Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 21:59, шпаргалка
1. Цена как экономическая категория. Основные функции цен. Факторы, определяющие уровень и динамику цен
2. Система и виды цен, применяемых на национальном рынке
3.Затратный и агрегатный методы ЦО на новые товары, их х-ка
4. Метод ценообразования на основе переменных расходов и метод структурной аналогии в ценообразовании, их х-ка
5. Параметрические методы ЦО на новые товары, их х-ка
1. Цена как экономическая категория. Основные функции цен. Факторы, определяющие уровень и динамику цен
Цена-это денеж-я оценка стоим-ти ед-цы тов-ра (раб-т, усл-г).
ЦО –п-с по установлен-ю, регулир-ию цен и контр-лю за примен-ем устан-го законад-го порядка формир-ия цен юрид-ки лицами,ИП и др. субъектами ЦО. Субъекты ЦО- юр. лица, ИП, респуб-ие и местн-е органы упр-ия, распоряд-ые органы упр-ния. Объектами ЦО явл. виды и разнов-ти цен действ-их на нац-ом рынке.
Ф-ии цены отр-ют ее эконом-ю сущность пред-ия,роль в хоз-ой жизни общ-ва, а т.же взаимоотн-ия с др. эконом-ми катег-ми и хар-ся совок-ью свойств.1. измерит-я ф-ция цены сост-т в возм-ти исчисл-ия зат-т на произ-во и реализ-ию пр-ции и эф-сти их использ-ия,а т.же в возм-ти сопост-ия уровня цен на различн. тов-ры и опред-ие соотн-ия уровня их полезн-ти и стоим-ти. 2.балансир-я ф-ия, роль сост-ит в проявл-нии ч/з цену связи м/д потреб-ем и произ-лем, потреб-ем и спросом. 3.Распред-ая или перерасп-я ф-ия сост. в распред-ии (перерас-нии) ВВП м/д отр-ми или сектор-ми нац-ной эконом. регион-ми, пред-ми и соц-ми гр-ми населен-я и реализся ч/з налогово-бюдж-ную политику,т.е по сред-вам изм-я ставок налог-х и тамож-х пошлин.4.Стимулир-ия, выр-ся в поощрит-ом или сдерж-ем возд-ии цены на произ-во и потреб-ие прод-ции проявл-ся в использ-нии сист. скидок повыш-ии (пониж-нии) уровня приб-ли и др. спос.5. Информ-ная сост. в довед-нии до всех уч-ков рынка инф-ии об уровне цен на прод-ию изв-ых фирм произв-лей конкур-ых фирм, цен уст-ся на разл-ых тов-ных рынках и их сегментах,а т.же в регион-ом разрезе включ. анализ конъюкт-ы того или иного рынка.
Факторы, определяющие уровень и динамику цен:
1)внутренние факторы: -способ и технология пр-ва, -специализация и концентрация пр-ва, -механизация и автоматизация произв-х пр-ов, -модернизация и улучшение эксплуатации применяемой техники и технологии, -ур-нь материально-технич-го снабжения, -орг-ция труда и квалификация производственно-технического персонала, -длительность цикла товародвижения, взаимоотношения продавца и покупателя, -условия поставки и платежа, -имидж пр-тия на р-ке,.
2)внешние фак-ры: 1)эконом-ие: -эк-ая си-ма гос-ва и общее состояние эк-ки, -хар-р и масштабы гос-го регулир-ния эк-ки, -го-ная ценовая, налоговая и внешнеэк-ая политика гос-ва, -ур-нь обеспеченности страны осн-ми рес-ми, -ур-нь инфляции в стране, -политич-кая стабильность в об-ве. 2)соц-культурные: -ур-нь жизни населения, -численность и стр-ра населения страны. 3)географические: -тер-рия страны и её особенности, -природные и климатические условия страны. 4)инфраструктурные: -развитие ср-в связи, -ур-нь образования и квалификации кадров, -состояние денежно-кредитной си-мы.
