Проблемы компьютерных технологий в обучении

Автор: Екатерина Рожкова, 24 Ноября 2010 в 07:35, контрольная работа

Описание работы

Современная наука концентрирует внимание на теоретической разработке концепции и структурно-организационных моделей компьютеризации образования, так как на данный момент, ввиду отсутствия стабильных позиций в этом вопросе, реальная компьютеризация учебного процесса на местах фактически отсутствует.

Обоснование безотлагательной необходимости внедрения компьютерной и микропроцессорной техники в школьную практику содержит два основных, тесно связанных между собой слагаемых. Во-первых, огромные технико-операционные возможности компьютера несут в себе несравнимый с ранее применявшимися техническими средствами обучения, дидактический материал, который может и должен быть реализован в учебно-воспитательном процессе. Во-вторых, подлинная действенность научно-технического прогресса (а широкое применение компьютеров - одно из ярчайших его проявлений) в решающей степени зависит от подготовки кадров на уровне современных требований.

Содержание

I.ГЛАВА
Введение

§1. История возникновения проблемы компьютеризации учебного процесса

§2. Методы организации обучения с применением персонального

компьютера.

§3. ПК как средство обучения.

§4. Обучение на расстоянии - что это такое?

§5. Дистанционное обучение. Подходы к решению проблемы.

•Технолого-экономические аспекты проблемы дистанционного
обучения.

§6. Преимущества и недостатки компьютерных обучающих систем.

§7. Специфика психологического восприятия студентами компьютерных технологий в обучении.

§8. Современное состояние практической компьютеризации процесса обучения.

II.ГЛАВА
§1. Опыт использования компьютерный технологий для обучения информатике незрячих детей.

§2. Применение компьютерных технологий, как инструмента обучения студентов художественно-графических факультетов.

§3. Технологии компьютерного обучения СГУ

Заключение

Литература

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

Продолжительность опытной эксплуатации не может быть менее одного года, хотя правильнее было бы ее осуществлять в течение 2-3 лет. Параллельно, начиная даже с первого года создания учебно-методических материалов нового типа, может вестись подготовка их компьютерных версий с целью использования при всех формах обучения и ориентации на дистанционное обучение. Этот процесс не менее важен, а также не менее труден.  
 
 
 
 

Преимущества  и недостатки компьютерных обучающих систем.

Проблемы компьютеризации  обучения можно рассмотреть со стороны  объективных и субъективных факторов.

Объективные факторы.

К этой группе проблем  можно отнести:

  • недостаток необходимого комфорта при работе с ПК (жесткая привязанность к месту, рабочей позе и размеру экрана). В настоящее время это недостаток компенсируется использованием портативных ПК и применением настольных плоских жидкокристаллических мониторов, но пока что распространению этих технологий препятствует их высокая цена;
  • привязанность к неизменяемому размеру экрана вызывает неудовлетворенность эстетического порядка (впечатление от крупного изображения значительно сильнее и ярче, чем от стандартной 14-17 дюймовой картинки); Это частично компенсируется использованием проекционной техники, но из-за высокой стоимости она также не может стать массовой.
  • восприятие текста с экрана не дает возможности охватить взглядом всю страницу полностью, а иногда - даже строку, и вынуждает при чтении постоянно передвигать экран вверх-вниз и вправо-влево;
  • не всех пользователей устраивает типичный фон текстового поля (ярко-белый или густо-синий).
  • отрицательное воздействие на "взаимоотношения" человека с ПК может оказывать подсознательно воспринимаемый фактор техницизма, т. е. понимание того, что человек имеет дело с машиной, а не с изделием другого живого человека;
  • несколько легковесное отношение к компьютерной продукции может вызывать понимание поразительной легкости процедур копирования и тиражирования компьютерной продукции [в данном случае ценность представляемой информации путается в сознании пользователя с себестоимостью ее носителя (дискета!) и процедурой изготовления копий].

В противовес перечисленным  недостаткам можно отметить следующие моменты работы с ПК, которые обычно расцениваются как положительные:

  • понимание документальности, точности фиксации изображаемых явлений; кажущаяся "досягаемость" первоисточников, вызывающая у зрителя своеобразный эффект личной причастности к изображаемому;
  • практическую доступность культурно-художественной информации любого региона и понимание своей собственной, личной причастности к глобальному общечеловеческому художественному наследию;
  • удобство манипулирования изображениями, возможность их перегруппировки, произвольной компоновки и технического редактирования.

