Проблемы компьютерных технологий в обучении

Автор: Екатерина Рожкова, 24 Ноября 2010 в 07:35, контрольная работа

Описание работы

Современная наука концентрирует внимание на теоретической разработке концепции и структурно-организационных моделей компьютеризации образования, так как на данный момент, ввиду отсутствия стабильных позиций в этом вопросе, реальная компьютеризация учебного процесса на местах фактически отсутствует.

Обоснование безотлагательной необходимости внедрения компьютерной и микропроцессорной техники в школьную практику содержит два основных, тесно связанных между собой слагаемых. Во-первых, огромные технико-операционные возможности компьютера несут в себе несравнимый с ранее применявшимися техническими средствами обучения, дидактический материал, который может и должен быть реализован в учебно-воспитательном процессе. Во-вторых, подлинная действенность научно-технического прогресса (а широкое применение компьютеров - одно из ярчайших его проявлений) в решающей степени зависит от подготовки кадров на уровне современных требований.

Содержание

I.ГЛАВА
Введение

§1. История возникновения проблемы компьютеризации учебного процесса

§2. Методы организации обучения с применением персонального

компьютера.

§3. ПК как средство обучения.

§4. Обучение на расстоянии - что это такое?

§5. Дистанционное обучение. Подходы к решению проблемы.

•Технолого-экономические аспекты проблемы дистанционного
обучения.

§6. Преимущества и недостатки компьютерных обучающих систем.

§7. Специфика психологического восприятия студентами компьютерных технологий в обучении.

§8. Современное состояние практической компьютеризации процесса обучения.

II.ГЛАВА
§1. Опыт использования компьютерный технологий для обучения информатике незрячих детей.

§2. Применение компьютерных технологий, как инструмента обучения студентов художественно-графических факультетов.

§3. Технологии компьютерного обучения СГУ

Заключение

Литература

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

Решение указанной  задачи связано с  преодолением  трудностей,  обусловленных тем, что одну часть задачи — конструирование и производство ЭВМ —  выполняет инженер, а другую — педагог, который  должен  найти  разумное  дидактическое обоснование  логики  работы  вычислительной  машины  в  целом  и   отдельных программ в частности. Также надо  обратить  внимание  с  какими  программами необходимо  познакомить студента  художественно-графического  факультета  и логики развертывания живой человеческой  деятельности  учения. 

В  настоящее  время последнее приносится пока что в жертву логике машинной; ведь для  того, чтобы  успешно  работать  с  компьютером,  нужно,  как  отмечают  сторонники всеобщей компьютеризации, обладать алгоритмическим мышлением.

Другая трудность  состоит в том, что средство является  лишь  одним  из равноправных  компонентов  дидактической  системы  наряду с другими ее звеньями: целями, содержанием, формами, методами, деятельностью  педагога  и деятельностью учащегося. Все эти звенья взаимосвязаны, и изменение  в  одном из них обусловливает изменения во всех других. Как новое содержание  требует новых  форм его организации, так и новое средство предполагает переориентацию  всех  других  компонентов  дидактической  системы. Поэтому установка в школьном классе или вузовской  аудитории  вычислительной  машины или дисплея  есть  не  окончание  компьютеризации, а ее начало  —  начало системной перестройки всей технологии обучения.

Преобразуется  прежде  всего  деятельность  субъектов  образования - учителя  и  ученика,  преподавателя  и  студента. Им приходится строить принципиально новые  отношения, осваивать новые формы деятельности в связи  с изменением  средств  учебной  работы   и   специфической   перестройкой   ее содержания. И именно в этом, а  не  в  овладении  компьютерной  грамотностью  учителями и учениками или насыщенности классов обучающей  техникой,  состоит основная трудность компьютеризации образования.

Выделяются  три  основные  формы,  в  которых   может   использоваться компьютер  при выполнении им обучающих функций:

      а) машина как тренажер;

      б) машина как репетитор, выполняющий  определенные функции за преподавателя, причем машина может выполнять их лучше, чем человек;

      в) машина как  устройство, моделирующее  определенные предметные ситуации (имитационное моделирование).

Тренировочные системы наиболее целесообразно  применять для выработки и закрепления умений  и  навыков. Здесь  используются  программы  контрольно- тренировочного типа:  шаг за шагом учащийся получает дозированную информацию, которая наводит  на правильный  ответ при  последующем предъявлении задания. Такие  программы  можно  отнести  к  типу,  присущему традиционному программированному обучению. Задача учащегося состоит  в  том, чтобы  воспринимать  команды  и  отвечать  на  них,  повторять  и  заучивать препарированный  для  целей такого обучения готовый материал. При использовании  в таком  режиме  компьютера отмечается интеллектуальная пассивность учащихся. Такие программы могут обучить  теоретическим  правилам составления  интерьера,  на  примерах  показать  существующие  перспективные проекции, ознакомить с правилами их  построения. Также можно использовать для ознакомления  с материалом  необходимым для грамотного  составления интерьера: как лучше спланировать помещение, обставить, какие зоны  требуют специального освещения. Об этом и многом другом на  лекциях можно говорить бесконечно, но как уже упоминалось выше компьютерные технологии используются нами для экономии времени.

