Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 18:40, курсовая работа
В среднем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики рук способствует развитию высших корковых функций: памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения, а также работоспособности, усидчивости.
Основное значение мелкой моторики - развитие у детей элементов пространственного и логического мышления, графических навыков, подготовка к письму. Именно с этой целью даются упражнения, развивающие мелкие мышцы пальцев.
Введение - 3
Обозначения и сокращения
Определения
1. Теоретические основы развития мелкой моторики и взаимосвязи ее с речью
1.1 Речь как средство общения, этапы развития речи - 5
1.2 Особенности работы человеческого мозга - 9
1.3 Развитие мелкой моторики рук - 12
1.4 Развитие общей моторики - 15
2. Практические основы влияния мелкой моторики на звукопроизношение - 16
2.1 Обследование звукопроизношении детей старшего возраста -16
2.2 Обследование мелкой и общей моторики -18
2.3 Планирование работы с детьми на основе дифференцированного подхода в зависимости от структуры речевого дефекта - 19
2.4 Отслеживание динамики речевого развития через сравнение результатов работы контрольной и экспериментальной групп - 22 Заключение - 25 Список использованных источников - 26
Рисунок 3
Таблица 4 - Обследование моторики в контрольной группе «А»
Фамилия Имя ребенка | Степень развития движений пальцев | Степень развития общей моторики |
Гельзер Богдан | Ниже нормы | Норма |
Садуакасов Адиль | норма | Выше нормы |
Жакиянов Карим | норма | Выше нормы |
Далабаева Дария | Ниже нормы | Выше нормы |
Чапай Акежан | норма | Выше нормы |
Канапия Айдос | норма | Норма |
Ашимов Азиз | Ниже нормы | Норма |
Сагаев Дархан | Ниже нормы | Норма |
Фалеев Артем | Ниже нормы | Ниже нормы |
Тимофеева Кристина | Ниже нормы | Ниже нормы |
Рисунок 4
Исходя из данных таблиц 3, 4 видно, если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше.
2.3 Планирование работы с детьми на основе дифференцированного подхода в зависимости от структуры речевого дефекта
Цель эмпирического исследования заключалась в изучении условий, задач и содержания логопедической работы в группе для детей, где непосредственно применялись упражнения по развитию мелкой моторики, проводилась постоянно пальчиковая гимнастика.
Сроки работы с детьми данными подгруппами с 15.09.2008 года до 25.12.2008 года. Базовым звуком во всей проводимой работе в двух группах являлся звук «Ш». Потому что у всех детей, как в экспериментальной группе, так и в контрольной данный звук либо отсутствует, либо искажен, либо заменяется. К тому же все дети выбраны с диагнозом ФФНР. Причем в экспериментальной подгруппе перед каждым занятием по постановке и автоматизации звука «Ш» проводились упражнения и игры с элементами мелкой моторики. А в контрольной подгруппе такие упражнения не проводились.
Упражнения по развитию мелкой моторики включали в себя:
19. Упражнения для развития тактильной чувствительности и
сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук. Приложение А.
За время работы с детьми экспериментально группы были получены значительные сдвиги в следующих упражнениях: обрисовать контур картинки и разукрасить ее. Амир, Владик, Анна научились разукрашивать картинку, не выходя за ее поля. Алишер Даниял и Владик улучшили свои координационные движения пальцев при выкладывании из спичек: домика, ракеты, дороги, квадрата, треугольника. Фигуры у них стали получаться более ровные и правильные.
20. Японская методика пальцевого массажа (Приложение Б).
Эта методика практиковалась на одном занятии в неделю. К концу эксперимента Алишер, Даниял, Владик, Аружан и Артем научились удерживать по два ореха между растопыренными пальцами ведущей руки, научились пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами.
Все дети из группы с удовольствием осваивали методику пальцевого массажа.
21. Упражнения на повышение уровня активации (Приложение В).
Все дети экспериментальной группы выполняли упражнения, в качестве физминутки, в середине занятия. Эти упражнения оказывали общеукрепляющее действия, направленное на улучшение кровообращения и двигательной активности.
22. Пальчиковая гимнастика (Приложение Г).
Все движения пальчиковой гимнастики, проводимых в качестве физминутки на каждом занятии по 3-5 минут, сопровождались проговариванием стихов, потешек, и содержали большое количество тех звуков, которые дети изучали в это же время на занятиях по звуковой культуре речи. Таким образом решалось несколько коррекционных задач.
На этапе логопедической работы в первую очередь, исправлялось неправильное произношение звука «Ш» или уточнялась его артикуляция, (Приложение Jjj.
При вызове звука схема каждого занятия состояла на 1 этапе из длительного произношения звука «Ш», при виде спускающегося шарика, картинки с изображением: «Шипения гуся», «Деревья шумят в лесу».
Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходило одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Упражнения же в звуковом анализе и синтезе, в свою очередь, способствовали осознанному овладению произношением звуков речи. Таким образом, упражнения на анализ и синтез звукового состава речи помогали решить две задачи - нормализовать процесс фонемообразования и подготовить детей к усвоению грамоты.
Далее на следующем этапе работы в контрольной и экспериментальной группе каждое занятие начиналось с артикуляционной гимнастики. Выполнялись упражнения «Грибок», «Лошадка», «Качели», «Вкусное варенье», «Накажем непослушный язык». Упражнение «Накажем непослушный язык» выполнялось правильно детьми обоих групп. Упражнения «Чашечка» и «Гармошка» вызывали особое затруднение детей: Гельзер Богдан, Садуакасов Адиль, Атттимов Азиз, Смирнов Артем, Осадчий Владик, Вассу Даниял.
