Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 20:42, дипломная работа
Целью данной работы является разработка модели программного продукта, который предназначен для автоматизации обработки заявок на обслуживание автомобилей. Данная модель должна рассчитывать предварительную стоимость на обслуживание и ремонт автомобилей и обрабатывать данные заявок, поступающих от клиентов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Выполнить технико-экономическую оценку объекта автоматизации.
Провести системный анализ, разработать схему документооборота.
Обосновать проектные решения по информационному и программному обеспечению комплекса задач.
I Aнaлитичeскaя чaсть 6
1.1 Тeхникo-экoнoмичeскaя хaрaктeристикa прeдмeтнoй oблaсти и прeдприятия. Aнaлиз дeятeльнoсти OOO «Aльфa-М» 6
1.1.1 Хaрaктeристикa OOO «Aльфa-М» и eгo дeятeльнoсти 6
1.1.3 Прoгрaммнaя и тeхничeскaя aрхитeктурa ИС OOO «Aльфa-М» 13
1.2 Хaрaктeристикa кoмплeксa зaдaч, зaдaчи и oбoснoвaниe нeoбхoдимoсти aвтoмaтизaции 14
1.2.1 Выбoр кoмплeксa зaдaч aвтoмaтизaции и хaрaктeристикa сущeствующих бизнeс прoцeссoв 14
1.2.2 Oпрeдeлeниe мeстa прoeктируeмoй зaдaчи в кoмплeксe зaдaч и ee oписaниe 23
1.2.3 Oбoснoвaниe нeoбхoдимoсти испoльзoвaния вычислитeльнoй тeхники для рeшeния зaдaчи 27
1.2.4 Aнaлиз систeмы oбeспeчeния инфoрмaциoннoй бeзoпaснoсти и зaщиты инфoрмaции 31
1.3 Aнaлиз сущeствующих рaзрaбoтoк и выбoр стрaтeгии aвтoмaтизaции «КAК ДOЛЖНO БЫТЬ» 32
1.3.1 Aнaлиз сущeствующих рaзрaбoтoк для aвтoмaтизaции стaнций тeхничeскoгo oбслуживaния aвтoмoбилeй 32
1.3.2 Выбoр и oбoснoвaниe стрaтeгии aвтoмaтизaции стaнции тeхничeскoгo oбслуживaния aвтoмoбилeй OOO «Aльфa-М» 37
1.3.3 Выбoр и oбoснoвaниe спoсoбa рaзрaбoтки ИС для aвтoмaтизaции стaнции тeхничeскoгo oбслуживaния OOO «Aльфa-М» 40
1.4 Oбoснoвaниe прoeктных рeшeний 40
1.4.1 Oбoснoвaниe прoeктных рeшeний пo инфoрмaциoннoму oбeспeчeнию 40
1.4.2 Oбoснoвaниe прoeктных рeшeний пo прoгрaммнoму oбeспeчeнию 42
1.4.3 Oбoснoвaниe прoeктных рeшeний пo тeхничeскoму oбeспeчeнию 45
II Проектная часть 48
2.1 Разработка проекта автоматизации 48
2.1.1 Этапы жизненного цикла проекта автоматизации 48
2.1.2 Ожидаемые риски на этапах жизненного цикла и их описание 55
2.1.3 Организационно-правовые и программно-аппаратные средства обеспечения информационной безопасности и защиты информации 57
2.2 Информационное обеспечение задачи 58
2.2.1 Информационная модель и её описание 58
2.2.2 Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации 61
2.2.3 Характеристика результатной информации 68
III Обоснование экономической эффективности разработки базы данных для автоматизации станции технического обслуживания ООО «Альфа-М» 72
3.1 Выбор и обоснование методики расчёта экономической эффективности 72
3.2 Расчёт показателей экономической эффективности 77
Заключение 83
Приложение 1 85
Приложение 2 87
Приложение 3 96
Приложение 4 100
Приложение 5 102
Для дальнейшего совершенствования отношения необходимо преобразовать его в ЗНФ.
Отношение находится в ЗНФ, если оно находится в 2НФ и каждый неключевой атрибут нетранзитивно зависит от первичного ключа.
