Агрессивное поведение в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 20:49, дипломная работа

Описание работы

Задачи исследования:
Изучить агрессивное поведение как социально-психологический феномен.
В рамках теоретического анализа исследовать специфику детской агрессии с учетом особенностей и закономерностей развития в младшем школьном возрасте. Точнее.
Изучить лучше провести теоретический анализ коррекцию как вид психологической помощи.
На основе полученных данных разработать программу коррекции агрессии у детей младшего школьного возраста.
Применитьапробировать разработанную программу коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста. Оценить эффективность применения методик программы.

Работа содержит 1 файл

1. Агрессивное поведение в младшем школьнов возрасте.doc

— 502.50 Кб (Скачать)

     Опираясь  на отечественные исследования проблемы агрессии Осницкой А.К., Левитова Н.Д, мы полагаем, что агрессия, возникая на самых ранних этапах развития ребёнка, долгое время не осознаётся им в той степени, в которой это необходимо для регуляции поведения и часто отражает неспособность адекватно оценивать ситуацию, последствия своих действий или неумение справиться с эмоциями.

     Такие проявления характерны для младшего школьника, который в новой для  себя ведущей деятельности – учебной, приобретает не только новообразования, но и осваивает новые типы отношений, присваивает коллективные нормы и эталоны и т.д.Так, по мнению Мухиной В.С., индивидуальность ребенка в этом возрасте подвергается социальному давлению. Ребенок, стремясь утвердиться среди сверстников и взрослых, начинает осознавать свою уникальность. Именно в этом возрасте формируются основы интеллектуальной и личностной рефлексии.

     В ситуации обучения, у ребенка появляется новый эмоциональный опыт, связанный с проживанием школьной тревожности, страхов, неудач, на основании которых развиваются защитные механизмы, формируются способы преодоления отрицательных переживаний. Именно в этот период закладываются моральные качества, формируются представления о социальных правилах, нормах, эталонах. И решающее значение для развития личности младшего школьника имеет вступление в детский коллектив. Именно в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками формируется самооценка, которая на начальных этапах является неадекватно завышенной. Кроме того, по мнению Д.Б. Эльконина, в условиях учебной коллективно-распределенной деятельности, которая характерна для этого возраста, у большинства младших школьников появляются устойчивые и обобщённые учебно-познавательные, что свидетельствует о формировании самой потребности в учебной деятельности. А к концу начального обучения у детей появляется способность сознательно контролировать свои учебные действия и критически оценивать их результаты.

     По  мнению ряда отечественных исследователей, одной из причин возникновения агрессии в младшем школьном возрасте является нормативный кризис, который характеризуется революционными изменениями всех психических функций. Кроме того, сильные изменения, происходящие в системе социальных отношений (приобретение навыков конструктивного общения), приводят к изменению соотношения между инструментальной и враждебной агрессией. Начинает преобладать недеструктивная инструментальная или реактивная агрессия.

     Опасность проявления агрессии в этом возрасте увеличивается вследствие того, что решение конфликтов в детском коллективе теперь происходит без вмешательства взрослых. Однако в причинах возникновения детской агрессии, взрослые играют заметную роль, так как, подражая агрессивному поведению родителей, дети перенимают подобные формы поведения.

     .

 

ГЛАВА 2. КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Коррекция как основной вид психологической помощи

     Психологи́ческая  корре́кция — один из видов психологической помощи (среди других — психологическое консультирование, психологический тренинг, психотерапия); деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.47

     Психокоррекционные  воздействия могут быть следующих  видов: убеждение, внушение, подражание, подкрепление. Различают индивидуальную и групповую психокоррекцию. В индивидуальной психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. В групповой — работа происходит сразу с группой клиентов со схожими проблемами, эффект достигается за счёт взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга.