Несомненно, перечисленные  проблемы оказывают различное влияние  на разных людей в зависимости от их индивидуально-физиологических и личностных качеств. Учет этих качеств осложняется тем, что многие аспекты работы человека с ПК не получили достаточного научного рассмотрения.

Одной из немаловажных для работы с ПК психологических проблем является проблема возрастов. Дело в том, что чаще всего люди старшего поколения более осторожно относятся к процессу компьютеризации, нежели молодежь. Это можно объяснить тем, что у взрослых людей к определенному возрасту формируются привычные методы и формы работы, которые они не захотят, а часто - и не могут кардинально менять (что неизбежно случиться при компьютеризации их работы). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Специфика психологического восприятия студентами компьютерных технологий в обучении.

Как известно, главное преимущество компьютерных технологий, особенно при выходе в Интернет, заключается в том, что любой человек получает доступ к максимально большому объёму знаний, полученных человечеством на данный момент в соответствующей области науки. Студент в принципе обеспечивается современным материалом наиболее высокого уровня. /Учебники, как правило, отстают в силу специфики своего производства на ряд лет/.

Однако, стремительная  компьютеризация учебного процесса в вузах, в том числе в различных  системах открытого и дистанционного образования, заставляет обратить самое серьёзное внимание на важнейший элемент этого процесса - самого обучающегося. Массовое воздействие на психику потока непривычных и сложных форм обучения вызывает у студентов неоднозначную реакцию и даёт не всегда положительные результаты с точки зрения углублённого постижения изучаемых дисциплин и формирования творческого потенциала студентов. Очень часто происходит, требуемая машинными методиками схематизация как в оформлении, так и в подаче материала. Это может служить серьёзным минусом в изучении гуманитарных дисциплин, особенно философского цикла. / В своё время программированное обучение в этих областях знания было сочтено нецелесообразным/. Акцент на общении с машиной существенно сокращает объём обучающей информации, к которой, несомненно, следует относить и личное воздействие преподавателя на студента, контакт "живой" мысли с её огромными эвристическими преимуществами.

Общение с компьютером  ставит целый ряд методологических и психологических проблем. Не все студенты достаточно легко им овладевают. Это вызывает нежелательные стрессы. Исследования и опросы показывают, что примерно у 30% обучающихся на компьютере поднимается давление, ухудшается сон, обостряются болезни. Этому способствуют и не совсем комфортные условия в компьютерных классах /неправильная освещённость, скученность, шум и т.п./.

Работа на компьютере, связанная с обучением тем  или иным наукам, выполнением тех  или иных подчас весьма сложных заданий, вызывает интерес примерно у 35-40% студентов /не имеются ввиду компьютерные игры/. Около 35% считают обучение с помощью компьютера "полезным" и "нужным". От 7 до 12%% считают работу на компьютере "тяжёлой" и "неэффективной".

Если рассматривать  эти данные с учётом общей успеваемости студентов, то получается следующее. Предоставляемая компьютером возможность более углублённого изучения какого-либо предмета определённую часть студентов не привлекает. Наоборот, она пугает и раздражает /как слишком подробный и "учёный" учебник/. Слабые, плохо успевающие студенты избегают работать и осваивать учебные программы на компьютерах. Средние по уровню успеваемости не видят в них никакой особой помехи. И весьма ценят возможности компьютерного обучения отличники и личности с разносторонними интересами.

 

Современное состояние практической компьютеризации  процесса обучения.

Определить состояние  дел в той или иной сфере  деятельности всегда достаточно трудно. Однако в таком вопросе, как компьютеризация, есть один легко учитываемый фактор, который достаточно ясно может охарактеризовать картину в целом. Это - показатель технической обеспеченности, другими словами - наличие необходимого парка компьютерной техники и уровень ее технического качества. Дело в том, что компьютеризация рабочих процессов прямо зависит от наличия и качественного уровня компьютеров на рабочих местах; без этого наличие даже самой передовой научной мысли так и останется фактом науки, но не фактором производственной и общественной жизни.

С развитием  технологии для обучения с использованием технических средств стало достаточным наличие только компьютера. Функции, которые раньше выполняли: телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, кинопроектор, диапроектор и др., с успехом взял на себя компьютер. Причем качество передачи, хранения, отображения информации значительно повысилось. В этом ключе необходимо рассматривать задачу перевода всей информации в цифровые стандарты как приоритетную.

Уже сейчас компьютерная грамотность является важным показателем  культуры, а в будущем окажется необходимой каждому человеку, на каком бы участке он ни работал. Следовательно, компьютерное дело, обучение пользованию компьютером в ближайшее время должно стать всеобщим.

