Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:55, курсовая работа
Экологическая катастрофа, алкоголизм и социально-экономические катаклизмы, происходящие в последние годы в нашем обществе, привели к резкому увеличению различного рода соматических, нервных и психических заболеваний у детей различных возрастов. Эти болезни являются одной из основных причин недисциплинированности и неуспеваемости школьников, а в некоторых случаях - преступлений. В настоящее время тема агрессии постоянно находится в поле зрения многих психологов, ученых и практиков. Проверка уровня интеллектуального развития и готовности шестилеток к школе показала, что 21% из них имеют явные признаки тех или иных нервно-психических отклонений в своем развитии, у 27% выявлен низкий или ниже среднего уровень развития интеллекта и лишь 52%
Введение………………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретический анализ проблемы умственного воспитания детей
младшего школьного возраста
1.1. Сущность и содержание понятий: «воспитание», «развитие», «умственное воспитание», «умственное развитие», их взаимосвязь. Цель и задачи умственного воспитания детей младшего школьного возраста.………………………………………………………………………........... 6
1.2. Состояние проблемы умственного воспитания в образовательной практике……………………………………..…………….……………………. ….16
1.3. Интеллектуальные приемы в умственном воспитании младших школьников……………………………………...………………………………….28
Выводы по I главе…………………………………...……………………………...39
Глава II. Формы развития умственного воспитания детей младшего
школьного возраста
2.1. Развитие форм умственного воспитания у младших школьников…………………………………..…………………....……………….. 31
2.2. Воспроизводящая и творческая деятельность учащихся при обучении умениям и навыкам……………….……………………………………………….. 40
2.3. Организация умственного воспитания в индивидуальной работе учителя с детьми………………………………………………………………………………..97
Выводы по II главе…………………………………………….…………………. 42
Рекомендации……………………………………………………………………….09
Заключение …………………………………………………………………….…. 43
Список литературы………………….……………………………………………...45
Следует также отметить, что в этом возрасте усиливается “исследовательский инстинкт” и значительно расширяются социальные контакты ребенка. И в то же время малыш сталкивается с целой системой, новых для его опыта запретов, ограничений и социальных обязанностей. Невольно, попадая в конфликтную ситуацию между ненасытной любознательностью, спонтанным интересом ко всему новому и необычному и родительским “нельзя”, ребенок испытывает сильнейшую депривацию - ограничение возможности удовлетворения свои потребностей. И воспринимает эту ситуацию как акт отвержения со стороны родителей. Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому, что в нем просыпаются злость, отчаяние, агрессивные тенденции. Однако если раньше родители на агрессивность ребенка реагировали лаской, отвлечением внимания, попытками свести все дело к шутке, то теперь они чаще прибегают к угрозам, лишениям удовольствий, изоляции. Ребенок задумывается, как же ему реагировать на усиливающиеся санкции со стороны родителей, как вести себя дальше, чтобы родительская контр агрессия была по возможности минимальной. И чаще всего ребенок не находит выхода из создавшегося положения. Это может привести ко всевозможным психический расстройствам, которые проявляются в некоторых реакциях ребенка: он теряет аппетит, перестает проситься на горшок, тревожно спит.
В дальнейшем проявления агрессивности во много связаны с процессами поло-ролевой идентификации ребенка или особенностями “эдиповой ситуации” в семье. В частности, использование техники “Doll-play” (когда ребенок играет в куклы, представляющие членов семьи) позволило установить, что игра мальчиков отличается большей агрессивностью к куклам, чем игра девочек. Наибольшая агрессия у мальчиков наблюдалась к кукле “отца”, а наименьшая - к кукле “матери”, у девочек - наоборот. Было также замечено, что мальчики, имеющие отца, проявляют больше агрессивности, чем мальчики, выросшие без отца. В семьях, где нет отца, основы мужских черт у сыновей возникают медленнее и мальчики - менее агрессивны и более зависимы. Здесь следует заметить, что родители, в свою очередь, начинают занимать более дифференцированную позицию по отношению к ребенку, т.е. воспринимают его не только как “ребенка”, но и как “мальчика” или “девочку”.
Влияние ближайшего окружения и процессов осознания собственной половой принадлежности на формирование агрессивных форм поведения очень хорошо можно проследить, если сравнить поведение мальчиков и девочек. В частности, отмечается, что если в 2-летнем возрасте в арсенале средств проявления агрессивности мальчиков и девочек примерно в одинаковой пропорции встречаются плач, визг и взаимные шлепки, то к 4 годам фрустрация, неудачи вызывают у них неодинаковую реакцию: мальчики большей частью дерутся, а девочки визжат.
