Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:55, курсовая работа
Экологическая катастрофа, алкоголизм и социально-экономические катаклизмы, происходящие в последние годы в нашем обществе, привели к резкому увеличению различного рода соматических, нервных и психических заболеваний у детей различных возрастов. Эти болезни являются одной из основных причин недисциплинированности и неуспеваемости школьников, а в некоторых случаях - преступлений. В настоящее время тема агрессии постоянно находится в поле зрения многих психологов, ученых и практиков. Проверка уровня интеллектуального развития и готовности шестилеток к школе показала, что 21% из них имеют явные признаки тех или иных нервно-психических отклонений в своем развитии, у 27% выявлен низкий или ниже среднего уровень развития интеллекта и лишь 52%
Введение………………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретический анализ проблемы умственного воспитания детей
младшего школьного возраста
1.1. Сущность и содержание понятий: «воспитание», «развитие», «умственное воспитание», «умственное развитие», их взаимосвязь. Цель и задачи умственного воспитания детей младшего школьного возраста.………………………………………………………………………........... 6
1.2. Состояние проблемы умственного воспитания в образовательной практике……………………………………..…………….……………………. ….16
1.3. Интеллектуальные приемы в умственном воспитании младших школьников……………………………………...………………………………….28
Выводы по I главе…………………………………...……………………………...39
Глава II. Формы развития умственного воспитания детей младшего
школьного возраста
2.1. Развитие форм умственного воспитания у младших школьников…………………………………..…………………....……………….. 31
2.2. Воспроизводящая и творческая деятельность учащихся при обучении умениям и навыкам……………….……………………………………………….. 40
2.3. Организация умственного воспитания в индивидуальной работе учителя с детьми………………………………………………………………………………..97
Выводы по II главе…………………………………………….…………………. 42
Рекомендации……………………………………………………………………….09
Заключение …………………………………………………………………….…. 43
Список литературы………………….……………………………………………...45
г) если ребенок
проявляет агрессивность по отношению
к своим сестрам и братьям,
то пусть они придумывают меру
наказания и наказывают его;
д) если ребенок готов к нанесению удара
(укусу и т.д.), то лучше быстро остановить
его и резко предупредить его “Нельзя!”.
е) изредка стоит дать ребенку почувствовать
и испытать подобное действие со стороны
близких с последующим разъяснением.
2. Обращение с ребенком после агрессивного
поведения:
а) подыскать адекватную форму наказания
после четкого объяснения его проступка;
б) искать выход по переориентации его
энергии по социально правильному руслу;
в) следует помнить: частые наказания неэффективны,
а безнаказанность еще больше портит;
г) придумать новые приемы переключения
ребенка на новые виды отношений (игра,
самообслуживание и т.д.)
Глава II
Эмпирические исследования агрессия у детей старшего дошкольного
возраста
§I. Организация и методы исследования.
Проблемы психического
здоровья в дошкольном возрасте
1 Термин психического здоровья В последнее
время отечественные психологи стали
все больше и больше понимать, что целью
практической психологической работы
с детьми могут быть психическое здоровье
ребенка, а его психическое и личностное
развитие - условием, средством достижения
этого здоровья.
Такое понимание основано, во-первых, на анализе отечественной и зарубежной литературы по вопросам психического здоровья; во-вторых, на критическом анализе и обобщении нашей собственной теоретической и опытно-экспериментальной работы в этом направлении; в-третьих, на результатах изучения основных проблем, трудностей, удач и неудач, сомнений, достижений, разочарований практических психологов, работающих в детских учебно-воспитательных учреждениях. Осмысливая содержательную суть психологической службы, психологи почувствовали необходимость введения в научный психологический лексикон нового термина - “психологическое здоровье”. Если термин “психическое здоровье” имеет отношение, прежде всего к отдельным психическим процессами механизмам, то термин “психологическое здоровье” относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья и других аспектов. Психологическое здоровье делает личность самодостаточной. Не мы извне задаем ей рамки, нормы, ориентиры, не мы ее оцениваем привычным образом: эта личность - развитая, эта - не очень, эта - на среднем уровне. Мы вооружаем (вернее, должны вооружать) ребенка в соответствии с его возрастом - средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира. по существу эту же мысль высказывает А.Ф. Лосев [13, c. 39], говоря о том, что “Личность есть такая единственность и неповторимость, которая является не только носителем сознания, мышления, чувствования и т.д., но вообще субъектом, который сам же себя соотносит со своим окружением” (А.Ф. Лосев, 1989).
