Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:38, контрольная работа
Задание 1
Определите:
а) оптовую цену предприятия;
б) розничную цену;
в) структуру розничной цены.
Исходные данные:
- полная себестоимость изделия- 8000 тенге;
- уровень рентабельности затрат- 30%;
- налог на добавленную стоимость- 12%;
- наценка посреднических организаций- 680 тенге;
- торговая надбавка- 20% к отпускной цене посредников.
Введение 2
Тема 6 - Налоги и прибыль в составе цены 3
1 Налоги как ценообразующие факторы цены. 3
2 Налог на добавленную стоимость, его сущность, методика определения 7
3 Акцизы как вид косвенных налогов, включаемых в цену 10
4 Таможенные пошлины и сборы, и их влияние на ценообразование 12
5 Подоходный налог и его влияние на уровень цен 12
6 Прибыль как форма чистого дохода, реализуемого в цене 14
7 Рентабельность и методы ее обоснования 15
8 Факторы, влияющие на размер прибыли 21
9 Методы определения величины прибыли, включаемой в цены естественных монополий 22
Заключение 25
Практическое задание 26
Список использованной литературы 34
Сложной проблемой является оценка значения и места естественных монополий в рыночной экономике. Еще более сложными являются поиски оптимальных путей и методов их реформирования.
Как реальные экономические субъекты естественные монополии существуют во всех странах мира даже при развитом механизме конкуренции и отличаются противоречивостью функционирования. Клубок противоречий состоит из множества проблем: цен и тарифов, технических достижений и открытий, столкновений стратегических интересов различных стран, интересов государства 'и населения, центрального правительства и регионов, государственного и частного капитала.
Противоречивость организационно-экономических условий деятельности естественных монополий привела, например, М.Фридмена к выводу о невозможности принятия оптимального решения в отношении технологической монополии. Есть только возможность выбора из частной нерегулируемой монополии, частной монополии, регулируемой государством, или непосредственной хозяйственной деятельностью государства.
Во
многих странах естественные монополии
служат основой развития национальной
экономики/и поэтому они
Здесь
существуют две альтернативы. Одной
является необходимость введения конкуренции
в сферу естественных монополий, для ликвидации
их предпочтительного положения перед
другими компаниями. В результате конкуренции
неизбежно снижение цен и тарифов, повышение
качества производимых товаров и оказываемых
услуг
Другая позиция заключается в том, что естественные монополии должны сохранить свою роль, однако государство обязано регулировать их деятельность.
Сторонники первой позиции считают, что необходим переход от монополии к конкуренции через рынок, рассматривая конкуренцию как главный критерий эффективности функционирования всей экономики. В результате развития НТП, например, строительство электростанций независимыми производителями приводит к конкуренции с действующими монополистами. Современная сотовая и спутниковая связь является серьезной альтернативой компаниям - монополистам, предоставляющих услуги на рынке телефонных сетей. Функционирование автономных тепловых станций рассматривается в качестве конкурентов для централизованных теплосетей.
По прогнозам специалистов, в ближайшие 8-10 лет у потребителей появится возможность выбирать источник энергии, и коммунальные службы утратят свое монопольное положение. В этом случае предсказывается снижение цен для потребителей, которые будут приветствовать демонополизацию, способствующую повышению качества предоставляемых клиентам услуг. В целом конкуренция позволяет рассчитывать на эти процессы. Таким образом, в мире тенденция к демонополизации сохраняется.
Комплекс мер, принимаемых государством для обеспечения паритетности интересов продавцов и покупателей товаров, услуг на рыночном пространстве представляет собой ценовую политику.
Какую же ценовую политику избрал Казахстан? Ее начало было ознаменовано широкой либерализацией цен в январе 1992 года, когда были отпущено на свободу до 90% оптовых и 80% розничных цен, а регулированию подвергались только цены на продовольственные товары первой необходимости.
В
марте 1993 г. в связи с высоким
уровнем инфляции, переросшей в гиперинфляцию,
было начато регулирование цен на
продукцию хозяйствующих
гиперинфляция, галопирующий рост цен, особенно у предприятий естественных монополистов.
С января 1992 г. до октября 1994 г. цены на электроэнергию выросли более чем в 17,3 тысяч раз, на природный газ - в 32,4 тысячи раз при среднем индексе роста цен в промышленности - в 8,6 тысяч раз.
Резко встал вопрос о финансовой стабилизации экономики Казахстана, и первым шагом на этом пути была необходимость замедления роста цен предприятий-монополистов.
В 1994 г., наконец, была осознана необходимость вмешательства государства в процессы регулирования экономики и восстановлены органы ценообразования, ликвидированные в 1993 г. (Госкомитет по антимонопольной и ценовой политике).
С октября 1994 г. началась работа по регулированию деятельности пред-приятий естественных монополистов, были выбраны отрасли естественных монополистов (сырая нефть, газ, уголь, электроэнергетика, железнодорожное сообщение, почта и связь и др.), за ценами, которых велся жесткий контроль.
