Анализ исследования социально- психологического климата в коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Изучить стратегии поведения в конфликте, которые влияют на психологический климат в коллективе.
Задачи:
1 Изучение теоретического материала.
2 Подбор методики по исследованию.
3 Анализ исследования.
4 Разработка рекомендации.

Содержание

Введение
1.Влияние межличностных конфликтов на психологический климат в коллективе.
1.1.Определение межличностных конфликтов.
1.2Стратегия выхода из конфликтов.
1.3Понятие психологического климата в коллективе. 2Анализ исследования социально- психологического климата в коллективе.
2.1Изучение особенностей конфликтных личностей.
2.2Изучения сплоченности коллектива.
2.3Изучение социально- психологического климата в коллективе.
Заключение.
Приложения.
Литература.

Работа содержит 1 файл

Рамка для практических.docx

— 174.69 Кб (Скачать)

Приложения№1.

Как бы вы оценили свою принадлежность к  группе?

Чувствую  себя ее членом, частью коллектива (5).

Участвую  в большинстве видов деятельности (4).

Участвую  в одних видах деятельности и  не участвую в других (3).

Не чувствую, что являюсь членом группы (2).

Живу  и существую отдельно от нее (1).

Не знаю, затрудняюсь ответить (1).

Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась  такая возможность (без изменения  прочих условий)?

Да, очень  хотел бы перейти (1).

Скорее  перешел бы, чем остался (2).

Не вижу никакой разницы (3).

Скорее  всего остался бы в своей группе (4).

Очень хотел бы остаться в своей группе (5).

Не знаю, трудно сказать (1).

Каковы  взаимоотношения между членами  вашей группы?

Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

Примерно  такие же, как и в большинстве коллективов (2).

Хуже, чем  в большинстве классов (1).

Не знаю, трудно сказать (1).

Каковы  у вас взаимоотношения с руководством?

Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

Примерно  такие же, как и в большинстве коллективов (2).

Хуже, чем  в большинстве коллективов (1).

Не знаю. (1)

Каково  отношение к делу (учебе и т. п.) в вашем коллективе?

Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

Примерно  такие же, как и в большинстве коллективов (2).

Хуже, чем  в большинстве коллективов (1).

Не знаю (1). 

Уровни  групповой сплоченности

15,1 баллов  и выше – высокая;

11,6 –  15 балла – выше средней;

7- 11,5 –  средняя;

4 –  6,9 – ниже средней;

4 и ниже  – низкая. 

Приложение№2

1. А Иногда я  предоставляю возможность другим взять  на себя ответственность за решение  спорного вопроса.
Б Чем обсуждать  то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
2. А Я стараюсь найти  компромиссное решение.
Б Я пытаюсь уладить  дело с учетом интересов другого и моих собственных.
3. А Обычно я  настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б Я стараюсь успокоить  другого и главным образом  сохранить наши отношения.
4. А Я стараюсь найти  компромиссное решение.
Б Иногда я  жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5. А Улаживая спорную  ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
Б Я стараюсь сделать  все, чтобы избежать бесполезной  напряженности.
6. А Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для  себя.
Б Я стараюсь добиться своего.
7. А Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
Б Я считаю возможным  в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8. А Обычно я  настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б Я первым делом  стараюсь ясно определить то, в чем  состоят все затронутые интересы и вопросы.
9. А Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
Б Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. А Я твердо стремлюсь  достичь своего.
Б Я пытаюсь найти  компромиссное решение.
11. А Я первым делом  стараюсь ясно определить то, в чем  состоят все затронутые интересы и вопросы.
Б Я стараюсь успокоить  другого и главным образом  сохранить наши отношения.
12. А Зачастую я  избегаю занимать позицию, которая  может вызвать споры.
Б Я даю возможность  другому в чем-то остаться при  своем мнении, если он также идет мне навстречу.
13. А Я предлагаю  среднюю позицию.
Б Я настаиваю, чтобы  было сделано по-моему.
14. А Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Б Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15. А Я стараюсь успокоить  другого и главным образом  сохранить наши отношения.
Б Я стараюсь сделать  все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16. А Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б Я пытаюсь убедить  другого в преимуществах моей позиции.
17. А Обычно я  настойчиво стараюсь добиться своего.
Б Я стараюсь сделать  все, чтобы избежать бесполезной  напряженности.
18. А Если это  сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
Б Я даю возможность  другому в чем-то остаться при  своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19. А Я первым делом  стараюсь ясно определить то, в чем  состоят все затронутые интересы и вопросы.
Б Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20. А Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
Б Я стараюсь найти  наилучшее сочетание выгод и  потерь для нас обоих.
21. А Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
Б Я всегда склоняюсь  к прямому обсуждению проблемы.
22. А Я пытаюсь найти  позицию, которая находится посредине  между моей позицией и точкой зрения другого человека.
Б Я отстаиваю  свои желания.
23. А Как правило, я  озабочен тем, чтобы удовлетворить  желания каждого из нас.
Б Иногда я  представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорн6ого вопроса.
24. А Если позиция  другого кажется ему очень  важной, я постараюсь пойти навстречу  его желаниям.
Б Я стараюсь убедить  другого прийти к компромиссу.
25. А Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядом.
Б Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26. А Я предлагаю  среднюю позицию.
Б Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить  желания каждого из нас.
27. А Зачастую я  избегаю занимать позицию, которая  может вызвать споры.
Б Если это  сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28. А Обычно я  настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку  у другого.
29. А Я предлагаю  среднюю позицию.
Б Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
30. А Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б Я всегда занимаю  такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха. 
 