Таким образом, психологи высказывают предположение, что именно психологическое здоровье детей и школьников можно рассматривать и как цель, и как критерий эффективности психологической службы государственного образования.
Существует
много подходов к пониманию и решению
этой проблемы. Сам термин “психическое
здоровье” неоднозначен, он прежде всего
как бы связывает собою две науки и две
области практики - медицинскую и психологическую.
В последние десятилетия на пересечении
медицины и психологии возникла особая
отрасль - психосоматическая медицина,
в основе которой лежит понимание того,
что любое соматическое нарушение всегда
так или иначе связано с изменениями в
психическом состоянии. В некоторых случаях
психические состояния становятся главной
причиной заболевания, в других случаях
они являются как бы толчком, ведущим к
болезни, иногда особенности психики воздействуют
на протекание болезни, иногда физические
недуги вызывают психические переживания
и психологический дискомфорт.
Термин “психическое здоровье” был введен
Всемирной организацией здравоохранения
(ВОЗ). В докладе Комитета экспертов ВОЗ
“Психическое здоровье и психосоциальное
развитие детей” (1979) сказано, нарушения
психического здоровья связаны с соматическими
заболеваниями или дефектами физического
развития, так и с различными неблагоприятными
факторами и стрессами, воздействующими
на психику и связанными с социальными
условиями.
В кратком психологическом
Все эти и другие
вопросы требуют серьезного рассмотрения
и изучения. Ясно лишь одно: психологическое
здоровье неразрывно связано со здоровьем
психическим, состояние и развитие которого
еще не занимает подобающего ему места
в педагогических и психологических программах
работы с ребенком.
2 Психическое здоровье в дошкольном возрасте
Один из самых интересных и замечательных
периодов в развитии ребенка - это дошкольное
детство (примерно от 3 до 6 лет), когда фактически
складывается личность, самосознание
и мироощущение ребенка. Эти процессы
в первую очередь обусловлены общим психическим
развитием, формированием новой системы
психических функций, где важное место
начинают занимать мышление и память ребенка.
Теперь он может не только ориентироваться
и действовать в плане конкретных сиюминутных
стимулов, но и устанавливать связи между
общими понятиями и представлениями, которые
не были получены в его непосредственном
опыте. Таким образом, мышление ребенка
отрывается от чисто наглядной основы,
т.е. переходит от наглядно-действенного
к наглядно-образному. Подобное развитие
памяти и мышления дошкольника позволяет
перейти к новым типам деятельности - игровой,
изобразительной, конструктивной. У него,
по замечанию Д.Б.
Эльконина [6, c. 75], “проявляется возможность
идти от замысла к его воплощению, от мысли
к ситуации, а не от ситуации к мысли”.
С развитием процессов мышления неразрывно
связано развитие речи. В дошкольном возрасте
речь начинает выполнять функцию планирования
и регулирования деятельности ребенка,
все больше обогащается словарный запас
и грамматический строй речи. Теперь ребенок
способен не только прокомментировать
конкретное событие и выразить сиюминутное
желание, но и задуматься, и по рассуждать
о природе, других людях, самом себе и своем
месте в мире. Таким образом, с развитием
памяти, мышления, речи неразрывно связано
появление мировоззрения и самосознания
ребенка-дошкольника. Вот далеко не полный
список тех изменений и новообразований,
которые происходят в дошкольном возрасте.
Необходимо обратить внимание на ту роль,
которую играет взрослый на всем протяжении
развития ребенка. Переоценить значение
взрослого и, главное, общения со взрослыми
для психологического развития и психического
здоровья ребенка трудно. Именно с близким
взрослым (мамой, папой, бабушкой и другими)
ребенок встречается на первых этапах
своей жизни и именно от них и через них
знакомится с окружающим миром, впервые
слышит человеческую речь, начинает овладевать
предметами и орудиями своей деятельности,
а в дальнейшем и постигать сложную систему
человеческих взаимоотношений. Истории
известно немало примеров, когда дети,
по каким-либо причинам лишенные возможности
общаться со взрослыми первые несколько
лет своей жизни, потом так и не смогли
научиться “по-человечески” мыслить,
говорить, не смогли адаптироваться в
социальной сфере.
