Трансфертное ценообразование

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 09:43, курсовая работа

Описание работы

Сегодня трансфертное ценообразование, применяемое холдингами (вертикально интегрированными компаниями), признано едва ли не основным каналом утечки бюджетных средств, и определенная доля истины в этом есть. С помощью трансфертного ценообразования холдинги (не только нефтяные, но и других отраслей промышленности) занижают корпоративные цены, уменьшая тем самым налоговую базу и, следовательно, свои налоговые обязательства. Справедливости ради следует заметить, что проблема занижения цен, несмотря на достаточно внушительные масштабы ухода от уплаты налогов, все же меркнет по сравнению с проблемой необоснованного зачета «входного» НДС при внутренних и внешнеторговых оборотах.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы и значение «трансфертного ценообразования»…………………………………………………………………4
1.1. Виды цен в рыночной экономике………………………………...…………4
1.2. Сущность трансфертного ценообразования…………...…………………...7
1.3. Методы трансфертного ценообразования..……………………………….12
Глава 2. Трансфертное ценообразование в ТОО «Гелиос»…………………...16
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности ТОО «Гелиос»……………………………………………………………………16
2.2. Анализ деятельности компании ТОО «Гелиос»...………………………...18
2.3. Проблемы трансфертного ценообразования в России …..……………….29
2.4. Способы решения проблемы трансфертного ценообразования…………32
Заключение ………………………………………………………………………37
Список использованных источников…………

Работа содержит 1 файл

Ценообразование.docx

— 68.10 Кб (Скачать)

     В результате внутренней торговли возникают  связи различной степени сложности  как внутри одной цепочки создания стоимости, так и между цепочками  разных подразделений. Система трансфертного  ценообразования охватывает множество  видов деятельности, которые составляют конкурентное преимущество компании. Например, интернационализируя торговлю, компания создает конкурентам барьеры  для вхождения на рынок.

     Модель  цепочек создания стоимости не дает ответа на вопросы: способствует ли трансфертное ценообразование созданию стоимости  и до какой степени способность  одного центра ответственности создавать  стоимость зависит от этой же способности  другого центра?

     Внутренние  транзакции создают стоимость для  внутренних покупателей (т.е. для центров  ответственности), которая не обязательно  совпадает со стоимостью для внешних потребителей. Если для одного из участников внутренней торговли трансфертная цена невыгодна, такая деятельность не создает стоимость. Это сокращает способность генерировать стоимость и отдельных бизнес-единиц, и всей компании.

     Можно выделить следующие переменные системы  трансфертного ценообразования:

     1. стратегические;

     - технологий, которыми владеет организация;

     - диверсификация и дифференциация продуктов и рынков;

     - конкуренты и позиция фирмы на рынке;

     - степень вертикальной интеграции;

     - финансовая стратегия;

     - наличие конкурентных преимуществ;

     2. организационные:

     - степень централизации;

     - база для дивизионализации (продукты, производственные процессы, регионы, рынки и др.);

     - типы центров ответственности;

     - наличие международных филиалов;

     - внутридивизиональная структура;

     - способ управления информационными системами;

     3. автономия подразделений:

     - возможность принимать оперативные решения (производство, трансфертные цены, распределение затрат, сделки, персонал, измерение и оценка деятельности);

     - право на приятие стратегических решений (определение целей подразделения, инвестиционные решения, решения «производить — покупать», новые продукты, рынки, ценовая политика);

     4. человеческие:

     - ограниченная рациональность и оппортунизм;

     - стили лидерства;

     - наличие конфликтов;

     5. системные:

     - цели трансфертного ценообразования;

     - зависимость от рыночных цен;

     - база для расчета трансфертных цен;

     - стабильность трансфертных цен (частота корректировки);

     - внутренние ограничения (национальные и международные);

     6. характер внутренней торговли:

     - характеристики продукта (дизайн и качество, специфичность активов);

     - существенность объемов (для фирмы и для подразделения);

     - частота (стабильность внутренней торговли);

     7. оценка деятельности:

     - критерии эффективности деятельности;

     - меры оценки (бухгалтерские — небухгалтерские, краткосрочные — долгосрочные и т.д.);

     - бюджетные ограничения; / информационный менеджмент:

     - программное обеспечение;

     - информационная система компании (каналы передачи информации, иерархия информационных потоков). Знание всех переменных системы трансфертного ценообразования позволяет разрабатывать оперативные стратегические планы управления бизнесом компании.

