Агрессивность детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 13:35, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем, не только для педагогов и психологов, но и для нашего общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигает на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда ещё возможно предпринять своевременные корригирующие меры.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы влияния семьи на проявление детской агрессивности в дошкольном возрасте…………………..
1.1.Основные теории и подходы к исследованию агрессивности в отечественной и зарубежной литературе……………………………………..
1.2.Характеристика особенностей проявления детской агрессивности……………………………………………………………………..
1.3. Влияние семьи на развитие детской агрессивности……………….
Выводы по первой главе
Глава 2.Особенности влияния семьи на проявление агрессивности в дошкольном возрасте…………………………………………………………
2.1. Уровни агрессивности детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………
2.2. Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с проявлениями агрессивности …………………….
2.3. Результаты уровня агрессивности у детей дошкольного возраста на контрольном этапе ………………………………………
Выводы по второй главе…………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………….
Приложение……………………………………

Работа содержит 1 файл

агрессия.docx

— 129.84 Кб (Скачать)

     Под стилем семейного воспитания следует  понимать наиболее характерные способы  отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

     Существуют  3 стиля семейного воспитания:

    - демократический;  
    - авторитарный; 
    - попустический;

    При демократическом  стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Стиль “согласия”.  
    При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль “подавления”.

При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе.

     А. Болдуин выделил два стиля родительского воспитания — демократический и контролирующий[1,12]. Под стилем воспитания понимается не только определенная стратегия воспитания, а и включенность детей в обсуждение семейных проблем, и успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка.

     Контролирующий предполагает существенные ограничения поведения ребенка при отсутствии разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер, четкое понимание ребенком смысла ограничений. Требования родителей могут быть достаточно жесткими, но они предъявляются ребенку постоянно и последовательно и признаются ребенком как справедливые и обоснованные.

     Демократический опирается на потребности ребёнка в положительных эмоциях и притязании на признание, при доброжелательности и любви к ребёнку родители используют внушение и убеждение. Данный стиль воздействия наиболее эффективный для воспитания малыша.

     Отношения родителей к своему ребенку можно описать двумя парами важных признаков:

  • неприятие - расположение;
  • терпимость- сдерживание.

Степень выраженности этих признаков обуславливает характер воспитательного воздействия. Можно  выделить три типа негативных отношений  родителей к ребенку:

     Тип. А - отвержение (неприятие ребенка, демонстрация недоброжелательного отношения)

     Тип. Б - гиперсоциализация (сверхтребовательное отношение: чрезмерная критика, придирчивость, наказание за малейшую провинность)

     Тип. В - гиперопека (эгоцентрическое воспитание: сверхзаботливое отношение, при котором ребенок лишен возможности самостоятельно действовать.

     Первый  тип формирует у ребенка ощущение покинутости, незащищенности, неуверенности в себе. Ребенок не чувствует поддержки, “стены” за которую можно спрятаться. Кроме того, отвержение разрушает механизм идентификации (ребенок не принимает родительские убеждения). При холодных эмоциональных отношениях он не имеет позитивных поведенческих моделей реагирования. Это снижает способность саморегуляции ребенка. Г.Эберлейн определяет агрессивность как “отчаяние ребенка, который ищет признания и любви”[17,23].

     Второй  тип (гиперсоциализация), вроде бы предоставляет ребенку образец для развития и направлен на формирование сильной, волевой личности, но все, же приводит к негативным результатам - озлобленности, стремлению делать запретное “исподтишка” и прочее. Здесь критика со стороны родителей обычно не является конструктивной и потому не приводит к положительным результатам. Критика в адрес ребенка формирует у него чувство неполноценности, тревожности и ожидания новых неудач. Чаще всего ребенок, занимающий такое положение в семье, оказывается несостоятельным и не способным занять высокое положение в группе. И эта несостоятельность приводит к тому, что агрессивное поведение ребенка служит ему для самоутверждения в группе. Также, родители, предъявляя завышенные требования к ребенку, не учитывают его особенностей и возможностей. И отсюда, чрезмерная загруженность ребенка занятиями. Причем занятия, несоответствующие возрасту и интересам ребенка могут привести к возникновению невроза, провоцирующего агрессивное поведение.

