Шпаргалка по "Ценообразованию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 21:59, шпаргалка

Описание работы

1. Цена как экономическая категория. Основные функции цен. Факторы, определяющие уровень и динамику цен
2. Система и виды цен, применяемых на национальном рынке
3.Затратный и агрегатный методы ЦО на новые товары, их х-ка
4. Метод ценообразования на основе переменных расходов и метод структурной аналогии в ценообразовании, их х-ка
5. Параметрические методы ЦО на новые товары, их х-ка

Работа содержит 1 файл

ШПОРЫ ПО ЦЕНООБРАЗОВАНИЮ!!!.docx

— 199.28 Кб (Скачать)

1. Цена как экономическая категория. Основные функции цен. Факторы, определяющие уровень и динамику цен

Цена-это денеж-я оценка стоим-ти ед-цы тов-ра (раб-т, усл-г).

ЦО –п-с по установлен-ю, регулир-ию цен и контр-лю за примен-ем устан-го законад-го порядка формир-ия цен юрид-ки лицами,ИП и др. субъектами ЦО. Субъекты ЦО- юр. лица, ИП, респуб-ие и местн-е органы упр-ия, распоряд-ые органы упр-ния. Объектами ЦО явл. виды и разнов-ти цен действ-их на нац-ом рынке.

Ф-ии цены отр-ют ее эконом-ю сущность пред-ия,роль в хоз-ой жизни общ-ва, а т.же взаимоотн-ия с др. эконом-ми катег-ми и хар-ся совок-ью свойств.1. измерит-я ф-ция цены сост-т в возм-ти исчисл-ия зат-т на произ-во и реализ-ию пр-ции и эф-сти их использ-ия,а т.же в возм-ти сопост-ия уровня цен на различн. тов-ры и опред-ие соотн-ия уровня их полезн-ти и стоим-ти. 2.балансир-я ф-ия, роль сост-ит в проявл-нии ч/з цену связи м/д потреб-ем и произ-лем, потреб-ем и спросом. 3.Распред-ая или перерасп-я ф-ия сост. в распред-ии (перерас-нии) ВВП м/д отр-ми или сектор-ми нац-ной эконом. регион-ми, пред-ми и соц-ми гр-ми населен-я и реализся ч/з налогово-бюдж-ную политику,т.е по сред-вам изм-я ставок налог-х и тамож-х пошлин.4.Стимулир-ия, выр-ся в поощрит-ом или сдерж-ем возд-ии цены на произ-во и потреб-ие прод-ции проявл-ся в использ-нии сист. скидок повыш-ии (пониж-нии) уровня приб-ли и др. спос.5. Информ-ная  сост. в довед-нии до всех уч-ков рынка инф-ии об уровне цен на прод-ию изв-ых фирм произв-лей конкур-ых фирм, цен уст-ся на разл-ых тов-ных рынках и их сегментах,а т.же в регион-ом разрезе включ. анализ конъюкт-ы того или иного рынка.

Факторы, определяющие уровень и динамику цен:

1)внутренние факторы: -способ и технология пр-ва, -специализация и концентрация пр-ва, -механизация и автоматизация произв-х пр-ов, -модернизация и улучшение эксплуатации применяемой техники и технологии, -ур-нь материально-технич-го снабжения, -орг-ция труда и квалификация производственно-технического персонала, -длительность цикла товародвижения, взаимоотношения продавца и покупателя, -условия поставки и платежа, -имидж пр-тия на р-ке,.

