Агрессивность детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 13:35, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем, не только для педагогов и психологов, но и для нашего общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигает на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда ещё возможно предпринять своевременные корригирующие меры.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы влияния семьи на проявление детской агрессивности в дошкольном возрасте…………………..
1.1.Основные теории и подходы к исследованию агрессивности в отечественной и зарубежной литературе……………………………………..
1.2.Характеристика особенностей проявления детской агрессивности……………………………………………………………………..
1.3. Влияние семьи на развитие детской агрессивности……………….
Выводы по первой главе
Глава 2.Особенности влияния семьи на проявление агрессивности в дошкольном возрасте…………………………………………………………
2.1. Уровни агрессивности детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………
2.2. Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с проявлениями агрессивности …………………….
2.3. Результаты уровня агрессивности у детей дошкольного возраста на контрольном этапе ………………………………………
Выводы по второй главе…………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………….
Приложение……………………………………

Работа содержит 1 файл

агрессия.docx

— 129.84 Кб (Скачать)

     7.Тест «Стратегии семейного воспитания» для родителей.

       Родителям было предложено ответить  на вопросы анкеты, попробовать оценить свою собственную стратегию семейного воспитания.

     Авторитетный  стиль (в терминологии других авторов  — «демократический», «сотрудничество»).

       Авторитарный стиль (в терминологии  других авторов — «автократический»,  «диктат», «доминирование»).

     Либеральный стиль (в терминологии других авторов  — «попустительский», «снисходительный», «гипоопека»).

     Индифферентный  стиль. Проблемы воспитания не являются первостепенными.

     На  основании полученных данных мы сделали  вывод о том, какой стиль воспитания преобладает в исследуемых семьях.

     По  тесту «Стратегии семейного воспитания»  нами были получены следующие результаты:

     Демократический стиль-4взрослых;

     авторитарный  стиль- 6 взрослых;

     либеральный стиль-10 взрослых;

     индифферентный стиль-4 взрослых.

     Полученные  результаты по тесту «Стратегии семейного воспитания» предоставлены в таблице 8. (Приложение 13).

     Теперь  соотнесём в виде таблицы 9 уровень агрессивности детей со стилем воспитания (Приложение 13).

     Из  таблицы наглядно видно, что у  детей повышенного уровня агрессивности  доминирует авторитарный стиль, у детей высокого уровня индифферентный, у детей среднего уровня агрессивности на первое место выходит либеральный стиль, второе место занял авторитарный, и третье место разделили демократический и индифферентный, у низкого уровня агрессивности твёрдо закрепился демократический стиль.

     Качественный  анализ показал, что: из 14 детей у  пятерых выявлен высокий и  повышенный уровень агрессивности. Данным детям присуще такое поведение: враждебность, гнев;  рисунки и рассказывание историй с элементами насилия; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся.

     В семьях главенствует преимущественно  авторитарный и индифферентный стили. Дистанция между родителями и  детьми огромна, родители мало интересуются развитием детей, детям не хватает  тепла и ласки, отношение у  родителей к проявлению детской  агрессивности безразличное или  снисходительное, в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого  объяснения родители предпочитают силовые  методы, особенно физические наказания.

     Средний уровень агрессивности - у пятерых  детей, они отличаются тем, что негативно  относятся к замечаниям, не соблюдают  дисциплины, не послушны. В семьях  приветствуется либеральный стиль. Родители ценят и любят детей, но не склонны к запретам и ограничениям. Дети, воспринимая недостаток руководства  со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, чувствуют страх и неуверенность.

     Низкий  уровень агрессивности – у  четырёх детей, малозаметный характер негативных эмоциональных состояний. В основном это ответ более агрессивным детям. В семьях преобладает демократический стиль.

      Результаты теста, проведенного с родителями, свидетельствует о том, что процесс формирования личности агрессивных детей протекал под влиянием целого ряда неблагоприятных факторов развития.

     Из 14 детей в особом внимании нуждаются 5 детей, у которых выявлен высокий  и повышенный уровень агрессивности. Это следующие дети:

     - Тигран Т. (повышенный уровень  агрессивности)

     - Саша К. (повышенный уровень агрессивности)

     - Никита В. (высокий уровень агрессивности)

     - Сергей Ш. (высокий уровень агрессивности)

     - Ульяна С. (высокий уровень агрессивности)

     И так мы выявили уровень агрессивности  у детей старшего дошкольного  возраста. Мы выяснили, что причинами  агрессивного поведения детей являются в большей степени ситуация в  семье ребенка. Это подтверждает анкетирование родителей на предмет, какой стиль воспитания преобладает  в семье и рисунки детей  по методикам «Моя семья» и «Семья, которую хочу».

     Проведенный количественный и качественный анализ нашего исследования позволяет нам  сделать следующие выводы:

     Семейное  воспитание в дошкольном возрасте создаёт  ряд предпосылок для появления, развития и закрепления агрессивного поведения, что обуславливает реальную необходимость диагностики и  коррекции.

     Таким образом, обозначилась насущная необходимость  обучения детей с агрессивным  поведением открытому проявлению своих  чувств, переживаний, показывая, им способы  как общения детей друг с другом, и окружающими так и способы  выхода из разных негативных эмоциональных  состояний. А также наметились рекомендации для родителей.

     2.2 Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с проявлениями агрессивности

       Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Агрессивных детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Поэтому, если агрессор сможет посочувствовать жертве, его агрессия в следующий раз будет слабее. Именно с этой целью в работе с агрессивным ребёнком используются упражнения по формированию чувства эмпатии.

     Поэтому нами была предложена программа для развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста способствующей  снижению уровня агрессивности.

