1. Теоретические основы развития мелкой моторики и взаимосвязи ее с речью

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

В среднем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики рук способствует развитию высших корковых функций: памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения, а также работоспособности, усидчивости.
Основное значение мелкой моторики - развитие у детей элементов пространственного и логического мышления, графических навыков, подготовка к письму. Именно с этой целью даются упражнения, развивающие мелкие мышцы пальцев.

Содержание

Введение - 3
Обозначения и сокращения
Определения
1. Теоретические основы развития мелкой моторики и взаимосвязи ее с речью
1.1 Речь как средство общения, этапы развития речи - 5
1.2 Особенности работы человеческого мозга - 9
1.3 Развитие мелкой моторики рук - 12
1.4 Развитие общей моторики - 15
2. Практические основы влияния мелкой моторики на звукопроизношение - 16
2.1 Обследование звукопроизношении детей старшего возраста -16
2.2 Обследование мелкой и общей моторики -18
2.3 Планирование работы с детьми на основе дифференцированного подхода в зависимости от структуры речевого дефекта - 19
2.4 Отслеживание динамики речевого развития через сравнение результатов работы контрольной и экспериментальной групп - 22 Заключение - 25 Список использованных источников - 26

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 271.50 Кб (Скачать)

Рисунок 6

Таблица 7 Обследование звукопроизношения в контрольной группе «А»

Фамилия Имя ребенка

Диагноз

Звукопроиз

ношение

1

Гельзер Богдан

ФФНР

Р - 0, С, 3 - межзуб

2

Садуакасов Адиль

ФФНР

Ж- нечеткий;Р на Л

3

Жакиянов Карим

ФФНР

Ш ,Ж- нечеткий

 

 

 

Р-0,

4

Далабаева Дария

ФФНР

Ц на С, Р- 0, Л - нечеткий

5

Чапай Акежан

ФФНР

Ш, Ж -нечеткий; Р - одноуд

6

Канапия Айдос

ФФНР

Ш, Ж - нечетк Рна Л

7

Ашимов Азиз

ФФНР

ЦнаС;

Р-0

8

Сагаев Дархан

ФФНР

Р - 0, С, 3 - межзуб

9

Фалеев Артем

ФФНР

Р-0, Л-0; С - межзубн

10

Тимофеева Кристина

ФФНР

Ж- нечеткий; Р - 0, Л - 0; С,3 — межзуб.

Рисунок 7

Программный материал предлагался поэтапно с постепенным усложнением с учетом ближайшей зоны развития, как всей группы детей, так и каждого ребенка. На занятиях широко использовался дифференцированный подход. Так как у одних детей этап постановки звука быстро сменился этапом автоматизации звука в слогах, а затем в словах, а некоторые все еще сидели на постановке звука.

Развивающее обучение проводилось с учетом индивидуальности каждого и "зоны ближайшего развития". В процессе обучения формировались не только знания, умения, навыки, но и личностные особенности: самостоятельность, свобода поведения, самооценка, инициативность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность данной темы в том, что в ходе физиологического изучения речи выявилось исключительное значение тонких движений пальцев рук на формирование функций речи. Связь функции кисти рук и речи оказалась настолько тесной и значимой, что тренировку пальцев рук считаем возможным, рассматривать, как мощный физиологический стимул развития речи детей.

О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно. Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и - особенно - в тех случаях, когда это развитие нарушено.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.

Формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и - особенно - в тех случаях, когда это развитие нарушено

В процессе исследования были выявлены следующие результаты: на занятиях по постановке и автоматизации звука «Ш» в подгруппах А и Б лучшие результаты показала подгруппа Б - звук «Ш» поставлен у 90% детей, причем в подгруппе «А» - 70%. В подгруппе Б на каждом занятии проводились упражнения с применением элементов мелкой моторики, пальчиковой гимнастики, упражнений по развитию общей моторики, результаты эффективнее, чем в подгруппе А, где такие упражнения не проводились. Причем на протяжении всех трех месяцев дети в подгруппе Б показывали лучшие результаты при постановке звука «Ш», его автоматизации, дифференциации введении его в речь.

Таким образом, применение упражнений по развитию мелкой моторики рук, использование пальчиковых игр, применение нетрадиционных технологий, в частности пальцевого массажа улучшает результаты проводимой логопедической работы.

Г ипотеза подтверждена.

Цель достигнута.

Задачи исследования реализованы:

31.              Изучить влияние мелкой моторики на развитие речи детей .

32.              Провести непосредственное внедрение методик пальчиковой гимнастики и упражнений по развитию мелкой моторики рук в экспериментальной группе детского сада.

33.              Определить эффективность системы проведения пальчиковой гимнастики.

