Алкоголизм как проблема социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 10:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы-систематизация знаний об алкоголизме, как социальном явлении и проблеме социальной работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть алкоголизм,как социального явления
2. Дать определение алкоголизма
3. Раскрыть особенности деятельности специалиста по социальной работе, а так же объекты и субъекты

Содержание

Введение
1.Алкоголизм,как социальное явление
1.1.Понятие акоголизма
1.2.Потребление алкоголя в России и его социальные последствия
2.Социальная работа в сфере алкоголепотребления
2.1.Объекты и субъекты социальной работы
2.3. Особенности деятельности специалиста по социальной работе
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Сделала Светова Светлана!!!.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

     С другой стороны, недопустимо предъявлять к человеку, мир которого индивидуален и неповторим, только общие мерки. Для установления психологического контакта, партнерских отношений специалист центра социального обслуживания семьи и детей должен учиться смотреть на мир глазами того человека, той семьи, того ребенка, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Следует постоянно анализировать собственную деятельность, стараться увидеть любую ситуацию с самых разных позиций, в различных аспектах. Это позволяет работнику социальной сферы более полно и верно воспринимать проблемы и нужды конкретных семей, применять эффективные методы помощи.

     Современная парадигма гуманистических общественных отношений включает в себя, следующие  направления работы:

     1) обеспечение укрепления внутрисемейных взаимоотношений, через экономическую и психологическую помощь, через поддержание деятельности членов семьи по самосовершенствованию и самопознанию;

     2) содействие в создании нравственных, культурных, психологических условий в среде обитания семьи, необходимых для ее существования;

     3)помощь  в нормализации гуманистических  отношений и психологического  климата в семье.

     Положительный эффект деятельности социальных служб  в этих направлениях, достигается  путем выполнения следующих условий:

     Во- первых, у специалистов и членов семьи, с которыми они имеют дело, необходимо наличие взаимных установок на оказание и получение индивидуальной помощи. Здесь большую роль играет взаимоотношения, строящиеся на понимании важности совместной, согласованной работы, во имя преодоления трудностей, сохранения семьи во благо ребенка.

     Среди работников социального обслуживания, к сожалению, распространена уверенность  в том, что взаимопонимание с  семьей, с родителями рождается само по себе, только потому, что они проявляют  заботу о детях. Естественно, никакого подлинного взаимодействия при этом достичь не удается. Важная роль учреждения по оказанию социальной помощи семье и детям состоит в целенаправленности, профессиональной грамотности оказания помощи семье, с учетом интересов и проблем ребенка и родителей.

     Во- вторых, социальные работники, психологи, социальные педагоги и родители должны постоянно повышать свою личную и  социальную компетентность.

     В-третьих, реальная практика социального обслуживания семьи должна формировать стиль  доброжелательности, сотрудничества, который характеризовал бы работу центра в целом, и отношения с клиентом в частности. Ориентируясь на такую работу, возрастает потенциал семьи, а условием связи социальных учреждений с семьей выступает овладение его специалистами навыками общения. Процесс установления контакта с родителями и детьми может быть лишь в том случае, если специалист сознательно, а не спонтанно, строит коммуникативный процесс, учитывая конкретную ситуацию в семье, особенности ее членов.

     Далеко не все специалисты по социальной работе всегда психологически готовы к этому, не все располагают профессиональными, коммуникативными навыками.

     Специалисты должны думать не только о том, как заслужить уважение и доверие родителей, вселить в них веру, они должны действовать, целенаправленно и эффективно, используя все свое профессиональное мастерство, способности к сочувствию, участию, эмпатии, умению отстаивать интересы семьи перед инстанциями, решая многие немаловажные для них проблемы.

     Для социального работника и социального педагога недопустимо неприязненное, небрежное, слишком официальное отношение к клиентам, претензии, упреки, ультиматумы. Жесткие подходы, как показала практика, порождают недовольства, нежелание общаться, создают психологический барьер в отношениях с клиентами. Лишь профессионал, который обладает хорошими профессиональными навыками, который владеет методами убеждения, всегда может "дойти" до собеседника, завоевать его расположение, найти тактичную форму для сообщения о том, что вызывает осуждение или сомнение, дать совет, и как следствие, предупредить возникновение недоверия, непонимания.

     Большую роль в успешной работе центров играет атмосфера дружеских, неформальных взаимоотношений между сотрудниками и родителями с детьми. Ее созданию посвящены совместные мероприятия: тренинговые группы, вечера отдыха, тематические встречи, создание семейных клубов и родительских групп, где социальные работники и социальные педагоги получают возможность наблюдать, как родители и дети относятся друг к другу, что позволяет успешно корректировать и развивать связи между родителями и детьми.

     Умение  специалистов социальной помощи семье  и детям, в доброжелательной, дружественной  обстановке, нацеленной на взаимопонимание  и сотрудничество, оказать благотворное влияние на семью - верный путь к успешному решению задач социализации и адаптации семьи оказавшейся в трудной жизненной ситуации, нуждающейся в помощи и поддержке в обществе.