Столь же ярким примером является
феномен “госпитализации”, при котором
взаимодействие ребенка со взрослым ограничивается
лишь формальным уходом за детьми и исключается
возможность полноценного эмоционального
общения между ребенком и взрослым человеком
(это происходит при помещении ребенка
раннего возраста в дом ребенка). Доказано,
что такие дети во многом отстают от своих
сверстников как в физическом, интеллектуальном,
так и в эмоциональном развитии: они позже
начинают сидеть, ходить, говорить, их
игры бедны и однообразны и часто ограничиваются
простой манипуляцией с предметом.
В нормальной обыденной жизни ребенок
окружен вниманием и заботой взрослых,
и, казалось бы, не должно быть поводов
для беспокойства. Однако и среди детей,
воспитывающихся в семье, наблюдается
весьма высокий процент психических заболеваний,
в т.ч. неврозов, появление которых обусловлено
не наследственными, а социальными факторами,
т.е. причины заболевания лежат в сфере
человеческих взаимоотношений. Более
того, по данным В.А.
Колиеговой [12, c. 31] (1971), А.И.
Захарова [5, c. 77] (1988) и других исследователей,
наибольшее число неврозов наблюдается
в старшем дошкольном возрасте. Поэтому
родителям с первых лет жизни ребенка
необходимо принимать во внимание возможность
появления отклонения в нервно-психологическом
развитии детей и знать причины, вызывающие
такое отклонение. В психологической литературе
выделены и достаточно глубоко проанализированы
факторы, оказывающие влияние на психическое
здоровье ребенка. Большинство из этих
факторов носят социально-психологический,
социально-культурный и социально-экономический
характер (А.И. Захаров, 1993). Социально-культурный
характер факторов, оказывающих неблагоприятное
влияние на психическое здоровье, обусловлен
ускорением темпа современной жизни, дефицитом
времени, недостаточными условиями для
снятия эмоционального напряжения и для
расслабления. Следствием этого являются
чрезмерная загруженность родителей,
их невротизация, появление множества
личностных проблем в сочетании с недостаточной
осведомленностью о путях решения внутриличностных
конфликтов и о возможностях психологической
и психотерапевтической помощи. Подобная
личностная дисгармония родителей находит
свое отражение в развитии детей и оказывает
негативное влияние на их психику. На эмоциональную
атмосферу в семье и на психическое состояние
ее членов влияют также социально-экономические
факторы, среди которых А.И.
Захаров [6, c. 92] выделяет такие,
как неудовлетворительные жилищно-бытовые
условия, занятость родителей, ранний
выход матери на работу и помещение ребенка
в ясли. Помещение детей в раннем возрасте
(до 3-х лет) в детские дошкольные учреждения
или привлечение няни для их воспитания
является сильным психотравмирующим событием,
поскольку такие дети еще не готовы к разлуке
с матерью. В ситуации нормального эмоционального
общения ребенка с матерью к трем годам
у детей формируется чувство “Я”, т.е.
