Агрессия у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Условия жизни в современном обществе требуют от людей большей твердости, жесткости, а порой и жестокости. Таковы условия выживания. Законы животного мира, где выживает сильнейший, начинают распространяться и на мир людей. Такое положение вещей больше всего затрагивает подростков, которые уже вышли из детства, но еще не стали полноправными членами мира взрослых. Однако подростки зачастую отнюдь не являются безмолвными жертвами. Зачастую они переносят агрессию на взрослых или сверстников. Проблема подростковой агрессии все чаще волнует родителей, учителей, психологов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3 стр
Глава 1. Общие вопросы агрессии
1.1 Определение агрессии..………………………………………………………....4 стр
1.2 Виды агрессии…………………………………………………………………...6 стр
1.3 Цели агрессии……………………………………………………………………7 стр
1.4 Теории агрессивного поведения………………………………………………..9 стр
1.5 Объекты общей агрессии………………………………………………………16 стр
Глава 2. Формирование агрессии. Социальные детерминанты………………....19 стр
Глава3. Влияние внешнего мира
3.1. Влияние средств Масс – медиа…………………………………………….....29 стр
3.2. Агрессия и фрустрация………………………………………………………..35 стр
Глава 4. Эмпирическое исследование личностных характеристик старшеклассников
4.1 Цель и задачи эмпирического исследования
старшеклассников……………………………………………………..39 стр
4.2 Характеристика испытуемых……………………………………………….39 стр
4.3 Методики исследования…………………………………………………….40 стр
4.4 Анализ результатов………………………………………………………….41 стр
Заключение……………………………………………………………………….44 стр
Таблицы
Список литературы……………………………………………………………….49 стр
Приложения

Работа содержит 1 файл

основная часть.doc

— 379.50 Кб (Скачать)

Однако ученые обнаружили, что годовалые дети вполне могут применять насилие в отношениях между собой в случае, если у одного из них есть игрушка, приглянувшаяся другому. Несмотря на то, что в пределах досягаемости находилась идентичная игрушка, годовалые дети нередко игнорировали ее, стремясь одолеть сверстника и завладеть чужой игрушкой. Зачинщики таких стычек обращались с другим ребенком скорее как с врагом, а не как с неодушевленным препятствием, наводя тем самым па мысль о том, что к концу первого года жизни семена инструментальной агрессии уже посеяны.

Хотя 2-летние  дети конфликтуют из-за игрушек не менее часто, чем годовалые малыши, они в большей степени склонны к разрешению споров посредством переговоров и нахождения компромисса, а не драки, особенно в ситуации, когда игрушек немного. Поэтому такие ранние конфликты не должны рассматриваться как основание для развития агрессивности. Иногда они даже выполняют адаптивную функцию, поскольку в конфликтных ситуациях младенцы, дети, учащиеся ходить, и дети дошкольного возраста могут научиться договариваться между собой и достигать цели без использования силы. Действительно, японские матери, особенно нетерпимые к агрессивным действиям, поощряют своих детей подавлять гнев во имя социальной гармонии, и, как результат, японские дошкольники в ситуации межличностного конфликта уже в меньшей степени склонны поддаваться гневу и производить агрессивные действия, чем их американские сверстники.

Множество исследований свидетельствует о влиянии семьи на развитие антиобщественных наклонностей.

Исследователи выявили явное влияние обращения родителей со своими детьми на вероятность того, что во взаимодействиях со сверстниками и учителями мальчики агрессорами, то есть будут проявлять высокий уровень агрессии. Семейные условия в немалой степени определяют, с какой готовностью и как часто подростки ведут себя агрессивно, сталкиваясь с противодействием или угрозой. Рассмотрим причины, по которым происходит усвоение агрессии.

1) Прямые влияния на развитие агрессивности.

