Адаптация первоклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:06, практическая работа

Описание работы

Начало обучения ребенка в школе - сложный и ответственный этап в его жизни. Психологи отмечают, что дети 6-7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе. В среднем, привыкание ребенка к школе имеет продолжительность от 3 месяцев до 1,5 лет.

Каковы условия психологической адаптации ребенка к школе? Во-первых, меняется социальная позиция ребенка: из дошкольника он превращается в ученика. И если ранее он был "просто ребенком", которого любили и о котором заботились взрослые, то теперь он становится школьником. У него появляются новые и сложные обязанности: делать уроки, приходить вовремя в школу, быть внимательным на уроке, дисциплинированным и т.п. По существу, впервые в своей жизни ребенок становится членом общества со своими обязанностями и социально-общественным долгом. Учитель выступает представителем общества: он задает требования и нормы, ориентирует ребенка в том, как ему себя вести, что и как делать.

Работа содержит 1 файл

Программа по адаптации Дубкова.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

Цель: создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения.

Задачи:

  1. Помощь учащимся в осознании новых требований, в формировании внутренней потребности в их исполнении.
  2. Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
  3. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
  4. Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной “Я- концепции” детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
  5. Создание благоприятного психологического климата в классе.
  6. Способствование развития творческого потенциала и установления норм во взаимоотношениях со сверстниками и педагогом.

    Работа в  данном блоке строится в нескольких направлениях:

  1. Диагностика адаптированности первоклассников.
 

    Блок  включает в себя:

    • Программа «Первый раз в первый класс»

Цель: Профилактика нарушения психологического здоровья первоклассников на начальном этапе адаптации к школе.

Задачи:

  1. Помочь учащимся осознать новые требования, формировать внутреннюю потребность в их исполнении.
  2. Оказание психологической поддержки учащимся.
  3. Создание благоприятного психологического климата в классе.
  4. Способствовать развитию творческого потенциала и установлению норм во взаимоотношениях со сверстниками и педагогом.

Занятия проводятся в течение первой учебной  недели каждый день; продолжительность  занятия 35 минут. (7 часов)

Содержание. Основу групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников. Необходимым элементом всех занятий являются упражнения, направленные на создание и поддержание благоприятного внутригруппового климата. На занятиях широко используются сложные многофункциональные упражнения, позволяющие решать сразу несколько задач.

Коррекция психоэмоционального  напряжения «Знакомство» - « Мое имя» «Я люблю», «Настроение», «Наши страхи»…

    • Программа “Я - первоклассник”

Цель: Содействовать осознанию позиции школьника.

Задачи:

 1.   Помочь учащимся осознать новые  требования, формировать внутреннюю  потребность в их исполнении.

 2.    Развитие познавательных способностей.

 3.  Развитие эмоционально-волевой сферы  и навыков адекватного социального  поведения первоклассников.

 4.    Оказание психологической поддержки  учащимся.

 5.    Создание благоприятного психологического  климата в классе.

 6. Способствовать  развитию творческого потенциала и установлению норм во взаимоотношениях со сверстниками и педагогом.

Занятия проводятся в первом полугодии (октябрь- декабрь)

Содержание. «Блокнот все обо мне» (11 часов), «Сказки для школьной адаптации» (26 часов) 

    • Программа “Хочу быть успешным!”

Цель: формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста

Задачи:

  1. Развитие эмоциональной регуляции поведения детей,
  2. Предупреждение и снижение тревожности и страхов,
  3. Повышение уверенности в себе .

Занятия проводятся во втором полугодии (январь-март)

Содержание: коррекционно-развивающие занятия «Я учусь владеть собой», психологические игры и упражнения К.Фопель, (10 часов) 

Прогнозируемый  результат:  

  • Уменьшение  факторов риска, которые приводят к нарушению психологического здоровья первоклассников на начальном этапе адаптации к школе.
  • Формирование комфортной образовательной среды, навыков адекватного социального поведения;
  • Снижение уровня тревожности и психической защиты;
  • Эмоциональное благополучие ребенка в классе;
  • Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей;
  • Выработка стратегии индивидуального (личностно-ориентированного) подхода.
  • Развитие познавательной сферы учащихся;     
 

Критерии  оценки эффективности:

  • Снижение уровня тревожности и психической защиты у первоклассников;
  • Эмоциональное благополучие ребенка в классе;
  • Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей;
  • Выработка учителем стратегий индивидуального (личностно-ориентированного) подхода к учащимся.
  • Включение родителей в образовательный процесс.
 
