Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:06, практическая работа
Начало обучения ребенка в школе - сложный и ответственный этап в его жизни. Психологи отмечают, что дети 6-7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе. В среднем, привыкание ребенка к школе имеет продолжительность от 3 месяцев до 1,5 лет.
Каковы условия психологической адаптации ребенка к школе? Во-первых, меняется социальная позиция ребенка: из дошкольника он превращается в ученика. И если ранее он был "просто ребенком", которого любили и о котором заботились взрослые, то теперь он становится школьником. У него появляются новые и сложные обязанности: делать уроки, приходить вовремя в школу, быть внимательным на уроке, дисциплинированным и т.п. По существу, впервые в своей жизни ребенок становится членом общества со своими обязанностями и социально-общественным долгом. Учитель выступает представителем общества: он задает требования и нормы, ориентирует ребенка в том, как ему себя вести, что и как делать.
Цель: создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения.
Задачи:
Работа в данном блоке строится в нескольких направлениях:
Блок включает в себя:
Цель: Профилактика нарушения психологического здоровья первоклассников на начальном этапе адаптации к школе.
Задачи:
Занятия проводятся в течение первой учебной недели каждый день; продолжительность занятия 35 минут. (7 часов)
Содержание. Основу групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников. Необходимым элементом всех занятий являются упражнения, направленные на создание и поддержание благоприятного внутригруппового климата. На занятиях широко используются сложные многофункциональные упражнения, позволяющие решать сразу несколько задач.
Цель: Содействовать осознанию позиции школьника.
Задачи:
1.
Помочь учащимся осознать
2.
Развитие познавательных
3.
Развитие эмоционально-волевой
4.
Оказание психологической
5.
Создание благоприятного
6. Способствовать развитию творческого потенциала и установлению норм во взаимоотношениях со сверстниками и педагогом.
Занятия проводятся в первом полугодии (октябрь- декабрь)
Содержание.
«Блокнот все обо мне» (11 часов), «Сказки
для школьной адаптации» (26 часов)
Цель: формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста
Задачи:
Занятия проводятся во втором полугодии (январь-март)
Содержание:
коррекционно-развивающие занятия «Я
учусь владеть собой», психологические
игры и упражнения К.Фопель, (10 часов)
Прогнозируемый
результат:
Критерии оценки эффективности:
Блок “Родитель”
Тематический
план программы
№ п/п | Название темы собраний, консультаций | Кол-во часов |
1 | “Мой ребенок первоклассник” | 1 |
2 | “Первый раз в первый класс” (по итогам диагностики); | 1 |
3 | Диагностика – “уровень адаптации моего ребенка к школе”; | 1 |
4 | Индивидуальное консультирование | По запросу |
5 | Групповые консультации | 9 |
Блок «Первоклассник»
Тематический
план программы «Первый
раз в первый класс»
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
1 | Знакомство» - « Мое имя | 1 |
2 | Я люблю | 1 |
3 | Настроение | 1 |
4 | Наши страхи | 1 |
5 | Диагностика адаптированности | 2 |
Тематический
план программы «Я -
первоклассник» «Блокнот
обо мне»
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
1 | Обложка для Блокнота Самоутверждения | 1 |
2 | Т-образная рубашка | 1 |
3 | Мой снеговик | 1 |
4 | Моя пуговица | 1 |
5 | Мое любимое животное | 1 |
6 | Карта моего места жительства | 1 |
7 | Личные листки. | 1 |
8 | Воздушные шары | 1 |
9 | Вопросы Обо Мне… | 1 |
10 | Как я провожу свое время… | 1 |
11 | Если бы я мог сделать то, что хотел… | 1 |
Тематический
план программы «Я -
первоклассник» «Сказки
для школьной адаптации»
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
1 | Смешные страхи. Школьные правила | 2 |
2 | Сказки об отношениях к вещам. Собирание портфеля. Госпожа Аккуратность | 2 |
3 | Жадность. Волшебное яблоко (воровство) | 2 |
4 | Подарки в день рождения | 2 |
5 | Сказки об отношениях к урокам, знаниям. Домашнее задание | 2 |
6 | Школьные оценки. Подсказка | 2 |
7 | Сказки о
здоровье и о том, как стать
большим.
Режим. Телевизор. |
2 |
8 | Прививка. Больной друг. | 2 |
9 | Сказки о
школьных конфликтах. Я беда. Шапка-невидимка. (демонстративное поведение) |
2 |
10 | Задача для Лисенка (ложь). Спорщик. | 2 |
11 | Обида. Хвосты (межгрупповые конфликты). | 2 |
12 | Драки. Грубые слова. | 2 |
13 | Дружная страна (межполовые конфликты). | 2 |
Тематический
план программы «Хочу
быть успешным!»
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
1 | «Настроение». Развивать умение управлять своим настроением, искать выход из трудных ситуаций.Знакомить с разными способами эмоций, | 2 |
2 | «Мысли и поведение. Связь между ними». Сформировать представление о связи между мыслями и поведением, развивать у детей способность к саморегуляции | 2 |
3 | «Выбор». Знакомство с понятием выбор, развивать умение прогнозировать ситуации, анализировать свои поступки и поступки других людей | 2 |
4 | «Успех». Знакомство с понятием успех, условиями достижения успеха, составляющих успеха успешный человек, повышение уверенности в себе | 2 |
5 | Творческая мастерская. Закрепление полученных знаний, развитие умения передавать эмоции художественными средствами | 2 |
Комплекс диагностических методик
Компоненты адаптации | Эмперические характеристики | Методики |
Физиологическая подстройка организма | Отсутствие
заболеваний в период адаптации Отсутствие психосоматической симптоматики |
Опрос родителей
Анализ медицинской статистики |
Способность организма к энергозатратам |
Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» | |
Освоение способов и приемов новой деятельности | Усвоение программы обучения | Экспертная оценка учителей |
Эмоциональное принятие новой социальной ситуации | Эмоционально положительное восприятие процесса учения | Опрос родителей
Методика «Домики» |
Эмоционально
положительное отношение
К учителю |
Методика «Домики» | |
Эмоционально положительное отношение к себе в новой роли | Методика «Домики» | |
Эмоционально положительное восприятие отношений с одноклассниками | Опрос родителей
Методика «Домики» | |