Барьеры, связанные с коммуникативными особенностями участников взаимодействия, имеют социальный или психологический характер.  
Они могут возникать через особые социально-психологические отношения, которые сложились между партнерами (антипатия, недоверие и т.п.), а также через своеобразный "фильтр" доверия или недоверия. Причем фильтр действует таким образом, что абсолютно истинная информация может стать неприемлемой, а ошибочная, наоборот, приемлемой. С точки зрения психологии важно выяснить, при каких условиях тот или другой канал информации может быть заблокирован этим фильтром. Важно также проявить средства, которые помогают принятию информации и ослабляют действие фильтров.

  Б. Поршнев выделяет три формы коммуникативных барьеров, которые различаются за степенью прозрачности: избежание, авторитет, непонимание. Речь идет о том, что за своей психологической природой коммуникативный барьер является механизмом защиты от нежелательной информации. Психологическое препятствие, которое реципиент устанавливает на пути нежелательной, утомительной или опасной информации, может быть разной степени прозрачности.

  1) Практически непрозрачным барьером является избежание. Убежать от нежелательной информации и ее влияния возможно как физически (избежание не предусматривает контакта с самым носителем такой информации), так и психологически (забывание информации или "углубление у себя" во время слушания). В обыденной жизни, в повседневном общении оно предстает в форме невнимания. Ведь действительно, если, разговаривая с другом, мы думаем о своем, «пропуская» то, что он говорит, то это не что иное, как избегание воздействия. И если, сидя на лекции, мы читаем постороннюю книгу и соответственно уделяем мало внимания лекции, то это тоже самоустранение от воздействия. Поэтому борьба с этим видом контрсуггестии включает в себя управление вниманием партнера, аудитории, собственным вниманием. Первым из наиболее действенных приемов привлечения внимания является тот, который условно называется приемом «нейтральной фразы». Суть его сводится к тому, что в начале выступления произносится фраза, прямо не связанная с основной темой, но зато наверняка по каким-то причинам имеющая значение, смысл, ценность для всех присутствующих и поэтому «собирающая их внимание». Выдающийся русский юрист и прекрасный оратор А.Ф.Кони писал об этом приеме: «Внимание возбуждается просто интересным (интересующим) и близким к тому, что, наверно, переживал или испытывал каждый. Вторым приемом привлечения и концентрации внимания является так называемый прием «завлечения». Суть его заключается в том, что говорящий вначале произносит нечто трудно воспринимаемым образом, например, очень тихо, очень непонятно, слишком монотонно или неразборчиво. Слушающему приходится предпринимать специальные усилия, чтобы хоть что-то понять, а эти усилия и предполагают концентрацию внимания. В результате говорящий «завлекает» слушающего «в свои сети». В этом приеме говорящий как бы провоцирует слушающего самого применить способы концентрации внимания и потом их использует. Еще одним важным приемом «сбора» внимания является установление зрительного контакта между говорящим и слушающим. Очень многие пользуются этим приемом, зная его силу, они «обводят аудиторию взглядом», смотрят пристально на кого-нибудь одного, фиксируют взглядом нескольких человек в аудитории и кивают им и т.д. Установление зрительного контакта — прием, широко используемый в любом общении,— не только в массовом, но и в личном, интимном, деловом и т.д. Пристально глядя на человека, мы привлекаем его внимание, постоянно «уходя» от чьего-то взгляда, мы показываем, что не желаем общаться, любой разговор начинается со взаимного зрительного контакта.

    2)   Второй барьер - авторитет - действует таким образом: информация попадается к сознанию, но на этом пути она существенно обесценивается через субъективное снижение авторитетности ее источника, т.е., в конце концов, становится ненадежной и малозначащей. По критерию авторитетности человек решает вопрос о доверии к собеседнику. Если он признается неавторитетным, его воздействие не будет иметь успеха, если же авторитет есть — тогда коммуникация будет успешной. Очевидно, что если говорящий добьется присвоения себе авторитета, то это будет ключом к успешному воздействию.

  Обычно  принято считать, что авторитетность источника информации может устанавливаться  после определения таких его  параметров, как надежность, компетентность, привлекательность, искренность, полномочия, объективность. Надежность источника  — это собственно и есть авторитетность. Чем больше человек доверяет собеседнику, тем больше его надежность. Этот показатель складывается из компетентности и объективности, определяемой как  незаинтересованность — чем меньше слушающий думает, что его хотят  убедить, тем больше он доверяет говорящему. Безусловно подтверждается тот факт, что чем надежнее (авторитетнее) говорящий, тем выше успех коммуникации в целом. Мало того, эта характеристика влияет на восприятие всех элементов  сообщения. Так, эксперименты Бауэра, Ховленда, Джаниса и Келли показали, что  одно и то же сообщение оценивалось  аудиторией как более или менее  объективное, логически стройное, фактически обоснованное и даже грамматически  правильное в зависимости от того, кому приписывалось его авторство  — авторитетному человеку или  нет.

  Но  самый интересный факт, выявленный в исследованиях влияния авторитета, состоит в следующем. Оказалось, что если слушающий доверяет говорящему, то он очень хорошо воспринимает и  запоминает его выводы и практически  не обращает внимания на ход рассуждений. Если же доверия меньше, то и к  выводам он относится прохладнее, зато очень внимателен к аргументам и ходу рассуждения. Очевидно, что при разных целях коммуникации необходимо по-разному управлять доверием слушающего. Так, при обучении лучше иметь «средний» авторитет, а при агитации — высокий.

  3) Третий барьер - непонимание, тончайший способ снизить влияние информации путем ее извращения к неопознаванию, предоставлению ей нейтрального смысла.

   Поскольку причины коммуникативных барьеров могут скрываться в содержательных и формальных характеристиках самого сообщения (фонетических, стилистических, семантических), а также в логике его построения, то есть потребность рассмотреть такие барьеры детальнее. 
Ошибки, обусловленные восприятием. Они возникают из-за того, что каждый человек в общении непроизвольно выделяет моменты значимые именно для него, отсюда идет искажение информации передаваемой адресату, что порождает непонимание, что часто приводит к конфликту.

Информация о работе Барьеры в общении