Отличие  репетиторских  систем  определяется  тем, что  при четком определении целей, задач  и  содержания  обучения  используются  управляющие воздействия, идущие как от  программы,  так  и  от  самого  учащегося.  "Для обучающих систем такой обмен информацией получил название  диалога"'.  Таким образом,  репетиторские  системы  предусматривают своего  рода диалог обучающегося  с  ЭВМ   в   реальном   масштабе   времени. Обратная  связь осуществляется не только при контроле, но и в процессе усвоения знаний,  что дает учащемуся объективные данные  о  ходе  этого  процесса. По сути  дела репетиторские  системы  основаны  на  той  же  идеологии программированного обучения (разветвленные программы), но усиленного  возможностями диалога с

ЭВМ.

Нужно подчеркнуть  отличие такого  "диалога"  от  диалога  как  способа общения  между людьми. Диалог — это  развитие  темы,  позиции,  точки  зрения совместными усилиями двух и более человек. Траектория  этого  совместного обмена мыслями задается теми смыслами, которые  порождаются  в  ходе  самого диалога.

Очевидно, что "диалог" с машиной таковым принципиально  не является. В машинной программе заранее задаются те ветви программы, по которым  движется процесс, инициированный пользователем ЭВМ. Если учащийся попадет не  на ту ветвь, машина  выдаст  "реплику"  о  том,  что  он  попал  не  туда, куда предусмотрено логикой  программы,  и  что  нужно,  следовательно,  повторить попытку или начать с другого хода. Принципиально  то  же  самое  происходит, когда мы неправильно набираем номер телефона, и абонент отвечает:  "Ошиблись номером"  либо  просто  бросает  трубку.  Кстати,   по   этой   же   причине

индивидуализация  обучения реализуется лишь постольку, поскольку в машине заложена разветвленная  программа. По идее  должно быть наоборот: ввиду уникальности  каждого  человека  в обучающей машине должны  возникать индивидуальные программы. Но это не в возможностях  компьютера,  во  всяком случае в настоящее время.

Учащийся  может  попробовать составить некую, заданную программой комнату, при этом в случаях  ошибки (например: поставил  блок  мебели   стиля хай-тек   в  комнату выполненную в стиле  барокко и т.д.)  пользователь выбрасывается назад, где находится тот материал зная который  ошибки  бы  не было. Или же по окончании работы ему выставляется оценка и выводится  список ошибок и где можно посмотреть теоретический материал. Конечно,  программист поступает правильно, предусматривая систему реплик машины, выдаваемых в определенных местах программы и имитирующих ситуации общения. Но поскольку нет реального диалога, то нет и общения, есть только иллюзия того и другого. Диалога  с  машиной, а точнее, с массивом формализованной информации, принципиально быть  не  может. С дидактической точки зрения "диалоговый режим" сводится лишь  к варьированию  либо  последовательности, либо  объема  выдаваемой  информации. Этим и исчерпываются возможности оперирования  готовой,  фиксированной  в  "памяти" машинной  информации.

М.В.Иванов пишет:

«Диалог - это  реализованное  в  педагогическом  общении  диалектическое

противоречие  предмета, а противоречие даже самая  современная машина  освоить

никак не  может,  она  к  этому  принципиально  не  приспособлена.  Введение

противоречивой  информации она оценивает "двойкой".»

Это означает, что  компьютер, выступая в  функции  средства  реализации целей человека,  не  подменяет  процессов творчества, не отбирает его у учащихся. Это справедливо и для тех случаев, когда ЭВМ используется  для учебного имитационного моделирования, в нашем  случае  интерьера,  задающего режим "интеллектуальной игры", хотя, бесспорно, что именно  в  этой  функции применение  компьютера  является  наиболее  перспективным. С его помощью создается такая обучающая среда,  которая  способствует  активному  мышлению учащихся.

Использование машинных моделей тех или иных предметных  ситуаций раскрывает недоступные  ранее свойства этих ситуаций, расширяет  зону  поиска вариантов решений и их уровень. Наблюдается  увеличение  числа  порождаемых пользователем целей, отмечается оригинальность их формулировки. В процессе работы  перестраиваются  механизмы  регуляции и контроля деятельности, трансформируется ее  мотивация. Их  характер  определяется  тем,  насколько программисту   удается   заложить   в   обучающую   программу    возможности индивидуализации   работы   учащегося, учесть закономерности учебной деятельности.

