Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 20:49, дипломная работа
Задачи исследования:
Изучить агрессивное поведение как социально-психологический феномен.
В рамках теоретического анализа исследовать специфику детской агрессии с учетом особенностей и закономерностей развития в младшем школьном возрасте. Точнее.
Изучить лучше провести теоретический анализ коррекцию как вид психологической помощи.
На основе полученных данных разработать программу коррекции агрессии у детей младшего школьного возраста.
Применитьапробировать разработанную программу коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста. Оценить эффективность применения методик программы.
Опираясь на отечественные исследования проблемы агрессии Осницкой А.К., Левитова Н.Д, мы полагаем, что агрессия, возникая на самых ранних этапах развития ребёнка, долгое время не осознаётся им в той степени, в которой это необходимо для регуляции поведения и часто отражает неспособность адекватно оценивать ситуацию, последствия своих действий или неумение справиться с эмоциями.
Такие проявления характерны для младшего школьника, который в новой для себя ведущей деятельности – учебной, приобретает не только новообразования, но и осваивает новые типы отношений, присваивает коллективные нормы и эталоны и т.д.Так, по мнению Мухиной В.С., индивидуальность ребенка в этом возрасте подвергается социальному давлению. Ребенок, стремясь утвердиться среди сверстников и взрослых, начинает осознавать свою уникальность. Именно в этом возрасте формируются основы интеллектуальной и личностной рефлексии.
В ситуации обучения, у ребенка появляется новый эмоциональный опыт, связанный с проживанием школьной тревожности, страхов, неудач, на основании которых развиваются защитные механизмы, формируются способы преодоления отрицательных переживаний. Именно в этот период закладываются моральные качества, формируются представления о социальных правилах, нормах, эталонах. И решающее значение для развития личности младшего школьника имеет вступление в детский коллектив. Именно в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками формируется самооценка, которая на начальных этапах является неадекватно завышенной. Кроме того, по мнению Д.Б. Эльконина, в условиях учебной коллективно-распределенной деятельности, которая характерна для этого возраста, у большинства младших школьников появляются устойчивые и обобщённые учебно-познавательные, что свидетельствует о формировании самой потребности в учебной деятельности. А к концу начального обучения у детей появляется способность сознательно контролировать свои учебные действия и критически оценивать их результаты.
По мнению ряда отечественных исследователей, одной из причин возникновения агрессии в младшем школьном возрасте является нормативный кризис, который характеризуется революционными изменениями всех психических функций. Кроме того, сильные изменения, происходящие в системе социальных отношений (приобретение навыков конструктивного общения), приводят к изменению соотношения между инструментальной и враждебной агрессией. Начинает преобладать недеструктивная инструментальная или реактивная агрессия.
Опасность проявления агрессии в этом возрасте увеличивается вследствие того, что решение конфликтов в детском коллективе теперь происходит без вмешательства взрослых. Однако в причинах возникновения детской агрессии, взрослые играют заметную роль, так как, подражая агрессивному поведению родителей, дети перенимают подобные формы поведения.
Психологи́ческая корре́кция — один из видов психологической помощи (среди других — психологическое консультирование, психологический тренинг, психотерапия); деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.47
Психокоррекционные воздействия могут быть следующих видов: убеждение, внушение, подражание, подкрепление. Различают индивидуальную и групповую психокоррекцию. В индивидуальной психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. В групповой — работа происходит сразу с группой клиентов со схожими проблемами, эффект достигается за счёт взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга.
Психокоррекция определяется как направленное психологическое воздействие на те или иные структуры психики с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности. С позиции данного подхода диктуются различия в средствах и приёмах психокоррекции. Так, например, в психоаналитическом подходе психокоррекционная работа направлена на смягчение симптомов внутреннего конфликтного взаимодействия между «Я» и «Оно» через преодоление неадекватных психологических защит. В гуманистическом подходе психокоррекция понимается как создание условий для позитивных личностных изменений: личностного роста, самоактуализации и так далее. При этом задача психолога заключается в ориентации на уникальные возможности и потенциал личности.48
Методы психокоррекции
Деятельностная
парадигма связывает
Методы психокоррекции направлены на выработку норм личностного поведения, межличностного взаимодействия, развитие способности гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях, группах, то есть на методы социального приспособления.
Основные виды психологической коррекции
По коррекционным задачам:
По характеру направленности:
По
способу коррекционных
По форме организации:
Сфера применения психокоррекции
а) коррекция эмоционального развития ребёнка;
б) коррекция сенсо-перцептивной и интеллектуальной деятельности;
в) психокоррекция поведения детей и подростков;
г) коррекция развития личности.
Применительно к проблемам детей в школе:
а)
коррекция недостатков
б)
коррекция недостатков
в) коррекция поведения.
Психокоррекционные технологии
«Психокоррекционная технология — это совокупность знаний о способах, средствах проведения психокоррекционного процесса.» (Мамайчук). Психокоррекционная технология — это комплексная система коррекционного воздействия, которая содержит в себе три взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента:
Свойства психокоррекционных технологий:
Итак,
психологическая коррекция
В различных научных школах существуют разные понимания психокоррекции, так например, психоаналитическая теория направлена на смягчение симптомов внутреннего конфликтного взаимодействия между «Я» и «Оно» через преодоление неадекватных психологических защит. В гуманистическом подходе психокоррекция понимается как создание условий для позитивных личностных изменений: личностного роста, самоактуализации и так далее. При этом задача психолога заключается в ориентации на уникальные возможности и потенциал личности. Деятельностная парадигма связывает психокоррекцию с формированием системы действий и четкой структуризации деятельности.
Сферой применения психокоррекции является – коррекция эмоционального развития, поведения ребенка, коррекция личности и т.д. Применительно к школьным проблемам психокоррекция используется при необходимости исправления недостатков когнитивной деятельности, эмоционально-волевой сферы и т.д.
Диагностическое исследование, направленное на выявление детей с агрессивным поведением, проводилась на базе МОУ Гимназия №11 Дзержинского района г. Волгоград. Выборку испытуемых составили 48 детей, ученики начальных классов. Коррекционная работа проведена с 21 младшими школьниками.
Методами исследования, направленного на выявление детей с агрессивным поведением, являются:
Информация о работе Агрессивное поведение в младшем школьном возрасте