     Можно сделать следующий вывод: трансфертное ценообразование это объективное  явление, появившееся вследствие децентрализации, представляющее торговлю внутри организации  между её структурными подразделениями. Система трансфертного ценообразования  создаётся для минимизации транзакционных издержек. Система трансфертного  ценообразования так же позволяет эффективно управлять организацией, распределять ресурсы, вырабатывать стратегические решения. 

     1.3 Методы трансфертного ценообразования 

     Обычно  выделяются два базовых подхода  к определению трансфертных цен. Первый подход базируется на себестоимости  и нормативной рентабельности. Он достаточно прост, что и определило возможности его применения. Однако этот подход может служить оправданием  фактически произведенных затрат без  учета их целесообразности. Этот недостаток преодолевается использованием второго  — нормативного подхода, основанного  на определении целевого назначения той цены, с которой сравниваются фактические затраты.

     В мировой экономической практике применяются четыре основных метода трансфертного ценообразования:

     - метод расчета на основе текущей рыночной цены товара;

     - метод расчета, ориентированный  на предельные издержки;

     - метод расчета на основе издержек  производства;

     - метод расчета, ориентированный  на договорные цены.

     Метод трансфертного ценообразования, ориентирующийся  на рыночную цену товара, используют в  том случае, когда эту цену можно  рассматривать как верхний предел цены (цену спроса) на такой же полуфабрикат, выпускаемый компанией2. В этом случае при передаче полуфабриката от одного центра ответственности к другому учитывается реальный вклад подразделения-поставщика в общий доход предприятия. При этом рыночные цены, которые берутся в расчет, снижаются на величину расходов, связанных с продажей аналогичного товара на рынке.

     Очевидно, что преимущества этого метода связаны  с объективным характером рыночных цен, которые не зависят от квалификации менеджеров подразделений компании, производящих расчеты затрат. Трансфертные цены на основе рыночных цен устанавливаются, когда для промежуточного продукта имеется высококонкурентный рынок, т. е. продукт является однородным и  ни один из покупателей или продавцов  не может сильно влиять на рыночные цены. Тогда показатели деятельности подразделений с большей вероятностью отражают реальный экономический вклад  подразделения в общую прибыль, а прибыли подразделений похожи на прибыли, которые были бы, если бы подразделения выступали в качестве отдельных компаний.

     В этом случае трансфертная цена — это  фактическая цена, по которой поставляющее подразделение продает или может  продать промежуточную продукцию  внешним заказчикам, или цена, которую  предлагает конкурент.

     Метод трансфертного ценообразования, ориентирующийся  на предельные издержки, применяется, если невозможно установить трансфертные цены на базе рыночных цен. При его  использовании возникает ряд  сложностей. Как известно, предельные издержки можно оценить только с  учетом реальной функции спроса и  тем более точно, чем выше степень  рыночной конкуренции, т. е. чем меньше ценовая политика ориентируется  на реакцию основных конкурентов  компании. Поэтому трудности применения рассматриваемого метода состоят прежде всего в отсутствии надежных оценок спроса на конкретных рынках.

     Когда рынок для промежуточного продукта является несовершенным или его  вообще не существует, трансфертные цены на основе маржинальных затрат могут  побуждать менеджеров подразделений  действовать на том уровне выпуска  продукции, при котором прибыль  компании в целом является максимальной. Маржинальные издержки в коротком периоде  представляют собой прямые издержки плюс переменные косвенные издержки. Они постоянны на единицу продукции во всем диапазоне выпуска и эквивалентны переменным издержкам. Использование краткосрочных переменных издержек в качестве основы трансфертной цены оптимально, однако только в границах небольшого временного горизонта.

