Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 00:03, курсовая работа
Проблема агрессивности имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии. Вместе с тем, следует отметить, что исследователи проблемы агрессивности, агрессии к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы исследования агрессивности………………..5
1.1. Анализ основных понятий исследования агрессивного поведения и агрессивности………………………………………………………………………...5
1.2. Теоретические подходы к изучению истоков и причин агрессивного поведения……………………………………………………………………………11
1.3. Содержание и формы проявления агрессивного поведения………………...25
Глава II. Эмпирическое исследование агрессивности………………………..34
2.1. Блок методов эмпирической части исследования……………………………34
2.2. Диагностика агрессивности и тревожности студентов……………………...36
Заключение…………………………………………………………………………47
Список использованной литературы…………………………………………...49
Та же когнитивная оценка ситуации одновременно и автоматически вызывает реакцию организма на угрожающие стимулы, что приводит к появлению контрмер и соответствующих ответных реакций, направленных на понижение возникшей ситуационной тревожности. Итог всего этого непосредственно сказывается на выполняемой деятельности.
Эта деятельность находится в непосредственной зависимости от состояния тревожности, которое не удалось преодолеть с помощью предпринятых ответных реакций и контрмер, а также адекватной когнитивной оценки ситуации.
Таким образом, деятельность человека в порождающей тревожность ситуации непосредственно зависит от силы ситуационной тревожности, действенности контрмер, предпринятых для ее снижения, точности когнитивной оценки ситуации. Современные исследования тревожности направлены на различение ситуативной тревожности связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожностью являющейся стабильным свойством личности, а также на разработку методов анализа тревожности, как результат взаимодействий личности и ее окружения.
Таким образом, теоретический анализ литературы, что агрессивность - это проявление агрессии к объекту или субъекту. Агрессия рассматривается как мотивационное поведение, акт, который может часто наносить вред объектам атаки-нападения или же физический ущерб другим индивидуумам вызывающий у них депрессию, психологический дискомфорт, не уютность, напряженность, страх, боязнь, состояние подавленности аномальные психологические переживания. Агрессии, как мотивированные действия, нарушают нормы и правила, причиняют боль и страдания, а агрессия рассматривается как акт враждебности и разрушения. Тревожность рассматривается исследователями как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий. Ситуативная тревожность связанна с конкретной внешней ситуацией. Личностная тревожность является стабильным свойством личности5.
Самое раннее и наиболее
известное теоретическое
Первым исследователем
психоаналитической школы,
Основоположником этой теории является Зигмунд Фрейд. Он считал, что агрессивное поведение по своей природе инстинктивное и неизбежно. В человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт влечения к смерти (танатос). Энергия первого типа направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни. Энергия же второго типа направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы (смещение) служат цели направлять энергию танатоса вовне, в направлении от “Я”. Если энергия танатоса не будет обращена вовне, то это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других. Уменьшить вероятность появления опасных действий может внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию6.
Для А. Адлера
агрессивность является
Фрустрационная теория (гомеостатическая модель) предложенная Д.Доллардом, противопоставляется двум, выше описанным. Здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. В качестве основных в этой теории выступают следующие положения:
− Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.
− Агрессия всегда является результатом фрустрации.
В отношении
побуждения к агрессии
1.Степень
ожидаемого субъектом удовлетво
2.Сила
препятствия на пути
3.Количества последовательных фрустраций7.
Таким образом, чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствие и чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будет толчок к агрессивному поведению. Если фрустрации следуют одна за другой, то их сила может быть совокупной и это может вызвать агрессивную реакцию большей силы.
Когда выяснилось, что индивидуумы не всегда реагируют агрессией на фрустрацию, Д. Доллард и соавторы пришли к выводу, что подобное поведение не проявляется в тот же момент фрустрации, прежде всего из-за угрозы наказания. В этом случае происходит “смещение”, в результате которого агрессивные действия направляются на другого человека, нападение на которого ассоциируется с наименьшим наказанием.