2)внешние фак-ры: 1)эконом-ие: -эк-ая си-ма гос-ва и общее состояние эк-ки, -хар-р и масштабы гос-го регулир-ния эк-ки, -го-ная ценовая, налоговая и внешнеэк-ая политика гос-ва, -ур-нь обеспеченности страны осн-ми рес-ми, -ур-нь инфляции в стране, -политич-кая стабильность в об-ве. 2)соц-культурные: -ур-нь жизни населения, -численность и стр-ра населения страны. 3)географические: -тер-рия страны и её особенности, -природные и климатические условия страны. 4)инфраструктурные: -развитие ср-в связи, -ур-нь образования и квалификации кадров, -состояние денежно-кредитной си-мы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Система и виды цен, применяемых на национальном рынке

Основн-е  направл-ия классиф-ии цен:

1.По стадиям товародвиж-я.:-отпускная цена предпр-ия-изгот-ля; - отпускн-я цена оптов-го педпр-ия; - розничн. цена;

2. В завис. от сферы  обслуж-ия нарад-го хоз-ва и  принадл-ти тов-ра к опред-ой  отрасли: - отпускн-ые цены на пром-ную  прод-ию; -закуп-ые цены на с/х прод-цию; - цены гос. закупок - цены прим-ые госуд-ыми органами д/осущ-ия закупки различн-ых видов прод-ии при формир. центральн-х госуд-х фондов; - сметные цены в строит-ве - цены примен-ые в строит-ве новых, расшир-ии, реконструк-и, технич. перевооружен-ии действ-х произ-ых или непроиз-ых объектов.Виды сметных цен.: сметн-я стоим-ть строит-ва-это предст-й размер затрат на строит. кажд. отдель-го объекта.; прейскур-ная цена - усреднен-я сетн-я стоим. ед-цы конечн. прод-ии типового строит-го объекта; договорная цена - цена устан-ая по догов-ти м/д зак-ми и подр-ми.;

3. По спос. устан-ия: - регулир-е  цены (фиксир-ые цены); - свобод-я цена - цена устан-ая под возд-ем спроса и предл-ния (аукцион-ые цены,конкурсн-ые цены, биржев-ые категор-ии);

4. По тер-рии распростр-ия: единые цены- цены одного уровня, дейст-щие по всей тер-рии респ-ки; - местные цены- цены формир-ся по опред-ым тер-риям с уч-ием местных органов власти;

5. В завис. от сроков действия: - пост-ные (догов-ные) цены - цены устан-ые без огранич-ия срока действия; - сезонные цены - цены устан-ые диферен-но по сезонам года, уровень котор-й обусл-ен сез-тью пр-ва или реализ-ии.; - ступеньч-тые цены - цены устан-ые диф-но на прод-цию подвер-ую быстр. моральн-го старения с уч. фаз ее жизнен-го цикла.

6.Цены, использ-ые в учете,  планир-ии на предпр-ии:1.планово-расчетные  цены, применяемые во внутрипроизводственном  планир-нии на крупных пр-тиях  в расчетах м/у цехами и стр-ми  подразделениями пр-тия; 2.планово-учетные  цены – цены, используемые д/оценки движения пр-ции на пр-тии.

7.Цены использ-ые в  статист-ке: текущие цены - это цены использ-ые для ана-за стоим-ых показ-ей на всех уров-ях управ-ия в текущ-ем пер-де; сопостав-е цены- неизмен-е цены прим-ые для оценки стоим-ых показ-ей в динам-ке и позвол-щие искл-ть влиян. изменен. цен.; средние цены, применяемые для анализа стоимостных показ-лей по группам тов-ов, подотраслям и отраслям эк-ки; потребительские цены,применяемые для изучения динамики цен на тов-ры и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления; цены произв-лей промышленной пр-ции, используемые для изучения динамики цен реализ-ции тов-ов пром-ми орг-ми на внутр. р-ке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Затратный и агрегатный методы ЦО на новые товары, их х-ка

Затратный метод. Опр-е исходной цены на пр-цию осущ-тся путем суммирования всех проектируемых затрат на пр-во и реализацию и добавления к ним заданного р-ра прибыли. Ур-нь исходной цены, рассчитывается по формуле:

ОЦт=ПС+ПП+Н(П)

где ОЦт,- отпускная цена на продукцию, руб.;

ПС–плановая себест-ть товара, планируемой д/включения в состав цены, руб.; ПП–плановый р-р прибыли от реализации пр-ции, планируемой д/включения в состав цены, руб.; Н(П) - сумма налогов и неналог. платежей, планируемых д/включения в состав цены на пр-цию, руб.

