Агрессивное поведение в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 20:49, дипломная работа

Описание работы

Задачи исследования:
Изучить агрессивное поведение как социально-психологический феномен.
В рамках теоретического анализа исследовать специфику детской агрессии с учетом особенностей и закономерностей развития в младшем школьном возрасте. Точнее.
Изучить лучше провести теоретический анализ коррекцию как вид психологической помощи.
На основе полученных данных разработать программу коррекции агрессии у детей младшего школьного возраста.
Применитьапробировать разработанную программу коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста. Оценить эффективность применения методик программы.

Работа содержит 1 файл

1. Агрессивное поведение в младшем школьнов возрасте.doc

— 502.50 Кб (Скачать)

     Что касается родителей, то очень часто  требования вести себя тихо, не шуметь и не прыгать, отражает не заботу о  ребенке, а только их собственные проблемы: усталость, повышенную нервозность и тревогу, которые усиливаются под действием детского гама и суматохи. Пуританское воспитание приводит к тому, что дети перестают (вернее, не научаются) проводить необходимую грань между допустимым проявлением агрессии и непозволительным - у них не хватает практики.

     В качестве условий формирования детской  агрессивности, многие авторы выделяют воспитания агрессивности: чрезмерно предупредительные родители. Постоянно добиваясь нужного результата с помощью агрессии, ребенок вырабатывает стереотип агрессивного поведения. При малейшем промедлении в выполнении его желаний он начинает кричать, топать ногами и проявлять другие формы вербальной, экспрессивной и, вполне вероятно, физической агрессии. Подобное развитие событий особенно вероятно при соответствующей врожденной физиологической базе (холерический темперамент) или социальном научении (агрессивный отец). Такое поведение сначала формируется дома, затем оно переносится в общественную среду - детский сад, двор, дачу и пр. По мере взросления стереотип агрессивного поведения у такого ребенка перерастает в свойство личности, и это приносит немало хлопот и самому человеку, и всем окружающим. В характере уже выросшего существа обязательно будут отчетливо видны эгоцентризм, истероидные и возбудимые черты.

     Второй  вариант воспитания агрессивности: родители эмоционально отвергают ребенка, относятся к нему пренебрежительно или негативно (на мальчиков особенно влияет отсутствие внимания матери). Это рождает страх, влекущий за собой агрессию. Многочисленные истории болезней показывают, что большинство агрессивных детей в очень раннем возрасте были по разным причинам надолго оторваны от матерей. Появление агрессивности в этих случаях объясняется тем, что она приносит ребенку возможность какой-то эмоциональной разрядки и заставляет мать и/или других близких обратить на него внимание. Альтернативный вариант развития при отвержении матерью или при оторванности от нее - замкнутый, очень тревожный, безынициативный ребенок, готовый подчиняться всем и каждому.41

     Однако  это крайние варианты, встречающиеся  относительно нечасто: большая часть  агрессивности детей развивается  где-то между этими двумя противоположностями, приводящими к одинаковому исходу.

     Попав в ситуацию, когда его потребности не удовлетворены, ребенок (как и взрослый) реагирует на нее отрицательными эмоциями - в зависимости от темперамента и психологических особенностей это могут быть ярость, гнев, страх и тревога. Для того чтобы восстановить психологический комфорт, у него (опять же, как и у взрослого) есть только два пути:

  • совладать с событиями и изменить ситуацию в нужном ему направлении;
  • восстановить свое эмоциональное равновесие, несмотря на неблагоприятную ситуацию (в основном - с помощью механизмов психологической защиты: вытеснения, подавления, отрицания и пр.). В этом случае отрицательные эмоции канализируются в личное бессознательное, где и накапливаются до поры.42

     Между тем, управляемые механизмы психологической  защиты еще не сформированы, поэтому  обычно он стремится изменить ситуацию, и нередко - с помощью агрессии. Но рано или поздно проявление агрессивности перестает вызывать умилительные улыбки родителей и все чаще приводит к неодобрению, а то и наказанию, и это рождает у ребенка чувство тревоги и страха. У него вырабатывается комплекс вины, который затем будет частично превращаться в чувство совести и обрастать моральными нормами, способствуя его социализации и адаптации в окружающей среде.