Основн-е направл-ия классиф-ии цен:
1.По стадиям товародвиж-я.:-
2. В завис. от сферы обслуж-ия нарад-го хоз-ва и принадл-ти тов-ра к опред-ой отрасли: - отпускн-ые цены на пром-ную прод-ию; -закуп-ые цены на с/х прод-цию; - цены гос. закупок - цены прим-ые госуд-ыми органами д/осущ-ия закупки различн-ых видов прод-ии при формир. центральн-х госуд-х фондов; - сметные цены в строит-ве - цены примен-ые в строит-ве новых, расшир-ии, реконструк-и, технич. перевооружен-ии действ-х произ-ых или непроиз-ых объектов.Виды сметных цен.: сметн-я стоим-ть строит-ва-это предст-й размер затрат на строит. кажд. отдель-го объекта.; прейскур-ная цена - усреднен-я сетн-я стоим. ед-цы конечн. прод-ии типового строит-го объекта; договорная цена - цена устан-ая по догов-ти м/д зак-ми и подр-ми.;
3. По спос. устан-ия: - регулир-е цены (фиксир-ые цены); - свобод-я цена - цена устан-ая под возд-ем спроса и предл-ния (аукцион-ые цены,конкурсн-ые цены, биржев-ые категор-ии);
4. По тер-рии распростр-ия: единые цены- цены одного уровня, дейст-щие по всей тер-рии респ-ки; - местные цены- цены формир-ся по опред-ым тер-риям с уч-ием местных органов власти;
5. В завис. от сроков действия: - пост-ные (догов-ные) цены - цены устан-ые без огранич-ия срока действия; - сезонные цены - цены устан-ые диферен-но по сезонам года, уровень котор-й обусл-ен сез-тью пр-ва или реализ-ии.; - ступеньч-тые цены - цены устан-ые диф-но на прод-цию подвер-ую быстр. моральн-го старения с уч. фаз ее жизнен-го цикла.
6.Цены, использ-ые в учете,
планир-ии на предпр-ии:1.
7.Цены использ-ые в статист-ке: текущие цены - это цены использ-ые для ана-за стоим-ых показ-ей на всех уров-ях управ-ия в текущ-ем пер-де; сопостав-е цены- неизмен-е цены прим-ые для оценки стоим-ых показ-ей в динам-ке и позвол-щие искл-ть влиян. изменен. цен.; средние цены, применяемые для анализа стоимостных показ-лей по группам тов-ов, подотраслям и отраслям эк-ки; потребительские цены,применяемые для изучения динамики цен на тов-ры и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления; цены произв-лей промышленной пр-ции, используемые для изучения динамики цен реализ-ции тов-ов пром-ми орг-ми на внутр. р-ке.
3.Затратный и агрегатный методы ЦО на новые товары, их х-ка
Затратный метод. Опр-е исходной цены на пр-цию осущ-тся путем суммирования всех проектируемых затрат на пр-во и реализацию и добавления к ним заданного р-ра прибыли. Ур-нь исходной цены, рассчитывается по формуле:
ОЦт=ПС+ПП+Н(П)
где ОЦт,- отпускная цена на продукцию, руб.;
ПС–плановая себест-ть товара, планируемой д/включения в состав цены, руб.; ПП–плановый р-р прибыли от реализации пр-ции, планируемой д/включения в состав цены, руб.; Н(П) - сумма налогов и неналог. платежей, планируемых д/включения в состав цены на пр-цию, руб.
ПС=С(М)-ВО+Т(Э)+ОТр+Нот(ФСЗН+
ПП=ПС/100*НР%к.р.(кон-ра р-ка)
Направления применения затратного метода : -при установлении цен на принципиально новую пр-цию в условиях отсутствия товаров-аналогов;
- при опр-ии нижней границы цен на пр-цию, производимую по разовым заказам и в условиях инд-го пр-ва (строительные объекты, проектные работы, опытные образцы и др.);
-при установлении цен на продукцию и услуги, на к-е спрос ограничен платежеспособностью населения (пр-ция первой необходимости, ремонтные услуги и др.);
- при определении цен на пр-цию, производимую и реализуемую организациями-монополистами и субъектами естественных монополий;
- во внутрипроизводственном ценообразовании.
Д-ва: 1) относит-я простота расчета и универсальность; 2) обеспечение полного покрытия всех зат-т и получ. заданного р-ра прибыли; 3) учет интересов продавцов и покупателя, сведение ценовой конкуренции к min.
Нед-ки: 1) отсутствие учета в изменениях и предпочтениях потребителей, ценовой политики потребителей при ЦО; 2) снижение конкур-х стимулов к минимиз-ии издержек пр-ва и реализ-ии.
Агрегатный метод. Опр-е исходной цены на соотв-щую пр-цию осуществляется путем суммирования цен на отдельные конструктивные элементы пр-ции (изделий) или изделия, входящие в комплект (предварительно рассчитанная затратным или иным методом ценообразования), с добавлением затрат по их сборке и (или) компоновке. Ур-нь исходной цены, находится по формуле:
ОЦи=(ОЦэ 1 + ОЦэ,2+...+ОЦэ n) + Зс(к),
где ОЦи- исходная цена на соответствующие комплекты изделий, руб.;
ОЦэ1, ОЦэ,2, ОЦэ n - цены на отд-е конструктивные эл-ты изделий или изделия, входящие в комплект, руб.;
Зс(к)- зат-ы по сборке и компоновке отд-х конструктивных эл-тов изделий или изделий, входящих в комплект, руб.
