Агрессивное поведение дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является выяснение, что представляет из себя агрессия в дошкольном возрасте и почему так важно вовремя ее предупредить.

Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи:

1) изучение литературы;

2) определить методы исследования. Выбор методов и методик осуществлялся по тому, насколько данная методика определяет степень агрессивности у детей. Так как методик несколько, то можно быть более уверенным, что данные результаты будут наиболее высокими.

а) “Несуществующее животное”; б) “Дом, дерево, человек”; в) “ Кинетический рисунок семьи”, г) Тест руки; д) Методика Басса-Дарки;

3) изучить происхождение агрессивности;

4) определить ситуативные предпосылки агрессивности;

5) рассмотреть развитие агрессивности в детском возрасте, а так же социализацию агрессивности.

Содержание

Введение

I раздел. Теоретическая часть

I глава. Агрессия в дошкольном возрасте

1 Происхождение агрессивности

2 Ситуативные предпосылки агрессивности

3 Развитие агрессивности в детском возрасте

4 Социализация агрессивности в детском возрасте

II глава. Проблемы психического здоровья в дошкольном возрасте

1. Термин психического здоровья

2. Психическое здоровье в дошкольном возрасте

II раздел. Практическая часть

1. Описание методик (тестов)

Заключение

Библиография

Работа содержит 1 файл

Курсовая по психологии.docx

— 87.31 Кб (Скачать)

Помимо общих закономерностей  психомоторной связи и отношения  к пространству при толковании материала  теста используются теоретические  нормы оперирования с символами  и символическими геометрическими  элементами и фигурами.

По своему характеру тест “Несуществующее животное” относится  к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест - ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования.

Инструкция: “Придумайте  и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием”.

 

Методика “Дом-дерево-человек”

Для выполнения теста “Дом-дерево-человек” (ДДЧ) исследуемому ребенку предлагается бумага, простой карандаш, листок. Стандартный  лист для рисования складывается пополам. На первой странице в горизонтальном положении наверху печатными  буквами написано “Дом”, на второй “Дерево”, на третьей - “Человек”, на четвертой - имя и фамилия ребенка, дата проведения исследования. Для рисования обычно используется простой карандаш 2М, так как при употреблении этого карандаша наиболее ярко видны изменения в силе нажима.

Инструкция для ребенка: “Нарисуй, пожалуйста, как можно  лучше дом, дерево и человека”. На все уточняющие вопросы ребенка  следует отвечать, что он может  рисовать так, как ему хочется. Само выполнение теста состоит из двух частей: процесса рисования и беседы после него. Богатую информацию дает наблюдение за тем, как ребенок рисует. Обычно записываются все спонтанные высказывания, отмечаются какие-либо непривычные  движения. Когда ребенок заканчивает  рисовать, ему задается ряд вопросов о его рисунке. Опрос обычно начинается с рисунка человека. Например, спрашивается, кого он рисовал, возраст нарисованного человека, что он делает, какое у него настроение, напоминает ли он кого-нибудь из его знакомых. Обычно вопрос о рисунках перерастает в беседу о жизненных представлениях ребенка.

Для анализа рисунков используются три аспекта оценки - детали рисунков, их пропорции и перспектива. Считается, что детали рисунка представляют осознание и заинтересованность человека в каждодневной жизненной  ситуации. Интерпретировать значение деталей следует с учетом целостности всех рисунков, а также в сотрудничестве с рисующим, т.к. символическое значение деталей часто бывает индивидуальным.

Пропорции рисунка отражают психологическую значимость, важность и ценность вещей, ситуаций или отношений, которые непосредственно или  символически представлены в рисунке  дома, дерева и человека. Пропорции  могут рассматриваться как отношение  целого рисунка к данному пространству бумаги или как отношение одной  части целого рисунка к другой.

Перспектива показывает более  сложное отношение человека к  его психологическому окружению. При  оценке перспективы внимание обращается на положение рисунка на листе  по отношению к зрителю (взгляд сверху или снизу), взаимное расположение отдельных частей рисунка, движение нарисованного объекта.

 

Методика “Кинетический  рисунок семьи”

Тест “Кинетический рисунок  семьи” (КРС) представляет богатую  информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ребенка. Он помогает выявить отношение ребенка к  членам своей семьи: семейные отношения, которые вызывают тревогу или  конфликты для рисующего, показывают, как ребенок воспринимает взаимоотношения  с другими членами семьи и  свое место в семье.

Тест на КРС состоит  из двух частей: рисование семьи  и беседы после рисования. Для  выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш (твердость 2М) и ластик. Инструкция ребенку: “Пожалуйста, нарисуй свою семью, чтобы ее члены были чем-либо заняты”. На все уточняющие вопросы  следует отвечать без каких-либо указаний (“Можешь рисовать, как  хочешь”).

Во время рисования  следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его  мимику, жесты, а также фиксировать  последовательность рисования. После  того как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме:

- кто нарисован на рисунке,  что делает каждый член семьи;

- где работают или учатся  члены семьи;

- как в семье распределяются  домашние обязанности;

- каковы взаимоотношения  ребенка с остальными членами  семьи.

При интерпретации КРС  основное внимание обращалось на следующие  аспекты:

- анализ структуры рисунка  семьи (сравнение состава реальной  и нарисованной семьи, расположение  и взаимодействие членов семьи  на рисунке);

- анализ особенностей  рисунка отдельных членов семьи  (различия в стиле рисования, количество детей, схема тел отдельных членов семьи);

  • анализ процесса рисования (последовательность рисунка, комментарии, паузы, эмоциональные реакции во время рисунка).

 

Методика “Тест  руки”

Тест руки создан американским психологом Э. Вагнером в 1971 г. Стимульный материал представляет собой 9 карточек с изображениями кисти человеческой руки в различных положениях, десятая карточка пустая. Ребенок должен сказать, что делает рука, изображенная на каждой карточке.

Методологическим обоснованием теста руки является предположение  автора о том, что поскольку человеческая рука применяется в различных  видах деятельности, то по восприятию изображения руки можно определить имеющиеся у человека тенденции  к действию. А, следовательно, можно  с высокой степенью вероятности  прогнозировать и реальное поведение.

Ответы ребенка классифицируются по 11 категориям, одна из которых агрессивность.

Порядок работы с методикой: ребенку в стандартной последовательности предъявляют все 10 карточек и просят ответить на вопрос: “Что, по вашему мнению, делает эта рука?”. Если он затрудняется с ответом: “Как вы думаете, что делает человек, которому принадлежит эта  рука? Назовите все варианты, которые  можете себе представить”. Все ответы испытуемого фиксируются в протоколе. Положение, в котором ребенок  держит карточку, произвольно, но оно  также фиксируется в протоколе. В ходе тестирования желательно получить по несколько ответов (в среднем 2-3) на каждую предъявленную карточку. Для этого после первого высказывания ребенка следует спросить: “Хорошо, а еще что?”. После следующего ответа повторить вопрос. Если экспериментатор  почувствует, что его действия встречают  сопротивление, рекомендуется перейти  к другой карточке. В случае, если по первым 2-3 карточкам ребенок отказывается давать более одного ответа, придется в дальнейшем этим ограничиться.

Тест руки может применяться  во всех тех случаях, когда психолога  интересует такая черта личности как агрессивность. Необходимо обратить внимание, что методика создавалась  с определенной целью и направлена на выявление агрессивности в  первую очередь, а затем уже на другой класс установок. Получаемая информация требует дальнейшей проверки и нуждается в более полном и глубоком обосновании.

 

Опросник. Методика Басса-Дарки

Опросник Басса-Дарки - одна из наиболее популярных в зарубежной психологии методик для исследования агрессии. Согласно известным представлениям, агрессия является одним из распространенных способов решения проблем, возникающих в сложных и трудных (фрустрирующих) ситуациях, вызывающих психическую напряженность.

А. Бассоль и А. Дарки в 1957 г. был предложен опросник, состоящий из 8 субшкал, которые они считают важными показателями агрессии.

Опросник Басса-Дарки выявляет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:

1) Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы  против другого лица.

2) Косвенная агрессия - под  этим термином понимают как  агрессию, которая окольными путями  направлена на другое лицо - злобные  сплетни, шутки, так и агрессию, которая ни на кого не направлена - взрыв ярости, проявляющихся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т.п. Эти взрывы характеризуются не направленностью и неупорядоченностью.

3) Склонность к раздражению  - готовность при малейшем возбуждении  к проявлению вспыльчивости, резкости, грубости.

4) Негативизм - оппозиционная  форма поведения, направленная  обычно против авторитета или  руководства; это поведение может  нарастать от пассивного сопротивления  до активной борьбы против  установившихся обычаев и законов.

5) Обида - зависть и  ненависть к окружающим, обусловленные  чувством горечи, гнева на весь  мир за действительные или  мнимые страдания.

6) Подозрительность - недоверие  и осторожность по отношению  к людям, основанные на убеждении,  что окружающие намерены причинить  вред.

7) Вербальная агрессия - выражение  негативных чувств как через  форму (ссора, крик, визг), так и  через содержание словесных ответов  (угроза, проклятия, ругань).

Кроме того, выделяется восьмой  индекс - чувство вины. Этот индекс выражает возможное убеждение обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает злобно, имеется наличие у него угрызений совести.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые ребенок дает ответ “да” или “нет”. По числу совпадений ответов респондентов с ключом подсчитываются индексы различных форм агрессивности и враждебных реакций.

Суммирование индексов 1, 2, 7 дает общий индекс агрессивности (ИА), 1, 3, 7 - показывает уровень агрессивной  мотивации, а суммирование индексов 6 и 5 - индекс враждебности (ИВ). Можно  также получить представление о  конструктивной или деструктивной  направленности агрессивности, сложив “ИА” и “ИВ”.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Несмотря на всю активность и кажущуюся самодостаточность, которую проявляют дети в процессе освоения пространства окружающего  мира, ни в коем случае нельзя сказать, что в этом деле они вполне могут  обойтись без квалифицированной  помощи взрослых.

На основании всего  вышесказанного можно считать проблему психологического и психического здоровья детей и школьников центральной  в разработке научных основ детской  практической психологии и в практике психологической службы образования. Безусловно, такая реальность, как  психическое здоровье, требует всестороннего  рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической психологической работы с детьми на всех этапах их онтогенетического  развития. Еще более слышной является задача научного и практического обоснования возможности и необходимости понимать психическое здоровье как один, пусть и очень существенный, из элементов более широкого явления - психологического здоровья, рассматриваемого в целостном контексте личностного развития, в тесной связи с высшими проявлениями человеческой личности.

Новое понимание цели психологической  службы как обеспечение психологического здоровья детей и школьников требует  пересмотра программ подготовки детских  практических психологов и в особенности  психологов образования в плане  включения в эти программы  указанной проблематики.

Рекомендации

В первую очередь хотелось бы отметить, что один из наиболее перспективных  путей оптимизации взаимоотношений  учащихся и педагогов - это применение активных групповых (игровых) методов  в работе психолога с учителями. Необходимо, чтобы психолог мог уделять  внимание не только ученикам, но и учителям, с целью дать им как можно больше информации о психических процессах каждого периода в жизни учащихся.

Во-вторых, для каждого  школьного психолога было бы интересно  узнать что-то новое, полезное для своей  работы, а именно, здесь говорится  о проведении различных семинаров, докладов, бесед с приглашением на них всех желающих школьных психологов, которые они сами же будут организовывать.

Помимо всего этого  школьному психологу необходимо работать с родителями, потому что  они являются первоосновой всей дальнейшей жизни ребенка.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Бауэр Т. Психическое  развитие младенца /Пер. с англ. А.Б. Леоновой, Под общ. ред. А.В. Запорожца и Б.М. Величковского. - М.: Прогресс, 1985.

2. Богданович В.И. Психокоррекция в повседневной жизни. - Спб.: ТОО “Респеке”, 1995.

3. Буянов М.М. Нервный  ребенок. М.: Знание, 1997.

4. Внешняя среда и психическое  развитие ребенка /Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Тольмер. - М., 1984.

5. Дьяченко О.М., Лаврентьева  Т.Н. Психическое развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1984.

6. Захаров А.И. Предупреждение  отклонений в поведении ребенка. - Спб., 1997.

7. Зюбин Л.М. Психология воспитания. - М., 1991.

8. Изучение развития и  поведения детей /Под ред. П.П. Липситта, И.К. Спайкера. - М.: Просвещение, 1986.

9. Киреева Л.А., Мамайчук И.И. Психолого-педагогическая помощь семье. - Л., 1986.

10. Липник В.Н. Взрослые за детей в ответе. - Л.: Знание, 1980.

11. Лоренц К. З. Агрессия: (Так называемое “зло”) /Пер с  нем. Г.Ф. Швейника. - М.: Прогресс, 1994.

12. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - Спб.: Издательство “Питер”, 1999.

13. Обухова Л.Ф. Детская  психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995.

14. Рогов Е.И. Настольная  книга практического психолога  в образовании. - М., 1996.

15. Руководство практического  психолога: психическое здоровье  детей и подростков в контексте  психологической службы /Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1999.

16. Сафин В.Ф. Психические  отклонения в развитии детей  и методы их психокорреции. - Уфа: Китап, 1994.

17. Смирнова Е.О. Психология  ребенка: от рождения до 7 лет. - М., 1994.

18. Фредман Л.М. Психология воспитания, - М., 1999.

19. Фром А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации. - Екатеринбург, 1996.

20. Фурманов И.А. Детская  агрессивность. Психодиагностика  и коррекция. - Минск, 1996.

Информация о работе Агрессивное поведение дошкольников