Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:44, курсовая работа
Цель данной работы – теоретический анализ проблемы социально-психологических особенностей коммуникации в организации.
В связи с поставленной целью в курсовой работе решались следующие задачи:
изучить теоретические основы коммуникаций в организации,
провести анализ проблем, возникающих в организационных коммуникациях,
ознакомить с основными направлениями совершенствования коммуникаций в организации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
Глава І. Коммуникации в организации
1.1. Сущность и роль коммуникаций……………………………….4
1.2.Процесс коммуникаций в организации…………………………9
1.3. Виды коммуникаций в организации…………………………….13
Глава ІІ. Анализ проблем коммуникации в организации и пути их
решения
2.1. Проблемы коммуникаций……………………………………..21
2.2. Барьеры, препятствующие эффективным организационным
коммуникациям………………… ……………………………………..22
2.3. Барьеры на пути межличностных коммуникаций………..……26
2.4. Способы совершенствования коммуникаций в
организации…………................................................................…..…..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..32
Список литературы………………………
Неформальные коммуникации – социальные взаимодействия между людьми, отражающие выражения человеческой потребности в общении. Они дополняют формальные коммуникации.
Неформальные коммуникации часто называются «виноградной лозой», информация в ней часто распространяется с помощью слухов (табл. 2).
По данным некоторых исследователей, слухи по меньшей мере на 75% являются точными.
Коммуникации в зависимости от пространственного расположения каналов и направленности общения. Информация по каналам передается по вертикали – сверху вниз, снизу верх, а так же в горизонтальной плоскости и по диагонали (табл.3) [17, с.150]
Таблица 2
Виды слухов и их характеристика.
Виды слухов | Краткая характеристика |
«Мечты и чаяния» | Отражают желания и надежды людей, инициирующих слухи. Это наиболее позитивные слухи, способствующие творчеству работников |
Слухи-«пугала» | Возникают на почве страхов и опасений работников, вызывая беспокойство в коллективе, могут нанести ущерб |
«Вбивание клиньев» | Продиктованы агрессивностью, порой и ненавистью; наиболее агрессивный тип. Наносит урон репутации как компании, так и отдельных работников |
Финальный слух | Вызван предполагаемыми действиями в будущем, длительное время ожидаемыми сотрудниками |
Нисходящие организационные коммуникации представляют собой поток информации от высших уровней руководства к нижним. Почти половина контактов менеджеров приходится на подчиненных, а вторая – делится между начальниками, коллегами и внешними субъектами. Осуществляя нисходящие контакты, некоторые администраторы широко используют цветные буклеты, дорогостоящие презентации и тщательно спланированные встречи с работниками, что, возможно, привлекает внимание, но обычно не вызывает у подчиненных понимания (одной из целей эффективного общения). Ключ к более совершенным коммуникациям отнюдь не в использовании цветных рисунков, платков, громких акций или электронных средств, а в представлении менеджерами тщательно отобранной, продуманной информации.
Менеджеры, добившийся успеха в общении, восприимчивы к нуждам людей и открыты к искреннему диалогу с другими сотрудниками.
Кроме
нисходящих коммуникаций, организации
необходимы восходящие. Восходящие коммуникации
выполняют также функцию
Таблица 3
Характеристика вертикальных коммуникаций.
Вид коммуникаций | Цели | Виды передаваемой в сообщении информации |
Нисходящие |
1.Поставить подчиненным
конкретные задачи для выполнения работы.
2.Оперативно сообщить новости о деятельности организации. 3.Осуществить инструктирование по выполнению работы. 4.Обеспечить обратную связь с подчиненными по результатам деятельности. 5.Предоставить всю информацию, необходимую для выполнения работы. 6.Обеспечить социальную поддержку подчиненным |
1.Об изменениях
в политике организации.
2.О бюджете организации, его изменении, исполнении. 3.Директивы вышестоящих органов управления. 4.О новых системах и процедурах. 5.Инструкции, информация для выполнения заданий. 6.О кадровых перемещениях и реорганизации. |
Восходящие | 1.Получить достоверную
информацию о ходе выполнения работы и
конечных результатах.
2.Обеспечить обратную связь с руководителем о полученных заданиях. 3.Изучить мнение подчиненных по интересующим вопросам. 4.Получить представление об улучшении деятельности организации. |
1.Отчеты о выполнении
работы, возникших в ходе работы проблемах.