     Третий  тип (гиперопека) также нарушает нормальное развитие личности. Она предоставляет ребенку возможность получения родительской ласки и любви, однако, чрезмерный уход приводит к инфантилизму, несамостоятельности, неспособности принимать решения и противостоять стрессам, снижает личностные способности к саморегуляции. Такие дети, считают психологи, чаще всего становятся жертвами агрессии. И, учитывая, что они неспособны постоять за себя, у них наблюдается косвенная агрессия, т.е. свои негативные эмоции они вымещают на других предметах (рвут книги, раскидывают игрушки, наказывают игрушки в игре и др.).

     Можно утверждать, что неправильное отношение  к ребенку в семье также  ведет к формированию агрессивных  тенденций в поведении ребенка.

       Дошкольник видит себя глазами  близких взрослых, его воспитывающих.  Если оценки и ожидания в  семье не соответствуют возрастным  и индивидуальным особенностям  ребенка, его представление о  себе кажутся искаженными. 

     М.Мид, изучая примитивные сообщества, сделала очень интересные наблюдения[22,56]. В тех сообществах, где ребенок имеет негативный опыт, как правило, формируются отрицательные черты личности. В частности, стиль взаимодействия с взрослыми сводится к следующему: мать рано отлучает ребенка от груди, надолго уходит работать, общение с матерью происходит редко. Дальнейшее воспитание остается достаточно суровым: в основном, используются частые наказания, враждебность детей по отношению друг к другу не вызывает у взрослых осуждения. В результате, формируются такие качества как тревожность, подозрительность, сильная агрессивность, эгоизм и жестокость.

      

    Ниже  приведена таблица (см. Таб. 4),  как стили воспитания в семье влияют на поведение ребёнка. 
 

    Таблица 4 Влияние воспитания на поведение ребёнка.

Типы родителей Особенности воспитания Характеристика  детей Особенности влияния  воспитания
Авторитетные  родители любят и понимают детей, предпочитая не

наказывать, а

объяснять, что

хорошо, а  что плохо,

не опасаясь, лишний раз похвалить. Они требуют  от детей осмысленного поведения  и

стараются помочь им,

чутко относясь к их

запросам.Вместе с тем такие родители

обычно проявляют

твердость, сталкиваясь с детскими капризами, а тем более с

немотивированными вспышками гнева.

инициативные, общительные, добрые      Дети  таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче дается усвоение социально  приемлемых и поощряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены  в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче удается наладить хорошие отношения со сверстниками.
Авторитарные  родители считают, что ребенку  не следует

предоставлять

слишком много

свободы и  прав, что он должен во всем

подчиняться их воле, авторитету. Жесткий контроль над

поведением  ребенка — основа их

воспитания, которое не идет дальше

суровых запретов,

выговоров и нередко — физических

наказаний.

раздражительные, склонные к конфликтам      с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности, и даже враждебности к окружающим. Они подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого — несчастны.
Снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится, не требуя от них ответственности и самоконтроля. Такие родители разрешают детям делать все, что им захочется, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение, в результате которых случаются неприятности. импульсивные, агрессивные  дети      При недоброжелательном отношении к  себе ребенок ищет любые признания, понимания. Не находя этого, он проявляет  агрессию. При чрезмерных требованиях, предъявляемых ребенку, он ищет возможность делать запретное «исподтишка», а при проявлении сверхзаботы осознает, что не может самоутвердиться. И при чрезмерно высоких требованиях, и при чрезмерной любви окружающих ребенка не покидает не только чувство тревожности, страха, но и чувство вины.

