Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 14:36, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Ценообразование".
4) осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о ценообразовании, за формированием и применением цен (тарифов).
Правовые
основы государственной политики в
области ценообразования в
Республиканские
органы государственного управления устанавливают
цены на целый ряд товаров и
услуг. В частности, Министерство экономики
утверждает цены на сырую нефть, природный
и сжиженный газ, нефтепродукты,
электроэнергию, отдельные социально
значимые товары, продукцию оборонного
значения, поставляемую по оборонному
заказу, спирт, водку, квартплату, торговые
наценки и некоторые другие товары
и услуги. Правом утверждения и
контролирования цен наделены также
министерства транспорта и коммуникаций,
связи, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального,
лесного хозяйства и некоторые
другие.
16.Цели и задачи
Цели регулирования цен для каждой страны различны. Республика Беларусь же ставит перед собой следующие:
-Не допустить инфляционного
роста цен в результате
-Способствовать созданию
-Обеспечить относительный
-Достигнуть определенных
Но эти цели могут быть достижимы лишь в сопряжении. Например, стимулирование роста производства и повышение его эффективности хотя и можно ставить в качестве цели, но второе не обязательно предполагает первое. С другой стороны, между целями могут возникнуть конфликты. Например, между повышением эффективности производства и сохранением окружающей среды. Вот тут - то и возникает ещё одна цель государственного регулирования - сглаживание противоречий между целями экономической политики, снятие конфликтов между ними.
Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике определяют выполняемые государством экономические функции. Для решения задач, стоящих перед государством в процессе выполнения этих функций в распоряжении государства имеется ряд инструментов, к важнейшим из которых относятся: фискальная и денежная политика; социальная политика и политика регулирования доходов; внешнеэкономическая политика; и другие.
К фискальной политике относят деятельность
государства по распоряжению бюджетными
средствами. Одна сторона этой деятельности
связана со сбором средств через
систему налогообложения, а другая
- с расходованием этих средств. За
счет бюджетных средств государство
выполняет свои общественные функции,
такие как: оборона, национальная безопасность,
образование, здравоохранение, фундаментальные
научные исследования, решение экологических
проблем, социальные проблемы и т.д.
Манипулируя государственными расходами
и налогами, можно стимулировать
деловую активность, воздействовать
на безработицу и инфляцию. Неправильная
фискальная политика государства может
приводить к серьезным
Любое государство проводит определенную
социальную политику. Функцию перераспределения
доходов государство выполняет
через государственную
Государственное регулирование
Все инструменты проведения экономической
политики тесно взаимосвязаны. При
принятии решений в одной сфере
необходимо учитывать их влияние
на другие. Так, изменения в государственных
расходах и налогах, требует соответствующего
изменения денежной массы. Изменения
в фискальной и денежной политике
повлияют на инвестиции, занятость, уровень
доходов, объем национального
17. Государственное ограничение рыночного равновесия. Прямое и косвенное регулирование цен.
государственное регулирование цен обычно осуществляется в двух основных формах: с помощью косвенного и прямого регулирования.
к косвенному регулированию относятся меры, воздействующие на спрос, предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэкономической сбалансированности и, таким образом, влияющие на уровень и динамику цен. к ним можно отнести целый арсенал средств по реформированию экономики и совершенствованию механизма хозяйствования, в частности такие, как принятие и совершенствование антимонопольного законодательства, стимулирование малого предпринимательства, обоснованная налоговая политика, разгосударствление и приватизация, предоставление дотаций и субсидий, сокращение бюджетного дефицита, контроль и регулирование доходов населения и другие меры макроэкономической сбалансированности. мировой практикой накоплен достаточно богатый опыт косвенного регулирования цен, которому отдается несомненное преимущество по сравнению с непосредственным (прямым) их регулированием.
прямое регулирование цен осуществляется в основном тремя способами: путем установления "ценового потолка" (максимальных цен), "ценового пола" (минимальных цен) и "коридора цен".
