Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 13:35, дипломная работа
Актуальность исследования. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем, не только для педагогов и психологов, но и для нашего общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигает на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда ещё возможно предпринять своевременные корригирующие меры.
Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы влияния семьи на проявление детской агрессивности в дошкольном возрасте…………………..
1.1.Основные теории и подходы к исследованию агрессивности в отечественной и зарубежной литературе……………………………………..
1.2.Характеристика особенностей проявления детской агрессивности……………………………………………………………………..
1.3. Влияние семьи на развитие детской агрессивности……………….
Выводы по первой главе
Глава 2.Особенности влияния семьи на проявление агрессивности в дошкольном возрасте…………………………………………………………
2.1. Уровни агрессивности детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………
2.2. Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с проявлениями агрессивности …………………….
2.3. Результаты уровня агрессивности у детей дошкольного возраста на контрольном этапе ………………………………………
Выводы по второй главе…………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………….
Приложение……………………………………
7.Тест «Стратегии семейного воспитания» для родителей.
Родителям было предложено
Авторитетный стиль (в терминологии других авторов — «демократический», «сотрудничество»).
Авторитарный стиль (в
Либеральный стиль (в терминологии других авторов — «попустительский», «снисходительный», «гипоопека»).
Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются первостепенными.
На
основании полученных данных мы сделали
вывод о том, какой стиль воспитания
преобладает в исследуемых
По тесту «Стратегии семейного воспитания» нами были получены следующие результаты:
Демократический стиль-4взрослых;
авторитарный стиль- 6 взрослых;
либеральный стиль-10 взрослых;
индифферентный стиль-4 взрослых.
Полученные результаты по тесту «Стратегии семейного воспитания» предоставлены в таблице 8. (Приложение 13).
Теперь соотнесём в виде таблицы 9 уровень агрессивности детей со стилем воспитания (Приложение 13).
Из таблицы наглядно видно, что у детей повышенного уровня агрессивности доминирует авторитарный стиль, у детей высокого уровня индифферентный, у детей среднего уровня агрессивности на первое место выходит либеральный стиль, второе место занял авторитарный, и третье место разделили демократический и индифферентный, у низкого уровня агрессивности твёрдо закрепился демократический стиль.
Качественный анализ показал, что: из 14 детей у пятерых выявлен высокий и повышенный уровень агрессивности. Данным детям присуще такое поведение: враждебность, гнев; рисунки и рассказывание историй с элементами насилия; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся.
В семьях главенствует преимущественно авторитарный и индифферентный стили. Дистанция между родителями и детьми огромна, родители мало интересуются развитием детей, детям не хватает тепла и ласки, отношение у родителей к проявлению детской агрессивности безразличное или снисходительное, в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения родители предпочитают силовые методы, особенно физические наказания.
Средний
уровень агрессивности - у пятерых
детей, они отличаются тем, что негативно
относятся к замечаниям, не соблюдают
дисциплины, не послушны. В семьях
приветствуется либеральный стиль.
Родители ценят и любят детей,
но не склонны к запретам и ограничениям.
Дети, воспринимая недостаток руководства
со стороны родителей как
Низкий уровень агрессивности – у четырёх детей, малозаметный характер негативных эмоциональных состояний. В основном это ответ более агрессивным детям. В семьях преобладает демократический стиль.
Результаты теста, проведенного с родителями, свидетельствует о том, что процесс формирования личности агрессивных детей протекал под влиянием целого ряда неблагоприятных факторов развития.
Из 14 детей в особом внимании нуждаются 5 детей, у которых выявлен высокий и повышенный уровень агрессивности. Это следующие дети:
- Тигран Т. (повышенный уровень агрессивности)
-
Саша К. (повышенный уровень
- Никита В. (высокий уровень агрессивности)
- Сергей Ш. (высокий уровень агрессивности)
- Ульяна С. (высокий уровень агрессивности)
И так мы выявили уровень агрессивности у детей старшего дошкольного возраста. Мы выяснили, что причинами агрессивного поведения детей являются в большей степени ситуация в семье ребенка. Это подтверждает анкетирование родителей на предмет, какой стиль воспитания преобладает в семье и рисунки детей по методикам «Моя семья» и «Семья, которую хочу».
Проведенный количественный и качественный анализ нашего исследования позволяет нам сделать следующие выводы:
Семейное воспитание в дошкольном возрасте создаёт ряд предпосылок для появления, развития и закрепления агрессивного поведения, что обуславливает реальную необходимость диагностики и коррекции.
Таким образом, обозначилась насущная необходимость обучения детей с агрессивным поведением открытому проявлению своих чувств, переживаний, показывая, им способы как общения детей друг с другом, и окружающими так и способы выхода из разных негативных эмоциональных состояний. А также наметились рекомендации для родителей.