2.Обращения с просьбой получить консультации по интересующим вопросам. 3.Жалобы подчиненных. 4.Предложения подчиненных. 5.Мнения подчиненных. |
Благодаря им менеджеры узнают о текущих и потенциальных проблемах и предполагают корректировочные меры. В последнее время менеджеры используют новую форму восходящих коммуникаций – рабочие группы, регулярно собирающихся раз в неделю для обсуждения и решения производственных и сервисных проблем, они называются кружками качества. Восходящие коммуникации. Как правило, осуществляются в форме отчетов. Предложений и пояснительных записок. [10, с.211 ]
Горизонтальные коммуникации – коммуникации, направленные на координацию и интеграцию деятельности сотрудников различных отделов и подразделений на одних и тех же уровнях иерархии для достижения целей организации; способствует повышению эффективности использования всех видов ресурсов организации.
Диагональные
коммуникации – коммуникации, осуществляемые
работниками отделов и
Электронные
коммуникации . Электронная почта (
e-mail) представляет собой коммуникативную
компьютерную систему, которую Энли Гров,
исполнительный директор Intel Corporation, описывает
как «первое проявление переворота в понятиях
о том, как передается информация и как
должно управлять этим процессом». Электронная
почта позволяет практически мгновенно
отправить сообщение конкретному получателю
или сотне адресатов, которые будет храниться
в их персональных компьютерах до тех
пор, пока его не прочтут. Некоторые системы
электронной почты позволяют рассылать
сообщения в различных режимах, переводить
их на иностранные языки. Основными преимуществами
систем электронной почты являются высокая
скорость передачи и удобство пользования,
а самый существенный их недостаток –
отсутствие непосредственного личного
контакта и связанные с этим трудности
точной передачи и интерпретации эмоций
и тонких чувств в кратких (несколько стерильных)
печатных сообщениях. [6, с.378 ]
Глава 2. Анализ проблем коммуникации в организации и пути их решения
2.1.
Проблемы коммуникаций.
Осуществление коммуникаций в
некоторых случаях сопряжено
со значительными трудностями.
Если два человека значительно
расходятся во мнениях по
Вторая возможная проблема –
когнитивный (познавательный) диссонанс,
т.е. внутренний конфликт и
беспокойство, возникающие в тех
случаях, когда люди получают
информацию, несовместимую с их
системами ценностей, ранее
При вступлении в контакт отправитель должен проявлять особую осторожность, поскольку коммуникации являются как мощной формой самораскрытия перед другими людьми, так и источником возможной оценки коммуникатора окружающими. В ходе коммуникации мы не только открываем что-то другим людям (содержание), но пока мы передаем сообщение (говорим), получатели выносят нам определенную оценку. Данный аспект коммуникации побуждает отправителя задуматься о сохранении лица, т.е. он стремится предотвратить критические высказывания в собственный адрес со стороны других людей. Негативные оценки подвергают опасности прежде всего чувство собственного достоинства индивида. Иногда «критик»и сам сожалеет, высказав не что, противоречащее нашему представлению о себе. Хотя такие «вызывающие сожаления» сообщения часто передаются непреднамеренно, они обычно вызывают тяжелые чувства у получателя, создают напряженность в отношениях, иногда приводят к их разрыву. К вызывающим сожаление сообщениям относятся, например. Грубые вербальные ошибки, личные выпады, порочащие репутацию стереотипные высказывания, саркастическая критика или опасная информация. Очень часто такого рода сообщения передаются во время эмоциональной конфронтации.
Проблемы,
связанные с созданием
2.2.
Барьеры, препятствующие
эффективным организационным
коммуникациям.
Наличие четко действующих коммуникаций в организациях способствует решению многих важнейших организационных проблем, в частности координации деятельности отдельных структурных единиц в организации относительно общей цели, обеспечивают устойчивые отношения с внешней средой, предоставляю подразделениям организации необходимой рабочей информации и целевых указаний и др.
Однако создание коммуникационных сетей, формирование устойчивых коммуникационных каналов сопряжены с рядом трудностей, вызванных как дефектами в каналах информации, так и дефектным кодированием или декодированием получаемых сообщений.
Основная
проблема коммуникаций между элементами
организационной структуры
1.
Искажение сообщений – явление,
Все искажения в организационных коммуникациях разделяются на три группы:
Информация о работе Анализ проблем коммуникации в организации и пути их решения