     Для того чтобы вызывать одобрение родителей, ребенок учится контролировать свою агрессию, причем на первых порах это достигается внешним контролем, диктуемым реакциями окружающих и его страхом. Тревога обычно двоякая: это и страх наказания, и боязнь обидеть, вызвать раздражение родителей и лишиться из-за этого их поддержки. При нормальном развитии система социальных норм и запретов постепенно интериоризируется ( становится частью психики человека, по 3. Фрейду - это формирование Супер-Эго), и контроль становится внутренним. Тогда большая часть поведения, в том числе и проявления агрессивности, регулируется уже совестью и/или чувством вины, в разных пропорциях у разных личностей.43

     Развитие  внутреннего контроля у младших школьников идет с помощью процесса идентификации - стремления поступать как значимый человек. В раннем возрасте это имитация родительского поведения - ведь именно подражая поведению родителей, мы добиваемся одобрения своего поведения. А “исправляя ошибки” после родительского осуждения мы получаем, опять же, вожделенное родительское одобрение. Правда, здесь есть одна сложность. Дети в разговорах, играх и пр. стараются копировать поведение взрослых, считая его образцовым, но вот самим родителям в собственном поведении нравится далеко не все.44

     В качестве вариантов проявления детской  агрессивности, И. А. Фурманов, выделяет четыре категории детей:

     1. Дети, склонные к проявлению физической  агрессии

     Это активные, деятельные и целеустремленные ребята, отличающиеся решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью и авантюризмом. Их экстравертированность (общительность, раскованность, уверенность в себе) сочетается с честолюбием и стремлением к общественному признанию. Обычно это подкрепляется хорошими лидерскими качествами, умением сплотить сверстников, правильно распределить между ними групповые роли, увлечь за собой. В то же время они любят демонстрировать свою силу и власть, доминировать над другими людьми и проявлять садистские тенденции.

     2. Дети, склонные к проявлению вербальной  агрессии

     Этих  ребят отличают психическая неуравновешенность, постоянные тревожность, сомнения и неуверенность в себе. Они активны и работоспособны, но в эмоциональных проявлениях склонны к сниженному фону настроения. Внешне часто производят впечатление угрюмых, недоступных и высокомерных, однако при более близком знакомстве перестают быть скованными и отгороженными и становятся очень общительными и разговорчивыми. Для них характерен постоянный внутриличностный конфликт, который влечет за собой состояния напряжения и возбуждения. Еще одной особенностью таких детей является низкая фрустрационная толерантность, малейшие неприятности выбивают их из колеи.

     3. Дети, склонные к проявлению косвенной  агрессии

     Таких детей отличает чрезмерная импульсивность, слабый самоконтроль, недостаточная социализация влечений и низкая осознанность своих действий. Они редко задумываются о причинах своих поступков, не предвидят их последствий и не переносят оттяжек и колебаний. У детей с низкими духовными интересами отмечается усиление примитивных влечений. Они с удовольствием отдаются чувственным наслаждениям, стремятся к немедленному и безотлагательному удовлетворению потребностей, не считаясь с обстоятельствами, моральными нормами, этическими стандартами и желаниями окружающих.

     4. Дети, склонные к проявлению негативизма

     Ребят этой группы отличают повышенная ранимость и впечатлительность. Основные черты характера - эгоизм, самодовольство, чрезмерное самомнение. Все, что задевает их личность, вызывает чувство протеста. Поэтому и критику, и равнодушие окружающих они воспринимают как обиду и оскорбление и, поскольку имеют низкую фрустрационную толерантность и не способны владеть эмоциями, начинают сразу же активно выражать свое негативное отношение. В то же время эти дети рассудительны, придерживаются традиционных взглядов, взвешивают каждое свое слово, и это часто ограждает их от ненужных конфликтов и интенсивных переживаний. Правда, они нередко меняют активный негативизм на пассивный - умолкают и разрывают контакт.45

     Если  брать за основу движущие силы, мотивацию  агрессии, то в одном случае таковой  будет демонстрация себя, в другом - достижение своих практических целей, в третьем - подавление и унижение другого.

