Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 18:40, курсовая работа
В среднем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики рук способствует развитию высших корковых функций: памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения, а также работоспособности, усидчивости.
Основное значение мелкой моторики - развитие у детей элементов пространственного и логического мышления, графических навыков, подготовка к письму. Именно с этой целью даются упражнения, развивающие мелкие мышцы пальцев.
Введение - 3
Обозначения и сокращения
Определения
1. Теоретические основы развития мелкой моторики и взаимосвязи ее с речью
1.1 Речь как средство общения, этапы развития речи - 5
1.2 Особенности работы человеческого мозга - 9
1.3 Развитие мелкой моторики рук - 12
1.4 Развитие общей моторики - 15
2. Практические основы влияния мелкой моторики на звукопроизношение - 16
2.1 Обследование звукопроизношении детей старшего возраста -16
2.2 Обследование мелкой и общей моторики -18
2.3 Планирование работы с детьми на основе дифференцированного подхода в зависимости от структуры речевого дефекта - 19
2.4 Отслеживание динамики речевого развития через сравнение результатов работы контрольной и экспериментальной групп - 22 Заключение - 25 Список использованных источников - 26
Рисунок 6
Таблица 7 Обследование звукопроизношения в контрольной группе «А»
№ | Фамилия Имя ребенка | Диагноз | Звукопроиз ношение | ||
1 | Гельзер Богдан | ФФНР | Р - 0, С, 3 - межзуб | ||
2 | Садуакасов Адиль | ФФНР | Ж- нечеткий;Р на Л | ||
3 | Жакиянов Карим | ФФНР | Ш ,Ж- нечеткий | ||
|
|
| Р-0, | ||
4 | Далабаева Дария | ФФНР | Ц на С, Р- 0, Л - нечеткий | ||
5 | Чапай Акежан | ФФНР | Ш, Ж -нечеткий; Р - одноуд | ||
6 | Канапия Айдос | ФФНР | Ш, Ж - нечетк Рна Л | ||
7 | Ашимов Азиз | ФФНР | ЦнаС; Р-0 | ||
8 | Сагаев Дархан | ФФНР | Р - 0, С, 3 - межзуб | ||
9 | Фалеев Артем | ФФНР | Р-0, Л-0; С - межзубн | ||
10 | Тимофеева Кристина | ФФНР | Ж- нечеткий; Р - 0, Л - 0; С,3 — межзуб. |
Рисунок 7
Программный материал предлагался поэтапно с постепенным усложнением с учетом ближайшей зоны развития, как всей группы детей, так и каждого ребенка. На занятиях широко использовался дифференцированный подход. Так как у одних детей этап постановки звука быстро сменился этапом автоматизации звука в слогах, а затем в словах, а некоторые все еще сидели на постановке звука.
Развивающее обучение проводилось с учетом индивидуальности каждого и "зоны ближайшего развития". В процессе обучения формировались не только знания, умения, навыки, но и личностные особенности: самостоятельность, свобода поведения, самооценка, инициативность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность данной темы в том, что в ходе физиологического изучения речи выявилось исключительное значение тонких движений пальцев рук на формирование функций речи. Связь функции кисти рук и речи оказалась настолько тесной и значимой, что тренировку пальцев рук считаем возможным, рассматривать, как мощный физиологический стимул развития речи детей.
О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно. Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и - особенно - в тех случаях, когда это развитие нарушено.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.
Формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и - особенно - в тех случаях, когда это развитие нарушено
В процессе исследования были выявлены следующие результаты: на занятиях по постановке и автоматизации звука «Ш» в подгруппах А и Б лучшие результаты показала подгруппа Б - звук «Ш» поставлен у 90% детей, причем в подгруппе «А» - 70%. В подгруппе Б на каждом занятии проводились упражнения с применением элементов мелкой моторики, пальчиковой гимнастики, упражнений по развитию общей моторики, результаты эффективнее, чем в подгруппе А, где такие упражнения не проводились. Причем на протяжении всех трех месяцев дети в подгруппе Б показывали лучшие результаты при постановке звука «Ш», его автоматизации, дифференциации введении его в речь.
Таким образом, применение упражнений по развитию мелкой моторики рук, использование пальчиковых игр, применение нетрадиционных технологий, в частности пальцевого массажа улучшает результаты проводимой логопедической работы.
Г ипотеза подтверждена.
Цель достигнута.
Задачи исследования реализованы:
31. Изучить влияние мелкой моторики на развитие речи детей .
32. Провести непосредственное внедрение методик пальчиковой гимнастики и упражнений по развитию мелкой моторики рук в экспериментальной группе детского сада.
