Отраслевая специфика ценообразования на примере отрасли розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования курсовой работы – применение методов расчета цен в отрасли розничной торговли. Предмет исследования - система ценообразования на примере отрасли розничной торговли.
Цель работы - исследовать систему ценообразования в отрасли розничной торговли, выявить особенности и сущность ценообразования в данной отрасли.
В курсовой работе определены сущность и функции розничной торговли. Рассмотрены сущность и значение цен в розничной торговле. Определены этапы процесса ценообразования, рассмотрены методы расчета цен на товары в розничной торговле

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
1 ОСНОВЫ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ 8
1.1 Сущность и функции розничной торговли 8
1.2 Сущность и значение цен 10
2 ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ 13
2.1 Ценообразование в розничной торговле 13
2.2 Этапы процесса ценообразования 15
2.3 Методы расчета цен на товары 18
2.4 Особенности установления цен на новые товары 23
2.5 Особенности торговых надбавок в розничной торговле 27
2.6 Налоговые режимы в торговле 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35

Работа содержит 1 файл

Ценообразование.docx

— 69.71 Кб (Скачать)

Торговая надбавка предприятия  состоит из трех основных элементов:

  1. суммы издержек обращения, связанных с реализацией товара;
  2. суммы налоговых платежей, входящих в цену товара, т.е. уплачиваемых непосредственно за счет доходов торгового предприятия (к ним относятся налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, таможенные сборы и пошлины
  3. суммы прибыли и реализации товаров (до вычета из нее налогов)13.

Снижение  уровня издержек обращения (т.е. их размера  в цене каждого товара) может быть обеспечено за счет роста объема продажи  товаров, реализации внутренних резервов их экономии и других направлений  хозяйственной деятельности. Снижение суммы и уровня налоговых платежей, входящих в цену товара, может быть обеспечено за счет совершенствования ассортиментной политики предприятия, отказа от импорта ряда товаров, осуществления более эффективной налоговой политики (более полного использования системы налоговых льгот) и других мероприятий. Снижение уровня первых двух элементов в цене товаров позволяет формировать в рамках диапазона торговой надбавки более высокий размер прибыли (уровень рентабельности), т.е. осуществлять более эффективную ценовую политику.

Одним из внешних факторов, оказывающих влияние на формирование уровня торговой надбавки (наценки), выступает  конкуренция. В зависимости от выбранной  конкурентной стратегии фирма стремится обеспечить себе либо лидерство по ценам, либо ориентируется на средний уровень цен конкурентов. Последняя из стратегий является преобладающей. Стремясь поддерживать цены на более низком уровне, чем у конкурентов, предприятия торговли и общественного питания устанавливают соответствующий уровень торговых надбавок (наценок), осуществляя режим экономии издержек для того, чтобы возместить расходы и иметь возможность получить прибыль.

Базой формирования уровня торговой надбавки (наценки) служит уровень цен приобретения товара. Несмотря на глубокую взаимосвязь уровень  торговой надбавки (наценки) далеко не всегда определяется уровнем цены на товар. Так, при низком уровне цены производителя может быть сформирован высокий уровень торговой надбавки (наценки), и, наоборот - при высоком уровне цены производителя предприятия торговли и общественного питания ограничиваются низким уровнем торговой надбавки (наценки). В более выгодном положении находятся предприятия, осуществляющие режим экономии и получающие вследствие этого значительный размер прибыли14.

2.6 Налоговые режимы в торговле

 

Розничная торговля − это торговля товарами и оказание услуг покупателям  за наличный расчет, а также с  использованием платежных карт. К  данному виду предпринимательской  деятельности не относится реализация подакцизных товаров, указанных в подпунктах 6-10 п. 1 ст. 181 НК РФ, продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без них, в барах, ресторанах, кафе и других точках общественного питания.

У торговых организаций, занимающихся реализацией  товаров в розницу, зачастую возникает  множество вопросов, связанных с  налогообложением, особенно при расчете  налога на добавленную стоимость, так  как огромное количество магазинов  розничной торговли одновременно реализуют  товары с разными ставками налога.

При розничной  торговле сумма налога, подлежащего  уплате в бюджет, заложена в розничную  цену товара, поэтому, глядя по ценнику, невозможно определить, по какой ставке налога облагается реализация данного  товара.

В оптовой  торговле на основании счета-фактуры  сразу можно определить, по какой  ставке облагается данный товар. В рознице  по каждой операции счет-фактура не выписывается, да и трудно себе представить, чтобы в продовольственном магазине на пакет молока выписывался счет-фактура. Тем более что в книгу продаж в розничной торговле вносятся показания  контрольно-кассовой техники, и если продавец выпишет такой счет-фактуру, то по правилам он должен его также  зафиксировать в книге продаж. Налицо двойное налогообложение: одна и та же покупка дважды подпадает  под налогообложение.