Некоторые склонных к насилию продолжают быть агрессивными в течение многих лет потому, что получали вознаграждение за свое агрессивное поведение. Они часто атаковали других людей, и оказывалось, что агрессивное поведение всякий раз приносит им те или иные выгоды, окупается.

Вознаграждения могут влиять на поведение двумя способами:

а) исполнять роль мотива, побуждающего к действию, и

б) выступать в качестве закрепляющего фактора, служащего поддержанию определенного типа поведения.

В первом случае агрессор предвосхищает удовольствие, которое будет переживать, получив вознаграждение, и это побуждает его делать необходимое для получения желаемого результата.

В качестве подкрепления вознаграждение способствует более или менее безотчетному усвоению агрессивных реакций на определенные виды ситуаций и, таким образом, повышает вероятность того, что агрессивное поведение будет повторяться.

1. Одобрение тех, кто воспитывает. Психологи многократно продемонстрировали, как вознаграждения повышают вероятность того, что вознаграждаемое действие будет повторяться.

Другими словами, соответствующим образом применяемые вознаграждения могут модифицировать естественные склонности подростков к агрессивной реакции на фрустрирование. Вознаграждения за конструктивное поведение могут понизить шансы на то, что ребенок будет совершать насильственные действия, а вознаграждения за агрессивное поведение — повысить вероятность агрессии.

Вознаграждения могут оказывать и более широкое влияние. Генерализация влияния вознаграждений была продемонстрирована в эксперименте с семилетними канадскими школьниками. В этом исследовании Р. Уолтерс и М. Браун [26] попытались выяснить, возможно ли посредством систематического подкрепления притворной агрессии в игре, когда дети атакуют игрушку, повысить вероятность реальной агрессии в других ситуациях. Во время двух занятий каждый из испытуемых практиковался в серии «учебных упражнений», нанося удары большой пластиковой кукле Бобо. Для «тренинга агрессии» были созданы три различные ситуации. В одной группе мальчики получали мраморный шарик каждый раз, когда наносили кукле удар (постоянное вознаграждение). В другой группе шарики выдавались лишь после каждого шестого нанесенного удара (перемежающееся вознаграждение). Мальчики третьей группы вообще не получали никакого вознаграждения. Кроме этих трех была еще и четвертая, контрольная группа, которая не имела контакта с куклой Бобо.

Через два дня после второго тренировочного занятия исследователи стали показывать детям интересный кинофильм. При этом создавались две различные ситуации — фрустрирующая и нефрустрирующая. Одним детям позволялось смотреть фильм до конца, в то время как другие, якобы из-за поломки проектора, смогли посмотреть фильм только до середины. Непосредственно после этой экспериментальной процедуры каждого приглашали играть в две соревновательные игры с другим мальчиком того же возраста, а за игрой следили взрослые, не знавшие, из какой группы был испытуемый. Наблюдатели фиксировали каждое агрессивное действие, совершаемое мальчиками.

Исходя из того, что уже было известно психологам о процессах научения, Уолтерс и Браун предсказывали, что те испытуемые, которые получали вознаграждение во время «тренингового» сеанса игры с куклой не постоянно, а лишь после каждого шестого удара (перемежающееся вознаграждение), будут с наибольшей вероятностью переносить результат своего научения в последующую, соревновательную ситуацию. Данное предсказание подтвердилось. Во время соревновательной игры мальчики из этой группы были более агрессивными по отношению к партнеру, чем все остальные испытуемые. Получая вознаграждение за агрессию, — притом, что вознаграждения выдавались достаточно редко и лишь за «игровую» агрессию, — они становились более агрессивными в последующей, более реалистической ситуации.

Интересно, что фрустрированные мальчики из группы, получавшей перемежающееся вознаграждение, были самыми агрессивными из всех испытуемых. Только что пережитое неприятное состояние фрустрации увеличило их готовность выплеснуть накопившуюся агрессивность, за которую они получали перемежающиеся вознаграждения.