Существует и альтернативное определение. Отношение находится в ЗНФ в том и только в том случае, если все неключевые атрибуты отношения взаимно независимы и полностью зависят от первичного ключа.
Усиленная ЗНФ или нормальная форма Бойса-Кодда (БКНФ).
Отношение находится в БКНФ, если оно находится в ЗНФ и в нем отсутствуют зависимости ключей (атрибутов составного ключа) от не ключевых атрибутов.
Четвертая нормальная форма.
Отношение
R находится в четвертой
Для функционирования БД необходимо обеспечить целостность данных. Под целостностью понимают свойство базы данных, означающее, что она содержит полную, непротиворечивую и адекватно отражающую предметную область информацию.
При решении задачи разработана база данных предназначенная для организаций, занимающихся любыми видами услуг по техническому обслуживанию автомобилей (Автотехсервис). БД позволяет вести учет всех автомобилей, когда-либо находящихся в автосервисе, хранит полную информацию о каждом автомобиле (марка, регистрационный знак, цвет, год выпуска, серийные номера завода-изготовителя и т.п.), позволяет вести учет владельцев автомобилей, которые когда-либо обращались в автосервис. Программа позволяет также распечатать отчет по всем параметрам, интересующим как владельцев автосервиса (информация о владельцах автомобилей, информация об автомобилях, полный отчет по всем заказам либо по заказам за определенный интервал времени), так и его клиентов (расценки на услуги, новые запчасти, сезонные скидки); это позволяет вести отчетность в бумажном виде.
В БД хранится информация о каждом владельце, о каждом автомобиле, которые хотя бы единожды пользовались услугами автосервиса. Существует возможность хранения не только основной и самой необходимой информации, но и примечаний, уточнений, описания и тех. характеристик устанавливаемых запчастей и много другой полезной информации.
Существует
один, на первый взгляд, недостаток, который
при постоянном использовании БД
характеризует себя с положительной
стороны: в данной БД информация об
автомобилях и владельцах в исходном
состоянии является независимой. Связь
владельца с автомобилем
При решении поставленной задачи разработано 5 таблиц для хранения информации.
Таблица Avto предназначена для хранения полной информации о автомобиле и содержит следующие поля, табл. 6:
Таблица 6
Описание входных данных для таблицы Avto
Имя поля |
Тип поля |
Размер поля |
Описание |
CodeAuto |
Числовой, ключ |
10 |
* Код автомобиля |
TMAuto |
Текстовый |
40 |
Марка авто |
StateSign |
Текстовый |
12 |
Регистр. знак |
Tpassport |
Текстовый |
12 |
Тех. паспорт |
ColourAuto |
Текстовый |
40 |
Цвет авто |
Year |
Дата |
Год выпуска | |
MotorNum |
Текстовый |
12 |
Двигатель № |
BodyNum |
Текстовый |
12 |
Кузов № |
Info |
Текстовый |
255 |
Примечание |
В таблице Owners содержится информация о владельцах автомобилей (табл. 7).
Таблица 7
Описание входных данных для таблицы Owners
Имя поля |
Тип поля |
Размер поля |
Описание |
CodeOwner |
Числовой, ключ |
10 |
* Код владельца, обеспечивает уникальность записей |
OLastName |
Текстовый |
50 |
Фамилия |
OFirstName |
Текстовый |
50 |
Имя |
OSecondName |
Текстовый |
50 |
Отчество |
OPassportNum |
Текстовый |
6 |
Паспорт № |
ODrvLicence |
Текстовый |
12 |
Права № |
Phone |
Числовой |
Телефон | |
Info |
Текстовый |
255 |
Примечание |
Таблица AOrders предназначена для хранения подробных данных по заказам на проведение ремонта автомобиля. Данная таблица содержит следующие поля:
Таблица 8
Описание входных данных для таблицы AOrders
Имя поля |
Тип поля |
Размер поля |
Описание |
OrderNum |
Числовой, ключ |
12 |
* Номер заказа |
CodeAuto |
Числовой, ключ |
12 |
* Код автомобиля |
CodeOwner |
Числовой, ключ |
12 |
* Код владельца |
ActDate |
Дата |
Дата поступления | |
Info |
Текстовый |
255 |
Примечание |
Услуги заказа (OrderWork). Вспомогательная таблица для организации вычислений.