В течение 2-х лет сдерживался рост цен на электроэнергию, железнодорожные пассажирские перевозки. Контроль проводился на основе проверок объективности затрат, правильности составления калькуляций и установления норматива рентабельности по отношению к фактической себестоимости. Наиболее жестко контролировался уровень прибыли у предприятий, включенных в государственный регистр естественных монополистов. Госкомитет по антимонопольной и ценовой политике вел мониторинг за ходом выполнения постановлений Правительства, направленных на реализацию ценовой политики РК.
Эти меры позволили замедлить темпы роста цен в отраслях, относящихся к сфере естественной монополии, и в экономике в целом, в результате чего в республике была приостановлена инфляция.
В 1995-1997 гг. - уровень свободных розничных цен достиг почти 100%
отметки, было отменено регулирование цен на продовольственные товары. Прекращено регулирование уровня рентабельности монополистов, работающих на конкурентном рынке, и отменены дотации на коммунальную сферу, составляющие порой 30%-70% от стоимости коммунальных услуг.
В
период 1994-1997 гг. антимонопольное
В
1998 году введены в действие законы
"О естественных монополиях", "О
недобросовестной конкуренции". Антимонопольный
комитет получил статус независимого
межведомственного
В 1998 году Антимонопольным комитетом была разработана программа "Ценовая политика в Республике Казахстан на 1998-2003 годы".
Целью этой программы является формулирование гибкой системы регулирования сферы естественной монополии, стимулирование конкуренции на внутреннем рынке и поддержка отечественных товаропроизводителей на внешнем рынке.
В соответствии с этой программой основными задачами ценовой политики в сфере естественных монополий являются:
- структурная реорганизация;
- регулирование ценообразования на продукцию и услуги предприятий данной сферы;
-
устранение ценовой
-
осуществление жесткого
-
предотвращение установления
- ограничение действий государственных монополий, препятствующих входу хозяйствующих субъектов на рынок;
-
установление порядка
-
контроль за порядком
На монопольном рынке цена зависит от целей монополиста. Она может быть ниже затрат, если монополист решает социальные или благотворительные цели, или может рассчитываться по затратам с добавлением прибыли. Для сокращения потребления каких-то товаров цена может устанавливаться высокой. Одним словом, монополия может установить любую цену, так как, с одной стороны, она может не бояться, что цена будет сбита конкурентом, а с другой стороны, потребителю некуда деваться, и он будет покупать товар по любой цене. Монополия стремится к максимизации прибыли, и здесь особое значение приобретает государственное регулирование.
В Казахстане для предприятий-естественных монополистов принят особый порядок расчета себестоимости товаров и услуг. Основными особенностями ценообразования в сфере естественной монополии являются:
1.
В цены (тарифы) включаются затраты,
относящиеся к основному виду
деятельности субъекта
2.
В цены (тарифы) включаются затраты,
связанные с нормативными
3.
При определении расходов на
оплату труда расчет ведется
по фактической численности,
4.
В цены (тарифы) включаются расходы
на оплату труда
5.
В цены (тарифы) включаются амортизационные
отчисления, рассчитанные методом
равномерного начисления на
6.
Материальные затраты,
Также важным моментом явилось введение новой тарифной методологии, применение нового для Казахстана метода установления нормы прибыли на инвестированный капитал. Это нововведение было обусловлено, прежде всего, в целях создания привлекательных условий для инвесторов и в соответствии с мировой практикой и международными стандартами. Переход к включению прибыли в цены (тарифы) субъектов естественной монополии по ставке на задействованные активы вместо расчета прибыли по показателю рентабельности к затратам позволяет устранить зависимость прибыли как одного из элементов цены от совокупных затрат на производство.
Несмотря
на некоторые достигнутые
Опыт регулирования естественных монополий в США показывает, что демонополизация пяти отраслей - телефонной междугородной службы, авиапассажирского транспорта, добычи и транспортировки природного газа, грузовых перевозок и железнодорожного транспорта позволила снизить цены на их услуги в среднем на 25-50%, хотя и для США демонополизация не проходила безболезненно.
Так, первый антимонопольный закон Шермана от 1890 г. составляет ядро антитрестовской политики экономической жизни США. В 1914 г. был введен вдействие закон Клейтона, дополняющий и усиливающий положения закона Шермана. Антитрестовские законы пресекают любые попытки монополизации рынкадутем слияний и соглашений между производителями и торговлей. Ряд позднейших законодательных актов (Закон о Федеральной Торговой Комиссии 1914 г., Закон Робинсона - Патмена 1935 г., Закон Селлера -Кефовера 1950 г.) контролируют практику слияний и процесс дискриминации цен в розничной торговле. hp все же эти законы не предусматривают ликвидацию естественных монополий отличается от позиции Европейского Союза (там нет ограничений на создан” картелей). В Великобритании запрещена практика пересмотра системы ценообразования и скупка ценных бумаг или основного капитала одной, какой либо компанией других компаний. Закон о конкуренции, действующий в Великобритании с 1980 г., создает непреодолимые препятствия монополия” для незаконного извлечения доходов путем отказа от выкупа заложенной ранее имущества, установлением демпинговых цен, давления на покупателя с целью добиться от него отказа на приобретение товара фирмы - конкурента