     Таким образом, Деятельность специалистов по социальной работе, будь то социальные педагоги или социальные работники, многогранна: в одном случае они проводят консультацию молодых супругов, в другом – совместно с родителями вырабатывают общую линию воспитания подростка, в третьем – решают проблемы неполной или многодетной семьи, в четвёртом – занимаются семейной психотерапией, поддержкой и т.д. Эти многоплановые контакты социального работника с семьями, порождаемые потребностями совместной деятельности, являются своеобразными формами проявления общих закономерностей социальной работы с семьёй. В свою очередь они обуславливают его социально-педагогические понятия о поведении индивида и малой социальной группы, о типах семьи и процессах её социализации, поведении сложных структур и разнообразии культурных систем, а также о собственно личности социального педагога  или работника и присущих ему профессиональных качествах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Проблема  алкоголизма представляет собой  разветвленный комплекс социальных патологий, влияющих на нормальное функционирование общества. Проблема стара, как мир, но актуальна, как никогда.

     Решением  этой проблемы наряду с медицинскими и социальными работниками занимается государство в целом, гражданское  общество и различные общественные институты. Одним из способов преодоление  этой чумы является эффективная профилактика и пропаганда здорового образа жизни, наглядные примеры социальных и медицинских последствий потребления алкоголя также эффективно воздействуют на сознание молодых людей.

     Сегодня возрастает роль государства в решении  проблем алкоголизма, особенно детского и подросткового алкоголизма, набирающего сейчас обороты, как одной из основных угроз всей нации. Продолжает оставаться нерешенной проблема женского пьянства, несомненно влияющего на демографическую ситуацию в стране, бытового пьянства и злоупотребления алкоголем в семьях и на работе.

     Проблема  алкоголизма для нашей страны сверхактуальна. Этиология и механизмы  болезни требуют дополнительного  изучения. Как известно, болезнь  легче предупредить, чем лечить, поэтому кроме лечения болезни, которое на сегодняшний день не эффективно /до 80% рецидивов/, требуется искоренять причины этой проблемы. Относительно простым выходом из данной ситуации было бы стать радикальное повышение цен на спиртные напитки, которое снизило бы их доступность. Но важными социальными мерами на сегодняшний день все же остаются запреты на распитие спирта, высокая профилактико-агитационная работа и др.

     Сегодня проблема алкоголизма является нерешенной как в мире, так и в России. Сейчас в России насчитывается более 2 миллионов граждан, страдающих алкоголизмом, что выводит данную проблему из числа частных, локальных в область государственных проблем. Проблема алкоголизма давно превратилась в масштабную медико-социальную угрозу российской нации.

     Рассмотренные в данной работе теоретические особенности алкоголизма, социальные и медицинские аспекты, профилактические меры - комплексно уже сейчас работают в помощь всем специалистам, решающим социальную проблему алкоголизма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы 
 

    
  1. Бестужев-Лада, И.В. Пропади она пропадом: сколько нам осталось пьянствовать так же, как сегодня?/ И.В. Бестужев-Лада// Природа и человек. – 2000. – № 10. – С.34-37.
  2. Журавлева, Л.А. Факторы и условия наркотизации молодежи/ Л.А. Журавлева // Социологические исследования. – 2000. – № 6. – С.43-48.
  3. Заиграев, Г.Г. Пьянство в России как реальная угроза национальной безопасности/ Г.Г. Заиграев // Социологические исследования. – 2001. – № 11. – С.69-76.
  4. Анохина, И.П. Предрасположенность к алкоголизму и наркоманиям: маркеры и перспективы профилактики/ И.П. Анохина// Вестник Российского гуманитарного научного фонда. – 2001. – № 1. – С.145-152.
  5. Букалов, А.В. Этническая ментальность и ее отношение к алкоголизму и наркомании/ А.В. Букалов// Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. – 2003. – №12. – С.29-31.
  6. Максимова, Т.И. Ранняя профилактика наркомании, токсикомании и алкоголизма (из опыта г. Москвы)/ Т.И. Максимова// Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2003. – № 8. – С. 78-84.
  7. Коротаев, А.В. Алкоголизм, наркомания и демографический кризис в России и мире/ А.В Коротаев// Россия и современный мир. – 2005.– № 1. – С.77-90.
  8. Волкова С.В., Бабенко Л.И. Методическое руководство по обеспечению первичной профилактики алкоголизма среди несовершеннолетних. М.: Издательство Твое время, 2003. 31 с.
  9. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. М.: Издательство НПО МОДЭК, 2003. 240 с.
  10. Ерышев, О.Ф. Алкогольная зависимость: Формирование, течение, терапия/ Ерышев О.Ф., Рыбакова Т.Г. и др., – СПб.: Элби-СПб., 2002. – 193 с.
  11. Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.
  12. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма. М.: Изд. Академия, 2003. 176 с.
  13. Такала И.Р. Веселие Руси: История алкогольной проблемы в России. СПб.: Изд. София, 2002. 254 с.
  14.          Мартыненко А.В. Здоровье молодежи // Светское здравоохранение, 1990. – С. 15–17.
  15.         Короленко, Ц.П. Личность и алкоголизм/ Короленко Ц.П., Завьялов В.Ю. – Новосибирск, Наука, 1998. – 165 с.
 
 

     
     

 

 

Информация о работе Алкоголизм как проблема социальной работы