Таблица 9
Описание входных данных для таблицы OrderWork
Имя поля |
Тип поля |
Размер поля |
Описание |
OrderNum |
Числовой, ключ |
12 |
* Номер заказа |
CodeWork |
Числовой, ключ |
12 |
* Код работы |
Установка запчастей (PutInPart). Вспомогательная таблица для организации вычислений.
Таблица 10
Описание входных данных для таблицы PutInPart
Имя поля |
Тип поля |
Размер поля |
Описание |
OrderNum |
Числовой, ключ |
12 |
* Номер заказа |
CodePart |
Числовой, ключ |
12 |
* Код автозапчасти |
Таблицы Avto (Автомобили), Owners (Владельцы) и AOrders (Заказ) связанны между собой для обеспечения целостности БД. Данные таблицы нормализованы по требованиям и приведены в 4НФ. Таблицы Avto и AOrders имеют связь один-ко-многим. Этот же тип связи имеют между собой и таблицы Owners и AOrders. Это достигается путем введения в каждой таблицы ключевых полей, которые обеспечивают не повторяемость записей. Для осуществления целостности данных таблицы связаны по индексным полям.
Аналогичную связь имеют таблицы заказы и запчасти, и заказы и виды работ. Где установлена связь один-ко-многим, т.е. один заказ может содержать несколько видов работ.
Для описания видов работ в таблице разработаны следующие поля:
Таблица 11
Описание входных данных для таблицы Work
Имя поля |
Тип поля |
Размер поля |
Описание |
CodeWork |
Числовой, ключ |
12 |
* Код работы |
KindWork |
Числовой |
Стоимость работы | |
CostWork |
Дата |
Срок выполнения | |
PeriodEx |
Текстовый |
255 |
Вид работы |
Guarantee |
Дата |
Гарантия |
В таблице запчасти имеются следующие поля, табл. 12:
Таблица 12
Описание входных данных для таблицы NewPart
Имя поля |
Тип поля |
Размер поля |
Описание |
CodePart |
Числовой, ключ |
* Код автозапчасти | |
PartName |
Текстовый |
255 |
Наименование |
CostPart |
Числовой |
Стоимость | |
Guarantee |
Дата |
Гарантия |
Третий этап разработки автоматизированной системы – тестирование автоматизированной системы по обработке заявок предприятия автосервиса ООО «АЛЬФА-М»
Тестирование
работоспособности
Четвертый этап разработки автоматизированной системы – сдача программы в эксплуатацию
Финальное тестирование проекта. Обучение персонала работе с автоматизированной системой по обработке заявок предприятия автосервиса ООО «АЛЬФА-М».
Пятый этап разработки автоматизированной системы – внедрение системы в работу по обработке заявок предприятия автосервиса ООО «АЛЬФА-М».
Среди факторов риска при внедрении технологий электронного бизнеса можно отметить следующие:
Риски на подэтапе «Определение требований к ИС». Основной риск на данном подэтапе это недостаточное определение свойств ИС, требуемых для решения задачи и неправильный выбор задач проектирования (чрезмерно большой или недостаточный объем задач автоматизации). Это может потребовать, на этапе эксплуатации, дополнительной доработки ИС, что приведет к финансовому риску. Риск предотвращается использованием современных case-средств при моделировании бизнес-процессов. При возникновении такого риска проводится дополнительное моделирование с использованием современных case-средств.
На подэтапе «Определение функций ИС и стратегий автоматизации» основной риск это неправильное определение функций ИС и стратегии автоматизации. На данном подэтапе существует риск неправильного выбора способа приобретения ИС. Риск предотвращается основательным анализом всех вариантов. В случае возникновения, риск устраняется проведением повторного анализа вариантов выбора ИС. Риск взаимосвязан с риском неправильного определения функций ИС и стратегии автоматизации. Данный риск предотвращается и устраняется использование современных case-средств в процессе анализа.
Риски на
подэтапе «Разработка проекта
На подэтапе
«Разработка информационного
На подэтапе
«Подготовка к разработке ПО»
основной риск это неправильная формализация
расчетов показателей. Риск устраняется
тестированием программных