Материалы:
картон, детский конструктор, кукольный
театр, либо обычные игрушки (мишки, солдатики,
куклы, машинки и т.д.)
Процедура:
Проводится на примере сказок, либо
вместе с ребёнком придумываются различные
истории, где ребёнок придумывает персонажей
и наделяет их определёнными качествами
и поведением. Затем истории проигрываются,
их можно записывать на камеру, а потом
вместе с ребёнком просматривать и выделять
персонажей, на сколько их задуманный
образ получилось передать, какие качества
этот образ подчёркивали, каким героем
ему больше нравилось бать и почему. Если
отрицательным, то побеседовать о том,
что же не хватает положительному герою,
чтобы быть лучшим, и как ему этого достичь.
Придумать сказку, где положительный персонаж
постепенно наделяется теми качествами,
что нравятся ребёнку в отрицательном
герое, и что из этого в итоге получается.
Постараться
переместить героев к концу 3 – 4
занятию в реальную жизнь.
Методика
«Театр из пластилина».
Цель: выход агрессии,
спроецированный на
кукол из пластилина.
Материалы:
коробка с пластилином, палочки,
веточки, а так же маленькие игрушки
и конструктор.
Процедура:
первый этап может быть осуществлён
по принципу методики «мои эмоции», но
с добавлением агрессивной окраски. Например:
игра крепость. Ребёнок строит один лагерь
из пластилина, а другой из конструктора,
одной из сторон объявляется война. Разыгрывается
нападение, дальнейший ход придумывает
ребёнок, будет ли кто - то победителем
или он всё разрушит, консультант остаётся
здесь зрителем и лишь поддерживает динамику
процесса высвобождения агрессии.
В
момент, когда консультант почувствует,
что агрессивные импульсы стали
постепенно угасать в игре, ему
следует постараться постепенно,
посредством новых историй научить ребёнка
понимать и контролировать свои порывы.
А так же объяснить, чем они будут мешать
в жизни «главного героя», и постараться
обратить внимания ребёнка на то, что негативные
чувства других в большинстве случаев
можно обратить в добрые.
Количество
встреч и работы по данной методике
в целом определяет сам консультант,
но для достижения наилучшего терапевтического
эффекта должно быть проведено не меньше
10 занятий.
Игра
- «Ящик с «обидками».
Эту
игру можно предложить и девочкам
и ребятам.
Цель:
посредством активных действий выплеснуть
свои негативные переживания.
Материалы:
картонный ящик и газета.
Ребёнок
комкает куски газеты в шары и
кидает их в стену. Они падают, оставаясь
на полу, а он продолжает комкать
всё новые куски газеты и кидать
в стену до тех пор, пока не устанет. Если
ребёнка обидели, то ему можно посоветовать
сопровождать каждый бросок словами, адресованными
обидчику.
Когда
ребёнок устанет и немного
успокоится, можно вместе с ним
собрать бумажные комки и сложить их до
следующего раза, объясняя ему, что он
всегда может ими воспользоваться наедине
в своей комнате, когда снова почувствует
сильное напряжение и желание злиться.
Методика
«Традиция».
Цель:
научить отражать чувства как
позитивные, так и негативные. Их
принятие в семье всеми её членами.
В
коридоре квартиры предлагается повесить
специальную доску, на которой можно
писать фломастерами или кусок ватмана.
И в течение дня выражать в небольшом рисунке
своё настроение, пожелания для других,
выражение чувств, адресованное кому -
либо и т.д.
Такую
«традицию» можно ввести и в школе,
когда дети утром приходят в класс.
Как правило, в классе много ребят, что
бы не было путаницы, каждый должен
писать имя или выбрать какой - либо значок,
оставляя его возле рисунка.
Выводы:
В
данной части исследования, нами были
изучены новые методы и средства диагностики
детской агрессивности, а также особенностей
развития самооценки. Кроме того, на практике
были апробированы коррекционно-развивающие
занятия с детьми младшего школьного возраста.
