Анализ исследования социально- психологического климата в коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Изучить стратегии поведения в конфликте, которые влияют на психологический климат в коллективе.
Задачи:
1 Изучение теоретического материала.
2 Подбор методики по исследованию.
3 Анализ исследования.
4 Разработка рекомендации.

Содержание

Введение
1.Влияние межличностных конфликтов на психологический климат в коллективе.
1.1.Определение межличностных конфликтов.
1.2Стратегия выхода из конфликтов.
1.3Понятие психологического климата в коллективе. 2Анализ исследования социально- психологического климата в коллективе.
2.1Изучение особенностей конфликтных личностей.
2.2Изучения сплоченности коллектива.
2.3Изучение социально- психологического климата в коллективе.
Заключение.
Приложения.
Литература.

Работа содержит 1 файл

Рамка для практических.docx

— 174.69 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

1.3Понятие психологического климата в коллективе

  Этот термин, ныне широко употребляемый, часто принято  ставить в один ряд с понятиями  духовной атмосферы, духа коллектива и  преобладающего настроения.

  СПК коллектива всегда характеризуется специфической  для совместной деятельности людей  атмосферой психического и эмоционального состояния каждого его участника, индивида и несомненно зависит от общего состояния окружающих его людей. В свою очередь атмосфера той или иной общности или группы проявляется через характер психической настроенности людей, которая может быть деятельной или созерцательной, жизнерадостной или пессимистичной, целеустремленной или анархичной, будничной или праздничной и т.д.

  Не только в социологии, но и в психологии утвердилась точка зрения, согласно которой главной структурой образующей СПК является настроение. Сошлемся, в частности, на высказывание известного советского психолога К.К. Платонова, по мнению которого социально-психологический  климат (как свойство группы) является одним (хотя и важнейшим) из компонентов  внутренней структуры группы, определяется межличностными отношениями в ней, создающими стойкие настроения группы, от которых зависит степень активности в достижении целей.

  Климат  коллектива представляет собой преобладающий  и относительно устойчивый психический  настрой коллектива, который находит  многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности.

      Структура социально-психологического климата

Существенным  элементом в общей концепции  социально-психологического климата  является характеристика его структуры. Это предполагает вычисление основных компонентов в рамках рассматриваемого явления по некоему единому основанию, в частности по категории отношения. Тогда в структуре СПК становится очевидным наличие двух основных подразделений – отношения людей к труду и их отношения друг к другу. 

    

  В свою очередь  отношения друг к другу дифференцируются на отношения между товарищами по работе и отношения в системе  руководства и подчинения.

  В конечном итоге всё многообразие отношений  рассматривается через призму двух основных параметров психического настроя  – эмоционального и предметного.

  Под предметным настроем подразумевается направленность внимания и характер восприятия человеком  тех или иных сторон его деятельности. Под тональным – его эмоциональное отношение удовлетворенности или неудовлетворенности этими сторонами.

  Психологический климат коллектива, обнаруживающий себя прежде всего в отношениях людей друг к другу и к общему делу, этим все же не исчерпывается. Он неизбежно сказывается и на отношениях людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии. А это в свою очередь может проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности, являющейся членом данного коллектива. Таким образом, климат проявляется определенным образом и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе. Последнее из отношений кристаллизуется в определенную ситуацию – общественную форму самоотношения и самосознания личности.

  В результате создается определенная структура  ближайших и последующих, более  непосредственных и более опосредованных проявлений социально-психологического климата.

  То обстоятельство, что отношение к миру (система  ценностных ориентаций личности) и  отношение к самому себе (самосознание, самоотношение и самочувствие) попадают в ранг последующих, а не ближайших проявлений климата, объясняется их более сложной, многократно опосредованной зависимостью не только от ситуации данного коллектива, но и от целого ряда других факторов, с одной стороны, макромасштабных, с другой – сугубо личностных.

  Действительно, отношения человека к миру формируются  в рамках его образа жизни в  целом, который никогда не исчерпывается  предметами того или иного, даже самого значимого для него коллектива.

  Аналогичным образом обстоит дело и с отношением к самому себе. Самосознание человека складывается в течение всей его  жизни, а самочувствие находится  в существенной зависимости не только от его статуса в трудовом коллективе, но нередко в еще большей мере от семейно-бытового положения и  физического здоровья индивида.

  Это, разумеется, не снимает возможности рассмотрения самооценки и самочувствия индивида в данном конкретном коллективе и  в зависимости от него.