      

     Из  выше изложенного мы можем сделать  следующий вывод, что

 формирование  агрессивных тенденций у детей  происходит несколькими путями:

     Родители  поощряют агрессивность в своих  детях непосредственно, либо показывают пример (модель) соответствующего поведения  по отношению к другим и окружающей среде.

     Родители  наказывают детей за проявление агрессивности.

     Родители, которые очень редко подавляют  агрессивность у своих детей, воспитывают в ребенке чрезмерную агрессивность.

     Родители, которые не наказывают своих детей  за проявление агрессивности, вероятнее  всего, воспитывают в них чрезмерную агрессивность.

     Родителям, разумно подавляющие агрессивность у своих детей, как правило, удается воспитать умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение.

    Таким образом, отношения к ребенку отца и матери, от удовлетворения его психических потребностей во многом зависит возникновение и развитие определенного типа поведения человека в течение жизни.

     Глава 2.Особенности влияния семьи на проявление агрессивности в дошкольном возрасте

     2.1. Уровни  агрессивности детей старшего дошкольного возраста

     Наше  исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад «Колосок» р. п. Средняя Ахтуба. В исследовании участвовало 14 детей (8 мальчиков и 6 девочек) в возрасте 5-7 лет. Список испытуемых прилагается в (приложении 1) и 24взрослых(10мужчин 14женщин) в возрасте 27-39лет. Список испытуемых прилагается в (приложении 2).

     С целью изучения влияния семейного стиля на проявление агрессивности детей старшего дошкольного возраста нами была проведена работа в дошкольном образовательном учреждении, состоящая из трех этапов:

     1.   Констатирующий этап - выявление уровня агрессивности дошкольников;

     2. формирующий (организационно-практический) этап – разработка и реализация программы, содействующая снижению агрессивности детей старшего дошкольного возраста;

     3. контрольный (контрольно-оценочный этап) – повторная диагностика и подведение результатов исследования.

       Задачи исследования:

     1.Определить уровень агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.

     2.Определить какой стиль воспитания преобладает в семье дошкольника.

     3.Выявить, влияют ли стили воспитания на проявление агрессивности детей.

     4.Разработать и провести программу, направленную на коррекцию и профилактику агрессивности детей старшего дошкольного возраста.

     5. Cформулировать рекомендации для родителей с целью понижения агрессивности детей.

     6. Подвести итог результатов исследования.

 

     

Для решения  поставленных задач нами были использованы следующие методики:

     1.Проективная  методика «Несуществующее животное»  С.Л.Колосова. Цель - оценить уровень  агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста (Приложение 3).

     2. Графическая методика «Кактус»  М.П.Панфилова. 

Цель  -  определить уровень агрессивности (Приложение 4).

     3.Структурализированное  наблюдение, проводимое воспитателем (методика диагностики агрессивного  поведения детей, разработанная  Лаврентьевой Г.П.)

Цель - определить поведение ребенка в группе (Приложение 5).

     4. Анкета для родителей, разработанная Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. Цель - на основании ответов родителей выявить уровень агрессивности их ребенка (Приложение 6).

     5. Рисуночная методика «Моя семья» А. И. Захарова.

Цель  - выявить наиболее значимого для него члена семьи, определить внутрисемейные контакты. (Приложение 7).

     6. Модификация рисуночной методики «Моя семья». "Семья, которую хочу» Л. Кормана.

Цель - выявить какое место ребенок  занимает в семье (Приложение 8).

     7.Тест «Стратегии семейного воспитания» для родителей Л.А.Богатова, В.В.Герасимова, Л.А.Кудряшова, И.А.Радчук.

 Цель – определить, какой стиль воспитания преобладает в семье ребёнка (Приложение 9).

     Каждая  из обозначенных выше методик для детей дошкольного возраста имеет шкалу уровня агрессивности.

     Цель констатирующего этапа: выявление уровня агрессивности дошкольников.

Информация о работе Агрессивность детей