Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 09:27, курс лекций
Бурное развитие информатизации всех сфер жизни общества ставит перед любой организацией проблему обработки и сохранения массивов электронных документов, образующихся в делопроизводстве учреждений. В нашей стране росту этих массивов способствует реализация федеральных целевых программ «Электронная Россия на 2002-2010 гг.» и других.
К 1990-м годам архивов такого рода было около 30 – помимо США, Канады и европейских государств они появились в Австралии, Израиле, Индии. Из стран Восточной Европы первым стал архив социальных исследований TARKI в Венгрии. В 1993 г. создан Центральный архив ДМН республики Беларусь, c 1996 г. – Белорусский научно-исследовательский центр электронной документации (БелНИЦЭД).
В нашей стране до сих пор нет федерального архива электронных документов. Однако вычислительные центры при некоторых ведомствах ведут базы данных еще с советских времен (МВД, МПС). В 1980е годы Центральный государственный архив народного хозяйства СССР (ныне – Российский государственный архив экономики) в экспериментальном порядке принимал на хранение документы на магнитных носителях Министерства Приборостроения СССР и других организаций. Документы космической тематики на магнитных носителях хранились с 1980-з гг. в НИЦ ТД СССР. Другие организации начали накапливать базы данных в 1990е годы (Министерство налогов и сборов, Госкомстат, Пенсионный фонд РФ). Архивы электронных документов созданы в Министерстве налогов и сборов РФ, Государственном таможенном комитете, Министерстве по чрезвычайным ситуациям, Минкомимуществе.
В деятельности этих организаций создаются информационные ресурсы федерального значения. Например, БД «Единый государственный реестр налогоплательщиков» (ЕГРН), Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) (МНС); Реестр федерального имущества (Министерство имущественных отношений РФ), Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов ФР (Минюст РФ); Центральная статистическая БД Госкомстата России, БД «Цены», «Труд», «Дохлды и уровень жизни населения» и др. Большие массивы данных в мультимедийных форматах накоплены в электронных СМИ и издательствах.
Учет информационных ресурсов России осуществляется ФГУП НТЦ «Информрегистр» с 1996 г. Развитию государственных и муниципальных информационных ресурсов способствуют федеральные целевые программы («Электронная Россия» и др.) и региональные программы.
Специализированные архивы по постоянному хранению электронных документов на региональном уровне:
- Центр электронной
Центральный архив документов на электронных
носителях г.Москвы, ныне – Центральный
архив аудиовизуальных и
Центр электронной документации республики Калмыкия (2002) г.
В настоящее время любая крупная
или средняя организация
В странах США и Европы еще в 1970-е годы приступили к реализации программ по изучению проблем экспертизы ценности, отбору, описанию, учету и классификации МЧД, анализу носителей информации. Результатами этой работы стали несколько основополагающих рекомендаций по работе архивов с МЧД.
В области экспертизы ценности МЧД ученые США пришли к выводу, что экспертиза МЧД значительно отличается от отбора традиционных документов. К дополнительным, «техническим» критериям экспертизы они относили проверку читабельности магнитного носителя (ленты), проверку наличия сопроводительной документации к файлам. При экспертизе ценности МЧД в США имело значение степень агрегированности информации. Зав. отделом машиночитаемых данных Национального архива США Ч. Доллар предложил следующую четкую формулу: информационная ценность машиночитаемых документов обратно пропорциональна уровню их обобщения. Это значит, что данные переписи населения на уровне семьи более ценны, чем данные на уровне района и округа. Объясняется это просто - итоговые данные невозможно разложить на составляющие, в то время как первичные данные (данные микроуровня) - всегда можно свести при помощи ЭВМ до желаемого итога.