2. Вознаграждения, получаемые от сверстников. Родители — не единственные, кто определяет процесс социализации ребенка, даже и в раннем возрасте. Друзья и знакомые также научают детей, как действовать в определенных ситуациях, выступая в качестве моделей для подражания и вознаграждая принятием или явным одобрением, когда те ведут себя так, как эти люди считают правильным.

Влияние группы и банды. Нет ничего удивительного в том, что подростки особенно восприимчивы к влиянию сверстников. Стремясь быть признанными в этой среде, они часто ищут компании других подростков, которые могли бы их оценить. Такое стремление еще сильнее проявляется у тех детей, которые склонны часто затевать драки со сверстниками. Задиристость и агрессивность этих воинственных мальчишек может отталкивать большинство их одноклассников, но чаще всего они находят себе друзей (других агрессивных подростков) и поддерживают друг друга. Общение и предпринимаемые совместно действия укрепляют их общие интересы и установки и усиливают антисоциальные наклонности. Эти дружеские отношения могут способствовать конфликтам, возникающим со взрослыми. Будучи индивидуально относительно бессильными, но собравшись вместе, агрессивные подростки могут угрожать социальному порядку, особенно в школах. Учителя и воспитатели поступали бы правильно, при любой возможности разбивая подобные группы.

Эти замечания особенно справедливы, если речь идет о антисоциальных подростковых бандах. В таких группах члены находят себе принятие и статус; здесь они чувствуют свою значимость, в то время как в любом другом месте они ничто. Здесь они находят взаимное подтверждение того, что их общие представления и установки верны и что опасности, которых они страшатся, могут быть преодолены.

Взаимная поддержка играет немаловажную роль в подростковой преступности. Любой девиантный подросток в одиночку может и не отважиться нарушить закон, но вместе с другими членами банды он чувствует себя смелым и решительным.

Приверженность групповому кодексу поведения. Общаясь друг с другом, подростки устанавливают правила поведения, определяющие, как следует действовать в тех или иных обстоятельствах. Эти общие установки и ценности порой оказывают сильнейшее влияние на индивидуальное поведение членов группы. Они сознают, что могут либо заслужить одобрение других членов группы своей приверженностью к ее стандартам, либо быть отвергнуты ими, если не будут соответствовать групповым ожиданиям.

Какова бы ни была природа и порождающие условия агрессивного поведения, но убеждение в его желательности при определенных обстоятельствах выполняет роль как мотива, побуждающего к агрессии, так и подкрепляющего фактора. Подростки, разделяющие подобное убеждение, мотивированы руководствоваться этим кодексом поведения и демонстрируют готовность к насильственной агрессии, если считают, что ставится под сомнение их «честь» (или образ «я», или идентичность). «Практикуя» агрессию, они получают желаемое одобрение других членов группы и, следовательно, их поведение вознаграждается, что, в свою очередь, ведет к повышению шансов повторения подобных действий снова и снова. Разумеется, если члены банды крайне антисоциальны и серьезно отчуждены от общества, они могут одобрять многие формы антисоциального поведения помимо насильственной агрессии.

3. Вознаграждения, исходящие от жертвы.

Иногда агрессор может получать удовлетворение от реакций своих жертв.

Негативное подкрепление. Проявляемая агрессия чаще всего является реакцией на неприятное положение дел. Особенно сильно мы выходим из себя, если кто-то разозлит нас, и очень часто в таких случаях мы набрасываемся на этого человека, чтобы прекратить его раздражающее воздействие.

Ученые исследовали, как матери, отцы и дети влияют друг на друга в повседневной жизни. Они прослеживали характер взаимодействия между членами семейств, последовательности их поступков и реакций в отношении друг друга. Эти психологи даже смогли рассчитать вероятность того, что определенный вид поведения вызовет агрессию другого члена семьи, а также шансы того, что теперь уже это поведение приведет в свою очередь к тем или иным реакциям со стороны других членов семьи.