Сторонники различных психологических школ объясняют это по-разному. Психоаналитическое направление, опирающееся на постулат о врожденности тенденций к агрессивному поведению и проявлению гнева, доказывает, что у мальчиков эти тенденции проявляются в большей степени, чем у девочек. В рамках бихевиористического направления также отмечается большая агрессивность мальчиков по сравнению с девочками, но это объясняется разными для первых и вторых социально одобряемыми моделями поведения. На основе анализа ряда экспериментальных исследований было установлено, что в первые годы жизни нет различий в частоте и продолжительности отрицательных эмоциональных реакций у мальчиков и девочек, но с возрастом их частота и интенсивность у мальчиков возрастают, а у девочек - убывают. Комментируется это тем, что девочки, имея те же агрессивные тенденции, что и мальчики, боятся их проявить из-за страха наказания, в то время как к агрессии мальчиков окружающие относятся более благосклонно. С возрастом эти модели закрепляются: число проявлений агрессии в поведении девочек постепенно сокращается, и они становятся менее агрессивными, даже если в раннем детстве были очень драчливы.
Кросскультурные исследования показывают, что если взять наиболее простые и часто встречаемые формы детской агрессии, как то реакции обидеть или ударить, то у детей в возрасте от 3 до 11 лет можно наблюдать в среднем по 9 агрессивных актов в частности 29% из них составляют непосредственные ответные реакции на нападение противоположной стороны. Причем эта доля остается практически постоянной, изменяется лишь в зависимости от пола и составляет 33% у мальчиков и 25% у девочек. С возрастом происходит также смена форм агрессии: частота простого физического нападения уменьшается за счет роста более “социализированных” форм, таких как оскорбление или соперничество. Здесь можно отметить существование половозрастных различий в способах выражения агрессивности мальчиков и девочек восьми, одиннадцати и пятнадцати лет. Так, было обнаружено, что девочки двух старших возрастных групп используют в основном непрямые способы агрессивного поведения, в отличие от мальчиков, использующих прямые способы агрессивного поведения. Выявлено, что способность к использованию непрямых способов агрессивного поведения формируется у девочек к 11-летнему возрасту. А в целом в возрастной группе 11 лет дети наиболее высоко оценили себя по уровню агрессии. Вышеизложенное подтверждается и данными других экспериментальных исследований. В частности, изучалось влияние социализации на соотношение вербальной (замечания, выговоры, угрозы, сплетни, оскорбления, обвинения, критика) и физической (нападения, драки) агрессии детей различного возраста. Результаты показывают, что у дошкольников и младших школьников соотношение форм выражения агрессии прямо противоположно: у мальчиков преобладает физическая агрессия, в то время как у девочек - вербальная. позднее у мальчиков младшего подросткового возраста тенденция изменяется: вербальная агрессия становится доминирующей, и, кроме того, они чаще прибегают к словесному способу выражения негативных чувств, чем девочки того же возраста. Вместе с тем отмечается и одна примечательная особенность поведения детей: с возрастом агрессивность детей все больше приобретает враждебную окраску.
Традиционные
представления о мужской и женской агрессивности
сказываются и на дальнейшем поведении:
и мальчики, и девочки в той или иной степени
научаются подавлять собственные агрессивные
побуждения, однако мальчики все же имеют
больше возможности для свободного проявления
агрессивности. Кроме того, если в процессе
развития ребенок не научится контролировать
свои агрессивные импульсы, то в дальнейшем
это грозит преимущественной ориентацией
на сверстников - в подростковом возрасте
и склонностью к разгульному поведению
- в юношеском. Социализацией агрессии
можно назвать процесс научения контролю
собственных агрессивных устремлений
или выражение их в формах, приемлемых
в определенном обществе, цивилизации.
Совершенно ясно, что “природный” агрессивный
потенциал никуда не исчезает в более
зрелом возрасте. Просто в результате
социализации многие учатся регулировать
свои агрессивные импульсы, адаптируясь
к требованиям общества. Другие остаются
весьма агрессивными, но учатся проявлять
агрессию более тонко: через словесные
оскорбления, скрытое принуждение, завуалированные
требования, вандализм и другие тактические
приемы. Третьи ничему не научаются и проявляют
свои агрессивные импульсы в физическом
насилии.
Здесь важную роль играет ранний опыт
воспитания ребенка в конкретной культурной
среде, семейные традиции и эмоциональный
фон отношения родителей к ребенку. Например,
известный этнограф и социолог М. Мид,
изучая примитивные сообщества, оставшиеся
на более ранних этапах цивилизации, сделала
очень интересные наблюдения.В тех сообществах,
где ребенок имеет негативный опыт, как
правило, формируются отрицательные черты
личности. В частности стиль взаимодействия
со взрослыми сводится к следующему: с
первых дней жизни ребенка мать резко
отлучает его от груди и надолго уходит
работать, общение с матерью происходит
очень редко, главным образом во время
утреннего и вечернего кормления, большую
часть времени ребенок проводит в одиночестве,
опекаемый лишь случайно подошедшими
взрослыми. Дальнейшее воспитание остается
достаточно суровым: в основном используются
частые наказания при отсутствии поощрений,
враждебность детей по отношению друг
к другу не вызывает у взрослых осуждения.