Таким образом,
человек, которого удерживает
от агрессивности против
Какие же
факторы ослабляют агрессивную
мотивацию? Ответ на этот
Помимо основных
понятий агрессии и фрустрации,
рассматриваемых неразрывно, теория
оперирует также ключевыми
Замещение
– это стремление участвовать
в агрессивных действиях,
Одной из
примечательных идей
Но было замечено, что люди довольно часто испытывают фрустрацию, но не обязательно при этом ведут себя агрессивно, и наоборот. Сторонники фрустрационной теории согласились с этим и несколько видоизменили свою позицию. Представителем такой модифицированной формы теории обуславливания агрессии фрустрацией является Л.Берковиц. Агрессия, по его мнению, - функция сложного взаимодействия между врожденными склонностями и усвоенными реакциями. Он ввел новую переменную, характеризующую возможные переживания, возникающие в результате фрустрации, - гнев, как эмоциональную реакцию на фрустрирующий раздражитель. Берковиц признавал также, что агрессия не всегда является доминирующей реакцией на фрустрацию и при определенных условиях может подавляться. В концептуальную схему «фрустрация-агрессия» Берковиц ввел три существенных поправки:
1.фрустрация не обязательно реализуется в агрессиных действиях, но она стимулирует готовность к ним;
2.даже при состоянии готовности агрессия не возникает без надлежащих условий;
3.выход из
фрустрирующей ситуации с
В более
поздних работах отмечается, что
при фрустрации личность
Противоположную позицию по пониманию агрессии занимает Э. Фромм, представитель неофрейдизма. Э. Фромм в своей книге «Анатомия человеческой деструктивности» показывает, как точные научные данные нейрофизиологии, психологии животных, палеонтологии и антропологии опровергают гипотезу о том, что в человеке от рождения заложен спонтанный само развивающийся инстинкт агрессивности.
Во-первых, Э. Фромм анализирует результаты исследования проблемы отношений между функцией мозга и поведением индивида. Ряд исследователей, таких как В.Р. Гесс, Д. Олдс, Р.Р. Хит, Х.М.Р. Дельгадо, утверждают, что импульсы агрессии и бегства «контролируются» разными участками мозга. Так, например, экспериментально установлено, что, стимулируя определенные участки мозга, можно усилить аффект гнева (и соответствующую модель поведения), а можно и затормозить. Например, активизация зависит от промежуточного мозга, латерального гипоталамуса, центрального серого вещества. Подобные исследования демонстрируют тот факт, что в одних зонах реакция активизируется, а в других сдерживается. Вследствие дуальной (биполярной) организации полушарий мозга возникает и двойственность рефлекса агрессии. Важен вопрос, какие факторы нарушают равновесие и провоцируют открытую ярость и соответствующее разрушительное (агрессивное) поведение. Эксперименты показывают, что нарушения подобного рода могут произойти, с одной стороны, от электрического раздражителя, а с другой стороны - наступить вследствие выведения из строя тормозящих центров. Такие исследователи, как Марк и Эрвин, обращают внимание на то, что нарушения равновесия могут быть вызваны еще и разного рода мозговыми заболеваниями.
Э. Фромм
отмечает, что данные антропологической
науки показали, что инстинктивистская
интерпретация человеческой
Э. Фромм
под агрессией понимает все
те действия, которые причиняют
(или намерены причинить) вред
другому человеку, животному или
неживому объекту.
Во-первых, Э.Фромм развивает идею «доброкачественной агрессии». Биологически адаптивная агрессия - это реакция на угрозу витальным интересам индивида; она заложена в филогенезе. Она свойственна и животным, и человеку. Такая агрессия носит взрывной характер, возникает спонтанно как реакция на угрозу; а следствие ее - устранение либо самой угрозы, либо ее причины.
Биологически
неадаптивная, злокачественная агрессивность
(то есть, другими словами,
Э. Фромм, анализируя феномен агрессии, также использует такие термины как «псевдоагрессия», «игровая агрессия», «агрессия как самоутверждение», «оборонительная агрессия».
Под понятием
«псевдоагрессия», Э. Фромм понимает
те действия, в результате которых
может быть нанесен ущерб, но
которым не предшествовали
Игровая агрессия необходима в учебном тренинге на мастерство, ловкость и быстроту реакций. Она не имеет никакой разрушительной цели и никаких отрицательных мотиваций (гнев, ненависть). Например, фехтование, стрельба из лука являются формами проявления игровой агрессии.
Важнейший
вид псевдоагрессии можно в
какой-то мере приравнять к
самоутверждению. Концепция