Один из основных выводов этих ученых заключается в следующем: семейная агрессия возникает чаще всего из попыток членов семьи контролировать друг друга. Более того, действия агрессора часто направлены на прекращение раздражающего его поведения жертвы.

В наблюдавшихся семейных интеракциях, когда подростки стремились с помощью агрессии прекратить негативные воздействия, их агрессивное поведение было успешным в четырех из каждых десяти случаев. Из этого следует, что значительная часть агрессии, проявляемой детьми в семье, получает негативное подкрепление. Все дети получают подобного рода подкрепления, но высокоагрессивные мальчики особенно часто находят, что их поведение окупается, принося им желаемые вознаграждения. Быть может, потому, что другие члены семьи не научились их контролировать, эти мальчики достаточно успешно могли использовать агрессию для достижения своих целей.

Страдания жертвы как подкрепление агрессии. Еще один вид поведения жертвы также приносит вознаграждение агрессору: проявление ею страдания и те или иные неудачи и поражения. Люди, переживающие негативные эмоции, часто проявляют стремление причинять вред кому-то другому и испытывают определенное удовлетворение от страдания жертвы.

Некоторым людям свойственно постоянно проявлять агрессию, поскольку они научились тому, что агрессивное поведение окупается, предоставляя возможность добиться желаемого результата. Для этих людей агрессия — в основном инструментальное поведение, средство достижения той или иной цели. Поскольку страдание жертвы не является их конечной целью, они не обязательно будут получать от него удовлетворение. Однако есть и такие люди, чьи агрессивные наклонности имеют более эмоциональную основу. Будучи эмоционально возбуждены, они испытывают радость от причинения вреда другим людям и получают удовлетворение, вызывая чьи-либо страдания. Переживаемое ими удовлетворение от причинения страданий кому-то другому может даже усиливать их общую агрессивную диспозицию в различных ситуациях. По меньшей мере маловероятно, чтобы их беспокоила мысль о том, что своим поведением они могут причинить вред кому - то другому.

2) Непрямые влияния на развитие агрессивности.

Агрессивность часто связывают с негативными влияниями распавшейся семьи. Многие ученые считают, что часть правонарушителей являются социально дезадаптированными жертвами анормальных семейных условий. Будущие преступники не только росли в бедности, но также имели лишь одного из родителей, а следовательно просто не могли усвоить традиционные нормы и ценности общества. Однако Маккорд доказал, что семьи, в которых один из родителей умер, менее криминогенны, чем семьи, распавшиеся в результате развода или ухода из семьи одного из супругов.

1. Конфликт между матерью и отцом. Маккорд полагал, что несогласие между родителями является главным источником криминогенных тенденций. Подростки могут постоянно испытывать состояние дистресса, обусловленное антагонизмом между родителями.

Известно, насколько могут быть потрясены и как сильно пережинают дети, когда видят ссорящихся взрослых. Чем сильнее скандалы, свидетелями которых дети бывают, тем более мощный дистресс они испытывают. Как и в других областях человеческого поведения, сильные негативные переживания могут продуцировать у детей агрессивные реакции. Когда маленькие дети видят, как ссорятся и скандалят даже незнакомые им взрослые, это может стимулировать к тому, чтобы наносить удары, пинать и пихать друг друга. И если дети подобным образом реагируют на ссоры и скандалы посторонних людей, то естественно ожидать, что они будут еще сильнее возбуждаться, переживать и реагировать еще более агрессивно при виде ссорящихся и конфликтующих родителей.

Конфликт и развод. Когда конфликты между родителями становятся настолько серьезными, что ведут к расторжению брака, они часто являются источником сильнейших переживаний ребенка и могут провоцировать его агрессию.

Однако ученые полагают, что агрессивность подростков не была обусловлена отсутствием отцов. Ее происхождение скорее связано с эмоциональными перегрузками, порождаемыми родительскими конфликтами.

Информация о работе Агрессия у подростков