В результате формируются такие качества
как тревожность, подозрительность, сильная
агрессивность, эгоизм и жестокость. Совершенно
другая картина наблюдается в сообществах,
где вся структура жизни построена на
взаимопомощи и кооперации, а идеалом
личности является мягкость в общении,
альтруистическое отношение к другим.
Эти культурные установки проецируются
и на воспитание детей. С первых дней жизни
ребенок окружается заботой и вниманием
родителей или родственников. Общение
взрослых и детей позитивно окрашено,
наказание редки. Единственной особенностью
поведения, которое вызывает строгость
и недовольство родителей, является агрессивность.
Драки и ссоры между детьми немедленно
пресекаются. Детей учат конструктивному
поведению, например, вымещать гнев преимущественно
на неодушевленных предметах. Очень схожие
факты наблюдали и другие исследователи.
Таким образом, опираясь на полученные
данные, можно заключить, что на социализацию
агрессии оказывают влияние два основных
фактора. Первый - это образец отношений
и поведение родителей. Были получены
данные, что в семьях агрессивных детей
выявлена большая распространенность
агрессивных проявлений со стороны взрослых
по сравнению с семьями неагрессивных
детей. Более того, отношение родителей
к поведению ребенка также различно. Если
отцы больше утешают девочек, когда не
огорчены, чаще их одобрят, чем мальчиков,
то матери более снисходительны и терпимы
к сыновьям и разрешают им чаще проявлять
агрессию в отношении родителей и других
детей, чем девочкам. Другим важным фактором
является характер подкрепления агрессивного
поведения со стороны окружающих. В частности,
была установлена связь между родительским
наказанием и агрессией у детей. также
было обнаружено, что мальчики, чьи родители
применяли суровые методы воспитания,
были высокоагрессивны во взаимодействии
со сверстниками и взрослыми вне дома,
хотя проявляли мало прямой агрессии по
отношению к родителям. Если же рассмотреть
особенности родительских наказаний,
то установлено, что отцы предпочитают
физические наказания, а матери - непрямые
или более психологические воздействия
и на сыновей, и на дочерей. В целом же данные
ряда исследований свидетельствуют, что
мальчиков родители чаще подвергают физическим
наказаниям, чем девочек, а более частые
и сильные наказания воспитывают у мальчиков
и большее сопротивление. Представляет
интерес зависимость между реакцией родителей
на ранее проявление агрессивности со
стороны детей и агрессивностью, проявляемой
ими в более зрелом возрасте. Родители
часто по-разному реагируют на агрессивное
поведение детей в зависимости от того,
направлено ли оно на них или на сверстников.
Как правило, строже наказывается ребенок
за агрессивность по отношению ко взрослому,
чем по отношению к своему сверстнику,
особенно если последний действительно
заслужил это.
Таким образом, предполагается, что в подростковом, юношеском или более позднем возрасте выросший ребенок будет чувствовать себя спокойнее, проявляя агрессивность лишь по отношению к сверстнику или равному по статусу человеку, а не по отношению к какому-либо авторитетному лицу (педагогу, руководителю, начальнику). Более того, у него, вероятнее всего, будет формироваться и укрепляться чувство вины всякий раз, когда он проявит агрессивные чувства или действия против старшего либо сверстников того же возраста. Приведенная здесь таблица хорошо иллюстрирует зависимость санкций родителей и субъективные переживания детей по поводу агрессивности в более зрелом возрасте. Р. Сирс, С. Маккоби и Х. Левин [4, c. 71] отмечали, что в социализации агрессии присутствуют два важных момента: 1) снисходительность (степень готовности родителей прощать поступки ребенка) и 2) строгость наказания родителями агрессивного поведения ребенка. При этом снисходительность рассматривалась как поведение родителя до совершения поступка (ожидания родителя, предостерегательная тактика в отношении появления агрессии и др.), а строгость наказания - после совершения поступка (сила наказания за проявленную агрессию). Поведение родителей Реакция ребенка в более зрелом возрасте Агрессивность по отношению к родителям или другим взрослым разрешается Не испытывает какой-либо вины (или испытывает в незначительно степени) за агрессивное поведение по отношению к старшим. Агрессивность по отношению к старшим не разрешается Испытывает чувство вины при проявлении агрессивности по отношению к старшим. Агрессивность по отношению к “заслуживающим” этого сверстникам разрешается не испытывает чувства вины (или испытывает в незначительной степени) при проявлении агрессивности по отношению к сверстникам.