     Метод трансфертного ценообразования, ориентированный  на издержки производства, представляется более доступным и простым  в применении. Он может использоваться при отсутствии рыночных цен. Его  применение основывается на расчете:

     - полных затрат;

     - нормативных затрат;

     - переменных затрат.

     Именно  этот метод чаще всего применяется  в вертикально интегрированных  компаниях. Его достоинства состоят  в относительной простоте учета  затрат, в упрощении ведения учета  и отчетности между подразделениями  компании, наконец, что очень важно, в возможности определить вклад  каждого подразделения в увеличение прибыли конечного продукта компании.

     Особенность метода трансфертного ценообразования, ориентированного на договорные цены, состоит в том, что трансфертная цена рассматривается как договорная и устанавливается в результате соглашения (договора, контракта) подразделения-поставщика и принимающего подразделения. В  качестве базы для ведения таких  переговоров стороны используют информацию о рыночных ценах, маржинальных или полных расходах.

     Трансфертные  цены на основе переговоров наиболее подходят для ситуаций, в которых  проявляются рыночные несовершенства в отношении промежуточных продуктов, в частности когда есть разные реализационные расходы для внутреннего  и внешнего рынков или когда существует несколько рыночных цен.

     Ключевым  моментом установления трансфертных цен  является распределение прибыли  по полуфабрикатам конечных изделий.

     Выделяют  три основных способа определения  величины прибыли в трансфертной цене:

     - метод распределения прибыли;

     - метод распределения экономии затрат;

     - метод распределения суммы покрытия.

     Метод распределения прибыли. При определении  трансфертной цены по методу «издержки  плюс прибыль» чаще всего используется нормативный уровень себестоимости  продукции. К ней прибавляется прибыль  пропорционально одному из показателей: заработной плате, либо себестоимости, либо фондоемкости производства подразделений. В этом случае общая прибыль компании в расчете на единицу продукции  умножается на показатель доли соответствующего показателя подразделения в общей  величине заработной платы за производство всего объема конечной продукции  или в себестоимости конечной продукции компании. Этот метод обычно используется в компаниях, которые  не имеют рынка полуфабрикатов.

     Метод распределения экономии затрат. В  соответствии с этим методом внутренняя цена полуфабриката рассчитывается как сумма его себестоимости  и экономии затрат на единицу полуфабриката.

     Метод распределения суммы покрытия по существу аналогичен первому, только вместо себестоимости первым слагаемым  трансфертной цены выступают переменные затраты, а вместо прибыли — величина покрытия. 
 
 

     Глава 2. Трансфертное ценообразование в ТОО «Гелиос» 

     2.1 Краткая организационно-экономическая  характеристика деятельности ТОО  «Гелиос» 

     ТОО «Гелиос»- один из признанных лидеров  «бензинового рынка» г. Уральска, являющийся поставщиком экологически чистого  бензина. «Прародителем» этой фирмы  явился информационно-вычислительный кооператив «Гелиос», организованный в 1989г. Первоначально кооператив занимался  продажей программных продуктов  и компьютеров, собираемых в г. Уральске. В 1994г. фирма решила попробовать  себя в «бензиновом» бизнесе. В то время появились первые контейнерные АЗС. Среди них была и первая контейнерная АЗС «Гелиос». Буквально через несколько месяцев работы стало ясно, что контейнерная АЗС, с ее повышенной пожарной опасностью, проблемами экологии, и, наконец, просто неэстетичным видом – это вчерашний день. Необходимо было новое направление, которое бы решало основные задачи: повышение качества обслуживания клиента и улучшение технологии АЗС и ее дизайна.

Информация о работе Трансфертное ценообразование