     Психокоррекция  определяется как направленное психологическое  воздействие на те или иные структуры психики с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности. С позиции данного подхода диктуются различия в средствах и приёмах психокоррекции. Так, например, в психоаналитическом подходе психокоррекционная работа направлена на смягчение симптомов внутреннего конфликтного взаимодействия между «Я» и «Оно» через преодоление неадекватных психологических защит. В гуманистическом подходе психокоррекция понимается как создание условий для позитивных личностных изменений: личностного роста, самоактуализации и так далее. При этом задача психолога заключается в ориентации на уникальные возможности и потенциал личности.48

     Методы  психокоррекции

     Деятельностная  парадигма связывает психокоррекцию с формированием системы действий и чёткой структуризации деятельности. В этом плане выделяются две группы методов: методы усиления регулирующих функции психики, развитие эмоционального самоконтроля, улучшение психической саморегуляции; методы нормативно-ценностной коррекции, объектами которой выступают нормативные комплексы, обуславливающие отказ от подчинения совместным принципам, целям, задачам деятельности.

     Методы  психокоррекции направлены на выработку норм личностного поведения, межличностного взаимодействия, развитие способности гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях, группах, то есть на методы социального приспособления.

     Основные  виды психологической  коррекции

     По  коррекционным задачам:

    • семейная коррекция;
    • игровая коррекция;
    • нейропсихологическая коррекция;
    • коррекция личностного роста.

     По  характеру направленности:

    • симптоматическая;
    • каузальная.

     По  способу коррекционных воздействий:

    • директивные виды;
    • недирективные виды.

     По  форме организации:

  • общая психокоррекция (мероприятия общепедагогического порядка, нормализующая социальную среду ребёнка; нормализация и регуляция психофизических и эмоциональных нагрузок ребёнка, работа по психогигиене и психопрофилактике, педагогической этике, лечебно-оздоровительные мероприятия, организация специальных занятий по плаванию, усиленному питанию детей);
  • частная психокоррекция (набор психолого-педагогических воздействий, то есть системы специально разработанных психокоррекционных мероприятий, применяемых в общей системе образовательных процессов. Игровая, музыкальная, драмотерапия);
  • специальная психокоррекция (комплекс приёмов, мер, методов, методик, работы с кокретным ребёнком или группой детей по решению психологических проблем).49

     Сфера применения психокоррекции

     а) коррекция эмоционального развития ребёнка;

     б) коррекция сенсо-перцептивной и  интеллектуальной деятельности;

     в) психокоррекция поведения детей  и подростков;

     г) коррекция развития личности.

     Применительно к проблемам детей в школе:

     а) коррекция недостатков когнитивной  деятельности;

     б) коррекция недостатков эмоционально-волевой  сферы;

     в) коррекция поведения.

     Психокоррекционные  технологии

     «Психокоррекционная технология — это совокупность знаний о способах, средствах проведения психокоррекционного процесса.» (Мамайчук). Психокоррекционная технология — это комплексная система коррекционного воздействия, которая содержит в себе три взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента:

  • методологический компонент (формулируются идеи, целевые характеристики, задачи, исходные теоретические положения — психологические, педагогические, философские, правовые, экономические и так далее).
  • содержательный компонент (этапы работы, задачи каждого этапа и содержание этапа).
  • технологический (методы, формы, средства использования).

     Свойства  психокоррекционных технологий:

