Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 04:44, курсовая работа
Экономика, политика и обороноспособность государства теперь напрямую зависит от уровня развития информационного пространства. Так же это тесно связано с поведением людей, общественно-политической деятельностью и социальной стабильностью. Например, все чаще и чаще, сборы на акции и манифестации проводятся с использованием наиболее популярных социальных сетей, на различных форумах и блогах люди открыто высказывают свою позицию в отношении каких-то социально-значимых или политических аспектов.
Введение 4
1 Принципы формирования и использования информационных ресурсов 8
2 Формирование информационных систем 17
3 Формирование ИС для НП СРО “Объединение” 27
Заключение 37
Список использованных источников 38
2. Сбор материалов для проектирования:
- формирование требований;
- изучение объекта автоматизации;
- выбор и разработка варианта концепции системы.
3. Анализ материалов и разработка документации:
- создание и утверждение технико-экономического обоснования;
- разработка и, утверждение технического задания на проектирование информационной системы.
4. Предварительное проектирование:
- выбор проектных решений по всем аспектам разработки информационной системы;
- описание всех компонентов информационной системы;
- оформление и утверждение технического проекта.
5. Детальное проектирование:
- выбор и разработка математических методов и алгоритмов программ;
- корректировка структур баз данных;
- создание документации на поставку и установку программных продуктов;
- выбор комплекса технических средств информационной, системы;
- создание документации на поставку и установку технических средств;
- разработка технорабочего проекта информационной системы.
6. Разработка информационной системы:
- получение и установка технических средств;
- разработка, тестирование и доводка программ;
- получение и установка программных средств;
- разработка инструкций по эксплуатации программного обеспечения, технических средств, должностных инструкций для персонала.
7. Ввод информационной системы в эксплуатацию:
- ввод в опытную эксплуатацию технических средств;
- ввод в опытную эксплуатацию программных средств;
- обучение и сертифицирование персонала;
- проведение опытной эксплуатации всех компонентов и системы в целом;
- сдача в эксплуатацию и подписание актов приемки-сдачи работ.
8. Эксплуатация информационной системы:
- повседневная эксплуатация;
- сопровождение программных, технических средств и всего проекта.
Жизненный цикл носит итеративный характер: реализованные этапы жизненного цикла, начиная с самих ранних, циклически повторяются в соответствии с новыми требованиями и изменениями внешних условий. На каждом этапе жизненного цикла формируется набор документов и технических решений, которые являются исходными для последующих решений.
Наибольшее распространение получили три модели жизненного цикла информационной системы:
1. Каскадная модель - переход на следующий этап после полного окончания работ по предыдущему этапу.
2. Поэтапная модель с промежуточным контролем - итерационная модель разработки информационной системы и информационных технологий с циклами обратных связей между этапами. Здесь межэтапные корректировки обеспечивают меньшую трудоемкость разработки по сравнению с каскадной моделью, но каждый из этапов растягивается на весь период разработки.
3. Спиральная модель - делается упор на начальные этапы жизненного цикла: анализ требований, проектирование спецификаций, предварительное и детальное проектирование. На этих этапах проверяется и обосновывается реализуемость технических решений путем создания прототипов, Каждый виток спирали соответствует поэтапной модели создания фрагмента информационной системы и информационной технологии. На нем уточняются цели: и характеристики проекта, определяется его качество, планируются работы следующего витка спирали. Происходит последовательное углубление и конкретизация деталей проекта информационной системы, формируется его обоснованный вариант, который доводится до реализации.
При использовании спиральной модели:
- происходит накопление и повторное использование проектных решений, средств проектирования, моделей и прототипов. информационной системы и информационной технологии;
- осуществляется ориентация на развитие и модификацию системы и технологии в процессе их проектирования;
- проводится анализ риска и издержек в процессе проектирования систем и технологий.
При проектировании информационной
системы очень важен анализ существующей
практики реализации информационных и
производственных процессов и нормативной
информации (законов, постановлений
правительства, отраслевых стандартов),
определяющих необходимый объем, формат
хранения и передачи информации. Если
радикальной перестройки
Схема формирования информационной системы представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Формирование информационной системы
Как можно видеть по рисунку 1, собранная на начальных этапах информация объединяется в концептуальную модель, которая отображает информационные объекты, их свойства и связи между ними без указания способов физического хранения информации (модель предметной области, иногда ее так же называют информационно-логической или инфологической моделью). Информационными объектами обычно являются сущности – обособленные объекты или события, о которых необходимо сохранять информацию, имеющие определенные наборы свойств, называемых атрибутами.
На основе сформированной
концептуальной модели проектируется
физическая модель, которая отражает
уже все свойства информационных
объектов, формируемой информационной
системы, и связи между ними с
учетом способа их хранения – используемой
системы управления базами данных.
Информационными объектами
В конечном итоге мы формируется две конечных модели: внутрення и внешняя. Внутренняя модель представляет собой базу данных, разработанной физической модели, а внешняя модель – это комплекс программынх и аппаратных средств для работы с базой данных, обеспечивающий процесс процессы создания, хранения, редактирования, удаления и поиска информации, а так же решающий задачи выполнения необходимых расчетов и создания выходных печатных форм. Совместная работа этих двух моделей и является конечной сформированной информационной моделью.