В Англии процесс отбора МЧД был разработан более детально и проходил в два этапа: информационный и системный анализ. В ходе информационного анализа проводилась обычная оценка содержания документов. Интересно, что информационный анализ проводился еще на стадии проектирования системы, когда оценивалось ее назначение, состав массива данных, функции и др. В ходе системного анализа на основе изучения технической документации оценивался основной файл системы, порядок его ввода и обслуживания, и, что самое важное, возможность перевода файла в единый отраслевой формат, принятый для МЧД государственным архивом Англии (Public Recods Office). Единый формат был принят для унификации данных и должен был облегчить перевод данных в новые версии (миграцию) по мере устаревания программного обеспечения. Единый стандартный архивный формат был принят также в США, Англии, Швеции.
Идея единого формата стала результатом «горького опыта» работы архивов МЧД на Западе, которые вступили в полосу кризиса во второй половине 1970-х - п.п.1980-х гг. Особенно обострила ситуацию «микрокомпьютерная революция» начала 1980-х г. (распространение ПЭВМ). В результате выяснилось, что революционная смена информационных технологий не влечет за собой их преемственности и документы, записанные ранее, не могут быть воспроизведены с помощью новых программных средств. Многие массивы данных были таким образом утрачены. Начались поиски выхода. Архивисты предлагали различные меры – от жесткого контроля архивной службы за системами делопроизводства в учреждениях и форматами данных до полного отказа от какого бы то ни было контроля за форматами (принимать в архив все без обиняков, а как это прочитать – проблема исследователя). Специалисты по информационным технологиям предложили свой выход – «программно независимый формат». Так, числовые данные записывались в так называемый «плоский файл» путем удаления любых иерархических или реляционных отношений, полей с переменной длиной, специальных кодов формата и т.п. Это позволяло впоследствии переводить данные в различные форматы. Все 1980-е годы архивисты обсуждали различные национальные и международные форматы.
Однако, единый формат не смог стать панацеей от всех бед, и в конце 1980-х годов архивы МЧД вступили в новый кризис. Сейчас электронный документ рассматривается как единство информации, реквизитов, носителя и метаданных. Без метаданных и реквизитов невозможно осуществить аутентификацию ЭД (установить подлинность, юридическую силу). При переводе в архивный (страховой формат) – т.н. «миграции», меняется структура документов, утрачиваются реквизиты. Поэтому этот способ сохранения ЭД подвергается сомнению.
Создание электронного архива является актуальной задачей для любой организации. Электронные архивы :
Любой электронный архив состоит из следующих основных подсистем (см. рисунок):
Опыт реализации подобных проектов позволяет рекомендовать объединение подсистем ввода и вывода данных. Современные многофункциональные устройства (МФУ) обеспечивают одновременное сканирование и печать необходимой документации различного формата. Данный подход позволяет существенно сократить издержки на создание электронного архива.
Для создания электронного архива организации необходимо выполнить ряд этапов:
Значительную часть всех этих работ можно поручить аутсорсеру.
Внедрение системы электронного архива позволяет:
Кроме того, электронные
архивы обладают отличной масштабируемостью,
так как увеличить объем
Электронный архив может
также быть интегрирован с другими
информационными системами
Тема 7. Электронные архивы как разновидность прикладного программного обеспечения.
В информатике под электронными архивами понимают разновидность прикладного программного обеспечения, предназначенную для хранения и поиска в больших массивах данных разных форматов и типов(символьная, информация, статистика, базы данных, мультимедийные форматы). Такого рода программное обеспечение внедряется в крупных организациях – холдингах, корпорациях, федеральных ведомствах и является достаточно дорогостоящим. В условиях внедрения международных стандартов управления качеством (ИСО 9000) на предприятиях насущной необходимостью становится использование корпоративных информационных систем (КИС), составной частью которых и являются электронные архивы. Корпоративная комплексная информационная система – разновидность информационных систем, предназначенная для информатизации всего комплекса задач предприятия, сбора, анализа и обработки информации, планирования, организации и координации действий структурных подразделений и исполнителей, контроля над исполнением, внутренней и внешней коммуникации. Ядром КИС является система управления документооборотом (СУД). СУД автоматизирую работу с докумнетами на всех этапах, начиная с создания и кончая помещением в архив. Так как КИС создают единое информационное пространство предприятия, поддержание хранения и доступа к электронным документам является их важнейшей функцией.