     В основу данной программы было положено пособие для практических работников дошкольных учреждений «Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры», М., 1999, автор – Минаева В.М. [23,с15]. (Приложение 14).

     Программа включает:

     1 блок - система игровых занятий с детьми.

     2 блок - система тематических занятий с детьми.

     3 блок - рекомендации для родителей, профилактика агрессивного поведения.

     Цель  программы: развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста, навыков конструктивных взаимоотношений с окружающими людьми. 

     Задачи  программы:

     - обучение агрессивных детей умением владеть собой;

     - обучение дошкольников приемлемым способам выражения гнева;

     - отработка навыков общения в конфликтных ситуациях;

     - формирование таких качеств как эмпатия и доверие;

     Приведенные ниже занятия рекомендуется проводить  один-два раза в неделю по 30 минут со всеми детьми, начиная со знакомства детей с положительными эмоциями. Они разбиты на разделы. В первый раздел входят занятия, на которых детей знакомят с эмоциями(5занятий). На занятиях второго раздела углубляются эти знания(6занятий). Занятия третьего раздела служат для закрепления знаний, полученных на предыдущих занятиях (на примере сказок).

     Цель  данных занятий:

     - знакомить детей с разными эмоциями; радостью, любовью, злостью;

     - учить детей различать эмоции  по схематическим изображениям (пиктограммам);

     - учить понимать свои чувства  и чувства других людей, уметь  говорить об этом;

     - учить детей активно воспринимать предложения «инициатора»: выказывать свое отношение к предложению, соглашаться словами благодарности или в корректной форме выражать свое несогласие и объяснять его, то есть формировать позицию партнера;

     - формировать заинтересованное отношение  к деятельности партнеров как  участников общего дела (оказать  помощь, дать совет и т.д.);

     - формировать умение высказывать  и отстаивать свое мнение;

     - развивать эмпатию.

     1.Система  игровых занятий.

     Занятие 1. Радость. Упражнения: прослушивание  пьесы Чайковского П.И.; выражение  радости в танце.

     Занятие 2. Горе (Прослушивание двух музыкальных пьес "Тревожная минута" и "Раздумье").

     Занятие 3. Любовь. Упражнения: рисование.

     Занятие 4. Злость. Упражнения: рисование, физические упражнения на расслабление. 

     2. Система тематических занятий  с детьми.

     1.Выражение чувств радости – горя. Чтение отрывка произведения К. И. Чуковского «Федорино горе».

       2. Выражение чувства злости. Чтение отрывка из произведения Корнея Ивановича Чуковского «Мойдодыр».

     В начале занятий наблюдалась  у  некоторых детей несобранность, некоторые вели себя враждебно по отношению  друг к другу, прослеживалась  неуверенность в себе, замкнутость.

     Саша  К.- (повышенный уровень агрессивности) часто в группе, если ему что-то не нравилось, старался от всех отвернуться и играть самостоятельно, если ему начинали делать замечание, он очень злился. Но в то же время он как-то хотел привлечь к себе внимание, если первым выполнил задание, непременно тут же хотел его показать (тянул руку).

     Ульяна С.-(высокий уровень агрессивности) пыталась уйти от обсуждений, мало общалась со сверстниками, была погружена в себя, задумчива. В игре со сверстниками вела себя достаточно агрессивно, толкала детей, кричала, если ей что-то не нравилось.

     Никита  В., Сергей Ш.- (высокий уровень агрессивности) постоянно пытались привлечь к себе внимание через крики и громкие возгласы.

     Дети  со средним уровнем Коля П., Володя П., Кристина С., наблюдалась неуверенность в себе, неумение и боязнь высказывать своё мнение (тихий голос или совсем молчание).

     Дети  с  низким уровнем агрессивности  сразу включились, в работу не создавая, тем самым окружающим помех в реализации заданий.

     Поэтому что бы  сформировать благоприятный  психологический климат группы мы провели  мульттренинг «Дружба» для детей старшего дошкольного возраста. (Приложение 15).

       Уже с третьего занятия наблюдалась общая собранность, интерес, самостоятельность.

     3. Рекомендации для родителей. Профилактика агрессивного поведения.  

     Объединяющим  семью фактором становится совместная деятельность всех ее членов, направленная на помощь ребенку: семейные праздники, участие в конкурсах, День Матери, День Семьи, посещение театров, музеев, спектаклей, библиотек, выставок и др.

       Очень активным и склонным к агрессии детям следует создать условия, позволяющие им удовлетворить потребность в движении, а также заняться интересующим их делом. Например, можно предложить им занятия в спортивных секциях, участие в соревнованиях или в постановке спектаклей, организовывать для них разные игры, длительные прогулки или походы.

     Научите ребенка говорить о своих переживаниях, называть вещи своими именами: «я разозлился», «я обиделся», «я расстроился». Когда  вы рассержены, старайтесь сдерживать гнев, но выразите свои чувства громко и сердито: «Я поражен и обижен». Ни в коем случае не обзывайте ребенка глупым, тупым и т.д. — он будет так же вести себя с другими детьми.

     Чем больше будет агрессии с вашей  стороны, тем больше враждебности зародится  в душе ребенка. Не имея возможности  ответить своим непосредственным обидчикам  — родителям, ребенок отыграется на кошке или побьет младшего.

     Самое главное — научить ребенка  разряжаться — избавляться от накопившегося раздражения, дать ему  возможность использовать переполняющую  его энергию «в мирных целях».

     Детям необходимо предоставлять как можно  больше возможностей разряжать накопившуюся энергию.

Информация о работе Агрессивность детей