ПС=С(М)-ВО+Т(Э)+ОТр+Нот(ФСЗН+БЕЛГОССТРАХ)+НР+ДР+КР

ПП=ПС/100*НР%к.р.(кон-ра р-ка)

Направления применения затратного метода : -при установлении цен на принципиально новую пр-цию в условиях отсутствия товаров-аналогов;

- при опр-ии нижней границы цен на пр-цию, производимую по разовым заказам и в условиях инд-го пр-ва (строительные объекты, проектные работы, опытные образцы и др.);

-при установлении цен  на продукцию и услуги, на к-е спрос ограничен платежеспособностью населения (пр-ция первой необходимости, ремонтные услуги и др.);

- при определении цен  на пр-цию, производимую и реализуемую организациями-монополистами и субъектами естественных монополий;

- во внутрипроизводственном  ценообразовании.

Д-ва: 1) относит-я простота расчета и универсальность; 2) обеспечение полного покрытия всех зат-т и получ. заданного р-ра прибыли; 3) учет интересов продавцов и покупателя, сведение ценовой конкуренции к min.

Нед-ки: 1) отсутствие учета  в изменениях и предпочтениях  потребителей, ценовой политики потребителей при ЦО; 2) снижение конкур-х стимулов к минимиз-ии издержек пр-ва и реализ-ии.

Агрегатный  метод. Опр-е исходной цены на соотв-щую пр-цию осуществляется путем суммирования цен на отдельные конструктивные элементы пр-ции (изделий) или изделия, входящие в комплект (предварительно рассчитанная затратным или иным методом ценообразования), с добавлением затрат по их сборке и (или) компоновке. Ур-нь исходной цены, находится по формуле:

ОЦи=(ОЦэ 1 + ОЦэ,2+...+ОЦэ n) + Зс(к),

где ОЦи- исходная цена на соответствующие комплекты изделий, руб.;

ОЦэ1, ОЦэ,2, ОЦэ n - цены на отд-е конструктивные эл-ты изделий или изделия, входящие в комплект, руб.;

Зс(к)- зат-ы по сборке и  компоновке отд-х конструктивных эл-тов изделий или изделий, входящих в комплект, руб.

Направления применения агрегатного метода ЦО:

- при нахождении исходного  уровня цен на новую пр-цию, состоящую из сочетаний отдельных конструктивных элементов изделий или изделий (мебельные гарнитуры, столовые сервизы);

- при определении исходного  уровня цен на новую продукцию,  собранную из унифицированных  элементов, узлов, деталей (станки, оборудование определенного типа, семейство автомобилей, тракторов).

4. Метод ценообразования на основе переменных расходов и метод структурной аналогии в ценообразовании, их х-ка

Методы ЦО на основе перем. расходов, явл. разнов-ю затратного и примен. при опр-ии исх. ур-ня ОЦ на однотипные товары.

Перем. расходы – расх, связ. с произ-вом товара, опред-ые по нормам утвержденным руков-лем орг-ции-изгот. и относимые на ед-цу тов.

Опр-е ОЦ с исп-м метода на основе перем. расх. осущ-ся орг-ми-изготов., путем  суммирования переменных (прямых) расх. связ. с произ-вом товара и надбавки к премен. расх., примен. в р-ре, обеспечивающей возмещение накладных и коммерч  расходов:

ОЦт=ПРо.ц. + +Н(П)о.ц

ПР – перем. (прямые) расх; Н п.р. – р-р надбавки; Н(П)- налоги и платежи

Р-р надбавки опред. исходя из суммы  накладных расходов

Нп.р= (НРо/п+КР о/п+ ППп/ПРп)*100

ПРеим-во метода перем расх: позволяет  опр-ть нижнюю границу ОЦ на товар, безубыточный объем и его реализ., а также  вклад конкретного товара в покрытии, возмещении накл. и коммерч. расходов, а также получение запланир прибыль.

