Трансфертное ценообразование

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 09:43, курсовая работа

Описание работы

Сегодня трансфертное ценообразование, применяемое холдингами (вертикально интегрированными компаниями), признано едва ли не основным каналом утечки бюджетных средств, и определенная доля истины в этом есть. С помощью трансфертного ценообразования холдинги (не только нефтяные, но и других отраслей промышленности) занижают корпоративные цены, уменьшая тем самым налоговую базу и, следовательно, свои налоговые обязательства. Справедливости ради следует заметить, что проблема занижения цен, несмотря на достаточно внушительные масштабы ухода от уплаты налогов, все же меркнет по сравнению с проблемой необоснованного зачета «входного» НДС при внутренних и внешнеторговых оборотах.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы и значение «трансфертного ценообразования»…………………………………………………………………4
1.1. Виды цен в рыночной экономике………………………………...…………4
1.2. Сущность трансфертного ценообразования…………...…………………...7
1.3. Методы трансфертного ценообразования..……………………………….12
Глава 2. Трансфертное ценообразование в ТОО «Гелиос»…………………...16
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности ТОО «Гелиос»……………………………………………………………………16
2.2. Анализ деятельности компании ТОО «Гелиос»...………………………...18
2.3. Проблемы трансфертного ценообразования в России …..……………….29
2.4. Способы решения проблемы трансфертного ценообразования…………32
Заключение ………………………………………………………………………37
Список использованных источников…………

Работа содержит 1 файл

Ценообразование.docx

— 68.10 Кб (Скачать)

     Учет  трансфертных операций должен быть отделен  от учета реальных операций, так  как в случае их объединения произойдет увеличение оборотов по доходам и  расходам предприятия на сумму трансферта. Поэтому передача полуфабрикатов учитывается  с использованием транзитного счета  «Внутренний трансферт» типа Доход/Расход и аналитического признака «Трансферт». Для ввода аналитического признака «Трансферт» следует задействовать  один из свободных классов. При такой  структуре учета отчеты о прибылях и убытках предприятия можно  корректно строить без учета  трансфертов, а отчеты о прибылях и убытках подразделений –  с учетом трансфертов.

     Трансфертные  цены — это цены, применяемые  внутри фирмы при реализации продукции  между подразделениями компании, а также разных, но входящих в  одно объединение компаний. Как правило, данные о трансфертных ценах ограничены, они составляют коммерческую тайну, а их уровень и соотношения значительно отличаются от цен при поставках продукции.

     Главная цель введения трансфертных цен на практике — это минимизация налогообложения  внутрикорпоративных расчетов и  таможенных платежей, а также аккумулирование  прибыли в сбытовых структурах, зарегистрированных в зонах с льготным налогообложением.

     Трансфертное  ценообразование в ТОО «Гелиос» ведется со следующими целями:

     1) Система трансфертного ценообразования  должна мотивировать менеджеров  подразделений к принятию эффективных  решений и предоставлять информацию  для их обоснованности. Это возможно  тогда и только тогда, когда  менеджеры, стремясь увеличить  прибыль своего подразделения,  также увеличивают и прибыль  всей компании.

     2) Решения о величине трансфертных  цен должны отражаться на прибыльности  подразделений и представлять  собой обоснованный критерий  измерения деятельности подразделения,  ибо при передаче товаров или  оказании услуг доходы одного  подразделения превращаются в  расходы другого.

     3) Система трансфертного ценообразования  не должна нарушать автономию  подразделений. Недопустимо наделять  менеджеров дополнительной ответственностью  и в то же время централизованно  назначать внутренние цены.

     Управление  фирмой эффективно только тогда, когда  между центрами ответственности  существуют контрактные отношения. В ТОО «Гелиос» можно выделить контрактные отношения между  руководителями и подразделениями, контрактные отношения между  самими подразделениями (например, если они оказывают друг другу услуги или покупают друг у друга продукты), а также между подразделениями  и общими службами. Общие службы могут также оказывать друг другу услуги, например, иметь общую платежную ведомость. Головной офис компании ТОО «Гелиос» не может устанавливать контрактные отношения с другими отделами. Единственная его задача – давать рекомендации Совету директоров и осуществлять контроль от его имени.

     Трансфертное  ценообразование существует там, где  имеют место трансферты товаров  и услуг внутри одной организационной  единицы. Таким образом, наличие  внутриорганизационной коммерческой деятельности (или внутренней торговли) является предпосылкой построения системы  трансфертного ценообразования.

