Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:53, дипломная работа
Задачи:
1. Раскрыть понятие «детский коллектив».
2. Выявить особенности адаптации младших школьников в коллективе сверстников.
3. Провести диагностику взаимоотношений в коллективе младших школьников
4. Организовать работу по созданию условий для успешной адаптации в детском коллективе.
Введение
Глава I. Теоретические аспекты адаптации младших школьников в детском коллективе
1.1. Понятие детского коллектива
1.2. Особенности адаптации младших школьников в коллективе сверстников
Глава II. Опытно-практическая работа по выявлению особенностей адаптации младших школьников в коллективе сверстников
2.1. Диагностика взаимоотношений в коллективе младших школьников
Заключение
Список литературы
Департамент
образования города
Москвы
Государственное
образовательное
учреждение
Педагогический
колледж № 14
ПЦК:
психолого-педагогических
дисциплин
Выпускная квалификационная работа
«Адаптация
младших школьников
в детском коллективе»
Оценка________
Председатель ГАК__________
Дата защиты "____"______________2011г.
К защите допущен
_______
Москва,
2011
Содержание:
Введение
Глава I. Теоретические аспекты адаптации младших школьников в детском коллективе
Глава II. Опытно-практическая работа по выявлению особенностей адаптации младших школьников в коллективе сверстников
2.1. Диагностика взаимоотношений в коллективе младших школьников
Заключение
Список литературы
Проблема: каковы особенности адаптации младших школьников в детском коллективе?
Цель: выявить особенности адаптации младших школьников в коллективе сверстников.
Объект: детский коллектив.
Предмет: особенности адаптации младших школьников.
Задачи:
Глава
I. Теоретические аспекты
адаптации младших школьников
в детском коллективе
Процесс развития коллектива является одним из важнейших объектов исследований в области педагогики. Основополагающей является характеристика коллектива, данная А. С. Макаренко. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение — форма жизни коллектива, остановка — форма его смерти; сформулировал принципы его развития (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия); вычленил основные этапы развития коллектива. Эти положения разрабатывались и уточнялись представителями различных общественных наук — философии, научного коммунизма, этики, психологии и педагогики.
В философии процесс развития коллектива рассматривается как развитие социального организма, основные критерии которого - целеустремленность, сплоченность, эффективность деятельности (В. Г. Иванов). В социальной психологии процесс развития рассматривается через такие параметры, как нравственная направленность, организационное и ценностное ориентационное единство, подготовленность к той или иной деятельности в рамках социально-психологической общности, возникающей в коллективе (А. В. Петровский, Л. И. Уманский и др.).
Существует несколько подходов к вычленению стадий развития детского коллектива.
Большинство исследователей вслед за А. С. Макаренко рассматривают эти стадии сообразно характеру предъявляемых требований. Согласно этой концепции в развитии коллектива выделяются три этапа. На первом этапе А. С. Макаренко считал возможным предъявление требований к воспитанникам со стороны педагога, требований, решительных по форме, ясных по содержанию, с известной долей внушаемости.
На этапе, когда требования педагога поддерживаются частью воспитанников, наступает вторая стадия развития коллектива, когда актив предъявляет требования к товарищам и самим себе.
На третьей стадии развития требования предъявляет коллектив. Это возможно при сплочении воспитанников в единой деятельности. Общим итогом предъявляемых требований является создание такой нравственной атмосферы, когда каждый воспитанник предъявляет общественные требования к себе и соответственно им выбирает способы поведения.
Путь от категоричного требования организатора до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива А. С. Макаренко считал основным путем в развитии советского детского коллектива.
Л. И Новикова,
А. Т Куракин и другие ученые-педагоги,
продолжая изучение проблем коллектива,
рассматривают его как
На первой стадии
коллектив выступает как цель
воспитательных усилий педагогов, стремящихся
превратить ту или иную организационную
единицу (класс, кружок, пионерское звено,
комсомольскую группу и т. п. объединения)
в социально-психологическую
На второй стадии развития детский коллектив выступает как инструмент целенаправленного формирования определенных качеств личности. На этой стадии развивается система внешних связей; возрастает сознательное стремление его членов независимо от групповой принадлежности к реализации коллективных целей. Коллектив становится способным требовать от своих членов соблюдения определенных норм поведения.