Метод структурной аналогии. Определение отпускной цены (плановой себестоимости) на соответствующую про-цию с исп-ем метода структурной аналогии осуществляется путем отношения абсолютного значения (суммы) основного вида (элемента) проектируемых расходов в составе цены (плановой себестоимости) этой пр-кции (стоимость материальных ресурсов или расходы на заработную плату производственных рабочих, рассчитанные на основе технологического проекта (технологических карт)) к удельному вес (%) этих расходов в структуре цены (фактической себес-ти) товара-аналога.

Уровень исходной цены (плановой себестоимости), рассчитывается по следующей  формуле:

ОЦт=АЗо.р/УЗо.р%*100 ; УЗо.р=АЗо.р/ОЦт(ФСо.ц.)*100

где ОЦи(ПСи) – отпускная цена (плановая себестоимость) соответствующей продукции, руб.;

АЗо.р - абсолютное значение основного вида (элемента) проектируемых расходов в составе цены (плановой себестоимости) соответствующей продукции, руб.;

УЗо.р - удельный знач. (%) основного вида (элемента) расходов в структуре цены (фактической себес-ти) товара-аналога, %.

Направление применения метода структурной аналогии:

- при определении исходного  уровня цен на новую пр-цию предприятиями с широкой номенклатурой выпускаемых однотипных изделий или работ (ремонтные услуги, детали различных типоразмеров и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Параметрические методы ЦО на новые товары, их х-ка

В основе парам-х методов  лежит определение количественных зависимостей м/д уровнем цен  на товары, находящиеся в пределах одного парам-го ряда и их осн-ми потребит-ми св-ми.Параметрический ряд – группа товаров однородных по конструкции и технологии изготовления, имеющих одинаковое или сходное назначение в различающихся м/д собой кач-ым уровнем потребит-х св-в.

Виды парам-х методов:

  1. М-д уд. показ-лей (при опред цен на сложно технич. тов, кот. поддаются количествен. оценке)

Уровень цены товара при  выделении одного ТЭП:

ОЦтн = ОЦт.б. * ТЭПт.н / ТЭПт.б.

ОЦтн, Цтб – значение нов. цены соотв-го товара (цена товара базов); ТЭПтн, ТПтб – абс. значение осн. ТЭП соотв-го нов. товара (товара базов) в натур-х ед. измерения

Уровень цены при выделении неск. ТЭП:

ОЦтн = ОЦтб * ∑(n, i = 1) ТЭПтнi / ТЭПтбi * Кi

Кi – коэф. весомости значимости ТЭП в долях ед-цы; n – кол-во оцениваемых основных ТЭП-ов

Требования, соблюдаемые  при отборе ТЭП-ов:

  1. д.б. зафиксированы в спецификациях, стандартах или технич-х условиях 2)совокуп-ть ТЭП-ов д. полно х-ть конструктивные, технолог-е и эксплуатац-е св-ва оцениваемых товаров 3) не д.б. взаимосвязаны 4)ТЭП д. иметь тесную корреляц-ю связь с ценой
  2. Балловый м-д

Сущность м-да заключ-ся в  формир-ии исходного уровня цены нов-го товара, относящ-ся к одному параметр-му ряду с товаром аналогом, на экспертных балловых оценок значимости потребит-х св-в этого товара.

Уровень цены товара с использ-м  баллового м-да:

                Сумма ПСт.н.i * Кi

ОЦтн=                 ПС-экспертная оценка 

                Сумма ПСт.б.j * Кj

Направление применения баллового  м-да:

при определении исх-го уровня цен на сложные по составу товары, выпускаемые в пищевой, парфюм-й  и легкой промышл-ти, потребит-е св-ва кот-х не поддаются колич-му измерению и не имеют опред-х показ-лей кач-ва

  1. М-д корреляц.-регрессионого анализа

Цена товара выступает  как ф-ция от изменения ТЭП  товара:

Информация о работе Шпаргалка по "Ценообразованию"