 

Ключ  к тесту:

Соперничест-во Сотрудни-чество Компромисс Избегание Приспособле-ние
  1. 1.       
      А Б
  1. 2.       
  Б А    
  1. 3.       
А       Б
  1. 4.       
    А   Б
  1. 5.       
  А   Б  
  1. 6.       
Б     А  
  1. 7.       
    Б А  
  1. 8.       
А Б      
  1. 9.       
Б     А  
10.    А   Б    
11.      А     Б
12.        Б А  
13.    Б   А    
14.    Б А      
15.          Б А
16.    Б       А
17.    А     Б  
18.        Б   А
19.      А   Б  
20.      А Б    
21.      Б     А
22.    Б   А    
23.      А   Б  
24.        Б   А
25.    А       Б
26.      Б А    
27.          А Б
28.    А Б      
29.        А Б  
30.      Б     А
 
 
 

Приложение№3 

Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных  ниже утверждений Вы больше всего  согласны:

А) большинство  членов нашего коллектива — хорошие  симпатичные люди;

Б) в  нашем коллективе есть всякие люди;

В) большинство  членов нашего коллектива — люди малоприятные. 

Думаете ли Вы, что было бы весьма неплохо, если бы члены Вашего коллектива жили неподалеку друг от друга?

1 —  нет;

2 —  скорее нет, чем да;

3 —  не знаю, не задумывался об  этом;

4 —  скорее да, чем нет;

5 —  да, конечно. 

Как Вам  кажется, могли бы вы дать достаточно полную характеристику:

А) деловых  качеств большинства членов коллектива __________;

Б) личных качеств большинства членов коллектива ___________.

1 —  нет;

2 —  пожалуй, нет;

3 —  не знаю, не задумывался об  этом;

4 —  пожалуй, да;

5 —  да. 

Цифра «один» на приведенной ниже шкале  характеризует коллектив, который  Вам очень не нравится, а цифра  «девять» — коллектив, который Вам  очень нравится. Какой цифрой Вы бы охарактеризовали свой коллектив?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 

Если  бы у Вас возникла возможность  провести отпуск вместе с членами  Вашего коллектива, то как бы Вы к этому отнеслись:

А) это  меня бы вполне устроило;

Б) не знаю, не задумывался над этим;

В) это  меня бы совершенно не устроило.  

Могли бы Вы с достаточной уверенностью определить, с кем охотно общаются по деловым вопросам большинство  членов Вашего коллектива?

А) нет, не мог бы;

Б) не знаю, не задумывался об этом;

В) да, мог  бы. 