Список использованных источников

34.              Акименко В.М. Новые логопедические технологии. Ростов-на- Дону. Феникс, 2008

35.              Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. - М.: Сфера, 2002.

36.              Аманатова М.М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях // Логопедия. № 1. 2007.

37.              Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - Москва, 1961.

38.              Раннева Т.Н. Приемы работы по развитию ручной умелости у детей. Логопед №4, 2008.

39.              Иншакова О.Б. Альбом для логопеда (Коррекционная педагогика). - М.: Гуманит. Центр «Владос», 2005.

40.              Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 2002.

41.              Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг, - Санкт- Петербург, 1998

42.              Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - Москва: Педагогика, 1973. - С. 144

43.              Леонтьев А.Н. Основы психолингвистики: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». Москва, 1997.

44.              Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. пед. высш. учеб. заведений/ Под ред. Л.С. Шаховской. - 3-е изд., перераб. И доп. - Москва: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

45.              Матросова Т.А. Совместная работа логопеда и воспитателя в группах для детей с нарушениями речи // Логопедия. № 4(8), 2007.

46.              Маранова Н.А. Использование речевых физкультминуток в группах детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Дефектология, 1989, №2, с.64-70.

47.              Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М., 1991.

48.              Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. Пособие для воспитателей и логопедов. М.2004

49.              Настольная книга логопеда: справочно-методическое пособие / Сост. Зуева Л.Н., Шевцова Е.Е. - М.: ACT: Апрель, Профиздат, 2005.

50.              Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е.Левиной. М.,

1968.

51.              Пальчиковые игры Савиной. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. - Москва: «Издательство АСТ», 2000. - 128с.

52.              Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону: Феникс,

2002.

53.              Педагогическая диагностика и коррекция речи / Под ред. Поваляевой М.А.. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

54.              Педагогическая диагностика и коррекция речи / Под ред. Поваляевой М.А.. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

55.              Петренко В.Ф. Основы психолингвистики: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». Москва, 1997.

56.              Сековец JI.C. Коррекция нарушений речи у дошкольников. Программно-методическое пособие. АРКТИ, 2005.

57.              Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков.- Москва: «Издательство Эксмо», 2007.

58.              Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М., 1991.

59.              Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб.: Акцидент,

1997.

60.              Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М.,

1989.

61.              Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. М. Школьная пресса, 2002 г.

62.              Филичева Т.Б., Соболева Развитие речи дошкольников. М., 2005.

Якубович М.А., Преснова О.В. Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физического воспитания. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОСДООб.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.

63.              Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5-10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

64.              Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой

руке.

65.              Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.

66.              Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.

67.              "Резиночка". Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой. Это упражнение направлено на повышение упругости ручной мускулатуры.

4)                 Игры с разноцветными прищепками, стимулирующие созревание клеток коры головного мозга путем механического сдавливания подушек пальцев. Из прищепок также можно сделать какой-либо предмет (стол, стул и др.), что способствует развитию фантазии, воображения.

5)                 Игры с разноцветными крышками от пластмассовых бутылок. Выкладывая из них красочные предметы, узоры, дети закрепляют знания о цветах, формах, развивают воображение.

6)                 Игры со спичками (без головок), палочками, заключающиеся в выкладывании геометрических форм, цифр, букв, изображений предметов. Такой прием способствует формированию действий пальчиков с мелкими деталями, учит распределять предметы на листе бумаги в определенном порядке, развивает логическое мышление, фантазию.

68.              Игры с рисованием.

Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму - то можно поиграть в игры с рисованием. Например, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту, разукрашивать различные картинки трафаретов с изображениями [3, стр. 85].

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

1.4 Японская методика пальцевого массажа

Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-летнего возраста, применяется японская методика пальцевого массажа и самомассажа.

Японский ученый Намикоши Токухиро считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган.

69.              Массаж большого пальца - повышает активность мозга;

70.              Массаж указательного пальца - стимулирует желудок и поджелудочную железу;

71.              Массаж среднего пальца - улучшает работу кишечника;

72.              Массаж безымянного пальца - стимулирует печень;

73.              Массаж мизинца - способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.

Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом:

74.              Работа рук способствует психическому успокоению (вязание на спицах);

75.              Предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи);

76.              Способствует возникновению успокаивающего эффекта (японские купцы потирают руки при обслуживании докучливых клиентов).

Совет взрослым, если дети волнуются при речи вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук - так организм ребенка сбрасывает возбуждение.

Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систему упражнений для самомассажа:

7)                 Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками.

8)                 Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс»: их нужно

77.              Вертеть в руках;

78.              Щелкать по ним пальцами;

79.              «стрелять»;

Информация о работе 1. Теоретические основы развития мелкой моторики и взаимосвязи ее с речью