Агрессивность
по отношению к сверстникам не
разрешается Испытывает чувство
вины при проявлении агрессивности
по отношению к сверстникам.
Гипотеза была такова: поскольку снисходительность
сама по себе не способствует возникновению
тревоги и чувства вины, можно ожидать,
что агрессивность ребенка окажется пропорциональной
снисходительности матери. Иными словами,
чем больше снисходительность родителя,
тем больше агрессивность ребенка. Если
считать, что наказания подавляют нежелательное
поведение, то можно ожидать, что, чем строже
наказывается агрессия, тем меньше она
проявляется. Однако на практике такие
предложения оказались сильно упрощенными.
Эти психологи на основе ответов матерей,
прибегавших к разным методам воспитания
ребенка и затем оценивших уровень детской
агрессивности, получили результаты, которые
представлены ниже в таблице.
Гр. Стиль поведения родителей Число агрессивных
детей \й(%)
мальчики девочки
А Низкий уровень снисходительности, низкий
уровень склонности к наказаниям 3,7 13,3
В Низкий уровень снисходительности, высокий
уровень склонности к наказаниям 20,4 19,1
С Высокий уровень снисходительности,
низкий уровень склонности к наказаниям
25,3 20,6
Д Высокий уровень снисходительности,
высокий уровень склонности к наказаниям
41,7 38,1
Эти данные показывают, что наиболее
снисходительнее (группа С) и наиболее
требовательные (группа В) родители имели
детей, чей уровень агрессивности мало
различался. Родителями наименее агрессивных
детей оказались те из них (гр. А), кто не
был ни снисходительным, ни склонным к
применению наказаний. Их позиция заключалась
в осуждении агрессии и доведении этого
до сведения ребенка, но без строгих наказаний
в случае проступка. Родители наиболее
агрессивных детей (гр. Д) вели себя так,
как будто любое поведение детей приемлемо,
не показывая своего отрицательного отношения
к агрессивным поступкам, однако когда
ребенок совершал поступок - он бывал строго
наказан. Здесь напрашивается вывод, что
суровое наказание в неопределенной ситуации
вызывает у ребенка враждебность (т.к.
он не понимает, за что его наказали) и
дальнейшую агрессивность. Кроме того,
склонный к наказанию родитель, хотя и
не намеренно, подает ребенку пример агрессивного
поведения. Ребенок постепенно привыкает
к тому, что агрессия - это нормальный путь
преодоления фрустрации. Строгость родителя,
если она последовательна и достаточно
чувствительна для ребенка, может привести
к подавлению агрессивных импульсов в
присутствии родителя, но вне дома ребенок
будет вести себя более агрессивно, чем
дети, которые воспитывались иначе.
Таким образом,
формирование агрессивных тенденций,
которые затем могут
а) родители, которые
очень резко подавляют
б) родители, которые не наказывают своих
детей за проявление агрессивности, вероятнее
всего, воспитывают в них чрезмерную агрессивность;
в) родители, разумно подавляющим агрессивность
у своих детей, как правило, удается воспитать
умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих
агрессивное поведение.
Психологический механизм формирования
агрессивности
Агрессивность ребенка чаще всего
возникает как однотипная реакция на неудовлетворенную
потребность. Например, нередко бывает
так, что родители или кто-нибудь из близких
запрещают что-либо, лишают его предмета
возникшей потребности или не позволяют
удовлетворять ее тем способом, каким
желает ребенок. В этом случае напряженность,
возникающая из-за потребности (игрушки,
конфеты), или на тех, кто мешает ребенку
удовлетворить его потребности (мать,
сестра, бабушка). Процесс неосознанного
снятия напряжения (злость, ненависть)
обычно принимает форму физического или
психического действия ребенка на окружающих
- агрессию.
Выводы по I главе.
Таким образом, агрессивность в чистом
виде встречается редко. Она, как правило,
является проявлением и выражением определенных
нарушений функций центральной нервной
системы - церебральной недостаточности.
Сама же церебральная недостаточность
нередко обуславливается инфекционными,
токсическими и наследственными заболеваниями.
Как видим, агрессивность детей имеет
иерархизированную причинность, поэтому
диагностика, психокоррекция и лечение
требуют квалифицированного подхода.
Перейдем к рассмотрению педагогические
приемов по предупреждению агрессивных
действий таких детей. Обратимся к советам
английского педагога Джекки
Лешли [3, c. 56] .
1. Предупреждение агрессивных
действий детей:
а) никогда не следует поощрять ребенка
за проявленную агрессивность;
б) в необходимых случаях такого ребенка
успокаивает временная изоляция с кратким
разъяснением причины;
в)если конфликт возникает среди детей,
то стоит его временно оставить среди
них:пусть почувствует,что такое проявить
агрессивность без явной причины на нее;