     Согласно  бухгалтерскому подходу в ТОО  «Гелиос», трансфертная цена определяется на основе внутрифирменной информации об издержках. Как и раньше, предпринимается  попытка вывода единой формулы для  определения значения трансфертной цены. Все расчёты базируются на том предположении, что эта цена есть доход продающего подразделения  и издержки получающего. Когда данные подразделения зависимы, то каждое из них вносит свой вклад в общий  доход от реализации конечного продукта. Тогда роль цены состоит в распределении  этого дохода и вычислении вклада каждого подразделения.

     ERP–системы (Enterprise Resource Planning – система управления  ресурсами предприятия) – это  средства комплексной поддержки  деятельности всего предприятия  или определенной группы выделенных  бизнес–процессов. Основной недостаток  данного подхода в том, что  ищется единственно верное решение,  универсальная формула, поскольку  проблема трансфертного ценообразования  рассматривается только в координатах  «затраты – прибыль, не учитывая  организационной и психологической  составляющей. 
 

     Таблица 4

     Трансфертное  ценообразование в ТОО «Гелиос»

    Торговля  между подразделениями Степень транзакционной специфичности инвестиций
      высокая идиосинкразичность нейтральная в  соотв. с треб. потребителей низкая стандартная
    Стабильная Производственные  издержки    
    Изменяется  раз в год   Производственные  издержки и переговоры  
    Изменяется  раз в месяц     Рыночная цена
      Нет эффективной  конкуренции: уникальные свойства Дифференциация  в краткосрочном периоде Конкурентный  внешний рынок
 

     В ТОО «Гелиос» применяются четыре основных метода расчета трансфертного ценообразования:

  1. На основе текущей рыночной цены товара. Используется в том случае, когда эту цену можно рассматривать как верхний предел цены (цену спроса) на такой же полуфабрикат, выпускаемый компанией. В этом случае при передаче полуфабриката от одного центра ответственности к другому учитывается реальный вклад подразделения-поставщика в общий доход предприятия. При этом рыночные цены, которые берутся в расчет, снижаются на величину расходов, связанных с продажей аналогичного товара на рынке. Преимущества этого метода связаны с объективным характером рыночных цен, которые не зависят от квалификации менеджеров подразделений компании, производящих расчеты затрат.
  2. Ориентированный на предельные издержки. Применяется, если невозможно установить трансфертные цены на базе рыночных цен. При его использовании возникает ряд сложностей. Трудности применения рассматриваемого метода состоят прежде всего в отсутствии надежных оценок спроса на конкретных рынках. Кроме того, оценить предельные издержки с учетом условия равенства предельной выручки принимающего подразделения ( i+ 1) и предельных затрат подразделения ( i) на производство полуфабриката (MR i+1 = MC i) также весьма непросто. Когда рынок для промежуточного продукта несовершенен или его вообще не существует, трансфертные цены на основе маржинальных затрат могут побуждать менеджеров подразделений действовать на том уровне выпуска продукции, при котором прибыль компании в целом остается максимальной. Исследования английских компаний показали, что менее 10% фирм устанавливают трансфертные цены на уровне маржинальных затрат, поскольку они не включают прибыль и не стимулируют инвестиции, так как не дают достаточной информации для оценки деятельности центров прибыли.
  3. На основе издержек производства. Может использоваться при отсутствии рыночных цен. Его применение основывается на расчете:

     — полных затрат;

     — нормативных затрат;

     — переменных затрат.

     Достоинства:

     — относительная простота учета затрат;

     — упрощении ведения учета и  отчетности между подразделениями  компании;

     — возможность определить вклад каждого  подразделения в увеличение прибыли  конечного продукта компании.

     Недостатки:

     — поскольку этот метод включает учет постоянных затрат, не зависящих непосредственно  от работы того или иного подразделения, то он не дает достаточно объективной  основы для оценки работы этих подразделений, что может привести к принятию неэффективных решений:

     — этот метод не может служить достаточно надежным ориентиром для принятия решений  о расширении производства, ибо включает постоянные затраты, мало-изменяющиеся при увеличении объема выпуска. Это  также может помешать принятию эффективных  решений в компании;

     — «передающий» центр ответственности (подразделение компании) не заинтересован  в снижении издержек, ибо трансфертная цена не только покрывает их, но и  приносит прибыль в соответствии с заложенным в нее нормативом рентабельности;

     — «принимающее» подразделение может  в этих условиях быть заинтересовано в снижении объема выпуска данной продукции ниже оптимального объема, необходимого для компании в целом.

     Ориентированный на договорные цены.