Индивидуализацию  называют одним из преимуществ компьютерного обучения. И это действительно  так,  хотя  индивидуализация  ограничена  возможностями конкретной обучающей программы  и  требует  больших  затрат  времени  и  сил программиста. Однако тот идеал  индивидуализации, который связывают с широким  внедрением  персональных  компьютеров, имеет и свою оборотную сторону. Индивидуализация свертывает и так  дефицитное  в  учебном  процессе диалогическое общение и предлагает его суррогат в виде "диалога" с ЭВМ.

В самом деле, активный в речевом плане ребенок, поступив в школу, в основном слушает учителя, занимает "ответную позицию" и говорит на уроках с особого разрешения учителя, когда его "вызовут к доске". Подсчитано, что за полный учебный год  ученик  имеет  возможность  говорить считанные  десятки минут — в основном он молча воспринимает информацию. Средство формирования мысли — речь - оказывается фактически  выключенным, а для тех, кто стал студентом, это  происходит и в высшей школе. Обучающиеся не имеют достаточной практики диалогического общения на языке изучаемых наук, а без этого, как  показывают   психологические исследования, самостоятельное мышление  не  развивается.  Обучение  компьютерной графики будет более эффективным, если система   дидактических  и  воспитательных средств, используемых на уроке, будет соответствовать  целям  деятельности,  реальным познавательным возможностям класса, отдельных учеников, групп учащихся.

Если пойти  по  пути  всеобщей  индивидуализации  обучения  с  помощью персональных  компьютеров, не заботясь о преимущественном  развитии коллективных по своей форме и сути учебных занятий с богатыми  возможностями диалогического общения в взаимодействия, можно упустить саму  возможность формирования мышления учащихся. Реальны и опасность  свертывания социальных контактов, и индивидуализм в производственной и общественной жизни. С этими явлениями в избытке встречаются в странах, широко внедряющих  компьютеры  во все сферы жизнедеятельности.

Нельзя безоглядно ориентироваться на пути внедрения  ЭВМ в тех странах, где исходят  из  принципиально иных представлений о психическом  развитии человека, чем те, которые разработаны в современной психолога - педагогической науке. Возникает  серьезная  много аспектная  проблема  выбора стратегии  внедрения  компьютера в обучение, которая позволила бы использовать все его преимущества  и  избежать  потерь, ибо они  неизбежно отрицательно скажутся на качестве учебно-воспитательного  процесса,  который не только  обогащает  человека  знаниями  и  практическими  умениями, но и формирует его нравственный облик.

Обучение выступает  как предельно индивидуализированный  процесс  работы школьника и студента  со  знакомой  информацией,  представленной  на  экране дисплея. Очевидно, что  с помощью этих теоретических  схем невозможно  описать такую  педагогическую реальность сегодняшнего дня, как, например,  проблемная лекция,  проблемный  урок,  семинар-дискуссия,  деловая  игра  или   научно-  исследовательская работа.

Проблемы компьютерного  обучения, о чем говорилось выше, не сводятся  к массовому производству компьютеров и встраиванию их в  существующий  учебный процесс. Изменение средства обучения, как,  впрочем,  и  изменения  в  любом звене дидактической системы, неизбежно  приводят  к  перестройке  всей  этой системы. Использование вычислительной техники  расширяет возможности человека, однако оно является лишь инструментом, орудием  решения  задач, и его применение не  должно  превращаться  в  самоцель,  моду  или  формальное мероприятие.

Сама возможность  компьютеризации учебного  процесса  возникает  тогда, когда выполняемые человеком функции  могут  быть  формализуемы  и  адекватно воспроизведены  с  помощью  технических  средств. Поэтому прежде,  чем приступать  к  проектированию  учебного процесса, преподаватель должен определить соотношение между автоматизированной и  неавтоматизированной  его частями. По некоторым литературным источникам  автоматизированный  режим  по объему  учебного  материала  может  достигать  30  %   содержания.(   Судьба компьютеризации  в  конечном  счете  будет  зависеть  от   педагогически   и психологически   обоснованной   перестройки  всего учебно-воспитательного процесса. 
 
 

 

Технологии  компьютерного обучения СГУ

Н.В.Евтюхин, С.П.Лукьянов.

Современный гуманитарный университет, Москва

 

Одна  из основных концепций Современного гуманитарного университета – индивидуальный подход к обучению студентов. Одним из эффективных способов реализации этого подхода является использование компьютерной техники и новейших достижений в области информационных технологий в учебном процессе.

Используемые в СГУ технологии компьютерного обучения предоставляют инициативу в обучении самому студенту – он сам выбирает график своих занятий в компьютерном классе, самостоятельно изучает предлагаемые материалы, проходит тестирование. Компьютер же выступает в роли преподавателя – дает необходимый теоретический материал, проверяет степень его усвоения студентом и отправляет результаты в единую базу данных. Эти результаты учитываются при сдаче сессии.

Информация о работе Проблемы компьютерных технологий в обучении