 

Блок  “Родитель”

    Тематический  план программы  

№ п/п Название темы собраний, консультаций Кол-во часов
1 “Мой ребенок  первоклассник” 1
2 “Первый раз  в первый класс” (по итогам диагностики); 1
3 Диагностика – “уровень адаптации моего ребенка к школе”; 1
4 Индивидуальное  консультирование По запросу
5 Групповые консультации 9
 

    Блок  «Первоклассник»

    Тематический  план программы «Первый раз в первый класс»  

№ п/п Название темы Кол-во часов
1 Знакомство» - « Мое имя 1
2 Я люблю 1
3 Настроение 1
4 Наши страхи 1
5 Диагностика адаптированности 2
 

    Тематический  план программы «Я - первоклассник» «Блокнот обо мне» 

№ п/п Название темы Кол-во часов
1 Обложка для  Блокнота Самоутверждения 1
2 Т-образная рубашка 1
3 Мой снеговик 1
4 Моя пуговица 1
5 Мое любимое  животное 1
6 Карта моего  места жительства 1
7 Личные листки. 1
8 Воздушные шары 1
9 Вопросы Обо  Мне… 1
10 Как я провожу  свое время… 1
11 Если бы я  мог сделать то, что хотел… 1
 
 
 
 
 
 
 
 

    Тематический план программы «Я - первоклассник» «Сказки для школьной адаптации» 

№ п/п Название темы Кол-во часов
1 Смешные страхи. Школьные правила 2
2 Сказки об отношениях к вещам. Собирание портфеля. Госпожа Аккуратность 2
3 Жадность. Волшебное  яблоко (воровство) 2
4 Подарки в день рождения 2
5 Сказки об отношениях к урокам, знаниям. Домашнее задание 2
6 Школьные оценки. Подсказка 2
7 Сказки о  здоровье и о том, как стать  большим.

Режим. Телевизор.

2
8 Прививка. Больной  друг. 2
9 Сказки о  школьных конфликтах. Я беда. Шапка-невидимка.  
(демонстративное поведение)
2
10 Задача для  Лисенка (ложь). Спорщик. 2
11 Обида. Хвосты (межгрупповые конфликты). 2
12 Драки. Грубые слова. 2
13 Дружная страна (межполовые конфликты). 2
 

    Тематический  план программы «Хочу быть успешным!» 

№ п/п Название темы Кол-во часов
1 «Настроение». Развивать умение управлять своим  настроением, искать выход из трудных  ситуаций.Знакомить с разными  способами эмоций, 2
2 «Мысли и  поведение. Связь между ними». Сформировать представление о связи между мыслями и поведением, развивать у детей способность к саморегуляции 2
3 «Выбор». Знакомство с понятием выбор, развивать умение прогнозировать ситуации, анализировать  свои поступки и поступки других людей 2
4 «Успех». Знакомство с понятием успех, условиями достижения успеха, составляющих успеха успешный человек, повышение уверенности в себе 2
5 Творческая  мастерская. Закрепление полученных знаний, развитие умения передавать эмоции художественными средствами 2
 
 

Комплекс  диагностических  методик

Компоненты  адаптации Эмперические  характеристики Методики
Физиологическая подстройка организма Отсутствие  заболеваний в период адаптации 

Отсутствие  психосоматической симптоматики

Опрос родителей

Анализ  медицинской 

статистики

 
 
Способность организма к энергозатратам
Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики»
Освоение  способов и приемов новой деятельности Усвоение программы  обучения Экспертная  оценка учителей
Эмоциональное принятие новой социальной ситуации Эмоционально  положительное восприятие процесса учения Опрос родителей 

Методика  «Домики»

Эмоционально  положительное отношение 

К учителю

Методика «Домики»
Эмоционально  положительное отношение к себе в новой роли Методика «Домики»
Эмоционально положительное восприятие отношений с одноклассниками Опрос родителей 

Методика  «Домики»

 

Информация о работе Адаптация первоклассников