Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 21:25, курсовая работа
Условия жизни в современном обществе требуют от людей большей твердости, жесткости, а порой и жестокости. Таковы условия выживания. Законы животного мира, где выживает сильнейший, начинают распространяться и на мир людей. Такое положение вещей больше всего затрагивает подростков, которые уже вышли из детства, но еще не стали полноправными членами мира взрослых. Однако подростки зачастую отнюдь не являются безмолвными жертвами. Зачастую они переносят агрессию на взрослых или сверстников. Проблема подростковой агрессии все чаще волнует родителей, учителей, психологов.
Введение……………………………………………………………………………..3 стр
Глава 1. Общие вопросы агрессии
1.1 Определение агрессии..………………………………………………………....4 стр
1.2 Виды агрессии…………………………………………………………………...6 стр
1.3 Цели агрессии……………………………………………………………………7 стр
1.4 Теории агрессивного поведения………………………………………………..9 стр
1.5 Объекты общей агрессии………………………………………………………16 стр
Глава 2. Формирование агрессии. Социальные детерминанты………………....19 стр
Глава3. Влияние внешнего мира
3.1. Влияние средств Масс – медиа…………………………………………….....29 стр
3.2. Агрессия и фрустрация………………………………………………………..35 стр
Глава 4. Эмпирическое исследование личностных характеристик старшеклассников
4.1 Цель и задачи эмпирического исследования
старшеклассников……………………………………………………..39 стр
4.2 Характеристика испытуемых……………………………………………….39 стр
4.3 Методики исследования…………………………………………………….40 стр
4.4 Анализ результатов………………………………………………………….41 стр
Заключение……………………………………………………………………….44 стр
Таблицы
Список литературы……………………………………………………………….49 стр
Приложения
Важную роль в формировании агрессивности играет стиль семейного воспитания. Здесь значимо все: от методов поощрения - наказания, стиля руководства ребенком, характера взаимодействия и др.
Кроме всего прочего, существует масса побочных, ситуативных факторов, которые могут стимулировать или провоцировать возникновение агрессии в ребенке. К таким факторам можно отнести присутствие других людей и их оценка поступков ребенка, способности самого ребенка оценить и понять причины агрессии другого.
Таким образом, можно сказать, что у каждого из нас в характере присутствует агрессивность. У кого-то она имеет оборонительные, доброкачественные формы, у кого-то, возможно, уже перешла и в деструктивную, злокачественную область. Но как бы это ни было человеку предоставляется возможность как существу разумному предотвращать появление агрессии и контролировать её. Надеюсь, что человечество сможет для себя сделать определенные выводы и обратить свою агрессию в конструктивное русло.
Полученные нами в результате экспериментального исследования позволяют сделать следующие выводы: как негативизм, так и вербальная агрессия у девушек значительно выше. Возможно, наложенный обществом запрет на проявление женской агрессии приводит к тому, что девушки заменяют физическую агрессию вербальной и негативизмом. Данные показывают, что у юношей уровень экстраверсии выше, чем у девушек. Возможно, это объясняется типично мускулинным воспитание, получаемым юношами в период созревания. Для девушек более характерны феминные черты, кроме того для них характерен более высокий уровень нейротизма.
Таблица №1
Первичные данные испытуемых 10 «А» класса
По методике «шкала тревожности»
Разработанную по принципу «шкалы социально – ситуационной тревоги» Кондаша (1973)
Фамилия | Школьная | Самооценка | Межличностная | Общая |
Мылокостов | 14 | 12 | 10 | 36 |
Куколев | 9 | 11 | 10 | 30 |
Брагина | 16 | 14 | 14 | 44 |
Шевченко | 29 | 18 | 20 | 67 |
Гончарова | 14 | 11 | 2 | 27 |
Матвеева | 13 | 36 | 10 | 22 |
Носова | 12 | 18 | 14 | 44 |
Екшикеев | 27 | 19 | 9 | 55 |
Арушанов | 11 | 18 | 21 | 36 |
Токарев | 8 | 13 | 10 | 31 |
Ющенко | 7 | 10 | 14 | 36 |
Прокопенко | 9 | 6 | 3 | 18 |
Вергус | 13 | 13 | 10 | 36 |
Кутепова | 21 | 24 | 13 | 58 |
Петросян | 13 | 13 | 13 | 39 |
Кириченко | 1 | 13 | 22 | 36 |
Артемкина | 7 | 13 | 15 | 35 |
Князева | 14 | 25 | 22 | 61 |
Лавлинская | 12 | 9 | 19 | 40 |
Среднее по группе | 12,684 | 15,578 | 13,210 | 39,526 |
Среднее | Школьная тревожность | Самооценочная тревожность | Межличностная тревожность | Общая тревожность |
Среднее по юношам | 12,67 | 13,84 | 12,33 | 37,33 |
Среднее по девушкам | 12,69 | 16,38 | 13,62 | 40,54 |
Таблица №2
Первичные данные испытуемых 10 «А» класса.