     Трансфертная  цена рассматривается как договорная и устанавливается в результате соглашения (договора, контракта) подразделения-поставщика и принимающего подразделения. В  качестве базы для ведения таких  переговоров стороны используют информацию о рыночных ценах, маржинальных или полных расходах. Трансфертные цены, установленные на основе переговоров, наиболее подходят для ситуаций, в  которых проявляются рыночные несовершенства в отношении промежуточных продуктов, в частности когда есть разные реализационные расходы для внутреннего  и внешнего рынков или когда существует несколько рыночных цен.

     Инвентаризация  кассы в ТОО «Гелиос» проводится с полным полистным пересчетом всех денежных купюр, ценных бумаг, денежных документов, бланков строгой отчетности по видам с указанием в акте названия, номера, серии и номинальной  цены и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе  принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги (акции, облигации, чеки, векселя и другие документы, выпускаемые в соответствии с  законодательством в качестве ценных бумаг).

     Денежная  наличность ТОО «Гелиос» включается в акт по купюрам и сумме. Заявление  кассира о наличии в кассе  денежных средств и других ценностей, не принадлежащих данному субъекту, не принимаются. В акте инвентаризации наличия денежных средств остатки, находящиеся в кассе денежных средств сверяются с данными  учета на день инвентаризации. И  определяется результат. При обнаружении  инвентаризацией недостачи или  излишков в акте указывается сумма. Инвентаризация денежных средств ТОО  «Гелиос», находящихся в банках, на расчетном счет, валютном и специальных  счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих  счетах по данным бухгалтерии предприятия, с данными по выпискам банков.

     В случае установления фактов недостач или излишков ценностей комиссия берет с кассира письменное объяснение о причинах и обстоятельствах  возникновения этих расхождений, которое  также фиксируется в акте. При  этом следует иметь в виду, что  заявление кассира о выдаче наличных денег из кассы, не подтвержденное расходными кассовыми ордерами или заменяющими  их документами и расписками получателей  в платежной ведомости, не принимается  в оправдание фактического остатка  наличных денег в кассе. Эта сумма  считается недостачей и взыскивается с кассира. Наличные деньги не подтвержденные приходными кассовыми ордерами, считаются  излишком кассы и зачисляются  в доход организации.

     2.3. Проблемы трансфертного ценообразования в России. 

     Проблема  внедрения трансфертного ценообразования  в России тесно связана с отсутствием  фактической технологической базы, позволяющей производить быстрый  и качественный обмен необходимой  в ходе формирования трансфертных цен  обмен информацией. Поэтому первыми  в нашей стране трансфертную систему  стали применять те компании, которые, проведя внедрение современных  информационных систем поддержки деятельности, стали использовать модели, заложенные в основу этих комплексов.

     Система трансфертного ценообразования (как  и качественная информационная поддержка) действительно необходима, прежде всего, крупным промышленным предприятиям, компаниям, занимающимся массовыми  оптовыми поставками и компаниям, работающим в добывающих отраслях. К тому же только крупные компании могут себе позволить связанные с переходом  на новый способ управления затраты. Наиболее показателен этот процесс  в автомобилестроении, строительной промышленности, нефтегазовой и фармацевтической отраслях.

     Причем, во многих отраслях проблема формирования трансфертной цены жестко связана с  проблемой налогообложения. Так, в  нефтедобывающей отрасли наиболее остро ставится вопрос о степени  обложения налогом доходов от добычи нефти и доле рентных доходов, которые остаются в распоряжении предприятий.3 Механизм трансфертного ценообразования предполагает, что покупка нефти у дочерних нефтедобывающих предприятий происходит по трансфертной цене, при этом часть нефти (30-40%) реализуется на экспорт, оставшаяся часть перерабатывает на давальческой основе на российских предприятиях. Трансфертная цена, как правило, устанавливается исходя из целей минимизации налогообложения на уровне, не ниже текущих затрат предприятия. Обычно, при этом стремятся также учитывать и сокращение издержек в нефтедобыче, что реализуется за счет установления центрам ответственности плановых ориентиров по динамике закупочных цен и разработки соответствующих планов сокращения издержек. В результате, цена нефти, с которой начисляются налоги (роялти, отчисления на ВМСБ, налог на пользователей автодорог, налог на прибыль) оказывается ниже рыночной и существенно ниже экспортной цены. Именно здесь находится корень конфликтов, связанных с несоответствием "рыночной" цены на нефть и трансфертной.

Информация о работе Трансфертное ценообразование