В
рамках эмпирического исследования по
методике «Несуществующее животное» и
наблюдениям за поведением детей в условиях
специальной игры были выявлены испытуемые,
имеющие высокий уровень агрессивности.
Группа была поделена на экспериментальную
и контрольную. С первой подгруппой проводились
специальные коррекционные упражнения,
по результатам которых наблюдалось снижение
агрессивного поведения. Очень
куцые выводы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По
итогам проведенной исследовательской
работы можно говорить о выполнении
всех ранее заявленных задачах.
- Нами были
рассмотрены основные подходы к определению
понятия агрессия и проблеме ее исследования.
Изучены основные точки зрения относительно
причин возникновения агрессии, ее природы
и факторов. Подробно описана структура
агрессивных проявлений и типы агрессивных
проявлений. Кроме того, нами рассмотрены
психологические особенности развития
личности младшего школьника: основные
новообразования, социальная ситуация
развития ребенка младшего школьного
возраста и ее влияние на развитие познавательных
процессов, эмоционально-волевой регуляции.
Проанализирована специфика проявления
агрессивного поведения в младшем школьном
возрасте, возрастные особенности проявления
детской агрессивности, причины ее появления.
Кроме того, нами рассмотрены факторы,
влияющие на развитие детской агрессивности,
среди которых выделяют, ошибки воспитания
и поведения ближайших взрослых в ситуации
проявления детской агрессии.
- Подобран
и описан диагностический инструментарий,
на практике апробированы методики, рассмотрены
возможности и ограничения проведения
проективных методик в младшем школьном
возрасте.
- Получены
и обработаны результаты диагностики,
которые были соотнесены с целью и гипотезой
исследования. Изучены условия развития
агрессивного поведения, факторы, вызывающие
детскую агрессию, а также методы и способы
коррекции эмоционального состояния младшего
школьника.
Так
заключение не пишется. Оно должно быть
развернутым, на 3-4 листа, и содержать
полную картину того, что сделано.
Члены комиссии обязательно читают
заключение. Оно очень важно!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Абрамова
Г.С. Практикум по психологическому
консультированию. – Екатеринбург: Деловая
книга, 1995
- Адлер А. Практика
и теория индивидуальной психологии. М.,
1995.
- Амонашвили
Ш.А. «Возможность обучения без отметок
в начальных классах». «Экспериментальные
исследования по проблемам перестройки
начального обучения». Тбилиси, 1969.
- Ананьев Б.Г.
«Развитие детей в процессе начального
обучения и воспитания» // Проблемы обучения
и воспитания в начальной школе. М., УЧПЕДГИЗ,
1960.
- Бандура А.
Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение
влияния воспитания и семейных отношений.
- М., 1999.
- Берковиц
Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль.
- М., 2001.
- Бережкова
Е.И. Влияние экспозиции социальной агрессии
на агрессивность младшего школьника:
Дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2003. - 149
c.
- Блонский
П.П. «Школьная успеваемость» // Избранные
педагогические произведения. АПН РСФСР,
1961.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия - СПб.:
Питер, 1997. - 336 с.
- Божович Л.И.
«Личность и ее формирование в детском
возрасте». М., Просвещение, 2009.
- Бэрон Р.,
Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Речь, 2000.
– С. 164-173.
- Вельдер
Р. К вопросу о феномене подсознательной
агрессивности // Общественные науки и
современность. 1993. - 3.
- Волкова
Е.В. Скажем "нет" агрессии! // Психологическая
газета. - 2003. - № 5. - С. 17-21.
- Волкова
Е. М. Трудные дети или трудные родители?
М. 1992.
- Выготский
Л.С. «Педагогическая психология» М., Педагогика,
1991.
- Гуревич
К.М. Психологическая диагностика: Проблемы
и исследования. - М., 1981.
- Дубровина
И.В. и др. Психология: Учебник для студ.
сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина,
Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной.
- М.: Издательский центр «Академия», 1999.
- 464 с
- Дроздов
А.Ю. Агрессивное поведение молодежи в
контексте социальной ситуации // СоцИс.
- 2003. - № 4. - С.31-34.
- Ениколопов
С.Н. Понятие агрессии в современной психологии
// Прикладная психология. - 2001. - № 1. - С.
60-71.
- Ефимкина
Р.П. Детская психология: методические
указания. – М: Новосибирск: Научно-учебный
центр психологии НГУ, 1995
- Завражец
С.А. Агрессивные фантазии в детском и
подростковом возрасте // Вопросы психологии.
- 1993. - №5, C. 8 – 16.
- Запорожец
А.В. Особенности агрессивного поведения.
- М., 1991.
- Завражин
С.А. Агрессивные фантазии в детском и
подростковом возрасте // Вопросы психологии.
- 1993. - №5. - С.43.
- Захарова
А.В. «Формирование самооценки в учебной
деятельности» // Психологические проблемы
в учебной деятельности школьника. М, 1977.
- Захарова
А.В., Андрушенко Т.Ю. «Исследования самооценки
младшего школьника в учебной деятельности»
- Вопросы психологии, 1980, №4.
- Кулагина
И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология:
Полный жизненный цикл развития человека:
Учеб. пособие для вузов. - М., 2001.
- Кудрявцев
И.А. Деятельностный подход при экспертном
анализе агрессивно-насильственных правонарушений
// Психологический журнал. - 1997. - Т.18, №
3. - С.45.
- Кэмбелл
Р. Как справляться с гневом ребенка. СПб.,
1997.
- Левитов
Н.Д. Психология характера. Изд. 3-е. - М.:
Просвещение, 1969, с. 117 - 179.
- Лешли Д.
Работать с маленькими детьми, поощрять
их развитие и решать проблемы. М., 1991.
- Лоренц К.
Агрессия (так называемое зло). - М., 1994.
- Лютова Е.К.,
Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия
с детьми. СПб.: ООО Издательство Речь,
2001.
- Немов Р.С.
Психология. Учеб.ддя студентов высш. пед.
учеб, заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология
образования. - 2-е изд. М.Просвещение: ВЛАДОС,
1995.
- Мельникова
М. Граница тела и агрессивность: исследование
детей 6-7 лет. - Ижевск: Удмуртский ун-т,
2003. - 126 с.
- Обозова
А.О. О семейной консультации // вопросы
психологии. 1984
- Осницкая
А.К. Психологический анализ агрессивных
проявлений учащихся // Вопросы психологии.
- 1994. - №3. - С.61.
- Петровский
А.В. Возрастная и педагогическая психология.
- М., 1979.
- Психология
человеческой агрессивности: Хрестоматия
/ Сост. К.В. Сельченок. - Минск: Харвест,
1999. - 656 с.
- Психологический
словарь/ Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Сещерякова.
М., 1997.
- Рахматшаева
В. Агрессивны - потому что несчастны //
Семья и школа. - 1991. - №10. - С.20-22.
- Реан А.А.
Агрессия и агрессивность личности. - СПб.,
1999.
- Реан А.А.
Изучение агрессивности личности // Реан
А.А. Психология изучения личности. - СПб.,
1999. - С. 216-251.
- Реан А.А.
Социализация агрессии // Реан А.А, Коломинский
Я.Л. Социальная педагогическая психология.
- СПб., 1999. - С. 36-43.
- Рогов Е.И.
Настольная книга практического психолога
в образовании. – М., 1996
- Румянцева
Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии.
1992. - 5/6.
- Румянцева
Т.Т. Понятие об агрессивности в современной
и зарубежной психологии // Вопросы психологии.
- 1991. - №1. - С.81.
- Смирнова
Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности
и варианты детской агрессивности // Вопросы
психологии. 2002. - 1.
- Спок Б. Разговор
с матерью.- Екатеринбург: Литур, 2001. - 256
с.
- Талызина
Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб.
пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.
– М.: Издательский центр «Академия», 1998.
– 288 с.