восприятие себя как отдельного индивида,
постепенно уменьшается чувство зависимости
от родителей. при частых и длительных
разлуках с матерью у детей раннего возраста
нарастает потребность в привязанности,
что может привести к появлению невротических
реакций. В среднем лишь к трем годам у
ребенка появляется желание “расстаться”
с матерью и стать более независимым. Кроме
того, в этом возрасте уже возникает стойкая
потребность в общении со сверстниками,
в совместных играх с другими детьми. Поэтому
ребенка в возрасте трех лет можно помещать
в детский сад, не рискуя его психическим
здоровьем. К социально-психическим факторам,
влияющим на психическое здоровье детей
относится прежде всего такие, как дисгармония
семейных отношений и дисгармония семейного
воспитания или нарушения в сфере детско-родительских
отношений. Проблеме супружеских и детско-родительских
отношений уделяется пристальное внимание
как в отечественной, так и в зарубежной
литературе. Выделяются причины и характер
внутрисемейных конфликтов, рассматриваются
пути их коррекции. Попробуем посмотреть
на дисгармоничные семейные отношения
с позиции ребенка, с точки зрения того
влияния, которое оказывают подобные отношения
на психическое здоровье детей дошкольного
возраста. Еще раз обратим внимание на
то, что даже возраст характеризуется
тесной эмоциональной привязанностью
ребенка к родителям, причем не в виде
зависимости от них, а в виде потребности
в любви, уважении, признании. В этом возрасте
ребенок еще не может хорошо ориентироваться
в тонкостях межличностного общения, не
способен понимать причины конфликтов
между родителями, не владеет средствами
для выражения собственных чувств и переживаний.
Поэтому, во-первых, очень часто ссоры
между родителями воспринимается ребенком
как тревожное событие, ситуация опасности,
во-вторых, он склонен чувствовать себя
виноватым в возникшем конфликте, случившемся
несчастье, поскольку не может понять
истинных причин происходящего и объясняет
все тем, что он плохой, не оправдывает
надежду родителей и недостоин их любви.
Таким образом, частые конфликты, громкие
ссоры между родителями вызывают у детей-дошкольников
постоянное чувство беспокойства, неуверенности
в себе, эмоционального напряжения и могут
стать источником их психического нездоровья.
Большинство психологов считает, что психическое
здоровье или нездоровье ребенка неразрывно
связаны также со стилем родительского
воспитания, зависят от характера взаимоотношений
родителей и детей.
Так, например,
А. Багадуин [20, c. 19] выделяет демократичный,
контролируемый и смешанный стили родительского
воспитания. Демократичный стиль характеризуется
высоким уровнем восприятия ребенка, хорошо
развитым вербальным общением с детьми,
верой в самостоятельность ребенка в сочетании
с готовностью помощь ему в случае необходимости.
В результате такого воспитания дети отличаются
умением общаться со сверстниками, активностью,
агрессивностью, стремлением контролировать
других детей (причем сами не поддаются
контролю), хорошим физическим развитием.
При контролирующем стиле воспитания
родители берут на себя функцию контроля
за поведением детей: ограничивают их
деятельность, но поясняют суть запретов.
В этом случае детям бывают присущи такие
черты, как послушаемость, нерешительность,
неагрессивность.
При смешанном стиле воспитания дети
чаще всего характеризуются как послушные,
эмоционально чувствительные, неагрессивные,
нелюбопытные, с бедной фантазией. В связи
с тем, что именно в дошкольном возрасте
наиболее часто встречаются дети, страдающие
различными психическими заболеваниями,
весьма актуальной является проблема
психопрофилактики психического состояния
здоровых детей-дошкольников. Безусловно,
самым лучшим профилактическим средством
являются хорошие отношения родителей
с детьми, понимание родителями внутреннего
мира своего ребенка, его проблем и переживаний,
умение поставить себя на место своих
детей. Хотелось бы напомнить родителям:
психическое здоровье ваших детей в ваших
руках. Чаще полагайтесь на свою любовь
и интуицию и при необходимости обращайтесь
за помощью к психологу или психотерапевту.
Очевидно, что ребенку в раннем возрасте
неизбежно присуща определенная АГРЕССИВНОСТЬ.
Родители должны поэтому ОЖИДАТЬ ее проявления
и даже РАССЧИТЫВАТЬ НА НЕЕ. Детская агрессивность,
несомненно, подвергнет тяжелому испытанию
их терпение и создаст напряженность в
отношениях с ребенком. Временами они
будут прибегать к большей строгости,
а потом догадаются, что, напротив, нужно
быть с ним ласковее и внимательнее. Так
или иначе, крайне редко удается полностью
освободить ребенка от его агрессивности.
Но даже если бы такое было возможно, не
следует стремиться к этому, потому что
агрессивность имеет свои положительные
и отрицательные, здоровые и болезненные
стороны. Она может проявляться в предприимчивости
и активности, или, напротив, в непослушании
и сопротивлении. Агрессивность способна
развить дух инициативы или же породить
замкнутость и враждебность, может сделать
ребенка упорным либо безвольным. И это
лишь некоторые из альтернатив.
