Разработка ценовой стратегии предприятия при выходе на внешний рынок (на примере СП ОАО "Спартак")

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение теоретических аспектов разработки ценовой стратегии; определение её сущности и значения.
Задачами курсовой работы является определение особенностей разработки ценовой стратегии; изучение ценовой стратегии СП «ОАО «Спартак», а также разработка направлений совершенствования разработки ценовой стратегии предприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
1 Теоретические аспекты разработки ценовой стратегии
на предприятии при выходе на внешний рынок…………………...……….......4
1.1 Сущность ценовой стратегии и её роль в развитии
экспортного потенциала предприятия…………………………………………..4
1.2 Особенности разработки ценовой стратегии при экспорте
продукции………………………………………………………………………....8
2 Исследование ценовой стратегии при выходе на внешний
рынок СП «ОАО «Спартак»…………………………………………………….14
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия…………………...14
2.2 Этапы разработки ценовой стратегии на предприятии…………………...17
2.3 Оценка эффективности ценовой стратегии при выходе
на внешний рынок…………………………………………………………..…..22
3 Направления совершенствования разработки ценовой стратегии
при выходе на внешний рынок…………………………………………………28
Заключение………………………………………………………………………35
Список использованных источников…………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

Разработка ценовой стратегии Спартак.doc

— 833.50 Кб (Скачать)

 

По данным таблицы можно сделать  вывод о том, что наибольшую прибыль  предприятие получает в январе, декабре  и ноябре (14370, 21009 и 15785 млн. руб. соответственно).

При установлении цен, также учитывают влияние таких факторов, как потребители, конкуренты, издержки, участники товародвижения (посредники). АО «Спартак» устанавливает «демпинговые цены». На рынке Республики Беларусь продукция фабрики дешевле, чем на российском рынке.

При установлении окончательной цены товара АО «Спартак» учитывает ее психологическое восприятие и обязательно проверяет, насколько это соответствует практикуемой предприятием политике цен и как она будет воспринята посредниками, торговым персоналом собственных специализированных магазинов, конкурентами и поставщиками.

На кондитерские изделия АО «Спартак» установлены  свободно-отпускные и гибкие цены. Также фабрика устанавливает  на свой товар праздничные скидки, производит скидки с товаров, которые были нереализованы в течение конкретного срока, т. е. товар уценивают.

 

2.3 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЦЕНОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРИ ВЫХОДЕ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ВНЕШНИЙ РЫНОК

 

 

За январь-декабрь 2007 года СП ОАО  «Спартак» было произведено 23911 тонн кондитерских изделий и 32,2 тонн товарных полуфабрикатов. Себестоимость выпущенной продукции составила 114136,4 млн. руб., в том числе себестоимость кондитерских изделий- 112507,3 млн. руб.

В таблице 2.8 представлен сравнительный  анализ себестоимости по статьям  затрат на выпускаемую продукцию  СП ОАО «Спартак» за январь-декабрь 2006-2007гг.

 

Таблица 2.8 – Сравнительный анализ себестоимости по статьям затрат за январь-декабрь 2006-2007гг., тыс.руб

 

Наименование

статей

затрат

Себестоимость общего выпуска,млн.руб.

Себ-ть 1 тонны,тыс.руб

январь-декабрь

январь-декабрь

2006г.

уд.вес.

2007г.

уд.вес

темп

2006г.

2007г.

темп

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Сырье

53232,2

50,2

57951,6

50,8

108,9

1927,2

2423,6

125,8

Вспомогат. материалы

14364,9

13,6

15111,5

13,2

105,2

520,1

632,0

121,5

Тара

2693,2

2,5

2855,6

2,5

106,0

97,5

119,4

122,5

Топливо

 