Представим  себе розничную организацию, осуществляющую продажу продовольственных товаров  населению. В торговом зале одновременно находятся хлебобулочные изделия, молоко, мука и т. п., т. е. товары, которые  облагаются по ставке НДС 10%, и кондитерские товары, виноводочные изделия, мясные деликатесы и т. д., облагаемые по ставке 18%.

Как в  этом случае определить налогооблагаемую базу по НДС? Налоговое законодательство в этом случае требует обязательного  ведения раздельного учета. В  противном случае организации придется уплатить НДС со всего налогооблагаемого  оборота по максимальной ставке. Если организация реализует товары с разными ставками налога, то для исчисления суммы налога необходимо руководствоваться п. 1 ст. 166 НК РФ:

«Сумма  налога при определении налоговой  базы в соответствии со статьями 154 − 159 и 162 настоящего Кодекса исчисляется  как соответствующая налоговой  ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете − как  сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых  отдельно как соответствующие налоговым  ставкам процентные доли соответствующих  налоговых баз».

Для того чтобы правильно исчислить сумму  налога, подлежащую уплате в бюджет, бухгалтер должен определить налогооблагаемые базы по ставке 10% и налогооблагаемую базу по ставке 18%.

Таким образом, отсутствие раздельного учета в  организации розничной торговли негативно отражается на ее финансовом положении. Однако каких-либо правил организации  подобного раздельного учета  в розничной торговле не предусматривает  ни один нормативный документ.

В целях  исчисления НДС при реализации товаров  по разным ставкам налогоплательщикам целесообразно самостоятельно разработать  порядок ведения раздельного  учета в своей организации. Методы организации такого учета в обязательном порядке должны быть отражены в учетной  политике для целей налогообложения.

Торговой  организации, реализующей в розницу  товары по разным ставкам, в плане  ведения раздельного учета по НДС рекомендуется следующее.

Раздельный  учет должен быть организован таким  образом, чтобы по его данным можно  было безошибочно определить налогооблагаемую базу для исчисления налога по разным ставкам.

Идеальным вариантом ведения раздельного  учета является применение контрольно-кассовой техники, обрабатывающей информацию о продаваемых товарах по специальным штрих-кодам, наносимых на товар, находящийся в продаже. Данная информация считывается с продаваемого товара и обрабатывается специальной программой, в результате организация имеет информацию по проданным товарам с разбивкой по различным ставкам НДС. Но такая контрольно-кассовая техника имеет достаточно высокую цену, поэтому этот вариант могут использовать далеко не все розничные организации.

Наиболее  приемлемой на сегодняшний день остается инвентаризация товаров. При этом в  инвентаризационных ведомостях должна содержаться дополнительно информация об остатках товаров и ставках  налога.

Инвентаризация  должна проводиться не реже одного раза в налоговый период по состоянию  на 1-е число месяца, следующего за отчетным. Данные инвентаризации должны отражать всю необходимую информацию для определения налогооблагаемой базы и суммы налогов.

В этом случае данные о продажах товаров, реализованных  за отчетный период, будут известны только в конце налогового периода, и, соответственно, внести данные в  книгу продаж бухгалтер может  только в конце налогового периода, что фактически представляет собой  нарушение ведения данного регистра. А это может привести к штрафным санкциям со стороны налоговых органов. Чтобы подстраховаться, следует  отразить данный порядок заполнения книги продаж в учетной политике организации, и тогда, вероятно, штрафные санкции применяться не будут, хотя прямо это не установлено налоговым  законодательством. [16]

Таким образом, организации розничной торговли, являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, обязаны  при исчислении данного налога выполнять  все требования главы 21 «Налог на добавленную  стоимость» НК РФ. В обязанности  налогоплательщика входит выставление  счетов-фактур, ведение книги продаж и книги покупок, заполнение на их основе налоговой декларации и уплата налога в бюджет.

.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сфера розничной торговли состоит  из множества организаций, занимающихся перемещением товаров и услуг  из мест их производства к местам использования. Розничная торговля - это любая  деятельность по продаже товаров  или услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого  использования. Розничные торговые предприятия можно классифицировать по нескольким признакам: на основе предлагаемого  ассортимента (специализированные магазины, универмаги, универсамы, магазины товаров  повседневного спроса, комбинированные  универсамы, универсамы широкого профиля, торговые комплексы и розничные  предприятия услуг), на основе относительного внимания к ценам (магазины сниженных  цен, склады-магазины и магазины-демзалы, торгующие по каталогам), на основе характера торгового помещения (торговля с заказом товара по почте или  по телефону, торговые автоматы, службы заказов со скидкой и торговля вразнос), на основе принадлежности магазина (корпоративные сети, добровольные сети, кооперативы розничных торговцев, потребительские кооперативы, организации  держателей привилегий и розничные  конгломераты) и на основе разновидности  концентрации магазинов (центральные  деловые районы, региональные торговые центры, районные торговые центры, торговые центры микрорайонов). Розничный продавец принимает решения о выборе целевого рынка, о товарном ассортименте и  комплексе услуг, о политике цен, стимулировании и месте размещения предприятия. Розничным продавцам  необходимо изыскивать пути повышения  профессионального уровня управления собственной деятельностью и  ее продуктивности.

