Агрессивность детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 13:35, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем, не только для педагогов и психологов, но и для нашего общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигает на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда ещё возможно предпринять своевременные корригирующие меры.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы влияния семьи на проявление детской агрессивности в дошкольном возрасте…………………..
1.1.Основные теории и подходы к исследованию агрессивности в отечественной и зарубежной литературе……………………………………..
1.2.Характеристика особенностей проявления детской агрессивности……………………………………………………………………..
1.3. Влияние семьи на развитие детской агрессивности……………….
Выводы по первой главе
Глава 2.Особенности влияния семьи на проявление агрессивности в дошкольном возрасте…………………………………………………………
2.1. Уровни агрессивности детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………
2.2. Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с проявлениями агрессивности …………………….
2.3. Результаты уровня агрессивности у детей дошкольного возраста на контрольном этапе ………………………………………
Выводы по второй главе…………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………….
Приложение……………………………………

Работа содержит 1 файл

агрессия.docx

— 129.84 Кб (Скачать)

     По  полученным данным мы провели количественный и качественный анализ.

         Нами  были получены следующие результаты:

     1.Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике «Несуществующее животное».

     Результаты  оценивания детских рисунков по методике «Несуществующее животное» показали, что:

     - повышенный уровень - 2 детей (0,8 балла);

     - высокий уровень - 2 детей (0,6 балла);

     - средний уровень - 6 детей (0,2 - 0,5 балла);

     - низкий уровень - 4 детей (0 - 0,2).

     Полученные  данные по методике «Несуществующее  животное» отражены графически (см. Рис.1).

     Рис1.Уровень агрессивности дошкольников в процентном соотношении по методике «Несуществующее животное».

     Интерпретация рисунков «Несуществующее животное».

     Рисункам  детей с повышенным Саша К., Тигран Т., и высоким Никита В., Сергей Ш., уровнем  агрессивности присуще: крупное изображение, сильное, уверенная  линия рисунка, наличие орудий нападения (зубы, когти, рога и т.д.), изображение  двоих животных - один нападает, другой убегает. Все эти элементы являются признаками враждебности, повышенной тревожности, спонтанному возникновению агрессии, эмоционально неустойчивому состоянию детей.

     У детей со средним уровнем агрессивности  наблюдались подавленность, нерешительность, тревожность.

     На  рисунках детей со слабым уровнем  агрессивности нет животных с  угрожающим выражением лица, хищников или нападающих животных, отсутствуют  символы прямой агрессии такие, как  зубы, клюв, когти и т.д. Эти рисунки  отличаются уверенными, стыкующимися линиями, округлыми формами, что  означает самоконтроль, дружелюбие, защитный характер агрессии.

     2.Определение  уровня агрессивности у детей  старшего дошкольного возраста  по методике «Кактус».

     При обработке результатов графической  методики «Кактус» М.А.Панфилова, учитывались  следующие показатели:

- характеристика  образа «кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный),

- характеристика  «иголок» (размер, расположение, количество),

- ответы  детей на дополнительные вопросы  и их дополнение.

     Анализ результатов методики показал что;

       у двоих детей Саша К., Тигран Т., преобладает повышенный уровень агрессивности, у троих: Никита В., Сергей Ш., Ульяна С.- высокий, в рисунках, которых преобладали иголки, символизирующие степень агрессивности. Кроме того, наблюдалось наличие в рисунке показателей тревожности и переживания страха, таких, как сильная штриховка, сильный нажим. У остальных эмоциональное состояние было среднее.

       Анализ результатов методики показал, что:

- повышенный уровень - 2 детей;

- высокий уровень - 3 детей;

- средний  уровень - 4 детей;

- низкий  уровень - 5 детей.

     Полученные  данные по методике «Кактус» отражены графически (см. Рис.2).

      

     Рис2.Уровень агрессивности дошкольников в процентном соотношении по методике «Кактус».

     3. Оценка уровня агрессивности  детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П.(структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем).

     Полученные  результаты предоставлены в таблице 5(Приложение 10).

     Анализ  результатов методики (структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем) показал что:

- повышенный уровень - 2 детей (14-15 балла);

- высокий  уровень - 2 детей (11 балла);

- средний уровень - 6 детей (6-9 балла);

- низкий  уровень - 4 детей (2-4балла).

     Полученные  данные по методике (структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем) отражены графически (см. Рис.3).

     Рис3.Уровень агрессивности дошкольников в процентном соотношении по методике (структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем). 

     4.Анкета для родителей, разработанная Лаврентьевой Г.П. ТитаренкоТ.М.

     Нами  были получены следующие результаты:

1.  Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. показала следующие результаты:

- повышенный уровень - 2 детей;

- высокий уровень - 6 детей;

- средний  уровень - 4 детей;

- низкий  уровень - 2 детей.

     Полученные  результаты предоставлены в таблице 6. (Приложение 11).

     Полученные  данные по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. отражены графически (см. Рис.4).

     Рис4.Уровень агрессивности дошкольников в процентном соотношении по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.

       Эмпирически на основании результатов проведенных психологических методик нами были выделены четыре уровня агрессивности:

       Повышенный уровень агрессивности – дети игнорируют нормы и правила поведения (как в игре, так и вне игры), ведут себя очень шумно, демонстративно обижаются, кричат, в качестве средства самоутверждения и самовыражения используют агрессивные действия.

      Высокий уровень агрессивности – дети хорошо знают и на словах принимают  нормы и правила поведения, но постоянно нарушают их. Нарушая правила, они оправдывают себя и обвиняют своих товарищей, стремясь избежать негативной оценки взрослого.