На следующем этапе работы проводилось закрепление звука «Ш» в слогах как прямых так и обратных (Приложение Д). Дети экспериментальной группы: Фатима, Аружан, Дарига и дети контрольной группы: Дария, Айдос, Дархан, Артем смогли воспроизвести звук «Ш» по подражанию. И с легкостьы повторяли фонемы. Дети экспериментальной группы: Амир, Анна, Алуа, Артем и дети контрольной группы смогли воспроизвести звук «Ш» только после механического воздействия шпателем. Только Аружан из экспериментальной группы упорно продолжала искажать звук «Ш», сменив замену Ш на С на произношение «Ш» при шипящем сигматизме. Карим Айдос, Акежан из контрольной группы сменили замену произношения Ш на С на нечеткое произношение звука Ш.
Далее только в экспериментальной группе проводились упражнения по развитию мелкой моторики, пальчиковая гимнастика.
После того, как отрабатывалось произношение звука «Ш» в слогах, дети отраженно произносила слова и предложения (Приложение Д).
Так как приемы показа звука «Ж» те же, что и звука «Ш»; разница только в том, что включаются в работу голосовые связки. Ребенку, уже овладевшему звуком «Ш», предлагалось в момент произнесения звука логопедом приложить к его гортани одну руку ребенка, давая ему почувствовать посредством осязания дрожание гортани, а другую руку ребенка приложить к его собственной гортани, имея звук «Ш» подключаем работу голосовых связок, и получаем звук «Ж».
На заключительном этапе автоматизации звука «Ш» детям предлагался рассказ «Сестры», в конце которого они отвечали на вопросы.
На вопрос: Кто из сестер старше? Затруднились ответить: Гельзер Богдан, Садуакасов Алиль и Смирнов Артем. На вопрос: Кого папа катает иногда на машине? Затруднились ответить: Осадчий Владик, Нургалиева Алуа, Чапай Акежан. На воппрос: Кем мечтает стать Даша? Затруднились ответить: Фалеев Артем, Канапия Айдос, Ашимов Азиз, Сагандык Дарига.
Можно выделить основные задачи логопеда в коррекционном процессе:
23. развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
24. совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики при устранении недостаточности развития речевой моторики, освоение артикуляционных упражнений, развивающих подвижность артикуляционного аппарата;
25. закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков;
26. закрепление, уточнение и активизация отработанного логопедом лексического материала на занятиях по развитию речи, других занятиях, в режимных моментах;
27. закрепление сформированных логопедом грамматических категорий;
28. формирование диалогической и монологической форм связной речи;
29. формирование графических навыков;
30. развитие памяти, внимания, мышления.
Воспитатели активно участвовали в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта. В своей работе они руководствовались общедидактическими принципами, при этом некоторые из них наполняются новым содержанием. Это - принципы системности и последовательности, принцип индивидуального подхода.
Принцип системности и последовательности предполагает адаптацию содержания, методов и приёмов деятельности воспитателя к требованиям, предъявляемым задачами конкретного этапа логопедического воздействия. Поэтапность в работе логопеда обусловлена представлением о речи как системе, усвоение элементов которой протекает взаимосвязанно и в определённой последовательности.
2. 4 Отслеживание динамики речевого развития через сравнение результатов работы контрольной и экспериментальной групп
Динамика продвижения в каждой подгруппе отображается следующим образом: в экспериментальной группе в октябре звук «Ш» был поставлен у 4 человек 40%, а в контрольной у 3 человек 30%. В ноябре в экспериментальной подгруппе звук поставлен у 6 человек 60%, а в контрольной у 4 человек 40 %, В декабре звук «Ш» поставлен в экспериментальной группе у 9 человек 90%, а в контрольной у 7 человек 70%). Эта динамика отражена на рисунке 5.
Таблица 5 - Динамика результатов логопедической работы при постановке звука «Ш»
Месяц | Экспериментальная подгруппа Б | Контрольная подгруппа А |
сентябрь | 0% | 0% |
октябрь | 40% | 30% |
ноябрь | 60% | 40% |
декабрь | 90% | 70% |
В декабре было проведено повторное обследование звукопроизношение, рисунки 6, 7.
Таблица 6 - Обследование звукопроизношения в экспериментальной группе «Б»
№ | Фамилия Имя ребенка | Диагноз | Звукопроизношение |
1 | Каратаев Амир | ФФНР | О 1 |
2 | Осадчий Владик | ФФНР | Р, - 0; JI на В |
3 | Асылболатова Фатима | ФФНР | Р-Л |
4 | Кенжаева Анна | ФФНР | Ж - нечет, С,3 - нечеткий; Р - одноударный |
5 | Шарбанов Алишер | ФФНР | Л - 0, Р- одноуд. |
6 | Вассу Дания л | ФФНР | Р - 0, С, 3 - межзуб |
7 | Бауыржан Аружан | ФФНР | Ш шипящий сигматизм, Ж на 3 |
8 | Сагандык Дарига | ФФНР | Ж нечеткий |
9 | Нургалиева Алуа | ФФНР | Р на Л |
10 | Смирнов Артем | ФФНР | Ц на С |
Информация о работе 1. Теоретические основы развития мелкой моторики и взаимосвязи ее с речью