  • психокорекционные технологии и сложные системы, решающие стратегические и тактические задачи. Стратегическими задачами являются разработка психокорекционных программ и психокорекционных комплексов. В тактические задачи входит разработка методов, приемов, психокорекционных техник, форм проведения работы, подбор и комплектование групп, продолжительности занятия и режима.
  • нельзя создать универсальную психокорекционную программу, особенно это касается детей с проблемами развития, это обусловлено тем, что при составлении программы приходится учитывать различные факторы: структуру дефекта и степень его тяжести; психологическую проблему и причины её возникновения; время возникновения дефекта и психологической проблемы; уровень развития межфункциональных связей; типологические индивидуально-психологические особенности ребенка; предшествующую социальную ситуацию развития ребенка.
  • психокорекционная работа с конкретным ребёнком должна строиться как целостная осмысленная деятельность по изменению отдельных психологических образований, по изменению условий жизни по воспитанию ребёнка.
  • важно, чтобы психологическая коррекция носила опережающий, предвосхищающий характер. Она должна стремиться к тому, чтобы активно формировать то, что должно быть достигнуто ребёнком в ближайшей перспективе в соответствии с требованиями возраста и формирования личности, то есть с учётом ориентировки на перспективу развития.
  • специфика задач психокорекционной программы зависит от типа детского учреждения, класса или группы. Важно, чтобы данная программа была согласована с программами других специалистов, работающих с ребенком (врачами, логопедами, учителями, воспитателями и соцработниками).50

     Итак, психологическая коррекция рассматривается нами в целом как один из видов психологической помощи, деятельность, которая направлена на исправление особенностей психологического развития, с помощью специальных средств психологического воздействия. Психокоррекция может проходить как в групповой, так и в индивидуальной форме.

     В различных научных школах существуют разные понимания психокоррекции, так например, психоаналитическая теория направлена на смягчение симптомов внутреннего конфликтного взаимодействия между «Я» и «Оно» через преодоление неадекватных психологических защит. В гуманистическом подходе психокоррекция понимается как создание условий для позитивных личностных изменений: личностного роста, самоактуализации и так далее. При этом задача психолога заключается в ориентации на уникальные возможности и потенциал личности. Деятельностная парадигма связывает психокоррекцию с формированием системы действий и четкой структуризации деятельности.

     Сферой  применения психокоррекции является –  коррекция эмоционального развития, поведения ребенка, коррекция личности и т.д. Применительно к школьным проблемам психокоррекция используется при необходимости исправления недостатков когнитивной деятельности, эмоционально-волевой сферы и т.д.

2.2. Диагностическое исследование агрессивного поведения в младшем школьном возрасте

     Диагностическое исследование, направленное на выявление  детей с агрессивным поведением, проводилась на базе МОУ Гимназия №11 Дзержинского района г. Волгоград. Выборку испытуемых составили 48 детей, ученики начальных классов. Коррекционная работа проведена с 21 младшими школьниками.

     Методами  исследования, направленного на выявление  детей с агрессивным поведением, являются:

  • проективный метод – рисуночный тест «Несуществующее животное» (М.З. Друзкевич в 1985г). Испытуемому в этой методике предлагается придумать и нарисовать несуществующее животное мягким карандашом на чистом листе бумаги и назвать его несуществующем именем;
  • наблюдение за поведением ребёнка в ходе игры. Для этого были отобраны две однотипные игры, смысл которых заключался в том, что каждый ребёнок подгруппы из десяти человек в определённый момент оставался в не игры. Ребёнку не хватало стула или кегли, когда после окончания каких либо движений давался сигнал, занять места или схватить кеглю, количество которых, на одну меньше чем детей. В ходе игры велось наблюдение за каждым ребёнком, и по специальной схеме отмечались агрессивные реакции детей. Целью игры являлась более полная актуализация мотивационных тенденций у детей. Инструкция нацеливает детей на борьбу и выигрыш. Поведение ребёнка на каждом этапе фиксировалось по следующим категориям: 1. выражение лица и поведения вообще, 2. речь, 3. агрессивные проявления, 4. косвенная агрессия. Показателем методики является частота агрессивных реакций, а так же эмоциональных проявлений, сопровождаемых агрессивное поведение. Методика направлена на более детальный анализ поведения и эмоциональных реакций ребёнка в ситуации соревновательной игры.
  • проективный метод - методика «Три оценки» (А.И. Липкина). Ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Психолог вместе с учителем дает работе учеников три оценки: адекватную, завышенную, заниженную. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось свое мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные оценки. Обведите кружком ту, с которой вы согласны». Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:

Информация о работе Агрессивное поведение в младшем школьном возрасте