Направления применения агрегатного метода ЦО:
- при нахождении исходного уровня цен на новую пр-цию, состоящую из сочетаний отдельных конструктивных элементов изделий или изделий (мебельные гарнитуры, столовые сервизы);
- при определении исходного
уровня цен на новую продукцию,
4. Метод ценообразования на основе переменных расходов и метод структурной аналогии в ценообразовании, их х-ка
Методы ЦО на основе перем. расходов, явл. разнов-ю затратного и примен. при опр-ии исх. ур-ня ОЦ на однотипные товары.
Перем. расходы – расх, связ. с произ-вом товара, опред-ые по нормам утвержденным руков-лем орг-ции-изгот. и относимые на ед-цу тов.
Опр-е ОЦ с исп-м метода на основе перем. расх. осущ-ся орг-ми-изготов., путем суммирования переменных (прямых) расх. связ. с произ-вом товара и надбавки к премен. расх., примен. в р-ре, обеспечивающей возмещение накладных и коммерч расходов:
ОЦт=ПРо.ц. + +Н(П)о.ц
ПР – перем. (прямые) расх; Н п.р. – р-р надбавки; Н(П)- налоги и платежи
Р-р надбавки опред. исходя из суммы накладных расходов
Нп.р= (НРо/п+КР о/п+ ППп/ПРп)*100
ПРеим-во метода перем расх: позволяет опр-ть нижнюю границу ОЦ на товар, безубыточный объем и его реализ., а также вклад конкретного товара в покрытии, возмещении накл. и коммерч. расходов, а также получение запланир прибыль.
Метод структурной аналогии. Определение отпускной цены (плановой себестоимости) на соответствующую про-цию с исп-ем метода структурной аналогии осуществляется путем отношения абсолютного значения (суммы) основного вида (элемента) проектируемых расходов в составе цены (плановой себестоимости) этой пр-кции (стоимость материальных ресурсов или расходы на заработную плату производственных рабочих, рассчитанные на основе технологического проекта (технологических карт)) к удельному вес (%) этих расходов в структуре цены (фактической себес-ти) товара-аналога.
Уровень исходной цены (плановой себестоимости), рассчитывается по следующей формуле:
ОЦт=АЗо.р/УЗо.р%*100 ; УЗо.р=АЗо.р/ОЦт(ФСо.ц.)*100
где ОЦи(ПСи) – отпускная цена (плановая себестоимость) соответствующей продукции, руб.;
АЗо.р - абсолютное значение основного вида (элемента) проектируемых расходов в составе цены (плановой себестоимости) соответствующей продукции, руб.;
УЗо.р - удельный знач. (%) основного вида (элемента) расходов в структуре цены (фактической себес-ти) товара-аналога, %.
Направление применения метода структурной аналогии:
- при определении исходного уровня цен на новую пр-цию предприятиями с широкой номенклатурой выпускаемых однотипных изделий или работ (ремонтные услуги, детали различных типоразмеров и др.).
5. Параметрические методы ЦО на новые товары, их х-ка
В основе парам-х методов
лежит определение
Виды парам-х методов:
Уровень цены товара при выделении одного ТЭП:
ОЦтн = ОЦт.б. * ТЭПт.н / ТЭПт.б.
ОЦтн, Цтб – значение нов. цены соотв-го товара (цена товара базов); ТЭПтн, ТПтб – абс. значение осн. ТЭП соотв-го нов. товара (товара базов) в натур-х ед. измерения
Уровень цены при выделении неск. ТЭП:
ОЦтн = ОЦтб * ∑(n, i = 1) ТЭПтнi / ТЭПтбi * Кi
Кi – коэф. весомости значимости ТЭП в долях ед-цы; n – кол-во оцениваемых основных ТЭП-ов
Требования, соблюдаемые при отборе ТЭП-ов:
Сущность м-да заключ-ся в формир-ии исходного уровня цены нов-го товара, относящ-ся к одному параметр-му ряду с товаром аналогом, на экспертных балловых оценок значимости потребит-х св-в этого товара.
Уровень цены товара с использ-м баллового м-да:
Сумма ПСт.н.i * Кi
ОЦтн= ПС-экспертная оценка
Сумма ПСт.б.j * Кj
Направление применения баллового м-да:
при определении исх-го уровня цен на сложные по составу товары, выпускаемые в пищевой, парфюм-й и легкой промышл-ти, потребит-е св-ва кот-х не поддаются колич-му измерению и не имеют опред-х показ-лей кач-ва
Цена товара выступает как ф-ция от изменения ТЭП товара: