Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 16:32, курсовая работа
Целью данного исследования является выяснение, что представляет из себя агрессия в дошкольном возрасте и почему так важно вовремя ее предупредить.
Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи:
1) изучение литературы;
2) определить методы исследования. Выбор методов и методик осуществлялся по тому, насколько данная методика определяет степень агрессивности у детей. Так как методик несколько, то можно быть более уверенным, что данные результаты будут наиболее высокими.
а) “Несуществующее животное”; б) “Дом, дерево, человек”; в) “ Кинетический рисунок семьи”, г) Тест руки; д) Методика Басса-Дарки;
3) изучить происхождение агрессивности;
4) определить ситуативные предпосылки агрессивности;
5) рассмотреть развитие агрессивности в детском возрасте, а так же социализацию агрессивности.
Введение
I раздел. Теоретическая часть
I глава. Агрессия в дошкольном возрасте
1 Происхождение агрессивности
2 Ситуативные предпосылки агрессивности
3 Развитие агрессивности в детском возрасте
4 Социализация агрессивности в детском возрасте
II глава. Проблемы психического здоровья в дошкольном возрасте
1. Термин психического здоровья
2. Психическое здоровье в дошкольном возрасте
II раздел. Практическая часть
1. Описание методик (тестов)
Заключение
Библиография
Таким образом, предполагается, что в подростковом, юношеском или более позднем возрасте выросший ребенок будет чувствовать себя спокойнее, проявляя агрессивность лишь по отношению к сверстнику или равному по статусу человеку, а не по отношению к какому-либо авторитетному лицу (педагогу, руководителю, начальнику). Более того, у него, вероятнее всего, будет формироваться и укрепляться чувство вины всякий раз, когда он проявит агрессивные чувства или действия против старшего либо сверстников того же возраста.
Приведенная здесь таблица хорошо иллюстрирует зависимость санкций родителей и субъективные переживания детей по поводу агрессивности в более зрелом возрасте.
Р. Сирс, С. Маккоби и Х. Левин отмечали, что в социализации агрессии присутствуют два важных момента: 1) снисходительность (степень готовности родителей прощать поступки ребенка) и 2) строгость наказания родителями агрессивного поведения ребенка. При этом снисходительность рассматривалась как поведение родителя до совершения поступка (ожидания родителя, предостерегательная тактика в отношении появления агрессии и др.), а строгость наказания - после совершения поступка (сила наказания за проявленную агрессию).
|
Реакция ребенка в более зрелом возрасте |
Агрессивность по отношению к родителям или другим взрослым разрешается |
Не испытывает какой-либо вины (или испытывает в незначительно степени) за агрессивное поведение по отношению к старшим. |
Агрессивность по отношению к старшим не разрешается |
Испытывает чувство вины при проявлении агрессивности по отношению к старшим |
Агрессивность по отношению к “заслуживающим” этого сверстникам разрешается |
не испытывает чувства вины (или испытывает в незначительной степени) при проявлении агрессивности по отношению к сверстникам |
Агрессивность по отношению к сверстникам не разрешается |
Испытывает чувство вины при проявлении агрессивности по отношению к сверстникам |
Гипотеза была такова: поскольку
снисходительность сама по себе не
способствует возникновению тревоги
и чувства вины, можно ожидать,
что агрессивность ребенка
Гр. |
Стиль поведения родителей |
Число агрессивных детей (%) | |
мальчики |
девочки | ||
А |
Низкий уровень |
3,7 |
13,3 |
В |
Низкий уровень |
20,4 |
19,1 |
С |
Высокий уровень снисходительности, низкий уровень склонности к наказаниям |
25,3 |
20,6 |
Д |
Высокий уровень снисходительности, высокий уровень склонности к наказаниям |
41,7 |
38,1 |
Эти данные показывают, что наиболее снисходительнее (группа С) и наиболее требовательные (группа В) родители имели детей, чей уровень агрессивности мало различался. Родителями наименее агрессивных детей оказались те из них (гр. А), кто не был ни снисходительным, ни склонным к применению наказаний. Их позиция заключалась в осуждении агрессии и доведении этого до сведения ребенка, но без строгих наказаний в случае проступка.
Родители наиболее агрессивных
детей (гр. Д) вели себя так, как будто
любое поведение детей
Таким образом, формирование агрессивных тенденций, которые затем могут наблюдаться и на более поздних ступенях развития, происходит несколькими путями:
1. Родители поощряют
2. Родители наказывают
детей за проявление
а) родители, которые очень резко подавляют агрессивность у своих детей, воспитывают в ребенке чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться в более зрелые годы;
б) родители, которые не наказывают своих детей за проявление агрессивности, вероятнее всего, воспитывают в них чрезмерную агрессивность;
в) родители, разумно подавляющим
агрессивность у своих детей,
как правило, удается воспитать
умение владеть собой в ситуациях,
провоцирующих агрессивное
Психологический механизм формирования агрессивности
Агрессивность ребенка чаще
всего возникает как однотипная
реакция на неудовлетворенную потребность.
Например, нередко бывает так, что
родители или кто-нибудь из близких
запрещают что-либо, лишают его предмета
возникшей потребности или не
позволяют удовлетворять ее тем
способом, каким желает ребенок. В
этом случае напряженность, возникающая
из-за потребности (игрушки, конфеты), или
на тех, кто мешает ребенку удовлетворить
его потребности (мать, сестра, бабушка).
Процесс неосознанного снятия напряжения
(злость, ненависть) обычно принимает
форму физического или
Однако агрессивность
в чистом виде встречается редко.
Она, как правило, является проявлением
и выражением определенных нарушений
функций центральной нервной
системы - церебральной недостаточности.
Сама же церебральная недостаточность
нередко обуславливается
Как видим, агрессивность детей имеет иерархизированную причинность, поэтому диагностика, психокоррекция и лечение требуют квалифицированного подхода. Перейдем к рассмотрению педагогические приемов по предупреждению агрессивных действий таких детей. Обратимся к советам английского педагога Джекки Лешли.
1. Предупреждение агрессивных действий детей:
а) никогда не следует поощрять ребенка за проявленную агрессивность;
б) в необходимых случаях такого ребенка успокаивает временная изоляция с кратким разъяснением причины;
в) если конфликт возникает среди детей, то стоит его временно оставить среди них: пусть почувствует, что такое проявить агрессивность без явной причины на нее;
г) если ребенок проявляет агрессивность по отношению к своим сестрам и братьям, то пусть они придумывают меру наказания и наказывают его;
д) если ребенок готов к нанесению удара (укусу и т.д.), то лучше быстро остановить его и резко предупредить его “Нельзя!”.
е) изредка стоит дать
ребенку почувствовать и
2. Обращение с ребенком после агрессивного поведения:
а) подыскать адекватную форму наказания после четкого объяснения его проступка;
б) искать выход по переориентации его энергии по социально правильному руслу;
в) следует помнить: частые наказания неэффективны, а безнаказанность еще больше портит;
г) придумать новые приемы переключения ребенка на новые виды отношений (игра, самообслуживание и т.д.)
II глава. Проблемы
психического здоровья в
1. Термин психического здоровья
В последнее время отечественные психологи стали все больше и больше понимать, что целью практической психологической работы с детьми могут быть психическое здоровье ребенка, а его психическое и личностное развитие - условием, средством достижения этого здоровья.
Такое понимание основано,
во-первых, на анализе отечественной
и зарубежной литературы по вопросам
психического здоровья; во-вторых, на критическом
анализе и обобщении нашей
собственной теоретической и
опытно-экспериментальной
Осмысливая содержательную
суть психологической службы, психологи
почувствовали необходимость
Психологическое здоровье делает личность самодостаточной. Не мы извне задаем ей рамки, нормы, ориентиры, не мы ее оцениваем привычным образом: эта личность - развитая, эта - не очень, эта - на среднем уровне. Мы вооружаем (вернее, должны вооружать) ребенка в соответствии с его возрастом - средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира. по существу эту же мысль высказывает А.Ф. Лосев, говоря о том, что “Личность есть такая единственность и неповторимость, которая является не только носителем сознания, мышления, чувствования и т.д., но вообще субъектом, который сам же себя соотносит со своим окружением” (А.Ф. Лосев, 1989).
Таким образом, психологи высказывают предположение, что именно психологическое здоровье детей и школьников можно рассматривать и как цель, и как критерий эффективности психологической службы государственного образования.
Существует много подходов к пониманию и решению этой проблемы. Сам термин “психическое здоровье” неоднозначен, он прежде всего как бы связывает собою две науки и две области практики - медицинскую и психологическую. В последние десятилетия на пересечении медицины и психологии возникла особая отрасль - психосоматическая медицина, в основе которой лежит понимание того, что любое соматическое нарушение всегда так или иначе связано с изменениями в психическом состоянии. В некоторых случаях психические состояния становятся главной причиной заболевания, в других случаях они являются как бы толчком, ведущим к болезни, иногда особенности психики воздействуют на протекание болезни, иногда физические недуги вызывают психические переживания и психологический дискомфорт.
Термин “психическое здоровье” был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). В докладе Комитета экспертов ВОЗ “Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей” (1979) сказано, нарушения психического здоровья связаны с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями.
В кратком психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Петровского и М.Г. Ярошевского термин “психическое здоровье” трактуется как интегральная характеристика полноценности психологического функционирования индивида.
Основным условием нормального
психосоциального развития (помимо здоровой
нервной системы) признается спокойная
и доброжелательная обстановка, создаваемая
благодаря постоянному
Все эти и другие вопросы требуют серьезного рассмотрения и изучения. Ясно лишь одно: психологическое здоровье неразрывно связано со здоровьем психическим, состояние и развитие которого еще не занимает подобающего ему места в педагогических и психологических программах работы с ребенком.