  На самочувствие личности в коллективе отражаются отношения  личности к определенной группе в  целом, степень удовлетворенности  своей позицией и межличностными отношениями в группе.

  Каждый  из членов коллектива на основе всех других параметров психологического климата  вырабатывает в себе соответствующее  этому климату сознание, восприятие, оценку и ощущение своего «я» в  рамках данной конкретной общности людей.

  Самочувствие  личности в определенной мере может  служить и известным показателем  степени развернутости ее духовного  потенциала. В данном случае подразумевается  психическое состояние, определяемое во многом атмосферой производственного  коллектива.

  С этой точки  зрения саму самочувствие личности может  рассматриваться как один из наиболее общих показателей СПК. 

  

  А – отношение  к делу; Б – самочувствие личности 
(отношение к самому себе); В – отношение к другим людям.
 

  Вместе  с тем он не может считаться  вполне основательным для того, чтобы  конкретно судить о всех аспектах СПК в коллективе, о мере эффективности его деятельности.

      Модели  социально-психологического климата

            Выделение моделей основывается на оценке трех сторон:

  1. уровень развернутости психологического потенциала коллектива;
  2. степень реализации его в данный момент;
  3. тенденцию дальнейших изменений психологического потенциала коллектива;
          Вариант А.

  Высокий уровень развернутости социально-психологического потенциала коллектива, которому соответствует  и степень его реализации. При  работе с полной отдачей сохраняется  необходимый резерв сил для дальнейшего  совершенствования условий и  организации труда, не происходит работы на износ. Четкая организация труда  и управления в коллективе в сочетании  с необходимым резервом сил и  удовлетворенностью от ощутимой отдачи открывают перспективу дальнейшего  развертывания социально-психологического потенциала коллектива.

  Вариант Б.

  Высокий уровень развернутости психологического потенциала коллектива при крайне низкой степени его реализации в данный момент, что связано с несовершенством  сложившейся в рамках системы, выходящей  за пределы данного коллектива, организации  труда и управления. Отсюда –  наметившаяся тенденция свертывания  социально-психологического потенциала коллектива и снижения в целом  уровня его профессиональной социально-экономической  эффективности и тенденции роста неудовлетворенности системой организации и управления, выходящей за рамки данного коллектива, и перерастание этой неудовлетворенности в конфликт.

  Вариант В.

  Невысокий уровень развернутости социально-психологического потенциала коллектива компенсируется работой (хоть и устаревшими методами, но с полной отдачей – на износ). Данный случай в перспективе сулит  срыв в работе и резкое падение  социально-экономической эффективности.

  Эти варианты СПК, разумеется, не исчерпывают их реального многообразия.

  СПК аптечного  коллектива имеет свои особенности. Они обусловлены прежде всего целями и задачами, стоящими перед аптекой как организацией здравоохранения. И в тоже время аптека – организация, осуществляющая торговые функции, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Получение прибыли – это обязательное условие существования.

  Влияние на СПК может оказывать и внешняя  среда. Сотрудники имеют частные  контакты с больными людьми или их близкими, что требует проявления высоких моральных качеств, человеческих чувств, способности использовать психоэмоциональное направление в процессе обращения.

  Особенностью, существенно влияющей на СПК является то, что коллективы аптек – зачастую коллективы женские. 
 
 

 

 