Рассмотрим на примере то, как создавалась информационная система для управления информационными ресурсами в рамках крупнейшей саморегулируемой организации в Российской Федерации – Некоммерческое Партнерство СРО «Объединение».
Саморегулируемые организации
– некоммерческие организации, основанные
на членстве, объединяющие субъектов
предпринимательской
Процесс информатизации рынка Саморегулирования в данный момент только набирает обороты и является уникальным объектом для исследования. Анализ технологии работы СРО показал, что на данный момент происходит становление и оптимизация бизнес-процессов, определение критериев эффективного документооборота и формирование управленческих подходов.
В настоящий момент весь
сектор малого бизнеса, принявший на
себя роль саморегулирования, столкнулся
с проблемой отсутствия сформированных
и структурированных бизнес-
В результате деятельность СРО, стала напоминать неуправляемое, хаотичное движение информационного и документарного потоков, не подчиняющегося ни каким стандартам документооборота. Но для данного сектора рынка, осуществляющего в основном контроль, учет и выдачу юридически значимых документов, наличие автоматизированного документооборота является критерием успеха. В связи с этим возникла острая потребность структуризации и автоматизации бизнес-процессов саморегулирования. Рассмотрим процесс информатизации на этом конкретном примере.
Представительство НП СРО «Объединение» занимается оформлением допусков на строительство, проектирование, изыскание, и осуществляет сотрудничество с Московским НП СРО «Объединение» на основании официального соглашения.
Для начала обозначим краткую характеристику взаимодействия всех значимых блоков организации между собой и с государственной властью. Представительства НП СРО «Объединение» из разных регионов взаимеодействуют с центральным представительством, которое в свою очередь ведет обмен информационными ресурсами с тремя другими узкопрофильными НП СРО («Объединение строителей», «Объединение проектировщиков», «Объединение изыскателей»). Именно эти три узкопрофильных СРО преимущественно и представляют интересы всей это структуры на государственном уровне.
Процесс создания информационной системы для любого объекта делится на ряд этапов в соответствии с жизненным циклом ИС, это:
- формирование требований к системе;
- проектирование ИС;
- реализация;
- тестирование;
- ввод в действие;
- эксплуатация и сопровождение.
Начальная стадия «Формирование требований к системе» начинается с предпроектного обследования.
В результате проведения предпроектного обследования были определены основные проблемы представительства, это:
- отсутствие последовательных, структурированных процессов по приему и обработки информации;
- отсутствие ответственных
за выполнение бизнес-
- отсутствие разработанных форм отчетности, ведения и сопровождения документооборота;
- отсутствовали формы
финансовой отчетности, которая
могла бы определять
- не были определены хранилища данных и классификаторы;
- отсутствовала система работы с требованиями, на основе которых принимаются документы;
- на момент начала работы
уже был приобретен
Нужно отметить, что данный программный продукт жил своей собственной жизнью, не имел никакой привязки к процессам, происходящим в СРО. В систему уже была внесена огромная часть информации, часто внесена необдуманно и, более того, сотрудники абсолютно не понимали, зачем нужна CRM система, т.к. никакой пользы она не приносила (отчеты и обобщающие данные не извлекались).
Учитывая вышеперечисленные проблемы организации и постоянную потребность в «подстраивании системы на лету» с учетом изменений в законе, автором была предложена следующая структура построения ИС СРО (структура представлена с примерами из основных бизнес-процессов):
Формализация бизнес-процессов СРО включило в себя такие этапы как: определение карт процессов, определение функционала сотрудников, детализацию базовых бизнес-процессов, формирование матрицы ответственности, спецификацию бизнес-процессов, формирование онтологической модели процесса, разработку объектно-ориентированной информационной модели, согласование бизнес – модели СРО с руководством и автоматизация бизнес-процессов СРО. Ниже приведены результаты по основным этапам проектирования.
Определение функционала сотрудников в соответствии с выделенными функциями и сформированной организационной структурой, структурная модель представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Общая информационная модель процессов отдела СРО
Спецификация процесса, пример спецификации подпроцесса представлен в таблице 1.
Таблица 1 – Спецификация процесса «Привлечение клиентов»
Назначение процесса |
Привлечение клиентов, продажа услуг |
Владелец процесса |
Отдел продаж |
Основные подпроцессы |
1.Анализ базы call-центра |
Окончание таблицы 1
2.Регистрация возможных клиентов 3.Обзвон кандидатов 4.Регистрация результата
обзвона(выставление плана 4.1 Работа с планом обзвона 5.Регистрация продажи 5.1 Регистрация продажи «допуск вступления» 5.2 Регистрация продажи 5.3 Выставление счета по продажам 5.4 Выставление плана поступлений/ 6. Передача компании специалисту | |
Вспомогательные процессы |
1. Размещение счета в «Реестре внутренних счетов» 2. Размещение счета в «Реестре платежных поручений» |
Применяемые нормативные документы (инструкции, регламенты, положения) |
Прайс-лист на вступление Перечень требований на вступление |
Используемые бумажные архивы |
1.Реестр внутренних счетов 2. Реестр платежных поручений |