Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 10:11, курсовая работа
Цель работы-систематизация знаний об алкоголизме, как социальном явлении и проблеме социальной работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть алкоголизм,как социального явления
2. Дать определение алкоголизма
3. Раскрыть особенности деятельности специалиста по социальной работе, а так же объекты и субъекты
Введение
1.Алкоголизм,как социальное явление
1.1.Понятие акоголизма
1.2.Потребление алкоголя в России и его социальные последствия
2.Социальная работа в сфере алкоголепотребления
2.1.Объекты и субъекты социальной работы
2.3. Особенности деятельности специалиста по социальной работе
Заключение
Список литературы
· редуцирование поведенческих, аффективных, интеллектуальных расстройств, развившихся или усугубившихся в процессе болезни;
· укрепление здоровья больного на основе обучения навыкам здорового образа жизни;
· коррекция структуры личности больного для обеспечения позитивного личностного развития;
· повышение уровня социального функционирования больного, формирование или восстановление позитивных семейных и средовых связей;
·
достижение реального материального
самообеспечения пациента на основе закрепления
навыков системной занятости, образовательно-
Этапы профессиональной
· Профилактика алкоголизма (выявление, консультации и т.д.);
·
Лечебный (координация деятельности
специалиста и медицинские
· Реабилитация.
Совместно с врачами
Специалисты по социальной
Мировая практика
Целью медико-социальной
Деятельность специалиста по социальной работе в наркологическом учреждении приобретает все более значимую роль. Все больше число программ по реабилитации лиц, страдающих алкоголизмом, разрабатываются и реализуются на практике при непосредственном участии специалистов по социальной работе. В Российской Федерации система профессиональной социальной работы в целом содержательно, функционально и организационно находится на начальной стадии развития. С этим сопряжены определенные проблемы. Мы должны осознавать, что залогом эффективности, да и самой возможности проведения социальной работы в наркологии на системной основе, является поиск и подготовка кадров. Наиболее актуальной в этой связи представляется разработка пакета документов для учебно-методического обеспечения кадров. Требуется не реорганизация, а подлинное создание различных уровней медико-социальной работы в сфере наркологической помощи. Этот процесс активно развивается в последнее время в нашей стране. В частности, началась подготовка специалистов данного профиля высшими учебными учреждениями.
Еще одна первоочередная
1) профилактическую медико-
2) медико-социальную работу с
проблемными лицами, имеющими те
или иные очерченные проблемы,
но у которых не выявляются
клинические формы алкогольных
заболеваний, а также проблемы
с их микросоциальным
3) медико-социальную работу с
лицами, страдающими алкоголизмом.
Таким образом, можно выделить основные направления совместной деятельности медицинских работников и специалистов по социальной работе для достижения поставленных целей:
· формирование у больного осознанной стабильной мотивации или установки на окончательный отказ от потребления наркотических средств, на активное включение и реабилитационный процесс;
·
осуществление комплекса
· редуцирование поведенческих, аффективных, интеллектуальных расстройств, развившихся или усугубившихся в процессе болезни;
· укрепление здоровья больного на основе обучения навыкам здорового образа жизни;
· коррекция структуры личности больного для обеспечения позитивного личностного развития;
· повышение уровня социального функционирования больного, формирование или восстановление позитивных семейных и средовых связей;
·
достижение реального материального самообеспечения
пациента на основе закрепления навыков
системной занятости, образовательно-
2.1.Объекты
и субъекты социальной
работы
Прежде всего отметим логичность рассмотрения этих компонентов социальной работы именно в такой последовательности: субъекты, несмотря на всю их важность, являются в определенной мере производными от объектов. В самом деле, объекты социальной работы возникают, формируются объективно, под влиянием социально-экономических условий жизни в том или ином " обществе; субъекты же, хотя и возникают под влиянием тех же объективных условий, тем не менее формируются политическими и другими социальными институтами, т.е. являются надстройкой.
Выдвижение на первый план объектов предопределяется их характеристиками, теми задачами, которые необходимо решать, исходя из имеющихся у объектов проблем. Субъекты же (социальные службы) формируются и организуются на этой основе.
Именно поэтому представляется нецелесообразным рассмотрение некоторыми авторами этих компонентов социальной работы в последовательности «субъекты — объекты».