Ценообразование в условиях рынка является сложным  процессом, подверженным воздействию  многих факторов. Выбор общей ориентации в ценообразовании, подходов к определению  цен на новые и уже выпускаемые  изделия, оказываемые услуги в целях  увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения уровня производства, максимизации прибыли и укрепления рыночных позиций фирмы осуществляется в рамках маркетинга.

Установление  цены - один из важных элементов маркетинга, прямо воздействующий на сбытовую деятельность, поскольку уровень и соотношение  цен на отдельные виды продукции, особенно на конкурирующие изделия, оказывают определяющее влияние  на объемы совершаемых клиентами  закупок.

Цены  находятся в тесной зависимости  со всеми составляющими маркетинга и деятельности фирмы в целом. От цен во многом зависят реальные коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное воздействие  на положение фирмы на рынке.

Ценообразование является ключевым элементом ценовой  политики предприятия, а также комплекса  маркетинга. От правильного выбора методологии ценообразования во многом зависит результаты ценовой  политики предприятия. Поэтому на выбор  методов ценообразования и приспособленности  их к маркетинговой политике не стоит  экономить время и средства. Принимая решение о выборе того или иного  уровня цены, руководству предприятия  целесообразно опираться на несколько  цен, рассчитанных для одного и того же товара, поскольку это позволит оценить возможности получения  прибыли с различных сторон, и  выбрать оптимальный уровень  цены в сложившейся рыночной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Архипова А.И. Экономика. Учебник / М.: Проспект, 2001.
  2. Ашмарина Е.М. Некоторые аспекты расширения предмета финансового права в Российской Федерации. - М., 2004.
  3. Байтин М.И., Петров Д.Е. Метод регулирования в системе права: виды и структуры // Журнал российского права - 2006. - № 2.
  4. Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. - М.: Финстатинформ, 2006.
  5. Головин А.Ю., Логвинова И.В. Понятие финансового права, его особенности и связи с другими отраслями права // Финансовое право: Учеб. пособие / А.Ю. Головина, Е.А. Федоровой. - М., 2005.
  6. Горбунова О.Н. Понятие предмета и метода финансового права и его место в системе российского права // Финансовое право: Учебник /О.Н. Горбунова. - 3-е изд. - М., 2005.
  7. Горбунова О.Н., Грачева Е.Ю. Система финансового права // Финансовое право: Учебник / Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко. - М. - 2006.
  8. Горфенкеля В.Я. Предпринимательство / М.: ЮНИТИ, 2002.
  9. Долгова С.И., Васильева В.В., Гончарова С.П. Цены и ценообразование. /М., «Высшая школа», 2004. С. 56-58.
  10. Есипова Е.В. Цены и ценообразование. /Е.В Есипова,– СПб: Питер, 2006.-206с.
  11. Жукова Е.Ф. Общая теория денег и кредита/– М.: ВЕЧЕ, 2006.
  12. Карасева М.В. Финансовое право России: новые проблемы и новые подходы // Государство и право. - 2006. - № 12.
  13. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 2004.
  14. Новиков А.М., Новикова Н.Е. Универсальный экономический словарь. М., «Наука», 2005. С. 102.
  15. Пунин Е.М. Маркетинг, менеджмент, ценообразование на предприятии. М., Международные отношения, 2005.
  16. Рузавин. Г.И. Основы рыночной экономики. М.: ЮНИТИ, 2006.
  17. Рукавишникова И.В. Финансово-правовое регулирование рынка ценных бумаг // Финансовое право. - 2005. - № 7.
  18. Салижманова И.K. Ценообразование и рынок / М.: Финстатинформ, 2006.
  19. Салижманова И.K. Ценообразование: учебное пособие/ И.К.Салимжанова, - М.: Финстатинформ, 2008.
  20. Федько В.П., Федько Н.Г. Основы маркетинга. Изд.3-е, дополн. и переработ. Ростов-на-Дону,2002
  21. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров. Курс экономической теории /М.: АСА, 2005
  22. Шуляк П.Н. Ценообразование: Учебно-практическое пособие.-2-е изд. М.: ИВЦ “Маркетинг”, 2006.
  23. Шуляк П.Н. Ценообразования. М.: Дашков и К, 2005.
  24. Ценообразование в розничной торговле http://www.business101.ru/article/ценообразование-в-розничной-торговле
  25. Ценообразование в розничной торговле http://www.weblobby.ru/rozn17/
  26. Потребитель и ценообразование в розничной торговле http://retail.bl.by/articles/271424.php
  27. Ценообразование в розничной торговле http://spravka-jurist.com/base/part-xx/tx_csxvoa.htm

Информация о работе Отраслевая специфика ценообразования на примере отрасли розничной торговли