      Средний уровень агрессивности – дети, чаще всего используют агрессию как  средство привлечения внимания сверстников. Они, как правило, чрезвычайно ярко выражают свои эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи). Такие  дети активно  стремятся к контактам со сверстниками; получив внимание партнеров, они  успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия.

      Низкий  уровень агрессивности – дети используют косвенную агрессию в  ситуации привлечения внимания. Их поведение носит маловыраженный характер агрессивности.

     Сравнив полученные результаты всех четырёх  методик: Проективная методика «Несуществующее  животное», графическая методика «Кактус», структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем, анкета для родителей, можно сделать вывод о том, что:

- повышенный  уровень - 2 детей;

- высокий  уровень - 3 детей;

- средний  уровень - 5 детей;

- низкий  уровень - 4 детей.

Полученные  результаты предоставлены в таблице 7 (Приложение 12).

     Полученные  данные по 4 методикам отражены графически (см. Рис.5).  

     Рисунок 5.Уровень агрессивности дошкольников по 4 методикам в процентном соотношении

     Выяснив, уровень агрессивности в группе дошкольников, перейдём к изучению отношений родителей с детьми, с помощью рисуночных методик для детей и анкетирования их родителей, на определение, какой стиль семейного воспитания преобладает в семье.

     4.Рисуночная  методика «Моя семья». В нашем исследовании она оказалось не ведущей, но имела большое значение в выяснении семейных отношений ребенка. Эта методика позволяет прояснить отношение ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.

     Однако  чтобы еще глубже заглянуть ребенку  в душу, мы воспользуемся модификацией методики «Моя семья» в методику "Семья, которую хочу".

       Для этого, после того как   дети закончили рисовать свою  семью, мы перевернули лист  бумаги на другую сторону и  дали им новое задание: пусть  нарисуют теми же карандашами  еще одну семью, но не семью  - близнец, а ту, которую бы они  хотели иметь, иначе говоря - "Семью,  которую хочу".

     Интерпретация рисунков методики «Моя семья».

     Диагностика выявила агрессивность детей, связанную  с семейными факторами у Тиграна Т. (повышенный  уровень агрессивности), Сергея Ш.(высокий уровень агрессивности), Ульяны С.(повышенный уровень агрессивности). Дефицит внимания по отношению к ребёнку, а так же агрессия родителей по отношению друг к другу. Дети в методике "рисунок семьи" нарисовали как бы два сюжета, это выяснилось после беседы с ними об их рисунках. С одной стороны, они как бы отдельно от своей семьи играют с машинками, куклами, загородившись от родителей которые о чём-то говорят. На вопрос о чём они говорят, дети отвечали, что папа громко кричит.  

     Рисунок Никиты В.(высокий уровень агрессивности) отображал его превосходство  над членами семьи, в сюжете он нарисовал себя большим, а родителей маленькими. Он хочет, что бы и в семье и окружающие делали, только так как он хочет, а не выполнение приводит к  агрессии вплоть до истерик.

     В рисунке Саши К.(повышенный  уровень  агрессивности) шёл дождь, и он стоял  у двери дома, где висел замок, из беседы выяснилось, что его игнорируют и часто наказывают ремнём. Саша в группе вымещает агрессию на сверстников,  крича, и обижая, и всегда первым, провоцирует, конфликты.

     У  детей со средним уровнем агрессивности  Кристина С., Володя П.,

Юра Б. ,Коля П., Лёша Б., наблюдается нарушение эмоциональных контактов. Небрежное изображение всех членов семьи, разделение их перегородками, изображение людей со спины или отвернутыми друг от друга.

     У детей  с низким уровнем агрессивности  Марина Т., Лена М., Оля В.,

 Яна  Т., нарисованный состав семьи  соответствует реальной картине  в семье и не прослеживается  ярко-выраженных конфликтов.

     5.Модификация  рисуночной методики «Моя семья». "Семья, которую хочу". Своим заданием нам удалось невольно нажать на рычаги фантазии детей, снять тормоза, поднять завесу их тайн, увидев то, что скрыто даже для детей. И если первый из рисунков - это чаще всего что-то наподобие замка, открыть который не всегда возможно из-за шифра, то второй рисунок - ключ к замку, код к шифру. Второй рисунок - это позитив после работы ретушера с негативом первого рисунка. Второй рисунок - это "вход" в желаемое, "вход" в "Прекрасное Далеко", которое дети не прочь иметь уже сейчас.

     Интерпретация рисунков методики «Семья, которую хочу».

     Саша  К. Главную роль играет папа. Желание компенсировать недостаточность эмоциональных связей.

     Никита  В. Важность собственной личности, подчеркивание  собственного статуса. Родители - наиболее близкие люди.

     Кристина  С. Подчеркивание собственной личности. Мама - наиболее близкий персонаж. Принятие реально существующей ситуации, к  которой ребенок более или  менее адаптировался.

     Ульяна С. Папу наделяет статусом главы семьи, но более близка к маме. Недостаток контактов между членами семьи.

     Дети  с завышенным и высоким уровнем  агрессивности в рисунках исключали яркие цвета, но, так же как и остальные дети рисовали семью по типу  дружной. Отверженный ребенок  Тигран Т. мечтает праздником объединить семью, в которой он сам был бы словно праздник.

     Дети  со средним уровнем агрессивности  Кристина С., Володя П.,

     Юра Б., Коля П., Лёша Б. Недостаток контактов между членами семьи, потребность в общении, в эмоциональных связях. Мама – наиболее

значимый персонаж. Вероятно, дети испытывают чувство одиночества и изолированности. Они рисовали семью,  пропитанную солнцем, чтоб были мы всегда лишь только вместе, чтоб каждый был за всех, а все - за одного! Распахнутые настежь для других ворота.

Информация о работе Агрессивность детей