Кроме того, характеристику субъектов социальной работы необходимо рассматривать с учетом всех ее аспектов — и как практического вида деятельности, и как науки, и как учебной дисциплины. Ибо все они являются тесно связанными видами деятельности одного и того же феномена общественной жизни. Именно под таким углом зрения анализируются (пожалуй, впервые) субъекты в учебнике «Теория социальной работы».
В связи с этим дадим краткое философско-социологическое толкование понятий «объект» и «субъект».
Объект можно трактовать как нечто противостоящее субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Он не просто тождествен объективной реальности, а является той ее частью, которая взаимодействует с субъектом.
Субъект
— это носитель предметно-практической
деятельности
и познания (индивид, социальная группа),
источник активности,
направленный на объект.
Подчеркнем три момента, важных для понимания объектов и субъектов в социальной работе: их различия; органическое взаимодействие, связь; их возможность меняться местами.
Далее, надо иметь в виду, что понятие «объект» может соотноситься с понятиями и «субъект», и предмет. Объектно-субъектные отношения характеризуют главным образом социальную работу как практический вид деятельности.
Рассматривая социальную работу как науку, то имеем дело с объектно-предметными отношениями, В этом случае объект воспринимается как определенный вид практической социальной деятельности, а предметом является либо сторона (стороны) этого объекта (социальная-ситуация клиента — индивида, семьи, общности, группы), либо (чаще всего) закономерности социальной работы.
При анализе социальной работы как учебной дисциплины (точнее, учебного процесса) объектом (преимущественно) являются студенты, слушатели, а субъектом — преподаватели, ученые. В то же время объектно-субъектные отношения здесь довольно подвижны, особенно когда речь идет о самостоятельной, научно-исследовательской и другой деятельности (в том числе практики) студентов (слушателей).
Объектом социальной работы в ее широкой трактовке являются все люди. Это объясняется тем, что жизнедеятельность всех слоев и групп населения зависит от тех условий, которые в значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, содержанием социальной политики, возможностями ее реализации.
Так же, каждый человек в любое время, в любой период своей жизни нуждается в более полном удовлетворении своих потребностей и интересов. При этом в каждой сфере жизнедеятельности они могут удовлетворяться неравномерно: богатый человек нуждается в сохранении и укреплении здоровья, в более спокойной обстановке, не связанной со стрессовой ситуацией; здоровый человек может быть бедным, не имеющим возможности реализовать свои разнообразные установки; в любой семье могут обостриться отношения между супругами или между родителями и детьми (особенно это проявляется в условиях кризисного состояния общества), — т.е. каждый человек в той или иной степени нуждается в поддержке, помощи, защите.
Население структурировано на различной основе, и в нем выделяют таких людей, такие группы и слои, которые, оказавшись в сложной жизненной ситуации, либо вовсе не могут, либо лишь частично могут разрешить свои социальные и другие проблемы. Поэтому, рассматривая социальную работу в ее непосредственном, узком значении, мы понимаем под объектами именно эти группы, слои населения, их отдельных представителей, индивидов.
Этих
объектов достаточно много. Попробуем
классифицировать их с учетом приоритетности
оснований для этой классификации:
состояние здоровья, которое не позволяет
самостоятельно решать жизненные проблемы;
Это следующие группы населения: инвалиды
(как взрослые, так и дети), лица, подвергшиеся
радиационному воздействию» семьи, в которых
имеются дети-инвалиды, взрослые и дети,
Имеющие психологические затруднения,
испытывающие психологические стрессы,
склонные к суицидальным попыткам;служба
и труд в экстремальных социальных условиях.
К этой группе лиц относятся участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, труженики тыла во время Великой Отечественной войны (чья жизненная ситуация усугубляется преклонным возрастом и состоянием здоровья), вдовы и матери военнослужащих, погибших во время Великой Отечественной войны и в мирное время, бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей; пожилой, пенсионный возраст людей, в силу чего они оказались в сложной жизненной ситуации, — это одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из пенсионеров (по возрасту, инвалидности и прочим основаниям); девиантное поведение в его различных формах и видах.
Информация о работе Алкоголизм как проблема социальной работы