Меняется и характер внешних связей и отношений коллектива. Если на предыдущем этапе эти связи помогали главным образом объединению детей в рамках заданной структуры, в формировании самосознания «мы — коллектив», то теперь их воспитательный смысл изменился. На их основе детский коллектив осознает не только свою целостность, но и принадлежность к более широкому коллективу школы. В этих условиях отрицательные влияния микросреды, будучи воспринятыми через призму коллективного сознания, вызывают критическое отношение учащихся относительно мещанских взглядов, обывательских настроений и прочих дурных влияний. Вместе с тем все хорошее, что приходит от внешней среды в коллектив, усваивается всеми учащимися и ведет к взаимному обогащению личности каждого.
На этом этапе
основная цель педагогов — в максимальном
использовании возможностей детского
коллектива в реализации тех воспитательных
функций, ради которых коллектив
создается. Педагоги призваны продолжать
укреплять детский коллектив
за счет совершенствования его
На третьей стадии своего развития коллектив используется педагогами в целях корректировки социального опыта и развития творческой индивидуальности каждого отдельного ребенка. На этой стадии возникает атмосфера доброжелательности каждого по отношению к каждому, высокий уровень требовательности, социальных ожиданий, стимулирующих раскрытие положительных сторон личности. Коллектив становится важнейшим фактором, побуждающим детей к самовоспитанию.
Вычленение в едином процессе развития и управления коллективом трех стадий условно, ибо, создавая детский коллектив, организуя его жизнедеятельность, педагог одновременно регулирует возникающие в среде детей отношения. На каждой из трех стадий развития ученического коллектива характер управления им со стороны воспитателей будет различным.
Стадии развития коллектива в целом и входящих в него первичных коллективов могут и не совпадать. Так, в развитом, сплоченном коллективе школы, проявляющем заботу о воспитании каждого из своих членов, могут быть классные коллективы, находящиеся в процессе первоначального сплочения. В то же время и в неорганизованном, несплоченном коллективе может быть первичный коллектив, обладающий ^признаками высокого развития. В таких случаях возникают противоречия, преодолевая которые коллектив продвигается вперед в своем развитии, достигая более высокого его уровня.
Противоречия могут возникнуть между коллективом и отдельными детьми или группами детей, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований; между перспективами, стоящими перед коллективом, и перспективными устремлениями отдельных его членов, между нормами, установившимися в коллективе, и нормами, стихийно сложившимися во входящих в него группах, между группами детей с различными ценностными ориентациями.
Возникновение
противоречий имеет различные причины.
Одни возникают в связи с развитием
коллектива (перспективы сменяют
одна другую, формальная и неформальная
структуры развиваются
Некоторые противоречия могут перерастать в конфликты. Разрешение этих конфликтов зависит от зрелости ученического коллектива и педагогического мастерства учителей.
Таким образом, развитие ученического коллектива — сложный и противоречивый процесс, осуществляемый с различной степенью интенсивности. В нем возможны остановки, движение вспять. Однако в целом это не стихийный, а педагогический управляемый процесс. Его эффективность зависит от знания принципов развития коллектива и закономерностей его развития. Полноценная жизнь коллектива — динамичный, непрерывно развивающийся процесс. В основе его лежит интенсивная деятельность учащихся, направленная на совместный поиск, совершенствование форм сотрудничества и результатов деятельности.
В развивающемся коллективе возникают формы взаимодействия, способы сотрудничества, ритуалы, которые закрепляются в соответствующих отношениях.
А. С. Макаренко выделил следующие признаки коллектива:
- общественно-ценные цели;
- совместная деятельность по их достижению;
- отношения взаимной ответственности;
- организация органов самоуправления;
Информация о работе Адаптация первоклассников в коллективе сверстников