2810,7

2,7

3042,7

2,7

108,3

101,8

127,2

125,1

Эл.энергия

1607,4

1,5

2074,3

1,8

129,0

58,2

86,7

149,1

Осн.и дополнит. з/пл

6092,4

5,8

6757,6

5,9

110,9

220,6

282,6

128,1

Начисления на з/пл

2197,0

2,1

2427,5

2,1

110,5

79,5

101,5

127,6

Общепроизводствен.расходы

7978,6

7,5

8037,9

7,0

100,7

288,9

336,2

116,4

Общехозяйственные расходы

10417,1

9,8

10690,3

9,4

102,6

377,1

447,1

118,5

Коммерческие расходы

4545,6

4,3

5187,4

4,5

114,1

164,6

216,9

131,8

Полная себестоимость

105939,1

100,0

114136,4

100,0

107,7

3835,3

4773,3

124,5

ТП в дей-щих ценах по РБ

131580,7

137462,1

104,5

4763,6

5748,8

120,7

Прибыль по РБ

25641,6

23325,7

91,0

928,3

975,5

105,1

Рентабельность пр-ва по РБ

22,5

20,4

Затр.на 100рубТП, руб по РБ

0,867

0,830

ТП с уч. скидок

123729,0

127113,3

102,7

4479,4

5316,0

118,7

Прибыль со скидками

17789,9

12976,9

72,9

644,1

542,7

84,3

Рентабельность пр-ва со ск.

16,8

11,4

Затр.на 100рубТП, руб со ск.

0,856

0,898

ТП с уч. экспорта

125190,2

131533,9

105,1

4532,3

5500,9

121,4

Прибыль с экспортом

19251,1

17397,5

90,4

697,0

727,6

104,4

Рентабельность пр-ва c эксп.

16,9

15,2

Затр.на 100рубТП, руб c эксп

0,912

0,868

ТП с уч.скидок и экспорта

117338,5

121364,9

103,4

4248,0

5075,6

119,5

     

Продолжение таблицы 2.8

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Прибыль общая

11399,4

7228,5

63,4

412,7

302,3

73,3

Рентабельность пр-ва общая

10,8

6,3

Затр.на 100рубТП, руб общ.

0,903

0,940

Выпуск продукции,тн

27621,9

23911,4

86,6


 

Как видно из таблицы 2.8, за январь-декабрь 2007 года общая себестоимость увеличилась на 107,7 %. В целом по предприятию наблюдается падение объема товарной продукции в действующих ценах по Республике Беларусь, с учетом скидок, c учетом отгрузки на экспорт. Однако, в расчете на 1 тонну кондитерских изделий себестоимость по всем калькуляционным статьям и товарная продукции в действующих ценах увеличились. Это объясняется падением общего выпуска кондитерских изделий на 3710,5 тонн или на 13,4 % к соответствующему периоду прошлого года.

Товарная продукция  с учетом скидок и экспорта снизилась на 8,7 %; соответственно прибыли от производства получено 7228,5 млн. руб.; рентабельность производства составила 6,3 %; соответственно,  затраты на 100 руб. товарной продукции увеличились на 0,037 руб.

Рост объема товарной продукции  в действующих ценах по Республике Беларусь составил 4,5%, получено прибыли 23325,7 млн. руб., рентабельность составила 20,4%.

Для увеличения отгрузки на рынок  Республики Беларусь СП ОАО «Спартак» работает по гибкой системе оптовых скидок с отпускных цен. В результате недополучено прибыли 10348,8 млн.руб., потеря рентабельности составила 9,0%. Темп по отгрузке на рынок Республики Беларусь к уровню прошлого года составил 99,2 %.

Предприятие вынуждено реализовывать свою продукцию по ценам не покрывающим уровень затрат (для соблюдения паритета цен на внешних рынках). В связи с чем недополучено прибыли 5928,2 млн. руб. и потеря рентабельности составила 5,2 %.

По итогам работы за январь-декабрь  с учетом скидок и экспорта СП ОАО «Спартак»  недополучило прибыли 16097,2 млн. руб., потеряв при этом 14,1 % рентабельности. Стратегия работы в таких условиях  обоснованна сложившейся экономической ситуацией на внутреннем и внешнем рынках.

Рост затрат по статье «Сырье» на 25,8 % на одну тонну произошел из-за роста цен  на такие виды основного поступающего сырья, как патока (53,6% - неурожай кукурузы в 2007 году), какао-бобы (26,2%), молочные продукты  (от 27,1 % до 49,8 %), масло сливочное (47,5 %), жировая продукция до 86,6 %, мука до 24,2 %  и т.д.

 

Таблица 2.9 – Цены на основные виды сырья

 

Наименование сырья

дек.2006г.

янв. 2007г.

дек. 2007г.

темп к дек.06г.

темп к янв. 07г.

руб/кг

руб/кг

руб/кг

%

%

Патока

 

851,0

865,0

1 307,0

153,58

151,10

Какао-бобы

4 759,0

5 098,0

6 007,0

126,22

117,83

Сахар

 

1 362,0

1 358,0

1 200,0

88,11

88,37

Лимонная кислота

2 926,0

2 926,0

3 212,0

109,77

109,77

СОМ

 

3 754,0

3 787,0

6 935,0

184,74

183,13

МСЦ

 

4 939,0

5 072,0

7 398,0

149,79

145,86

Молоко сгущен.

2 513,0

2 535,0

3 193,0

127,06

125,96

Масло сливочное

5 967,0

6 130,0

8 801,0

147,49

143,57

Жир кондитерский

2 515,0

2 558,0

3 375,0

134,19

131,94

Жир фритюрный

2 435,0

2 453,0

4 543,0

186,57

185,20

Маргарин

 

1 986,0

1 913,0

3 462,0

174,32

180,97

Фундук

 

15 659,0

16 416,0

20 201,0

129,01

123,06

Мука в/с

644,0

687,0

800,0

124,22

116,45

Мука 1/с

522,0

524,0

637,0

122,03

121,56

Меланж

 

1 872,0

1 854,0

2 953,0

157,75

159,28

Яичный порошок

5 523,0

5 676,0

12 942,0

234,33

228,01

Желток

 

1 958,0

1 990,0

3 212,0

164,04

161,41


 

Таблица 2.10 – Информация о работе подразделений предприятия

 

Наименование

показателя

СП ОАО

Спартак

В том числе по цехам

Карамельный 

Бисквитный

Вафельный

Конфетно-

шоколадный

Выпуск продукции, тн

23911,4

5008,9

5520,2

6510,3

6872

Удельный вес по выпуску,%

100,0

20,9

23,1

27,2

28,7

ТП с уч. скидки и экспорта, млн.руб.

119398,2

11760,0

15986,9

25942,3

65709,0

Цена  действ-ая за 1 тн, тыс.руб

4993,4

2347,8

2896,1

3984,8

9561,8

Удельный вес по ТП ,%

100,0

9,8

13,4

21,7

55,0

Себестоимость продукции, млн. руб.

112507,3

15421,6

16605,3

24365,2

56115,2

Удельный вес по себестоимости, %

100,0

13,7

14,8

21,7

49,9

Прибыль,млн.руб.

6890,9

-3661,6

-618,4

1577,1

9593,8

Удельный вес по прибыли, %

100,0

-53,1

-9,0

22,9

139,2

Рентабельность,%

6,1

-23,7

-3,7

6,5

17,1

Затраты на 100 руб. ТП, руб.

0,942

1,311

1,039

0,939

0,854


 

Анализируя работу основных подразделений предприятия за январь-декабрь 2007 года, можно отметить, что продукция  конфетно-шоколадного цеха занимает в натуральном выражении наибольший удельный вес в общем выпуске предприятия (28,7 %), в объеме товарной продукции занимает также наибольший удельный вес (55,0 %) и обеспечивает практически всю полученную  прибыль для СП ОАО «Спартак» (6891,0 млн. руб.). Прибыль, полученная от производства  конфетно-шоколадного цеха (9593,8 млн.руб.) перекрывает потери от производства  карамельного (-3661,6 млн.руб.) и бисквитного (-618,4 млн.руб.) цехов.

Продукция вафельного цеха в натуральном выражении занимает 27,2 % общего выпуска по СП ОАО «Спартак», в объеме товарной продукции 21,7 %,  а в объеме прибыли – 22,9 %, что составляет 1577,1 млн. руб.

Несмотря на то, что  удельный вес продукции карамельного цеха в общем выпуске составляет 20,9 %, прибыли по карамельному цеху не получено вовсе, что обусловлено ростом цен на основные виды сырья (патока на 53,6 %, лимонная кислота на 9,8 %), и значительной долей экспорта – 63,6 % от производства карамели. Из-за сложившегося уровня цен на карамель на рынках России, предприятие вынуждено продавать карамель ниже затрат на ее производство с целью получения валютных средств, сохранения рынков сбыта и  сохранения объемов производства.

Бисквитный цех в  общем выпуске в натуральном  выражении занимает 23,1 %, а убыток от производства  составил -618,4 млн. руб. Причины работы цеха с убытком аналогичные, как и по карамельному цеху.

 

Таблица 2.11 – Анализ себестоимости 1 тонны продукции по статьям затрат в разрезе цехов за январь-декабрь 2006-2007г.г.

Статьи калькуляции

Карамельный цех

Бисквитный цех

Вафельный цех

Конфетно-шокол.цех

2006

2007

%

2006

2007

%

2006

2007

%

2006

2007

%

Сырье

 

1222,7

1511,4

123,6

1294,3

1435,5

110,9

1883,5

2186,2

116,1

3627,9

4107,1

113,2

Вспом.материалы

254,4

322,1

126,6

151,7

166,1

109,5

185,5

202,7

109,3

1469,1

1462,3

99,5

Тара

 

80,4

101,3

126,0

102,2

115,2

112,7

74,6

83,2

111,5

132,2

154,3

116,7

Топливо

 

85,2

114,4

134,3

87,4

108,7

124,4

123,4

151,6

122,9

113,4

123,3

108,7

Эл.энергия

55,9

86,4

154,6

57,1

86,2

151,0

58,2

86,8

149,1

61,2

86,7

141,7

Зар.плата осн.и доп.

104,2

149,3

143,3

193,6

220,7

114,0

177,1

208,8

117,9

445,8

472,9

106,1

Отч. на соцстрах

38,0

55,0

144,7

70,1

78,9

112,6

63,6

74,0

116,4

160,4

170,3

106,2

Общепроизв.расх.

164,3

272,3

165,7

253,4

228,0

90,0

169,1

184,9

109,3

643,3

611,1

95,0

Общехоз.расходы

179,3

244,3

136,3

332,7

351,6

105,7

309,0

344,8

111,6

797,7

767,5

96,2

Производств.себест.

2184,4

2856,5

130,8

2542,5

2790,9

109,8

3044,0

3523,0

115,7

7451,0

7955,5

106,8

Коммерч.расходы

156,1

222,4

142,5

159,0

217,2

136,6

166,0

219,6

132,3

180,3

210,3

116,6

Полная себестоим.

2340,5

3078,9

131,5

2701,5

3008,1

111,3

3210,0

3742,6

116,6

7631,3

8165,8

107,0

Действ. цена с уч.ск.и эксп.

2167,0

2347,8

108,3

2725,5

2896,1

106,3

3504,8

3984,8

113,7

9425,1

9561,8

101,5

Прибыль

 

-173,5

-731,1

 

24,0

-112,0

 

294,8

242,2

82,2

1793,8

1396,0

77,8

Рентабельность,%

-7,4

-23,7

 

0,9

-3,7

 

9,2

6,5

 

23,5

17,1

 

Затраты на 1руб.ТП

1,080

1,311

0,231

0,991

1,039

0,047

0,916

0,939

0,023

0,810

0,854

0,044

Выпуск продукции,тн

9531

5008,9

52,6

5391,7

5520,2

102,4

6631,5

6510,3

98,2

6094,5

6872,0

112,8


 

По основным производственным цехам (карамельный, бисквитный, вафельный, конфетно-шоколадный) выявилась тенденция, присущая фабрике в целом (таблица 2.8): темпы роста себестоимости превышают темпы роста товарной продукции в действующих ценах с учетом скидок и экспорта. В связи с падением объемов кондитерских изделий на 13,4 % за январь-декабрь 2007г. по сравнению с аналогичным периодом 2006 года наблюдается снижение полученной прибыли от производства продукции по всем цехам. Продукция конфетно-шоколадного цеха (КШЦ) считается наиболее прибыльной, но за анализируемый период  прибыль на 1 тн кондитерских изделий по КШЦ снизилась на 22,2 % и составила 1396,0 тыс.руб., рентабельность снизилась на 6,4 пункта. Следует отметить, что рост цен на продукцию карамельного и вафельного цехов самый высокий (108,3 % и 113,7 %), а прибыли получено на тонну продукции по вафельному цеху 242,2 тыс. руб., по карамельному цеху убыток на 1 тонну составил – 731,1 млн. руб.

 

Таблица 2.12 – Результаты работы предприятия за январь-декабрь 2007гг. по месяцам

 

Период

Выпуск

ТП с уч.скид.и эксп.

Себестоимость

Прибыль

Рен-ть

Затраты

тонн

млн.руб.

всего

тыс.руб

на 1 тн

млн.руб

всего

тыс.руб.

на 1 тн

млн.ру

всего

тыс.руб

на 1 тн

%

на 1 руб.ТП

Январь

1286,0

6979,5

5427,3

7066,0

5494,6

-86,5

-67,3

-1,2

1,012

Февраль

2321,0

11689,4

5036,4

10053,3

4331,5

1636,1

704,9

16,3

0,860

Март

2560,7

12557,5

4903,9

11174,6

4363,9

1382,9

540,0

12,4

0,890

1-ый кв.

6167,7

31226,4

5062,9

28293,9

4587,4

2932,5

475,5

10,4

0,906

Апрель

2277,3

9717,0

4266,9

9196,0

4038,1

521,0

228,8

5,7

0,946

Май

1527,0

5275,5

3454,8

6348,7

4157,6

-1073,2

-702,8

-16,9

1,203

Июнь

1898,2

7705,8

4059,5

8183,5

4311,2

-477,7

-251,7

-5,8

1,062

2-ой квар.

5702,5

22697,9

3980,3

23728,2

4161,0

-1030,3

-180,7

-4,3

1,045

1-полугод.

11870,2

53924,7

4542,9

52022,1

4382,6

1902,6

160,3

3,7

0,965

Июль

1065,4

3566,4

3347,5

5342,0

5014,1

-1775,6

-1666,6

-33,2

1,498

Август

1556,0

6886,0

4425,4

7880,4

5064,5

-994,4

-639,1

-12,6

1,144

Сентябрь

2677,7

14309,5

5344,0

12009,4

4485,0

2300,1

859,0

19,2

0,839

3 квартал

5299,1

24760,8

4672,6

25231,8

4761,5

-471,0

-88,9

-1,9

1,019

9 мес.

17169,3

78685,2

4582,9

77253,8

4499,531

1431,4

83,4

1,9

0,982

Октябрь

2032,3

13311,0

6549,7

11404,7

5611,721

1906,3

0,938

16,7

0,857

Ноябрь

2504,6

15120,7

6037,2

12952,7

5171,564

2168,0

0,86561

16,7

0,857

Декабрь

2205,2

14193,6

6436,4

12525,2

5679,848

1668,4

0,75658

13,3

0,882

4 квартал

6742,1

42625,3

6322,3

36882,6

5470,491

5742,7

0,85177

15,6

0,865

Год

23911,4

121364,9

5075,6

114136,4

4773,305

7228,5

0,3023

6,3

0,940

Информация о работе Разработка ценовой стратегии предприятия при выходе на внешний рынок (на примере СП ОАО "Спартак")