2.2 Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с проявлениями агрессивности
Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Агрессивных детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Поэтому, если агрессор сможет посочувствовать жертве, его агрессия в следующий раз будет слабее. Именно с этой целью в работе с агрессивным ребёнком используются упражнения по формированию чувства эмпатии.
Поэтому нами была предложена программа для развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста способствующей снижению уровня агрессивности.
В основу данной программы было положено пособие для практических работников дошкольных учреждений «Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры», М., 1999, автор – Минаева В.М. [23,с15]. (Приложение 14).
Программа включает:
1 блок - система игровых занятий с детьми.
2 блок - система тематических занятий с детьми.
3 блок - рекомендации для родителей, профилактика агрессивного поведения.
Цель программы: развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста, навыков конструктивных взаимоотношений с окружающими людьми.
Задачи программы:
- обучение агрессивных детей умением владеть собой;
- обучение дошкольников приемлемым способам выражения гнева;
- отработка навыков общения в конфликтных ситуациях;
- формирование таких качеств как эмпатия и доверие;
Приведенные
ниже занятия рекомендуется
Цель данных занятий:
- знакомить детей с разными эмоциями; радостью, любовью, злостью;
- учить детей различать эмоции по схематическим изображениям (пиктограммам);
- учить понимать свои чувства и чувства других людей, уметь говорить об этом;
-
учить детей активно
-
формировать заинтересованное
-
формировать умение
- развивать эмпатию.
1.Система игровых занятий.
Занятие 1. Радость. Упражнения: прослушивание пьесы Чайковского П.И.; выражение радости в танце.
Занятие 2. Горе (Прослушивание двух музыкальных пьес "Тревожная минута" и "Раздумье").
Занятие 3. Любовь. Упражнения: рисование.
Занятие 4. Злость. Упражнения: рисование, физические упражнения на расслабление.
2. Система тематических занятий с детьми.
1.Выражение чувств радости – горя. Чтение отрывка произведения К. И. Чуковского «Федорино горе».
2. Выражение чувства злости. Чтение отрывка из произведения Корнея Ивановича Чуковского «Мойдодыр».
В начале занятий наблюдалась у некоторых детей несобранность, некоторые вели себя враждебно по отношению друг к другу, прослеживалась неуверенность в себе, замкнутость.
Саша К.- (повышенный уровень агрессивности) часто в группе, если ему что-то не нравилось, старался от всех отвернуться и играть самостоятельно, если ему начинали делать замечание, он очень злился. Но в то же время он как-то хотел привлечь к себе внимание, если первым выполнил задание, непременно тут же хотел его показать (тянул руку).
Ульяна С.-(высокий уровень агрессивности) пыталась уйти от обсуждений, мало общалась со сверстниками, была погружена в себя, задумчива. В игре со сверстниками вела себя достаточно агрессивно, толкала детей, кричала, если ей что-то не нравилось.
Никита В., Сергей Ш.- (высокий уровень агрессивности) постоянно пытались привлечь к себе внимание через крики и громкие возгласы.
Дети со средним уровнем Коля П., Володя П., Кристина С., наблюдалась неуверенность в себе, неумение и боязнь высказывать своё мнение (тихий голос или совсем молчание).
Дети с низким уровнем агрессивности сразу включились, в работу не создавая, тем самым окружающим помех в реализации заданий.
Поэтому что бы сформировать благоприятный психологический климат группы мы провели мульттренинг «Дружба» для детей старшего дошкольного возраста. (Приложение 15).
Уже с третьего занятия наблюдалась общая собранность, интерес, самостоятельность.
3. Рекомендации для родителей. Профилактика агрессивного поведения.
Объединяющим семью фактором становится совместная деятельность всех ее членов, направленная на помощь ребенку: семейные праздники, участие в конкурсах, День Матери, День Семьи, посещение театров, музеев, спектаклей, библиотек, выставок и др.
Очень активным и склонным к агрессии детям следует создать условия, позволяющие им удовлетворить потребность в движении, а также заняться интересующим их делом. Например, можно предложить им занятия в спортивных секциях, участие в соревнованиях или в постановке спектаклей, организовывать для них разные игры, длительные прогулки или походы.
Научите ребенка говорить о своих переживаниях, называть вещи своими именами: «я разозлился», «я обиделся», «я расстроился». Когда вы рассержены, старайтесь сдерживать гнев, но выразите свои чувства громко и сердито: «Я поражен и обижен». Ни в коем случае не обзывайте ребенка глупым, тупым и т.д. — он будет так же вести себя с другими детьми.
Чем больше будет агрессии с вашей стороны, тем больше враждебности зародится в душе ребенка. Не имея возможности ответить своим непосредственным обидчикам — родителям, ребенок отыграется на кошке или побьет младшего.
Самое главное — научить ребенка разряжаться — избавляться от накопившегося раздражения, дать ему возможность использовать переполняющую его энергию «в мирных целях».
Детям необходимо предоставлять как можно больше возможностей разряжать накопившуюся энергию.