Вывод по первой главе: Были реализованы следующие  задачи: 
1. Провести анализ литературы по данной тематике. 
2. Рассмотреть специфику межличностного конфликта. 
3. Проанализировать межличностные конфликтные отношения и их разрешение. 
Если конфликтное взаимодействие детерминировано сложившейся ситуацией во взаимоотношениях партеров, то по крайней мере у одного из них, если он обладает достаточно развитыми способностями самоконтроля, существует немало возможностей выйти из конфликтной ситуации или же попытаться разрешить ее. Здесь может быть несколько вариантов возможных действий: 
1) выйти из конфликтной ситуации, избежать столкновения интересов, целей, позиций и т.п., не настаивая на своем, но и не уступая сопернику; 
2) настоять на своем, пойдя при этом на обострение взаимоотношений с партнером; 
3) уступить другому, пренебречь какими-то, не самыми главными своими интересами; 
4) пойти на компромисс с соперником, уступив в чем-то в обмен на уступки с другой, стороны; 
5) попытаться разрешить конфликтную ситуацию поисками путей, удовлетворяющих пожелания, интересы и стремления обеих сторон. 
Разумеется, конкретно выбираемая линия (стратегия) поведения в любом из возможных вариантов взаимодействия с партнером определяется не только личностными особенностями втянутых в конфликтное взаимодействие лиц, но и обстоятельствами конкретной ситуации. Это взаимное наложение друг на друга двух рядов детерминации конфликтной ситуации - ситуационной и личностной -приводит к тому, что каждое конфликтное взаимодействие весьма своеобразно. Оно всегда индивидуально, если не по обстоятельствам своего возникновения и развертывания, то, как минимум, по личностным особенностям партнеров межличностного взаимодействия, каждый из которых вносит в него нечто свое, свойственное только ему. Поэтому задача выхода из конфликта или его разрешения каждый раз является новой и хотя бы в небольшой мере (а иногда и в очень большой)- творческой, требующей напряжения интеллектуальных и эмоциональных ресурсов личности, оказавшейся в конфликтной ситуации. 
Но каким бы образом ни развивались события в межличностном конфликте, общая для всех ситуаций тенденция, связанная с попытками разрешить конфликт состоит в следующем: разрешение конфликта означает устранение его причин. Но чтобы добиться такого исхода, необходимо найти точки, пути сближения с партнером (партнерами) в понимании того, что существует единство с ним в сфере главных интересов и задач. Именно такой подход предполагает возможность и создает предпосылки для дружественного разрешения конфликта, чтобы в результате не возникло разделения на "победителей" и "побежденных", не зародились истоки новой конфликтной ситуации.
 
 
 
 

2Анализ исследования социально- психологического климата в коллективе.

2.1Изучение  особенностей конфликтных личностей.

В конфликтологии с 70-х годов XX века признано существование следующих пяти стилей конфликтного поведения: избегание, приспособление, соперничество, компромисс, сотрудничество. Описали и систематизировали признаки различных стилей американцы Кеннет Томас и Ральф Килменн. Система позволяет создать для каждого человека свой собственный стиль разрешения конфликта. Основные стили поведения в конфликтной ситуации связаны с общим источником любого конфликта - несовпадением интересов двух и более сторон. Наш стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой мы хотим удовлетворить собственные интересы (действуя пассивно или активно) и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально).

Выбор конфликтного поведения зависит как от интересов  участвующих в конфликте сторон, так и от характера предпринимаемых  ими действий. Сам стиль поведения  в конфликте определяется, во-первых, мерой осуществления собственных  интересов (личных или групповых) и  степенью активности или пассивности  в их отстаивании. Во-вторых, на стиль  поведения существенно влияют стремление удовлетворить интересы других сторон, участвующих в конфликте, а также  то, какие действия приоритетны для  отдельных лиц, социальных групп - индивидуальные или совместные.

Каждый человек  может в какой-то степени использовать все эти стили, но обычно имеет  приоритетные. Кроме того, некоторые  стили могут быть наиболее эффективными для разрешения конфликтов определенного  типа. Ниже кратко описан каждый из упомянутых стилей.

Стиль приспособления. Он означает то, что мы действуем  совместно с другим человеком, не пытаясь отстаивать собственные  интересы. Мы можем использовать этот подход, когда исход дела чрезвычайно  важен для другого человека и  не очень существен для нас. Этот стиль полезен также в тех  ситуациях, в которых мы не можем  одержать верх, поскольку другой человек  обладает большей властью; таким  образом, мы уступаем и смиряемся  с тем, чего хочет оппонент. Томас  и Килменн говорят, что мы действуем в таком стиле, когда жертвуем своими интересами в пользу другого человека, уступая ему и жалея его. Поскольку, используя этот подход, мы откладываете свои интересы в сторону, то лучше поступать, таким образом, тогда, когда наш вклад в данном случае не слишком велик или когда мы делаем не слишком большую ставку на положительное для нас решение проблемы. Это позволяет нам чувствовать себя комфортно по отношению к желаниям другого человека. Но вы не захотите приспосабливаться к кому-то, если вы будете чувствовать себя обиженным. Если мы считаем, что уступаем в чем-то важном для нас, и чувствуем в связи с этим неудовлетворенность, то стиль приспособления в этом случае, вероятно, неприемлем. Он может оказаться неприемлемым и в той ситуации, когда мы чувствуем, что другой человек не собирается в свою очередь поступиться чем-то или что этот человек не оценит сделанного нами. Этот стиль следует использовать тогда, когда мы чувствуем, что, немного уступая, мы теряете мало. Или же мы можем прибегнуть к такой стратегии, если в данный момент необходимо несколько смягчить ситуацию, а потом мы предполагаем, вернуться к этому вопросу и отстоять свою позицию.

Информация о работе Анализ исследования социально- психологического климата в коллективе