Как уже отмечалось
выше, тема детской агрессивности
долгое время была закрыта и поэтому
не получила должной разработки в
отечественной психологии и что
публикации на эту тему у нас единичны.
Но даже в тех случаях, когда обсуждались
проблемы детской агрессивности, ей однозначно
приписывалась деструктивная окраска.
Это связано с тем, что социально опасные
последствия агрессивного поведения,
привлекая к себе особое внимание, наполнили
этот термин лишь отрицательным смыслом
и привели к отрицанию социально одобренной
агрессии. Действительно, если рассматривать
чрезмерные проявления агрессии или развитие
агрессивности по типу акцентуации, то
такие черты личности, как доминантность,
конфликтность, неспособность к социальной
кооперации, могут вызывать негативное
отношение. Однако его никак нельзя признать
справедливым. Во-первых, агрессия является
неотъемлемой динамической характеристикой
активности и адаптивности человека. Во-вторых,
в социальном плане личность должна неизбежно
обладать определенной степенью агрессивности.
В “норме” она может оказываться качеством
социально приемлемым и даже необходимым.
В противном случае, это приводит к податливости,
ведомости, комфортности, пассивности
поведения.При этом нужно признать: агрессивные
реакции часто ситуативны и имеют рационально-избирательную
направленность. Направленность агрессии
зависит от особенностей мотивационно-потребностной
сферы человека, системы его ценностей
и ориентаций. Поэтому, вероятно, уместно
разделение на конструктивную и деструктивную
агрессивность, где только последняя несет
в себе потенциал враждебности, злобности
и жестокости.
§2. Результаты исследования
Описание методик (тестов) для выявления
изменений в эмоционально-аффективной
сфере можно использовать различные рисуночные
методики, например, методику “Несуществующего
животного”, «Кактус» и различных анкет,
с помощью которых хорошо диагностируется
наличие агрессивных тенденций.
Рассмотрим вышеописанное поподробнее.
Методика “Несуществующее
животное”
[14, c. 19 ]
Метод исследования построен на теории
психомоторной связи. Для регистрации
состояний психики используется исследование
моторики (в частности, моторики рисующей
доминантной правой руки - зафиксированной
в виде графического следа движения, рисунка).
По И.М. Сеченову всякое представление,
возникающее в психике, любая тенденция,
связанная с этим представлением, заканчивается
движением (буквально: “Всякая мысль заканчивается
движением”). Если реальное движение по
какой-то причине не осуществляется, то
в соответствующих группах мышц суммируется
определенное напряжение энергии, необходимой
для осуществления ответного движения
(на представление - мысль). Так, например,
образы и мысли - представления, вызывающие
страх, стимулирую напряжение в группах
ножной мускулатуры и в мышцах рук, что
оказалось бы необходимым в случае ответа
на страх бегством или защитой с помощью
рук - ударить, заслониться. Тенденция
движения имеет направление в пространстве:
удаление, приближение, наклон, выпрямление,
подъем, падение. При выполнении рисунка
лист бумаги (либо полотно картины) представляет
собой модель пространства и, кроме состояния
мышц, фиксирует отношение к пространству,
т.е. возникающую тенденцию. Пространство,
в свою очередь, связано с эмоциональной
окраской переживания и временным периодом:
настоящим, прошлым, будущим. Связано оно
также с действенностью или идеально-мыслительным
планом работы психики. Пространство,
расположенное сзади и слева от субъекта,
связано с прошлым периодом и бездеятельностью
(отсутствием и его осуществлением). Правая
сторона, пространство спереди и вверху
связаны с будущим периодом и действенностью.
На листе (модели пространства) левая сторона
и низ связаны с отрицательно окрашенными
и депрессивными эмоциями, с неуверенностью
и пассивностью. Правая сторона (соответствующая
доминантной правой руке) - положительно
окрашенными эмоциями, энергией, активностью,
конкретностью действия.
Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами. По своему характеру тест “Несуществующее животное” относится к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест - ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования.