Агрессивность молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 00:03, курсовая работа

Описание работы

Проблема агрессивности имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии. Вместе с тем, следует отметить, что исследователи проблемы агрессивности, агрессии к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы исследования агрессивности………………..5
1.1. Анализ основных понятий исследования агрессивного поведения и агрессивности………………………………………………………………………...5
1.2. Теоретические подходы к изучению истоков и причин агрессивного поведения……………………………………………………………………………11
1.3. Содержание и формы проявления агрессивного поведения………………...25
Глава II. Эмпирическое исследование агрессивности………………………..34
2.1. Блок методов эмпирической части исследования……………………………34
2.2. Диагностика агрессивности и тревожности студентов……………………...36
Заключение…………………………………………………………………………47
Список использованной литературы…………………………………………...49

Работа содержит 1 файл

Ромашова Агрессивность молодежи .doc

— 423.50 Кб (Скачать)

    Основная идея  Э.Фромма сводится к тому, что  объяснение жестокости и деструктивности  человека следует искать не  в унаследованном от животного  разрушительном инстинкте, а в тех факторах, которые отличают человека от его животных предков. Главная проблема состоит в том, чтобы выяснить, насколько специфические условия существования человека ответственны за возникновение у него жажды мучить и убивать, а так же от чего зависит характер и интенсивность удовольствия от этого10.

    В этом смысле  понять феномен агрессии, можно  лишь учитывая социальный фактор  развития. К. Лоренц, представитель  этологического подхода, считает,  что агрессия берет начало, прежде  всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у всех живых существ. Лоренц предполагал, что этот инстинкт развился в ходе длительной эволюции, в пользу чего свидетельствует  три его важные функции. Во-первых, борьба рассеивает представителей видов на широком географическом пространстве, и тем самым обеспечивается максимальная утилизация имеющихся пищевых ресурсов. Во-вторых, агрессия помогает улучшить генетический фонд виды за счет того, что оставить потомство сумеют только наиболее сильные и энергичные. В-третьих, сильные животные лучше защищаются и обеспечивают выживание своего потомства.

    К. Лоренц  считал, что агрессивная энергия  генерируется в организме спонтанно,  непрерывно, в постоянном темпе,  регулярно накапливаясь с течением времени.

    Таким образом,  развертывание явно агрессивных  действий является совместной  функцией:

-количества накопленной  агрессивной энергии;

-силы особых, облегчающих  разрядку агрессии стимулов в  непосредственном окружении.

    Следовательно, чем больше количества агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне. Фактически, если с момента последнего агрессивного проявления прошло достаточно времени, подобное поведение может развернуться и спонтанно, в отсутствие высвобождающего стимула.

Теория социального  научения Бандуры.

    Агрессия, приобретается  посредством биологических факторов (например: гормоны, нервная система)  и посредством научения (например: непосредственный опыт, наблюдение).

    Агрессия провоцируется:  воздействием шаблонов (например: возбуждение,  внимание), неприемлемым обращением (например: нападки, фрустрация), побудительными  мотивами (например: деньги, восхищение), инструкциями (например: приказы), эксцентричными убеждениями (например: параноидальными убеждениями).

    Агрессия регулируется: внешним поощрением и наказанием (например: материальное  вознаграждение, неприятные последствия), викарным  подкреплением (например: наблюдение  за тем, как поощряют или наказывают других), механизмами соморегуляции (например: вина, гордость).

    Рассмотрев  теоретические подходы к изучению  проблемы агрессивности можно  выделить психоаналитический  подход, согласно которому агрессивное  поведение по своей природе  инстинктивное; теорию социального научения; теорию когнитивного научения; фрастрационную теорию, согласно которой  Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме, а агрессия всегда является результатом фрустрации. Таковы теоретические подходы к изучению агрессивности11.

Причины агрессивного поведения.

    Исследованию  агрессивности и агрессивного  поведения уделяется значительное  внимание во всех основных  психологических направлениях.

В отечественной психологии агрессивное поведение  рассматривается  как, результат развития личности. Черты, качества агрессивности он приобретает под влиянием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей его среде.

    Одним из  сложных периодов в онтогенезе  человека является подростковый  возраст. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения. Подростковый период онтогенеза – это остро протекающий переход к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции развития.

    В отечественной  психологии показано, что человек  не рождается эгоистом или  альтруистом, скромным или хвастливым. Он становится таким. Лишь в  процессе развития человека как  личности возникают как социально полезные, так и социально вредные черты (Макаренко А.С.).

    Молодежь стремится  занять определенное место не  только среди сверстников, но  и среди взрослых. В результате  растет психологический барьер, для преодоления которого, многие  прибегают и к агрессивным формам поведения.

    Агрессивность  в личностных характеристиках  формируется в основном как  форма протеста против непонимания  другими, из-за неудовлетворенности  своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем  поведении.

    Если говорить  о более глубинных причинах  агрессивного поведения, то можно  отметить нарушение эмоциональной сферы и кризис личности (Ю.М. Можгинский). Не путать личностный кризис  с возрастным. Кризис личности проявляется в виде  болезненного отношения к восприятию собственного "Я" окружающими людьми, одиночества и оторванности о  мира, несоответствия своего "Я" неким идеалам, ощущение утраты целостности внутреннего мира. Форма поведения характеризуется негрубой выраженностью расстройств поведения, отсутствием беспричинных колебаний настроения, способностью к компенсации в благоприятных условиях, мягкостью сомато-вегетативного компонента аффективных реакций. Агрессивное поведение  носит характер протеста, возникает эпизодически и не нарушает в целом  взаимоотношения с окружающими. Оно является следствием лишь количественного недостатка высших социально – психологических свойств личности, неверных установок поведения, слабости правосознания, искажений в системе ценностных ориентаций.

    Основной причиной возникновения и проявления агрессивного поведения являются: индивидуально-типологические особенности, биологические факторы, наследственность, воспитание или негативные средовые воздействия.

Можно выделить ряд факторов влияющих на агрессию12:

  1.Индивидуальные детерминанты агрессии. Исследования показали, что индивиды с высоким уровнем тревожности проявляют меньший уровень агрессии, чем индивиды с низким уровнем тревожности, так как первые имеют тенденцию ожидать неодобрения со стороны других людей и негативный исход ситуации.

  2.Личностная характеристика (предвзятая атрибуция агрессии). Она представляет собой тенденцию  приписывать другим людям враждебные  намерения, даже когда таковые  отсутствуют.

  3.Темперамент –  проявляется в самом раннем  детстве и обычно не меняется в течение жизни.

  4.Авторитаризм –  более авторитарные люди более  агрессивны.

  5.Чувство стыда.  Существует следующая закономерность, чем чаще человек испытывает  чувство стыда в процессе взаимодействия  с другими людьми, тем выше  его склонность к гневу и агрессивному поведению.

  6.Половые различия. Мужчины и женщины отличаются, прежде всего, своими установками  относительно агрессивного поведения.  Мужчины относятся к агрессии  как к средству достижения  поставленной цели и склонны  прибегать к прямой агрессии. Женщины относятся к агрессии как средству выражения гнева и снятия стресса путем высвобождения агрессивной энергии и склонны прибегать не к прямой, а к косвенной агрессии, нанося вред противнику чаще всего окольными путями. Половые различия в агрессии порождаются тем, что в большинстве культур считается, что мужчины во многих ситуациях должны вести себя более агрессивно, чем женщины.

  7.Национальная принадлежность  оказывает определенное влияние  на формирование агрессивного  поведения, так как существуют культуры, в которых присутствует положительное отношение к проявлению агрессивности.

  8.Кроме того, у  людей агрессивность усиливает  боль, причем как физическую, так  и душевную. Особо сильным возбудителем  является атакующее поведение  другого человека. В жаркую погоду все становятся раздражительными и возбужденными. Теснота, вторжение в индивидуальное пространство человека, также являются факторами, вызывающими стресс. Теснота, повышенная влажность, шум, загрязненный воздух, занятие спортом  или наблюдение за спортивными соревнованиями усиливают возбуждение человека, которое в сочетании с враждебными мыслями или чувствами может облегчить агрессивное поведение.

  9.Телевидение. Зрители  не только иллюстрируют экранные  модели насилия, но и при постоянном наблюдении за подобными сценами человек становится более безразличным к чужой боли, искажается их представление о реальности. Просмотр насилия по телевидению изменяет восприятие действительности, люди начинают воспринимать мир более опасным, что приводит к увеличению страхов и тревоги.

  10.Наследственность  – влияет на чувствительность  нервной системы к возбудителям  агрессии.