33. Определить эффективность системы проведения пальчиковой гимнастики.
Список использованных источников
34. Акименко В.М. Новые логопедические технологии. Ростов-на- Дону. Феникс, 2008
35. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. - М.: Сфера, 2002.
36. Аманатова М.М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях // Логопедия. № 1. 2007.
37. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - Москва, 1961.
38. Раннева Т.Н. Приемы работы по развитию ручной умелости у детей. Логопед №4, 2008.
39. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда (Коррекционная педагогика). - М.: Гуманит. Центр «Владос», 2005.
40. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 2002.
41. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг, - Санкт- Петербург, 1998
42. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - Москва: Педагогика, 1973. - С. 144
43. Леонтьев А.Н. Основы психолингвистики: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». Москва, 1997.
44. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. пед. высш. учеб. заведений/ Под ред. Л.С. Шаховской. - 3-е изд., перераб. И доп. - Москва: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
45. Матросова Т.А. Совместная работа логопеда и воспитателя в группах для детей с нарушениями речи // Логопедия. № 4(8), 2007.
46. Маранова Н.А. Использование речевых физкультминуток в группах детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Дефектология, 1989, №2, с.64-70.
47. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М., 1991.
48. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. Пособие для воспитателей и логопедов. М.2004
49. Настольная книга логопеда: справочно-методическое пособие / Сост. Зуева Л.Н., Шевцова Е.Е. - М.: ACT: Апрель, Профиздат, 2005.
50. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е.Левиной. М.,
1968.
51. Пальчиковые игры Савиной. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. - Москва: «Издательство АСТ», 2000. - 128с.
52. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону: Феникс,
2002.
53. Педагогическая диагностика и коррекция речи / Под ред. Поваляевой М.А.. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
54. Педагогическая диагностика и коррекция речи / Под ред. Поваляевой М.А.. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
55. Петренко В.Ф. Основы психолингвистики: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». Москва, 1997.
56. Сековец JI.C. Коррекция нарушений речи у дошкольников. Программно-методическое пособие. АРКТИ, 2005.
57. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков.- Москва: «Издательство Эксмо», 2007.
58. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М., 1991.
59. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб.: Акцидент,
1997.
60. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М.,
1989.
61. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. М. Школьная пресса, 2002 г.
62. Филичева Т.Б., Соболева Развитие речи дошкольников. М., 2005.
Якубович М.А., Преснова О.В. Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физического воспитания. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОСДООб.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.
63. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5-10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.
64. Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой
руке.
65. Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.
66. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.
67. "Резиночка". Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой. Это упражнение направлено на повышение упругости ручной мускулатуры.
4) Игры с разноцветными прищепками, стимулирующие созревание клеток коры головного мозга путем механического сдавливания подушек пальцев. Из прищепок также можно сделать какой-либо предмет (стол, стул и др.), что способствует развитию фантазии, воображения.
5) Игры с разноцветными крышками от пластмассовых бутылок. Выкладывая из них красочные предметы, узоры, дети закрепляют знания о цветах, формах, развивают воображение.
6) Игры со спичками (без головок), палочками, заключающиеся в выкладывании геометрических форм, цифр, букв, изображений предметов. Такой прием способствует формированию действий пальчиков с мелкими деталями, учит распределять предметы на листе бумаги в определенном порядке, развивает логическое мышление, фантазию.
68. Игры с рисованием.
Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму - то можно поиграть в игры с рисованием. Например, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту, разукрашивать различные картинки трафаретов с изображениями [3, стр. 85].
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
1.4 Японская методика пальцевого массажа
Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-летнего возраста, применяется японская методика пальцевого массажа и самомассажа.
Японский ученый Намикоши Токухиро считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган.
69. Массаж большого пальца - повышает активность мозга;
70. Массаж указательного пальца - стимулирует желудок и поджелудочную железу;
71. Массаж среднего пальца - улучшает работу кишечника;
72. Массаж безымянного пальца - стимулирует печень;
73. Массаж мизинца - способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.
Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом:
74. Работа рук способствует психическому успокоению (вязание на спицах);
75. Предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи);
76. Способствует возникновению успокаивающего эффекта (японские купцы потирают руки при обслуживании докучливых клиентов).
Совет взрослым, если дети волнуются при речи вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук - так организм ребенка сбрасывает возбуждение.
Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систему упражнений для самомассажа:
7) Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками.
8) Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс»: их нужно
77. Вертеть в руках;
78. Щелкать по ним пальцами;
79. «стрелять»;
Информация о работе 1. Теоретические основы развития мелкой моторики и взаимосвязи ее с речью