Какая атмосфера обычно преобладает в  Вашем коллективе? На приведенной ниже шкале цифра «один» соответствует нездоровой атмосфере, а цифра «девять» — наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения, понимания. Какой цифрой Вы бы охарактеризовали свой коллектив?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 

Как Вы думаете, если бы Вы по какой-либо причине  долго не работали (болезнь, декретный  отпуск, пенсия и т. п.), Вы бы стремились встречаться с членами Вашего коллектива?

1 —  нет;

2 —  скорее нет, чем да;

3 —  не знаю, не задумывался об  этом;

4 —  скорее да, чем нет;

5 —  да, конечно. 
 
 

Заключение. 

     Всем понятно, что конфликты существовали и будут существовать, они неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны или патологичны. Они нормальное явление в нашей жизни. Возникают они из-за различий между людьми, из-за того, что поступки, представления, чувства у каждого из нас не одни и те же и порой приходят в столкновение друг с другом.

      В первой главе нами предпринята попытка отразить современное состояние проблемы конфликта и ее исследование. Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать следующие выводы: несмотря на накопленный опыт в области исследования конфликтов, на сегодняшний день нет единой и законченной теории конфликта, отражающей его природу и влияние на развитие общества.

Конфликт не следует понимать как сугубо негативное явление, общество, как и отдельный  человек, находится в постоянном развитии. Одним из способов этого  развития является конфликт.

Всякий конфликт возникает только при наличии  его объекта. Та ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов противоборствующих сторон, называется объектом конфликта. Следует  различать понятия "объект" и "предмет" конфликта. Предметом конфликта являются те противоречия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить посредством противоборства.

В любом конфликте  обязательно присутствуют его участники, которых принято называть оппонентами  конфликта Оппоненты, преследуя, противоположные  цели в конфликтном взаимодействии обладают определенным рангом, используя  который, стремятся достичь своих  целей, несовпадающих с целями противника. Рассматривая динамику конфликта, следует  различать понятия конфликт и  конфликтная ситуация, конфликтная  ситуация это реальная возможность  но еще не действительность конфликта, демонстрирующая, что противоречия достигли уровня, требующего принятия мер по их разрешению. Если противоречия, породившие конфликтную ситуацию разрешить  не удалось, то конфликтная ситуация переходит в конфликт, включающий в себя такие стадии как инцидент, эскалация, завершение конфликта. Инцидент это тот случай, который инициирует открытое противоборство сторон. Инцидент конфликта следу отличать от его  повода, т.е. того конкретного события, которое служит толчком, предметом  к началу конфликтных действий. Повод - это еще не конфликт, а инцидент - это уже конфликт, его начало. Эскалация конфликта - это ключевая, самая напряженная его стадия, когда происходит обострение всех противоречий между его участниками и используются все возможности для победы в  противоборстве.

Затем следует  этап завершения конфликта, который  означает любое его окончание, которое  может быть как позитивным, так  и негативным, после чего может  следовать постконфликтный синдром, выражающийся в напряженных отношениях бывших оппонентов, может стать источником нового конфликта между ними.

Оказавшись в  конфликтной ситуации, необходимо выбрать  определенный стиль поведения ней, с учетом собственных интересов  и интересов других, вовлеченных  в конфликт людей. Выбор стиля  поведения в конфликтной ситуации связан с той степенью готовности, в которой вы готовы удовлетворить  собственные интересы и интересы другой стороны. Существует пять стилей поведения в конфликтной ситуации соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление, но не один из них не может быть выделен как  самый лучший. Все зависит от конкретной конфликтной ситуации и "цены конфликта" может быть необходимым использование  набора стилей поведения, например если конфликт носит затяжной характер, и для разрешения одной его  части может понадобится использование одного стиля, а для разрешения другой совсем иного стиля поведения в конфликтной ситуации. Но, несомненно, наилучший учитель и советчик в выборе оптимального подхода и в его эффективного использования - это жизненная практика.

Информация о работе Анализ исследования социально- психологического климата в коллективе