наибольшее распространение получила политика "ценового потолка", которая используется в монополизированных отраслях (электроэнергетика, нефтегазовая промышленность, транспорт, коммунальное хозяйство), в кризисных ситуациях (во время войны, послевоенный период), при установлении цен на социально значимую продукцию (хлеб, молочные продукты, медикаменты и т. п.). выполняя важную роль, максимальные цены, устанавливаемые государством ниже уровня равновесия, создают ряд проблем в экономике. они формируют так называемый рынок продавца, диктующего свои условия покупателям, ведут к образованию дефицита продукции на рынке. размер потребления на таком рынке оказывается ниже того уровня, который был бы в условиях равновесия. в таких условиях государство часто вынуждено поддерживать производства, выпускающие продукцию по низким ценам путем выделения различных дотаций, субсидий, что в конечном счете ведет к усилению разбалансированности экономики, появлению новых проблем. практика использования политики "ценового потолка" в экономике республики кроме указанных последствий порождала и такие явления, как очереди, черный рынок, коррупция на государственных предприятиях. [11, стр.132]
политика "ценового пола", как показывает мировой опыт, используется обычно в интересах мелких фирм с целью не допущения монополизации рынка и поддержания определенного уровня конкуренции. чаще всего она применяется на рынке сельхозпродукции по отношению к фермерским хозяйствам. однако установление минимальных цен также влечет за собой негативные последствия. они заключаются в том, что, в отличие от описанной выше ситуации, формируется рынок покупателя. на таком рынке образуются излишки продукции, которые государство вынуждено скупать и каким-то образом затем ими распоряжаться (образовывать запасы, реализовывать на внешнем рынке и т. п.). уровень потребления в условиях проведения политики "ценового пола" тоже оказывается ниже, чем в условиях равновесного рынка.
политика "коридора цен" заключается в том, что устанавливаются два предела цен: верхний и нижний. цены, таким образом, одновременно ограничены максимальным и минимальным уровнями, что не позволяет им существенно отклоняться от положения равновесной цены. политика "ценового коридора" позволяет сочетать как прямые, так и косвенные формы регулирования цен, устраняет резкие колебания цен и изменения конъюнктуры рынка.
законом установлено, что регулируемые цены (тарифы) в республике беларусь применимы к:
-товарам (работы, услуги)
субъектов хозяйствования, занимающих
доминирующее положение на
-отдельным социально
значимым товарам (работы, услуги),
конкретный перечень которых
устанавливается президентом
в соответствии с законом государственное регулирование цен (тарифов) может осуществляться путем установления:
-фиксированных цен (тарифов);
-предельных цен (тарифов);
-предельных торговых надбавок (скидок) к ценам;
-предельных нормативов
рентабельности, используемых для
определения суммы прибыли,
-порядка определения и применения цен (тарифов);
-декларирования цен (тарифов). [
методы государственного регулирования ценообразования носят избирательный характер и применяются в зависимости от конкретных условий, а также от видов товаров (работ, услуг). при этом государственные органы, осуществляющие регулирование ценообразования, исходя из государственных интересов и складывающейся социально-экономической ситуации в республике в порядке, установленном законодательством, вправе принимать решение о выборе конкретного способа регулирования цен и тарифов.
18.
Политика государственного
Государственную
политику в области ценообразования
в соответствии со статьей 84 Конституции
Республики Беларусь определяет Президент
Республики Беларусь. Реализация государственной
политики в области ценообразования
в соответствии с законодательством
осуществляется Советом Министров
Республики Беларусь, Министерством
экономики, министерствами, другими
республиканскими органами государственного
управления и иными государственными
организациями, подчиненными Правительству
Республики Беларусь, Национальным банком,
облисполкомами и Минским горисполкомом.
Координация деятельности республиканских
органов государственного управления
по вопросам ценообразования и решение
наиболее актуальных проблем в области
ценообразования реализуется
Политика цен — это действия органов государственной власти, местного самоуправления и субъектов ценообразования, направленные на осуществление регулирования цен в народном хозяйстве, сфере услуг и контроля за их соблюдением.
Политика цен осуществляется через анализ практики формирования и установления цен и их регулирования, контроля за соблюдением государственной дисциплины цен, через ограничения негативных последствий монополистической деятельности в порядке, предусмотренном антимонопольным законодательством.
Ценовая политика является частью экономической политики государства и в условиях рыночных отношений имеет особо важное значение. Она содействует развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных последствий, в то же время способствует развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.
Координирующим органом при решении наиболее актуальных проблем в области ценообразования является Комиссия по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров РБ. При этом Совет Министров РБ осуществляет регулирование цен и тарифов на важнейшие социально значимые услуги для населения и товары, имеющие стратегическое значение для страны.
Минэкономики
в пределах предоставленных ему
полномочий осуществляет формирование
основ государственной политики
в области ценообразования и
обеспечивает ее реализацию; определяет
формы и способы
Другие республиканские органы государственного управления осуществляют регулирование цен (тарифов) и контроль за соблюдением установленного порядка ценообразования в соответствующих отраслях экономики.
Облисполкомы
и Минский горисполком
В принятых документах отмечено, что реализация принятой ранее Концепции привела к целому ряду положительных изменений, среди которых можно назвать следующие:
-значительное
снижение темпов роста
-отсутствие необходимости учета в ценообразовании
множественности курсов национальной валюты;
-укрепление белорусского рубля;
-значительное сокращение объема бартера;
-рост здоровой
конкуренции на внутреннем