- Фонаги П.,
Моран Дж.С., Таргет М. Агрессия и психологическая
самость // Журнал практической психологии
и психоанализа. - 2004. - №2.
- Формы и методы
профилактики детской и подростковой
агрессии. Научно-методические рекомендации
/ Под ред. Н.М. Платоновой. - СПб., 2003. - 320
с.
- Фрейд З.
Психология бессознательного. М., 1989.
- Фромм Э.
Детская агрессивность. Минск, 1996.
- Фурманов
И.А. Детская агрессивность: психодиагностика
и коррекция. - Минск, 1996.
- Чижова С.Ю.,
Калинина О.В. Детская агрессивность. -
Ярославль: Академия развития, 2001.
- Хекхаузен
Х. Агрессия.// Мотивация и деятельность.
- М., 1986, т. 1, с. 365-405.
- Хухлаева
О.В. Коррекция нарушений психологического
здоровья дошкольников и младших школьников:
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений. - М.: Издательский центр Академия,
2003.
- Шляхтина
О.И. Взаимосвязь агрессивности с личностными
особенностями и социальным статусом
// Ананьевские чтения-97: Тезисы научно-практической
конференции. - СПб., 1997.
- Эльконин
Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение
1.
Наблюдение
за ребёнком в ходе игры |
Вступление
в игру |
Протекание
игры |
Выход
из игры |
1.Выражение
лица и поведение
(вербальная агрессия) |
|
|
|
- Суетливость
|
|
|
|
- Растерянность
|
|
|
|
- Беспокойство
|
|
|
|
- Радость
|
|
|
|
- Спокойствие
|
|
|
|
- Смущение
|
|
|
|
- Удивление
|
|
|
|
- Безразличие
|
|
|
|
- Злоба
|
|
|
|
- Отчаяние
|
|
|
|
- Огорчение
|
|
|
|
- Отказ
|
|
|
|
- Нарушение
правил
|
|
|
|
- Другие
реакции
|
|
|
|
2.Речь
(вербальная агрессия) |
|
|
|
- Командный
тон
|
|
|
|
- Угрожающий
крик
|
|
|
|
- Плач
|
|
|
|
- Обзывается
|
|
|
|
- Ругается
|
|
|
|
- Просьба
|
|
|
|
- Радостный
возглас
|
|
|
|
- Другие
реакции
|
|
|
|
3.Агрессивные
реакции (физическая
агрессия) |
|
|
|
- Толкается
|
|
|
|
- Дерётся
|
|
|
|
- Забирает
кеглю
|
|
|
|
- Сталкивает
со стула
|
|
|
|
- Другие
реакции
|
|
|
|
4.Косвенная
агрессия |
|
|
|
- Топает
ногами
|
|
|
|
- Кидает
игрушку
|
|
|
|
- Начинает
плакать
|
|
|
|
- Другие
реакции
|
|
|
|
Приложение 2.
Результаты
исследования по методике
«Три оценки»
Код |
Оценка
учители |
Выбор
оценки учеником |
Уровень
самооценки |
Экспериментальная
подгруппа |
|
4 |
3 |
Заниженная
|
|
4 |
5 |
Завышенная
|
|
5 |
4 |
Заниженная
|
|
3 |
4 |
Завышенная
|
|
4 |
5 |
Завышенная
|
|
4 |
5 |
Завышенная
|
|
4 |
5 |
Завышенная
|
|
4 |
5 |
Завышенная
|
|
4 |
5 |
Завышенная
|
|
5 |
5 |
Адекватная
|
|
|
4 |
5 |
Завышенная
|
|
5 |
4 |
Заниженная
|
|
4 |
5 |
Завышенная
|
|
4 |
4 |
Адекватная
|
|
4 |
4 |
Адекватная |
|
4 |
3 |
Заниженная
|
|
4 |
5 |
Завышенная
|
|
5 |
4 |
Заниженная
|
|
5 |
4 |
Заниженная
|
|
5 |
4 |
Заниженная
|
|
3 |
5 |
Завышенная
|