Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 21:25, курсовая работа
Условия жизни в современном обществе требуют от людей большей твердости, жесткости, а порой и жестокости. Таковы условия выживания. Законы животного мира, где выживает сильнейший, начинают распространяться и на мир людей. Такое положение вещей больше всего затрагивает подростков, которые уже вышли из детства, но еще не стали полноправными членами мира взрослых. Однако подростки зачастую отнюдь не являются безмолвными жертвами. Зачастую они переносят агрессию на взрослых или сверстников. Проблема подростковой агрессии все чаще волнует родителей, учителей, психологов.
Введение……………………………………………………………………………..3 стр
Глава 1. Общие вопросы агрессии
1.1 Определение агрессии..………………………………………………………....4 стр
1.2 Виды агрессии…………………………………………………………………...6 стр
1.3 Цели агрессии……………………………………………………………………7 стр
1.4 Теории агрессивного поведения………………………………………………..9 стр
1.5 Объекты общей агрессии………………………………………………………16 стр
Глава 2. Формирование агрессии. Социальные детерминанты………………....19 стр
Глава3. Влияние внешнего мира
3.1. Влияние средств Масс – медиа…………………………………………….....29 стр
3.2. Агрессия и фрустрация………………………………………………………..35 стр
Глава 4. Эмпирическое исследование личностных характеристик старшеклассников
4.1 Цель и задачи эмпирического исследования
старшеклассников……………………………………………………..39 стр
4.2 Характеристика испытуемых……………………………………………….39 стр
4.3 Методики исследования…………………………………………………….40 стр
4.4 Анализ результатов………………………………………………………….41 стр
Заключение……………………………………………………………………….44 стр
Таблицы
Список литературы……………………………………………………………….49 стр
Приложения
Литература:
1. Л. Берковиц, «Агрессия. Причины, последствия и контроль», М., «Олма - пресс», 2002 г.
2. Р. Бэрон, Д. Ричардсон, «Агрессия», 2 – е международное издание, Санкт – Петербург, «Питер», 2001 г.
3. «Психология человека от рождения до смерти», Под ред. А. А. Реана
4. «Психология развития», Г. Крайг, Д. Бокум, 6 – е издание, изд. «Питер», Санкт – Петербург, 2004 год.
5. В. Ф. Пирожков, «Психология подростковой преступности», изд. 2 – е, Санкт – Петербург, «Питер», 2001 г.
6. Фурманов И.М. «Детская агрессивность». – М., «Просвещение», 1996 г.
7. Фромм Э. «Анатомия человеческой деструктивности». – М., «Просвещение», 1994 г.
8. Мид М. «Развитие ребенка». – М., «Просвещение» 1968.
9. Обухова Л. Ф., «Возрастная психология», М., «педагогическое общество России», 2003 г.
10. К. Лоренц, «Агрессия (так называемое зло)», Санкт – Петербург, «Амфора», 2001 год.
11. Д. Майерс, «Социальная психология», изд. 2 – е, Санкт – Петербург, «Нева», 2000 год.
12. «Наш проблемный подросток», под ред. Л. А. Регуш, изд. «Союз», Санкт – Петербург, 1999 год.
13. «Особенности обучения и психического развития школьников 13 – 17 лет», под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Кругловой изд. «Педагогика», 1988 год.
14. Мудрик А. В., «Социальная педагогика. Учебник для ВУЗов», М., «Академия», 2000 г.
15. Прихожан А. М., «Тревожность у детей и подростков», М. – Воронеж, 2000 г.
16. Альтшулер Б.Л., Кушнир Л.П. Правозащитные инициативы по защите детей от насилия // из сборника: Дети России: насилие и защита – М.: Новый отсчет, 1997.
17. Ананова Н. Жертвы сексуального злоупотребления: Психопатологические проблемы, возникающие у детей и подростков, переживших и совершивших сексуальное насилие // Прикладная психология и психоанализ, №3, 1997
18. Антонян Ю.М., Горшкова И.В., Зулкарнеева Р.М. Проблемы внутрисемейной агрессии – М.: изд-во НИИ МВД, 1999
19. Берковская М.И., Брязгунов И.П., Михайлов А.И. Оценка краткосрочной терапии стрессовых расстройств в остром периоде эмоциональной травмы // из сборника статей: Дети России: насилие и защита – М.: Новый отсчет, 1997
20. Гайдаренко Н.В., Ярославцева Н.Д. Психологические последствия жестокого обращения с детьми – М., Психология и Педагогика, 1994
21. Ильина С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств // Вопросы Психологии, №6, 1998
22. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения подростков – М.: Сфера; 2001
23. Колосова С. Агрессия и агрессивность // Школьный психолог, 2000 г., №25
24. Мельниченко С.А. Предотвращение жестокости по отношению к женщине и детям // Семья в России, №2, 1996
25. Меньшикова Е.С. Жестокое обращение с детьми и его возможные отдаленные последствия // Психологический журнал, №6, 1993.
26. Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия. – М., 1999. – С.237
27 Руководство по предупреждению насилия над детьми // под ред. Асановой Н.К. – М.: ВЛАДОС, 1997
27. З. Фрейд, избранные труды, СПб., «Питер», 2002 г.
форма агрессии | В чем проявляется |
физическая – активная - прямая | нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия. |
физическая – активная - непрямая | закладка мин-ловушек; сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага. |
физическая – пассивная - прямая
| стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели. |
физическая - пассивная - непрямая | отказ от выполнения необходимых задач. |
вербальная - активная - прямая | словесное оскорбление или унижение другого человека. |
вербальная – активная - непрямая
| распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке. |
вербальная - пассивная - прямая
| отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т. д. |
вербальная – пассивная - непрямая | отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения. |
Приложение 1
Категории агрессии по - Бассу
Приложение 2
Модель агрессивного поведения Зильманна
высокий уровень возбуждения (например, в результате сильной провокации) | средний уровень возбуждения
|
дезинтеграция когнитивных процессов, которые могут приводить к торможению | отсутствие препятствий для развертывания когнитивных процессов, оказывающих тормозящее влияние |
Сильная агрессия
| контроль над агрессией
|
Приложение 3
Теория социального научения Бандуры
АГРЕССИЯ | ||
ПРИОБРЕТАЕТСЯ ПОСРЕДСТВОМ:
| ПРОВОЦИРУЕТСЯ:
| РЕГУЛИРУЕТСЯ: |
1) Биологических факторов (гормоны, нервная система)
| 1) Воздействием шаблонов (возбуждение, внимание)
| 1) Внешними поощрениями и наказаниями (материальное вознаграждение, неприятные последствия) |
2) Научения (непосредственный опыт, наблюдение)
| 2) Неприемлемым обращением (нападки, фрустрация)
| 2) Викарным подкреплением (наблюдение за тем, как поощряют и наказывают других) |
| 3) Побудительными мотивами (деньги, восхищение) | 3) Механизмами саморегуляции (гордость, вина) |
| 4) Инструкциями (приказы) |
|
| 5) Эксцентричными убеждениями (параноидальные идеи)
|
|
3