     Классификация, строящаяся на этом основании, выглядит следующим образом:

     1. Импульсивно-демонстративный тип

     Здесь у ребенка главная цель - продемонстрировать себя, обратить на себя внимание. Такие дети чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции - кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи. Их поведение направлено на получение эмоционального отклика от других: они активно стремятся к контактам со сверстниками, а, добившись внимания партнеров, успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия.

     2. Нормативно-инструментальный тип

     В эту группу входят дети, которые  используют агрессию в основном как  норму поведения в общении  со сверстниками. Здесь агрессивные действия выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели - получения нужного предмета, ведущей роли в игре или выигрыша у своих партнеров. Об этом свидетельствует и тот факт, что положительные эмоции они испытывают после достижения результата, а не в момент агрессивных действий. Деятельность этих детей отличается целенаправленностью и самостоятельностью. При этом они всегда стремятся к лидирующим позициям, подчиняя и подавляя других.

     3. Целенаправленно-враждебный тип

     Сюда  относятся дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель. Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели - ни для окружающих, ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Дети данного типа используют в основном прямую агрессию, причем более половины всех агрессивных актов составляет грубое физическое воздействие, отличающееся особой жестокостью и хладнокровием.

     Всех  агрессивных ребят объединяет одно общее свойство - неспособность понимать других людей. Оно не зависит ни от самооценки, ни от реального положения ребенка в группе. В его основе, по-видимому, лежит особая структура самосознания ребенка: он фиксирован только на себе и изолирован от других. В окружающих людях такой ребенок видит только их отношение к себе - другие выступают для него как обстоятельства жизни, которые либо мешают достижению его целей, либо не уделяют ему должного внимания, либо пытаются нанести вред. Фиксированность на себе, ожидание враждебности со стороны окружающих не позволяют ребенку увидеть других, пережить чувство связи и общности с ними. Поэтому для него так трудны сочувствие, сопереживание или содействие. Такое “волчье” мировосприятие создает ощущение острого одиночества во враждебном и угрожающем окружении, и это порождает все большее противостояние и некую изолированность от остального мира46.

     Итак, по мнению ряда отечественных исследователей, одной из причин возникновения агрессии в младшем школьном возрасте является нормативный кризис, который характеризуется  революционными изменениями всех психических функций. Кроме того, сильные изменения, происходящие в системе социальных отношений (приобретение навыков конструктивного общения), приводят к изменению соотношения между инструментальной и враждебной агрессией. Начинает преобладать недеструктивная инструментальная или реактивная агрессия.

     Опасность проявления агрессии в этом возрасте увеличивается вследствие того, что решение конфликтов в детском коллективе теперь происходит без вмешательства взрослых. Однако в причинах возникновения детской агрессии, взрослые играют заметную роль, так как подражая агрессивному поведению родителей, дети перенимают подобные формы поведения. 
 

     Вывод по первой главе

     Основные научные направления, изучающие проблему агрессии, такие как: теория инстинкта (З.Фрейд, А.Адлер), теория фрустраций (Д. Доллард), теория социального научения (А. Бандура), рассматривают агрессию как форму поведения, нацеленную на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. При этом разделяется агрессия как специфическая форма поведения и агрессивность как свойство личности.

     Различия  в изучении агрессивного поведения  возникают на этапе понимания природы агрессии, ее структурных компонентов и факторов, влияющих на нее. Так, например, З.Фрейд полагает, что агрессивное поведение является врожденным и неизбежным, и если, энергия танатоса не будет проявлена во вне, она приведет к разрушению самого индивидуума. Продолжая работу Фрейда, К.Лоренц говорит о том, что агрессия берет свое начало из врожденного инстинкта борьбы за выживание. Впоследствии, многие психоаналитики, например, А. Адлер, Э. Фромм, стали отходить от фрейдовской концепции и признавали не только биологическую, но и социальную сторону агрессии.

     Представители фрустрационной теории (Д.Доллард), вопреки  психоаналитическим положениям рассматривали агрессивное поведение как ситуативный, а не эволюционный процесс, и в отношении побуждения к агрессии считали решающим значением влияние трех факторов: степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели; сила препятствия на пути достижения цели; количество последовательных фрустраций.

     В свою очередь представители теории социального научения полагали, что  агрессия представляет собой усвоенное  поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление.

Информация о работе Агрессивное поведение в младшем школьном возрасте