 

  1. Глава

Опыт  использования компьютерный технологий для обучения информатике незрячих детей.

Современные информационные образовательные технологии могут быть использованы для предоставления образовательных услуг людям с ограниченными возможностями, например, незрячим и слабовидящим. Следует отметить, что компьютерные технологии в данном случае рассматриваются не только и не столько как предмет изучения, но как новое средство расширения возможностей инвалидов и их успешной реабилитации в современном обществе.

 Подробнее  остановимся на проблеме обучения  незрячих детей с помощью компьютера. Перечислим программные средства и устройства, позволяющие реализовать процесс обучения: принтер печати брайлевским шрифтом, брайлевская строка, программные и аппаратные синтезаторы речи. Одним из таких синтезаторов является программный русскоязычный синтезатор речи типа SDRV, который позволяет выводить речевые сообщения посредством стандартного оборудования.

 Для незрячего  программиста было бы весьма  удобно, чтобы в процессе отладки  программы и ее дальнейшего  использования в нужные моменты  времени подавались необходимые речевые сообщения. Важно также, чтобы средства, помогающие начинающему незрячему программисту научить свои программы "разговаривать", были удобными и простыми в освоении. Этими качествами обладает созданная специальная утилита, которая была успешно применена незрячим программистом в процессе разработки компьютерного учебника по информатике, основанного на учебном пособии . Использование этого учебника не требует от незрячего обучающегося специальных знаний в обращении с компьютером. Достаточно знать назначение некоторых клавиш на клавиатуре. Еще одним преимуществом является нетребовательность программы к машинным ресурсам.

Электронный учебник  прошел апробацию в консультационном пункте для незрячих детей г. Нальчика и показал свою эффективность.  
 
 
 
 
 

Применение  компьютерных технологий, как инструмента  обучения студентов  художественно-графических  факультетов.

В последние  годы курс преподавания компьютерной графики на художественно-графическом  факультете МПГУ вышел на качественно  новый этап своего развития. Более-менее унифицировался  набор  вычислительной  техники. Самое  главное то, что изменился взгляд на то, что понималось под компьютерной грамотностью.

Десять лет  назад, в начале внедрения  информатики  в различные учебные заведения, под  компьютерной  грамотностью  понималось умение программировать. Сейчас уже практически  всеми  осознано, что компьютерные   технологии  не  должны использоваться только для программирования. Большая  часть  пользователей современных персональных компьютеров (ПК) не программирует и не нуждается в  этом.

Сегодня  созданы  обширные программные средства компьютерных информационных технологий  (КИТ), позволяющих   работать  с  ЭВМ  непрограммирующему  пользователю. Поэтому минимальным  уровнем компьютерной грамотности  является  овладение  средствами компьютерных информационных технологий.

Однако  ошибочно было  бы ориентировать курс  изучения вычислительной техники только на практическое освоение работы  с  текстовыми редакторами,  электронными таблицами, базами  данных  и  пр. Такой  курс быстро бы потерял значение как самостоятельная учебная дисциплина.

Изучение основ  компьютерной графики в ВУЗах  должно  преследовать две цели:  общеобразовательную и  прагматическую. 

Общеобразовательная  цель заключается  в   освоении  учащихся  прикладных  программ,  необходимых  для создания  рисованных объектов и обработки  готовых.

Прагматическая  -  в получении практических навыков  с аппаратными и программными средствами  современных  ЭВМ.

Курс компьютерной графики содержательно и методически должен быть   построен так, чтобы  обе  задачи  - общеобразовательная и прагматическая - решались параллельно.

Компьютерная  графика,  как  образовательная  дисциплина  быстро развивается. Сегодня  ее целью является повышение  эффективности   применения человеком компьютера  как  инструмента.

Компьютерная  грамотность определяется не  только умением программировать,    а, в основном, умением использовать готовые программные  продукты,   рассчитанные  на  пользовательский  уровень.  

Эта тенденция  появилась  благодаря широкому  рассмотрению  "мягких"  продуктов, ориентированных  на  неподготовленных  пользователей.  Разработка   таких программно -  информационных средств  является  весьма  дорогостоящим  делом в  силу  его  высокой  наукоемкости  и необходимости совместной работы высококвалифицированных специалистов: психологов,  компьютерных  дизайнеров, программистов. Однако  она окупает себя  благодаря тому,  что доступ  к компьютеру сегодня может получить  практически каждый  человек даже  без специальной  подготовки.  Компьютер является  не  просто техническим устройством, он  предполагает соответствующее  программное  обеспечение.

Информация о работе Проблемы компьютерных технологий в обучении