  11.Химический состав  крови человека оказывает значительное  влияние на чувствительность  нервной системы к стимуляции  агрессии.

  12.Алкоголь – усиливает  агрессивность, стирает индивидуальность  и растормаживает, снижая уровень  вменяемости личности и способность  человека учитывать последствия  совершаемых действий.

    Всегда следует  иметь в виду, что биологически  процессы протекают в социальном контексте. Поэтому следует признать, что на агрессию действуют

 Разные типы факторов, а биологические факторы среды  оказывают решающее влияние. На проявление агрессивного поведения влияют индивидуально-типологические особенности, биологические факторы, наследственность, воспитание или негативные средовые воздействия. Индивидуальные детерминанты агрессии, личностная характеристика, темперамент, авторитаризм, чувство стыда, половые различия, национальная принадлежность, боль физическая и душевная, телевидение, наследственность, алкоголь.

 

 

 

1.3. Содержание и формы  проявления агрессивного поведения.

Агрессивное поведение  являются одной из матриц реагирования на дифференциальные неблагоприятные, отрицательные в психическом  и физическом параметре ситуации, жизненные обстоятельства, вызывающие в психике  индивида депрессию, стресс, фрустрации и другие аберрационные психологические состояния; агрессивное поведение часто бывает одним из функциональных способов решения проблем имплицированных с сохранением индивидуальности, чувства собственной ценности, значимости. Это механизм  психологической иммунности  в определенных социальных ситуациях, который усиливает контроль субъекта над обстоятельствами, окружающими его индивидами; таким образом,  агрессивное поведение выступает в качестве:

    1.Способа психологической защиты.

    2.Способа удовлетворения  определенной потребности.

    3.Способа самореализации, самоутверждении, самореализации.

    4.Средство  для достижения какой либо  значимой цели.

    5.Способа, помогающего  оказать психологическое воздействие  на другого индивидуума с целью  подавить его волевые стимулы, деструктировать -  метаболизировать присущее другому индивиду  устойчивые в его психике поведенческие реакции.

    Можно сказать,  что агрессивное поведение служит  способом психологической защиты, способа удовлетворения определенной  потребности, способа  самоутверждения, средство для достижения какой либо значимой цели, способа  психологического воздействие на другого индивидуума с целью подавить его волевые стимулы.

Мотивационные тенденции.

    У человека есть две различные мотивационные тенденции, связанные с агрессивным поведением: тенденция к агрессии и к ее торможению. Тенденция к агрессии - это склонность индивида оценивать многие ситуации и действия людей как угрожающие ему и стремление отреагировать на них собственными агрессивными действиями. Тенденция к подавлению агрессии определяется как индивидуальная предрасположенность оценивать собственные агрессивные действия как нежелательные и неприятные, вызывающие сожаление и угрызения совести. Эта тенденция на уровне поведения ведет к подавлению, избеганию или осуждению проявлений агрессивных действий. По этому поводу Д.Ольвеус пишет: " Привычные агрессивные тенденции индивида составляют предрасположенность оценивать определенный класс ситуаций как фрустрационных, угрожающих и (или) вредных. Оценка , ведущая к значению активации, превышающей некоторый индивидуальный уровень, влечет активацию тенденций индивида причинять вред или вызывать беспокойство. Аналогично, привычные индивиду тенденции подавления агрессии составляют предрасположенность оценивать собственные агрессивные тенденции и (или) реакции как опасные, неприятные, вызывающие беспокойство или неуместные; оценка, ведущая к значению активации, превосходящему определенный уровень, влечет активацию тенденций индивида к подавлению, избеганию или осуждению проявления агрессивных тенденций."

    Аналогичных  взглядов придерживается Н.Корнадт также основывающий свой анализ на двух гипотетических мотивах -агрессии и подавлении агрессии. По его мнению, вся последовательность событий начинается с вызываемого каким - либо препятствием, угрозой или причиненной субъекту болью аффекта гнева. Если в результате когнитивных процессов оценивания ситуация будет воспринята как " действительно заслуживающая гнева ", то актуальное мотивационное состояние расчленяется на процессы постановки агрессивной цели, планирования ведущих к ней действий и предвосхищения возможных последствий достижения цели. Мотив торможения оказывается при этом решающим детерминантом в мотивационном процессе ожидания негативных последствий агрессии, таких, как чувство вины или страх перед наказанием.

Информация о работе Агрессивность молодежи