По методике «тест Айзенка»
Фамилия | Экстраверсия – интроверсия | Нейротизм | Шкала лжи | тип темперамента |
Екшикеев | 23 | 5 | 1 | Сан |
Арушанов | 15 | 4 | 2 | Сан |
Токарев | 4 | 12 | 3 | Фл |
Ющенко | 11 | 15 | 1 | Мел |
Мылокостов | 13 | 12 | 2 | Сан |
Куколев | 21 | 11 | 4 | Сан |
Прокопенко | 14 | 17 | 2 | Холл |
Брагина | 9 | 9 | 3 | Фл |
Вергус | 7 | 13 | 1 | Мел |
Шевченко | 21 | 12 | 2 | сан/холл |
Кутепова | 13 | 10 | 4 | Сан |
Петросян | 9 | 11 | 2 | Фл |
Кириченко | 18 | 17 | 2 | Холл |
Артемкина | 8 | 19 | 1 | Мел |
Князева | 17 | 22 | 2 | Холл |
Лавлинская | 19 | 21 | 3 | Холл |
Гончарова | 8 | 12 | 4 | фл/мел |
Матвеева | 15 | 13 | 1 | Холл |
Носова | 7 | 11 | 2 | Фл |
Среднее по группе | 13,26 | 12,89 | 2,21 |
|
Среднее | Экстраверсия – интроверсия | Нейротизм |
Среднее по юношам | 13,5 | 11,7 |
Среднее по девушкам | 13,1 | 14,3 |
Сан – сангвиник;
Фл – флегматик;
Мел – меланхолик;
Холл – холерик.
Таблица №3
Первичные данные испытуемых 10 «А» класса
По методике Басса - Дарке
Фамилия | Физич агр. | Косв. агр. |
Раздр. |
Негат. |
Обида |
Подозр | Верб. агр. | Чувство вины | Индекс вражд. | Индекс агрес. |
Екшикеев | 6 | 6 | 7 | 5 | 6 | 4 | 7 | 7 | 10 | 20 |
Арушанов | 5 | 3 | 6 | 2 | 4 | 6 | 3 | 5 | 10 | 14 |
Токарев | 9 | 3 | 8 | 3 | 3 | 8 | 7 | 6 | 11 | 24 |
Ющенко | 4 | 2 | 3 | 3 | 5 | 2 | 4 | 6 | 7 | 12 |
Мылокостов | 7 | 5 | 6 | 4 | 3 | 3 | 9 | 4 | 6 | 21 |
Куколев | 9 | 3 | 4 | 0 | 4 | 2 | 2 | 6 | 6 | 15 |
Прокопенко | 11 | 14 | 11 | 5 | 3 | 6 | 10 | 4 | 9 | 31 |
Брагина | 2 | 2 | 6 | 4 | 3 | 6 | 9 | 7 | 9 | 17 |
Вергус | 7 | 5 | 7 | 4 | 7 | 7 | 10 | 7 | 14 | 24 |
Шевченко | 5 | 4 | 7 | 5 | 5 | 4 | 10 | 6 | 9 | 22 |
Кутепова | 6 | 8 | 7 | 5 | 7 | 10 | 11 | 9 | 17 | 24 |
Петросян | 7 | 2 | 7 | 4 | 2 | 7 | 10 | 4 | 9 | 24 |
Кириченко | 6 | 6 | 2 | 5 | 4 | 7 | 6 | 6 | 11 | 14 |
Артемкина | 7 | 4 | 11 | 5 | 5 | 6 | 10 | 4 | 11 | 28 |
Князева | 7 | 7 | 8 | 2 | 7 | 5 | 7 | 7 | 12 | 22 |
Среднее по группе | 6,210 | 5,000 | 6,578 | 3,842 | 4,473 | 5,473 | 8,263 | 6,052 | 9,947 | 21,000 |
| Физич агр. | Косв. агр. | Раздр. | Негат. | Обида | Подозр | Верб. агр. | Чувство вины | Индекс вражд. | Индекс агрес. |
Среднее по юношам | 6,666 | 3,666 | 5,666 | 2,833 | 4,166 | 4,166 | 5,333 | 5,666 | 8,333 | 17,666 |
Среднее по девушкам | 6,000 | 5,615 | 7,769 | 4,307 | 4,615 | 6,076 | 9,615 | 6,230 | 10,692 | 22,538 |