Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 14:30, дипломная работа
Цель работы: изучить различные виды вывода, применяемые в интеллектуальных системах; исследовать подходы к принятию решений на основе аналогии; разработать ПО, позволяющее делать выводы на основе аналогии.
Рассуждение на основе аналогий определяется как метод вывода, который позволяет обнаружить подобие между несколькими заданными объектами и, благодаря переносу фактов и знаний, справедливых для одних объектов, на основе этого подобия на другие объекты, определить способ решения задачи или предсказать неизвестные факты и знания.
Введение 3
I. Общие понятия и определения 5
1.1. Аналогия и ее значимость 5
1.2. Виды умозаключений и сравнение их с аналогией 8
1.3. Аналогия и человек 12
1.4. Виды аналогий 13
1.5. Степень достоверности выводов по аналогии 14
1.6. Обзор результатов в области исследований по аналогии, как способа принятия решений в ИС 15
1.7. Понятие логической экспертной системы
1.7.1
1.7.2
1.7.3.
1.7.4.
II. Аналогия при решении задач 19
2.1. Исследования в области формализации понятия аналогии 19
2.2. Теория аналогии 26
2.2.1. Формализация аналогии 26
2.2.2. Аналогия и дедукция 31
2.2.3. Логика первого порядка для аналогии 33
2.3. Реализация механизма аналогии 36
2.3.1. Реализация механизма аналогии 37
2.3.2. Реализация системы аналогии 38
III. Программная реализация вывода по аналогии 45
3.1. Создание базы знаний 45
3.2. Механизм логического вывода 46
3.3. Обновление базы данных 48
3.4. Интерфейс пользователя 50
Заключение 56
Список использованных источников
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
АНАЛОГИЯ
В ЗАДАЧАХ ПРИНЯТИЯ
РЕШЕНИЙ
АНАЛОГІЯ
В ЗАДАЧАХ ПРИЙНЯТТЯ
РІШЕНЬ
Симферополь, 2008 г.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Большой интерес к моделям и методам рассуждения на основе аналогий обусловлен тем, что на сегодняшний день весьма актуальна проблема моделирования человеческих рассуждений (рассуждений так называемого «здравого смысла») для повышения эффективности современных компьютерных систем типа интеллектуальных систем (ИС).
Интеллектуальные системы [19] – это компьютерные системы, которые являются автоматизацией приближений идеи интеллекта, осуществляющие конструктивное приближение способностей, образующих идею интеллекта.
Цель работы: изучить различные виды вывода, применяемые в интеллектуальных системах; исследовать подходы к принятию решений на основе аналогии; разработать ПО, позволяющее делать выводы на основе аналогии.
Рассуждение на основе аналогий определяется как метод вывода, который позволяет обнаружить подобие между несколькими заданными объектами и, благодаря переносу фактов и знаний, справедливых для одних объектов, на основе этого подобия на другие объекты, определить способ решения задачи или предсказать неизвестные факты и знания.
В разделе 2 приводится анализ исследований в области формализации понятия «аналогия», показаны примеры: первых реализаций системы аналогий для решения задач с помощью компьютеров, задач программирования роботов, нахождения доказательства теорем. Рассматривается теория аналогий: формализация аналогии, аналогия и дедукция, логика первого порядка для аналогии; реализация механизма аналогии: подобие, как частичное тождество, реализация системы аналогии. Показано применение аналогии в задачах принятия решений.
В разделе 3 приведено описание программной реализации вывода по аналогии в среде Турбо-Пролог. Программа представляет собой экспертную систему (ЭС), которая угадывает загаданное животное. Получая информацию о свойствах животных и, имея в своей базе знаний информацию о животных и их свойствах, система проводит аналогию между полученными данными и данными своей базы знаний. Если ЭС находит в своей базе знаний свойства, аналогичные полученным, то делает предположение (вывод) о возможном загаданном животном. Если же предположение не верно, то ЭС просит добавить новые свойства животного, тем самым, пополняя свою базу знаний.
1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ
И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1.1.
Аналогия и ее
значимость
Познавая окружающую действительность, человек приобретает новые знания. Некоторые из них – при помощи органов чувств; другие же – путем выведения новых знаний из знаний уже имеющихся. Логической формой получения знаний является умозаключение [1].
Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, связанных между собой, с логической необходимостью получается новое суждение.
Аналогия (греч. analogia – сходство, соответствие) представляет собой сходство, подобие предметов (явлений) в каких-либо свойствах, признаках, отношениях. Например, химический состав Солнца и Земли сходен по многим показателям (признакам). Вот почему, когда на Солнце обнаружили еще не известный на Земле элемент гелий, то по аналогии сделали вывод: такой элемент есть и на Земле. Дальнейшие научные исследования подтвердили такое заключение, хотя в момент своего выдвижения оно в значительной мере было похоже на догадку. Умозаключение по аналогии опирается на ряд несомненных данных, которыми в конкретных исторических условиях располагает наука.
Аналогия всегда преследует только одну цель — поиск сходства признаков предметов, причем обязательно относящихся к одному и тому же классу. При этом выявляются как сходства, так и различия признаков явлений. Таким образом, аналогия позволяет делать перенос различных понятия, ситуаций или областей и использовать их в пояснение новых фактов.
Аналогия
играет существенную роль в естественных
и гуманитарных науках [1]. Ко многим
научным открытиям
-
во-первых, она представляет собой
определенное правдоподобие
-
во-вторых, процесс формирования
и широкого распространения
-
в-третьих, выводы по аналогии
носят весьма проблематичный
характер, они, как правило, не
представляют доказательной
Любая видимая аналогия нуждается в фактической проверке, однако именно она поможет на начальной стадии познания построить первое предположение, достоверность которого проверяется последующим исследованием. Естественно, такая проверка идет уже не путем аналогии, а посредством фактического доказательства. Между тем как первые предположения (догадки) строятся часто методом аналогии. Так, Ч. Дарвин, известный естествоиспытатель, впервые сформулировал закон естественного отбора растительных и животных видов по аналогии с искусственным отбором в селекционной практике [1]. Выводы по аналогии в границах отдельных областей природы приводят к более глубоким исследованиям естественных явлений, способствуют разработке научных открытий.
Сущность умозаключения по аналогии [7] может быть представлена следующим образом. Изучаются два предмета (явления), при этом одно уже достаточно исследовано. Во втором предмете (явлении) известны лишь некоторые его признаки. Оба предмета (явления) сравниваются между собой. Если ряд признаков сравниваемых двух предметов (явлений) совпадает, то делается вывод о том, что и остальные признаки второго предмета (явления) будут такими же. Схема доказательства по аналогии такова: пусть некоторый объект А обладает последовательностью свойств , т.е.
Второй объект В обладает набором свойств, совпадающих со свойствами объекта А, за исключением , про который ничего не известно, —
.
Тогда из этих двух наблюдений можно сделать вывод, что и второй объект В обладает свойством .
Доказательство
по аналогии основано на том, что предметы
могут быть подобными, сходными в каких-либо
свойствах, признаках или отношениях,
причем такие предметы, которые в целом
различны. Очевидно, что доказательство
по аналогии не является абсолютным, оно
гипотетическое. Необходимо отметить,
что в умозаключении по аналогии весьма
часто вместо слов "вероятно" и "возможно"
употребляют слова "следовательно",
"значит" (рисунок 1.1).
Рис.
1.1. Умозаключение по аналогии
Нередко это оказывается правомерным и подтверждается истинностью заключения. Между тем немаловажно иметь в виду, что недооценка вероятностного характера умозаключения по аналогии способно привести к ошибкам и просчетам. Так, например, из суждений: «Петров отличник в учебе, спортсмен, активный читатель библиотеки» и «Плотников также является отличником и спортсменом» следовательно, «Плотников тоже активный читатель библиотеки». Но в реальной жизни человек может быть отличником учебы и спортсменом, но при этом не обязательно быть активным читателем библиотеки. Иными словами вывод (заключение) можно получить ложный, хотя он и строится согласно требованиям, предъявляемым к аналогии.
В
основе аналогии лежат объективные
связи и отношения между
Аналогия – метод выводов, при которых обнаруживается подобие между несколькими заданными объектами [13]. Факты и знания, справедливые для одних объектов на основе этого подобия переносятся на другие объекты. Для более удобного представления фактов, знаний, «наполнения» объектов, а также предоставления множества вариантов решения проблемы, используют экспертные системы.